Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95431

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

«Из опыта работы преподавателя по вокалу»

Дата публикации:

Автор:
Преподаватель по вокалу, Детская школа искусств №1, г. Раменское, Московской области

Цель: Цель работы - подвести итог своей деятельности в качестве преподавателя Детской школы искусств №1 по классу вокала, а также поделиться своим педагогическим мастерством.

Задачи: Главная задача педагога-вокалиста – это воспитание образного, художественного исполнения, которая актуальна на всех этапах обучения.

Некоторые учителя несправедливо утверждали, будто обучение пению, начатое до совершеннолетия, бывает гибельно для голоса и вредно для здоровья. Опыт доказал противное. Ученик может упражняться в вокализации с самого нежного возраста; через это он приобретет более силы и гибкости; надобно только, чтоб учитель поступал благоразумно и соблюдал предосторожности, которых требует орган, еще не совсем установившийся. Приготовив предварительно слух учащегося к ощущению музыкальности, уча его механически (практически) и шутя, при помощи фортепиано, почти до семи лет, когда он выучится отворять (открывать) рот и давать ему форму наиболее способную для произведения звука, надобно заставлять его петь не спеша и при медленном такте (темпе) не целые гаммы, как это делается при пении взрослых, но только те ноты, которые он будет выпевать без труда. Надобно дать ему полное понятие о расстояниях (интервалах) от одного тона гаммы до другого и заставлять его верно схватывать интервалы как соединенные (звучащие гармонически), так и разделенные (звучащие мелодически). Должно соблюдать предосторожность, чтобы такого рода упражнения продолжались не более четверти или получаса в день, смотря по тому, каковы пьесы, и чтобы не по- вредить грудь, то есть легких и частей от них зависящих. В противном случае, от этого могут произойти весьма вредные последствия.

Важно давать петь молодым ученикам только такие музыкальные пьесы, которые соразмерны с их голосом и которые от больших и продолжительных усилий не подвергают их опасности лишиться хороших способностей к пению. Если некоторые музыкальные сочинения имеют свойства изменять голос и даже отнимать все средства у людей с голосом, уже образовавшимся, то сколько вреда может нанести подобная музыка развитию голосовых органов у молодых людей слабого и нежного телосложения.

Итак, хорошая вокализация, соединенная с уменьем переводить дух (брать и использовать дыхание), составляет главные основания в искусстве пения: также, чтобы при обучении пению поступать не безотчетно, необходимо основывать его на точном знании дыхательного и голосового механизма и почерпать основные правила из физиологии сих органов.

Лучшее положение при пении есть то, которое более всего способствует выходу голоса (голосообразованию) и не утомляет певца. Всякое положение, отнимающее у организма его силы, а у тела его естественную непринужденность, всегда вредно. Учащийся должен петь стоя, без телодвижения и держаться прямо.

При стоянии он не будет чувствовать сжатия в животе и той неловкости, которая происходит от этого для дыхания. В прямом положении он может дать груди своей приличное развитие. Держа голову прямо, он избегнет сжатия или растяжения гортани (глотки), которое препятствует свободному исполнению.

Учащийся заранее должен привыкнуть к естественному растворению (раскрыванию) рта. При пении пусть на лице его выражается улыбка; но он не должен ни слишком много, ни слишком мало раскрывать рот, чтоб избегнуть горловых и носовых звуков, которые бывают обыкновенно следствием той или другой из сих погрешностей.

При исполнении он должен стараться держать себя в одном положении, чтоб избежать самого обыкновенного недостатка, состоящего в том, что иногда, от оплошности, буква «а» переменяется на «о» и т. п., отчего нарушается равенство звуков.

Кругловатая форма рта не хороша так же, как привычка слишком приближать язык к зубам (отчего в произношении происходит не приятный свист), поднимать его и двигать им так, что это нарушает естественное положение. Язык, в здоровом состоянии, должен естественным образом, без малейшего затруднения, вытягиваться так, чтобы слегка касаться корней нижних зубов. Не надобно сжимать зубы и сближать губы, придавая им некоторую напряженность. От сего может произойти сжатие в подбородке и челюстях, а это затрудняет и утомляет до крайности. Также не должно мотать головой, ртом и подбородком ни в простом пении, ни при исполнении трелей или других трудных упражнений; такой недостаток вредит голосу и делает неприятным лицо певца.

Певческие упражнения состоят из разнообразных гамм и небольших упражнений, составленных с тою целью, чтобы посредством их облегчить переходы из одного тона в другой и развитие голоса; в сольфеджиях, вокализациях и других пьесах, расположенных постепенно, сообразно встречающимся в них трудностям, дабы они могли мало-помалу служить руководством к хорошему пению. Сольфеджировать, петь сольфеджии — значит, соединяя звуки, произносить в то же время слоги гаммы (названия нот) do, re, mi и прочие, им соответствующие.

Вокализировать — значит, не называя нот, петь с помощью данной гласной (на гласную).

Итак, сольфеджиями или вокализам и называются певческие пьесы без слов, которые поются двумя способами, как сказано будет ниже.

Гаммы, состоящие из связных звуков на гласную «а», составляют самое полезное упражнение для желающих петь хорошо.

Сольмизацией называется такое упражнение, с которого обыкновенно начинают все обучающиеся музыке, чтобы понятие о слогах do, re, mi и т. п. соединилось в уме с понятием об относящихся к ним интервалах, потому что сии слоги помогают им помнить интервалы. Это в то же время может служить приготовительным упражнением в произношении. Вокализация, которая составляет середину между сольмизацией и пением, имеет целью усовершенствовать голос в отношении материальном. Она делается более над гласными буквами, нежели над согласными, потому что над согласною нельзя сделать больше одной ноты, не произнеся ее снова; между тем как гласная буква не только содействует излиянию голоса, но дозволяет соединять звуки при самом повторении.

Чем звучнее гласные, тем более доставляют они средств гортани слегка соединять ноты, не утомляя органа. Самая способная из гласных есть «а»; за ним следует «о» и «е». Другие не так звучны и располагают к носовому или горловому звуку так же, как и другие. Между тем полезно пропеть каждую из букв как можно громче, но без малейшего принуждения.

Утренние часы после легкого завтрака, послеполуденные часы, спустя два или три часа после обеда, наиболее благоприятны для упражнения голоса. Итак, не должно петь тотчас после вставания и натощак, потому что голос тогда так же, как и тотчас после стола, бывает груб и глух; ибо легкое и чистое пение требует, чтобы желудок не был обременен пищей и чтобы в животе, груди и шее не было никаких тягостных ощущений. Вредно также продолжать свои упражнения до вечера и ночи.

При утренних упражнениях надобно наблюдать большие предосторожности. В особенности должно воздерживаться от напевов (интонаций) резких (высоких) нот, но начинать пением в продолжение получаса средних звуков, которые не требуют никакого усилия; потом переходить к звукам более трудным и оканчивать резкими (высокими) звуками, упражняя, таким образом голос во всем его пространстве (объеме). Только чрез такую постепенность можно достигнуть высокого развития голоса без утомления учащегося — условие, которого требует не только сбережение голоса, но и сохранение здоровья.

Учащийся отнюдь не должен чрез меру длить своих упражнений и петь с усилием, особенно высокие ноты, и вообще такие, которые не под силу его природному голосу.

Когда учащийся почувствует в груди жар, а в горле какую-то сухость, сиповатость, усталость и тягостное сжатие, тогда должно немедленно перестать петь и только тогда начинать свои упражнения, когда уже пройдут все признаки раздражения.

Списки литературы

Варламов А.Е. Полная школа пения: Учебное пособие. 3-е изд., испр. — СПб.: Лань; Планета музыки, 2008. — 120 с.

Наши новости:

Разместить свою публикацию