Введение
В настоящее время в программных документах, определяющих перспективы развития системы школьного образования страны, установлены требования к личностным, метапредметным, предметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования. ФГОС среднего общего образования определяет проблему эффективной социализации выпускника, формирование, развитие в ходе образовательного процесса его личностных качеств как ключевую в рассмотрении процессов и результатов деятельности образовательного учреждения. В связи с этим актуальной является проблема изучения психологических особенностей социализации старшеклассников, их представлений о собственных личностных результатах освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Наряду с формированием универсальных учебных действий, предметных и метапредметных компетенций современная школа должна уделять внимание духовно-нравственному развитию учащихся, процессу их воспитания и социализации. Программа воспитания и социализации строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на достижение требований Стандарта.
В настоящее время проблемы социализации старшеклассников разрабатываются многими научными психологическими школами и являются центральными для педагогической и психологической практики. Социализация рассматривается рядом ученых как двоякий процесс (Д.Н. Дубровин, Д.И. Фельдштейн и др.). Во-первых, социализация – это процесс освоения (присвоения) и реализации растущим человеком социального (норм, отношений, различных проявлений духовности и пр.), социализация противостоит индивидуализации, хотя одновременно и взаимосвязана с ней, т. е. социализация рассматривается в том плане, в каком этот процесс обычно освещается в психологической литературе. Во-вторых, социализация – это реальное содержание взросления ребенка, реализуемое в двуедином процессе социализации—индивидуализации, где происходит формирование собственно социального как главного результата социального созревания, в котором и осуществляется становление значимого в своей индивидуальности субъекта активного творческого действия. Личностное становление ребенка рассматривается как процесс реализации в нем индивидуально-социального (индивидуального освоения социального и индивидуального отторжения и
4
воспроизводства социального) как выражения общего социального, присвоение которого проявляется в определенном уровне самосознания, самоопределения. В процессе социализации—индивидуализации (т. е. в процессе социального созревания) осуществляется как осознание, освоение (присвоение) и реализация (с учетом индивидуальных особенностей — темперамента, характера, способностей и пр.) социальных норм, принципов, отношений, так и присвоение и реализация новой «самости» (нового уровня самосознания, самоопределения), что не только позволяет индивиду воспроизводить в своей деятельности присвоенное социальное, но и обеспечивает соответствующие возможности в этом воспроизводстве и формировании новой социальной позиции, а также возможности дальнейшего осуществления себя как действенного субъекта. Как отмечает Д.И. Фельдштейн, социализация по своей сути — это движение, а не ряд локальных действий присвоения. Отсюда чрезвычайно важно четко понимать и структурировать социализацию как процесс, содержание которого определяется, с одной стороны, освоением всей совокупности социальных влияний мирового уровня цивилизации, культуры, общечеловеческих качеств, с другой — отношением ко всему этому самого индивида, актуализацией его Я, раскрытием возможностей, потенциалов личности, ее творческой природы.
Социализация рассматривается как сложный многогранный процесс, включающий в себя:
усвоение индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;
усвоение и дальнейшее развитие у индивида социально-культурного опыта;
становление личности, обучение и усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;
включение человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.
В данных методических рекомендациях рассматривается один из способов организации внеурочной деятельности и реализации программы воспитания и социализации в соответствии с федеральным государственным стандартом образования среднего общего образования (ФГОС СОО) на основе реализации проекта воспитания и социализации обучающихся 10-11 классов «Школа социокультурных практик».
5
Методические рекомендации предназначены для администрации и педагогических работников общеобразовательных организаций. В рекомендациях предлагается один из способов реализации программы воспитания и социализации и организации внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования в условиях федерального государственного стандарта образования.
1. Разработка нормативно-правовой базы по реализации программы воспитания и социализации в ОО на уровне
среднего общего образования
В современной России воспитание становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества. Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования (далее ФГОС СОО) является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
Процесс социализации обучающихся в общеобразовательной организации – это целенаправленная профессиональная работа всех субъектов образовательной деятельности по осуществлению эффективных мер совершенствования содержания, структуры, технологии и методики воспитательной деятельности, развития социального партнерства с государственными и общественными организациями в целях социализации и развития детской личности в едином социальном пространстве.
Нормативно-правовые основы управления развитием системы социализации и воспитания формируют социальный заказ системе образования на воспитание и социализацию обучающихся. В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 2) зафиксировано, что «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Социализация же определяется как готовность личности к принятию ответственных решений в ситуации выбора.
Во ФГОС СОО, Указе Президента о «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.», в Программе духовно-нравственного развития личности, в Письме Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 № ИР-352/09 «О направлении программы. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» воспитание и социализация определены как самостоятельное направление образовательной деятельности.
6
Для успешной социализации обучающихся рекомендуется применять современные технологии: социального проектирования, социального партнерства, технология молодежной экспертизы управленческих решений, технология ресурсообразования, информационные и диалоговые технологии, информационно-коммуникативные технологии и др.
Технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Так, технология социального партнерства используется в организации полисубъектного взаимодействия, общих действий учащихся и педагогов разных школ, в сотрудничестве с субъектами, заинтересованными в успешной социализации детей и молодежи: с семьями обучающихся, учеными вузов и НИИ, работниками детских учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений, общественными объединениями и организациями, органами исполнительной власти и др.
Внедрение технологии проектного управления требует от всех педагогов гибкости, способности к постоянным изменениям, компетентности в инновационной деятельности, инновационного мышления и инновационного поведения. В алгоритме проектного управления, как правило, обновляется должностной функционал или возникают новые должности, например, менеджер проекта.
Технология ресурсообразования позволяет решать многие задачи обновления системы воспитания и социализации и имеет следующий алгоритм: мониторинг потенциала субъектов; образование новых смыслов (воспитания, социализации); моделирование изменений и выбор оптимальной модели развития; создание программы или инновационного проекта; опережающее создание условий для реализации программы или проекта; формирование профессиональных и организационных компетенций субъектов деятельности; закрепление ресурса как реального актива (в традиции, принципе, воспитательной системе, компетенции руководителя и т.д.).
Информационно-коммуникативные технологии (школьное телевидение, компьютерные коммуникации) усиливают открытость воспитательного пространства, переводят на современный уровень взаимодействие с социальным окружением школы.
Развивая систему школьной социализации, следует придавать особое значение влиянию как институциональных, так и стихийных факторов социализации. Креативная образовательная среда выступает в качестве отдельного, «самостоятельного» фактора, обусловливающего успешность социализации. В креативной среде развиваются творческие способности обучающихся, их таланты и
7
одаренность, складывается инновационная позиция педагога, разрабатываются инновационные педагогические проекты. У классных руководителей есть потребность в совершенствовании своих качеств, форм и методов воспитательной работы, повышении эффективности своих действий, связанных с воспитанием учащихся, ростом их сплоченности, организованности, улучшением микроклимата и т.п.
Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.
Для реализации проекта воспитания и социализации на уровне среднего общего образования «Школа социокультурных практик» необходимо следовать алгоритму:
1. Анализ запросов родителей, ресурсов школы и населенного пункта.
2. Определение направлений, исходя из анализа ресурсов, запросов и требований ФГОС СОО.
3. Определение подходов и технологии при организации деятельности старшеклассников.
4. Составление плана реализации.
5. Описание мероприятий и деятельности в ОО и за ее пределами (необходимо описать виды сетевого взаимодействия в рамках реализации направлений).
6. Разработка программ внеурочной деятельности и рабочих программ по учебным предметам направленных на реализацию направлений проекта.
7. Описание показателей эффективности реализации модуля.
К формированию нормативной правовой базы для реализации проекта воспитания и социализации должно быть привлечено максимальное число участников образовательного процесса с необходимыми компетенциями.
Ясно, что в этом виде деятельности «удар» придётся на управленческую ко-манду, поэтому (с целью «выравнивания» исходных позиций) в рабочую группу необходимо включить людей, способных к аналитической деятельности, работе в информационно-правовой системе, владеющих элементарными навыками редактирования, и рационально распределить функции/направления между каждым членом группы, например:
изучение нормативных документов и других материалов;
анализ документов в школе с точки зрения их соответствия требованиям, нормам, предъявляемым к новым документам;
8
сопоставление, анализ содержания школьных документов с точки зрения необходимости внести в них изменения и дополнения или разработка новых;
определение характера и объёма работы, связанного с подготовкой проекта(ов) документа(ов);
подготовка примерного перечня документов, которые необходимо разработать или в которые нужно внести соответствующие изменения и/или дополнения;
подготовка проекта(ов) /макета(ов) документа(ов) для обсуждения на заседаниях методического совета школы.
Администрация школы обобщает поступившие предложения, проводит экспертную оценку и направляет на общественную экспертизу проекты документов, а затем представляет их педагогическому совету, совету школы, органу государственно-общественного управления с последующим рассмотрением и утверждением.
Мероприятия
Поскольку формирование нормативной правовой базы проекта воспитания и социализации — процесс ответственный и непрерывный, его необходимо планировать — закладывать в годовой план работы и, если говорить о перспективе, в Программу развития школы. Среди основных мероприятий:
определение перечня локальных нормативных документов;
рассмотрение вопроса о разработке, совершенствовании и/или обновлении документов на заседаниях управляющего совета, педагогического совета, методического совета, структурных подразделений (методических объединений, творческих групп и т.п.);
обучение рабочей группы, распределение функций/направлений и заданий (зон ответственности) среди участников группы;
коррекция и окончательное рассмотрение проекта(ов)/макета(ов) документов на заседании педагогического совета, совета школы, структурных подразделений;
издание приказа/приказов.
Естественно, планирование мероприятий по формированию нормативной правовой базы школы по реализации проекта воспитания и социализации предполагает чёткое определение сроков, этапов, их содержания и результатов, а также ответственных за конкретные мероприятия или виды работ.
Проекты/макеты документов
При подготовке проекта/макета документа рабочая группа знакомится с требованиями к тому или иному локальному нормативному акту: структуре,
9
содержанию, порядку/процедуре утверждения и т.п. После разработки проект/макет документа направляется на обсуждение. В обсуждении документа принимают участие все сотрудники, чью деятельность он регламентирует. Обсуждение может проходить на административном совещании, собрании трудового коллектива, собрании родителей, классных ученических собраниях, структурных подразделений; также проект документа можно раздать всем заинтересованным лицам, его можно разместить на сайте или локальной сети школы, чтобы к определённому сроку все представили свои замечания.
В обсуждении документа в нашем образовательном учреждении принимали участие следующие органы:
Управляющий совет МОУ «Гимназия г. Надыма» - обсуждал и утверждал проект воспитания и социализации старшеклассников «Школа социокультурных практик» (далее проект) в конце учебного года;
Научно-методический совет разрабатывал нормативные акты необходимые для реализации утвержденного проекта;
Педагогическая коллегия гимназии утверждала разработанные нормативные локальные акты по реализации проекта воспитания и социализации и программы внеурочной деятельности.
При реализации нашего проекта возникает необходимость разрабатывать и развивать такие программы внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования, которые будут решать задачи проекта воспитания и социализации «Школа социокультурных практик». Также реализация нашего проекта предусматривает изменение (модульного и интегративного построения) в реализации рабочих программ по некоторым учебным предметам Учебного плана МОУ «Гимназия г. Надыма». Таким образом, разработка новых нормативных документов по реализации проекта воспитания и социализации основана на интеграции плана внеурочной деятельности и интеграции некоторых программ учебных предметов.
В качестве примера мы предлагаем перечень локальных нормативных актов необходимых для реализации проекта воспитания и социализации МОУ «Гимназия г. Надыма»:
положения о рабочей программе с учетом реализации модулей «Предмет» и «Наука»);
положение о внеурочной деятельности с учетом реализации модуля «Профессия»);
положение о модуле «Предмет», положение о модуле «Наука», положение о модуле «Профессия», положение о модуле «Корпоративная практика»;
положение об информационно-образовательном центре гимназии.
10
С учетом того, что в содержании программы воспитания и социализации надо отразить все 11 пунктов ФГОС СОО, можно структурировать разрабатываемую программу двумя способами:
1 способ: воспроизвести в программе все 11 пунктов, разделив программу на 11 разделов;
2 способ: самостоятельно определиться с последовательностью расположения основных разделов программы, учитывая при этом, что в них должны быть отображены все необходимые требования стандарта, например:
1 раздел – «цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающихся при получении среднего общего образования» (пункт 1);
2 раздел – «основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации» (пункт 2);
3 раздел – «содержание и формы воспитания и социализации обучающихся» (пункты 3-8);
4 раздел – «описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся» (пункт 9);
5 раздел – «планируемы результаты воспитания и социализации обучающихся» (пункт 10);
6 раздел – «мониторинг воспитания и социализации обучающихся» (пункт 11).
При использовании 2 способа структурирования программы воспитания и социализации в 3 разделе «Содержание и формы воспитания и социализации обучающихся» (пункты 3-8 ФГОС СОО), мы предлагаем использовать разработанную нами модель модульного погружения в рамках гимназического проекта «Школа социокультурных практик».
2. Организация деятельности по воспитанию и социализации и внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования. Реализация модели «Школа социокультурных практик» в рамках ФГОС СОО
В данных методических рекомендациях предлагается организация деятельности образовательной организации в рамках программы воспитания и социализации и плана внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования, которые направлена на создания высокой мотивационной среды для старшеклассников, таким образом (как нам кажется) возможно, разрешить проблему не только организации работы по воспитанию и социализации всех учащихся 10-11 классов, но социальной и психолого-педагогической подготовки
11
мотивационно-одаренных детей. При этом данную деятельность мы предлагаем организовать для всех обучающихся (без селекции по уровням достижений).
Процесс социализации предполагает неуклонное сохранение индивидуальной направленности формирующей активности образовательного воздействия с целью сохранения и максимального развития личностных качеств учащихся, поскольку именно неповторимое сочетание «наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности» выступает одним из существенных диагностик человеческой личности как таковой.
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Особенности социализации одаренных детей базируются на двух условиях: опережение в развитии сверстников, проблема взаимоотношения с окружающими и ориентация на способность к саморазвитию. В процессе педагогического взаимодействия очень важно научить мотивационно-одаренного ребенка самостоятельно работать над собой, своим мышлением, воображением, что обеспечивает формирование креативных качеств личности.
Существует три сферы, в которых происходит социализация личности одаренного ребенка и где учебная деятельность является как фактором успешности, так и основной причиной неблагополучия.
Первая это учебная деятельность. Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность.
Вторая – общение. В этой сфере у одаренного ребенка, как правило, появляются следующие трудности: наличие у одарённого ребенка таких свойств и качеств, которые будут отталкивать от него окружающих: неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок уже заранее был в курсе того, о чем идет речь, или быстро понимает излагаемый материал. Кроме того, в отдельных случаях дети с высоким уровнем развития способностей сталкиваются с неприятием их социумом. Сверстники не приемлют школьника «чересчур» много знающего, осведомленного во всех вопросах. Осознание несоответствия ожиданиям окружающих, восприятие себя «белой вороной» приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои способности, появляются черты конформной личности. В данной ситуации следует говорить не просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификации собственного «Я».
И третья - самосознание. В данном случае важно адекватно оценивать способности: ни умаляя, ни игнорируя их, или напротив, чрезмерно не акцентируя на них внимания. Такое положение дел может приводить к
12
нарушениям личностного формирования - страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что он ценен; родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.
2.1. Реализация модели «Школа социокультурных практик»
в рамках ФГОС СОО
Исходя из причин неблагополучия мотивационно-одаренного ребенка в сферах социализации, мы предлагаем реализовать программу воспитания и социализации на основе Модели «Школа социокультурных практик».
Ключевой идеей проекта «Создание условий для развития одаренных детей» МОУ «Гимназия г. Надыма» «Школа социокультурных практик» (далее «проект») является построение системы модульного социокультурного воспитательного пространства старшеклассников. Моделирование интегрального социокультурного пространства позволит создать условия для организации собственного действия гимназистов, поиска, апробации и освоения новых способов и форм деятельности (работа в различных командах и общественных структурах); приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания. В системе социокультурных практик нами запланирована организация самостоятельной деятельности гимназистов 10-11 классов, которая основана на текущих и перспективных интересах старшеклассников с помощью технологии модульного погружения (модули: «Наука», «Предмет», «Профессия», «Корпоративная практика»). Каждый модуль дает возможность старшеклассникам освоить способ действия, компетенции и знания необходимые для успешной самореализации и самоопределения в современном обществе.
Система мероприятий проекта воспитания и социализации гимназистов основана на технологии «Погружения». Данную технологию предложил М. П. Щетинин, под погружением он понимал действительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно – знаковым предметом, при котором уроки «основного» предмета сменяются уроками образно – эмоциональной сферы, а сами «погружения» повторяются через определенный промежуток времени.
Погружение в модульные социокультурные практики в контексте нашего проекта мы рассматриваем как создание возможностей для развития не только универсальных способностей старшеклассников, но и развития способностей мотивированно-одаренных детей, необходимых для «выращивания» самостоятельности, инициативности и способности к самореализации и самоопределению. В Модели нашего погружения разработаны 4 модуля:
13
«Науки», «Предмет», «Профессия» и «Корпоративная практика». Каждый модуль направлен на формирование универсальных способов действия, знаний и компетенций старшеклассников.
Модуль «Науки» нацелен на развитие функционального навыка исследовательской деятельности через освоение научных методов познания в индивидуальных исследовательских работах и представление их результатов как способ приобщения к культуре научного сообщества. В том числе благодаря сотрудничеству с ГКУ ЯНАО «Научный центр Арктики».
Модуль «Предмет» предполагает погружение в материал учебных предметов, которые мы относим к «универсальным знаниям», необходимым для успешной социализации. Это учебные предметы «Английский язык», «Информатика», «Литература». Организация модуля предполагает погружение в предмет на несколько дней с изменением ролевых позиций субъектов образовательного процессов. Гимназисты 10-11 классов будут выполнять функции учителей, организаторов, диспетчеров, тьюторов и др.
Модуль «Профессия» включает мероприятия по созданию информационно-образовательного центра гимназии и реализацию проекта «Корпоративный Педагогический класс». Данный модуль необходим для развития коммуникативных компетенций обучающихся (взаимодействие «человек-человек»). Информационно-образовательный центр будет представлять совокупность современных технических и образовательных возможностей необходимых для профессиональной практики в направлении «педагогика», «журналистика», «издательская деятельность», «веб - дизайн», «предпринимательство», «менеджмент» и др.
Модуль «Корпоративная практика» - это комплекс мероприятий, направленных на развитие организационных компетенций обучающихся и приобретение старшеклассниками опыта правоотношений. Организация деятельности предполагает заключение договоров с обучающимися 10-11 классов на организацию мероприятий в рамках технологии «Погружение в эпоху» для обучающихся 1-9 классов в течение учебного года. В рамках этого модуля ребята из старших классов будут разрабатывать и реализовывать групповые социально значимые проекты и акции (см. Модель системы погружения гимназистов 10-11 классов).
.
14
Социально-мобильный выпускник
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ
МОДУЛЬ "Предмет"
Развитие универсальных знаний гимназистов
Освоение универсальных знаний
английский язык, информатика, литература.
МОДУЛЬ
"Науки"
Освоение гимназистами функционального навыка исследовательской деятельности
Изучение методов познания посредсвом проведения индивидуальной исследовательской работы
МОДУЛЬ "Профессия"
Развитие коммуникативных компетенций обучающихся
Организация Педагогического класса, программы внеурочной деятельности "Журналист" "Дизайн-студия" "Радио" и др.
МОДУЛЬ "Корпоративная практика"
Развитие организационных компетенций обучающихся
Организация обучающимися 10-11 классов социально- значимых проектов м мероприятий по "Погружение в эпоху" для гимназистов 1-9 классов
Модель системы погружения гимназистов 10-11 классов
«Школа социокультурных практик»
Организация деятельности
педагогического коллектива по направлениям Модулей
МОДУЛИ
Мероприятия
«Наука»
Погружение в научные методы познания через проведение массовых событийных мероприятий, посвященных наукам, проведение индивидуальных исследований гимназистами по разным направлениям
Разработка спецкурсов «Технология исследования», «Индивидуальный проект»
Деятельность в рамках проекта «ЛОГОС»
«Предмет»
Погружение в предмет. Освоение универсальных знаний, необходимых для успешной интеграции в социум
(английский язык, информатика, литература).
Проведение событийных модулей. (Выполнение разных социальных ролей всеми участниками
15
образовательного процесса).
Организация сотрудничества в тематических проектах модуля
«Профессия»
Создание Информационно-образовательного Центра в гимназии для реализации социокультурной практики «человек-человек»
Открытие Педагогического класса в 2016 году
Разработка спецкурсов и программы внеурочной деятельности по направлению модуля
Организация старшеклассниками видеоконференций совместно с обучающимися других регионов в рамках всероссийской образовательной программы «Гимназический союз России»
«Корпоративная практика»
Развитие ученического самоуправления (Ассоциация творчески активных старшеклассников, Научное общество гимназии):
Организация старшеклассниками проектов в рамках технологии «Погружение в эпоху»
Реализация гимназистами 10-11 классов социально-значимых проектов при сотрудничестве с районными СМИ, молодежными и волонтерскими организациями
Организация старшеклассниками видеоконференций совместно с обучающимися других регионов в рамках всероссийской образовательной программы «Гимназический союз России»
Разработка новых программ внеурочной деятельности
Разработка спецкурсов
Для реализации модульного погружения необходимо создавать инфраструктурные компоненты образовательной среды. Примером такого компонента может стать информационно-образовательный центр (оснащенный видеоконференцсвязью, мобильным классом, радиооборудованием и плазменным экраном для трансляции, и актовый зал со звукозаписывающим и демонстрационным оборудованием, для погружения в предмет необходимы мастерские «Английский язык» и «Информатика», оснащенные мобильным классом, планшетными компьютерами, специальной литературой и видеоматериалами, пространство музейных экспозиций (Например: музей исторических костюмов «Прошлое в настоящем».
16
Представленная выше Модель системы социокультурных практик гимназистов позволила нам определить целевые группы, на которые рассчитаны основные результаты реализации нововведений: 1) гимназисты 10-11 классов МОУ «Гимназия г. Надыма»; 2) учителя и педагоги дополнительного образования МОУ «Гимназия г. Надыма»; 3) обучающиеся школ – участников всероссийской программы «Гимназический союз России» (ГСР) (гимназии и школы Волгоградской, Саратовской, Белгородской областей, Якутии и др. участников ГСР); 4) учителя школ Надымского района и школ участников всероссийской программы «Гимназический союз России» (ГСР).
3. Организация деятельности обучающихся, в том числе мотивационно-одарённых детей во внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Внеурочная деятельность реализуется в таких формах, как кружки, краеведческая работа, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
В нашем проекте воспитания и социализации программы модуль «Профессия» реализуется за счет реализации программ внеурочной деятельности.
На базе информационно-образовательного центра (далее «Центр») гимназии реализуются три программы внеурочной деятельности для учащихся - «Студия телевидения «Гимназия – ТВ» «Гимназическая газета», «Радиоmix», и др. (Приложение 1), также в Центре гимназии мы организуем дистанционное обучение гимназистов и педагогов; развивается предпрофильная и профильная подготовка гимназистов, реализуются совместные проекты с ОО в рамках Всероссийской образовательной программы «Гимназический союз России»; разрабатываются и реализуются дистанционные курсы по внедрению
17
инновационного опыта гимназии для обучающихся и педагогов ОО ЯНАО и участников программы. Центр - это место, где собирается и обрабатывается информация о событиях гимназии (деятельность дизайн-студии, телевидения и радио), место, в котором идет подготовка массовых событийных мероприятий гимназии.
Модель информационно - образовательного Центра гимназии
…
Заключение
Дизайн-студия
Телестудия
Дистанционный
центрИзучение
Сетевое взаимодействие с регионами
Радиостудия
Функции:
База для внеурочных программ:
Видеотрансляция событий гимназии
Радиотрансляция
Выпуск дизайнерской продукции
Функции:
Организация дистанционных курсов для обучающихся школ регионов РФ (по журналистике, дизайну, педагогике и др.)
Обучение учителей и гимназистов
Участие в дистанционных проектах
Организация дистанционных курсов для учителей
Надымская студия телевидения
Школы города Надыма
Гимназический союз России
Совместные сетевые проекты
Пресс-центр
Центр дистанционной связи
Информационно-образовательный центр
18
3.1. Диагностика эффективности реализации проекта
В связи со сложностью оценки надпредметных понятий в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных понятий не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Предоставляется возможным выделение некоторых параметров уровня сформированности надпредметных понятий, характеризующих субъектный опыт, которые можно реально оценить и заложить в основу управления развитием в образовательном учреждении. Выявлен комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования надпредметных понятий у обучающихся. В качестве исходных выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:
уровень сформированности нравственной культуры;
уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;
уровень развития патриотических чувств;
уровень сформированности толерантности.
Среди выделенных показателей актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких надпредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности школьника; воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости. Важность рассмотрения проблемы патриотизма в
современном обществе определяется девальвацией системы традиционных ценностей и обострением социальных противоречий в обществе; ростом нигилизма, усилением бездуховности, снижением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения. В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д. Согласно указанным показателям существуют методики, выявляющие уровень сформированности надпредметных понятий по указанным показателям.
19
Мы предлагаем при мониторинге эффективности реализации программы воспитания и социализации использовать следующие диагностики: тест опросник «Коммуникативные и организаторские способности», оценка уровня творческого