Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96446

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Методическая разработка мастер-класса по теме: «Использование метода проектов при подготовке и проведении интегрированных занятий» (на примере интегрированного занятия-конкурса «Первые шаги в профессию»).

Дата публикации:

Автор:
Преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией», Преподаватель дисциплины: «Анатомия и физиология человека», Преподаватель дисциплины: «Иностранный язык», ГБПОУ «Медицинский колледж министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области», г. Магадан

Цель: Цель мастер-класса: создание условий для профессионального самосовершенствования преподавателей, при котором формируется индивидуальный стиль педагогической деятельности по использованию метода проектов при подготовке и проведении интегрированных занятий в процессе опытно-экспериментальной работы.

Задачи: Задачи мастер-класса: 1. создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; 2. повышение профессионального мастерства и квалификации педагогов; 3. передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий по использованию проектного метода при подготовке и проведении интегрированных занятий; 4. совместная отработка методических подходов учителя-мастера и слушателей по разработке собственной модели интегрированного занятия с использованием метода проектов.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕ­НИЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Методическая разработка мастер-класса по теме:

«Использование метода проектов

при подготовке и проведении интегрированных занятий»

(на примере интегрированного занятия-конкурса

«Первые шаги в профес­сию»).

Утверждено на заседании ЦМК № 1 и ЦМК № 2

Протокол №_____от «_____»________2016 г.

г. Магадан

2016 г.

Составители:

Золенко Е.А.

Преподаватель учебной дисциплины «Основы латин­ского языка с медицинской терминологией», препода­ватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Медицинский колледж министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области».

Плещенко Е.В.

Преподаватель учебных дисциплин: «Анатомия и фи­зиология человека», «Гигиена и экология человека», «Основы микробиологии и иммунологии», преподава­тель высшей квалифика­ционной категории ГБПОУ «Ме­дицинский колледж министерства здравоохранения и демографической по­литики Магаданской области».

Власова И.А.

Преподаватель учебной дисциплины: «Иностранный язык», преподаватель высшей квалификационной кате­гории ГБПОУ «Медицинский колледж министерства здравоохранения и демографической политики Мага­данской области».

Содержание

  • Пояснительная записка.
  • Методический блок:
  • цели и задачи мастер-класса;
  • место проведения мастер-класса;
  • оснащение мастер-класса;
  • обоснование выбора формы занятия мастер-класса;
  • план подготовки к мастер-классу;
  • структура и методический инструментарий мастер-класса.

3.Информационный блок:

  • проект и его виды

4. Моделирование.

5. Список литературы.

6. Приложения:

Приложение 1. Анкета-опрос слушателей мастер-класса. Отношение к меж­дисциплинарной интеграции и методу проектов.

Приложение 2. Бланк актуализации знаний мастер-класса;

Приложение 3. Бланк паспорта проекта для этапа моделирования мастер-класса.

Приложение 4. Памятка для преподавателей. Проект и его виды. Способы со­здания проблемной ситуации.

Приложение 5. Бланк плана подготовки интегрированного занятия для этапа моделирования мастер-класса.

Приложение 6. Методические рекомендации для студентов по организа­ции самостоятельной работы над проектами.

Приложение 7. Методические рекомендации для преподавателя по подго­товке и проведению интегрированного урока с использованием метода проек­тов.

Приложение 8. Образцы разных видов паспортов.

  • ОБРАЗЕЦ ПАСПОРТА ПРОЕКТА. Учебно-исследовательский долгосрочный монопроект по дисциплине «Анатомия и физиология человека».
  • ОБРАЗЕЦ ПАСПОРТА ПРОЕКТА. Практико-ориентированный долгосрочный междисциплинар­ный про­ект по дисциплинам «Латинский язык», «Анатомия и физиология че­ловека», «Ан­глийский язык».
  • ОБРАЗЕЦ ПАСПОРТА ПРОЕКТА. Творче­ский долгосроч­ный монопроект по дисциплине «Иностранный язык».

Приложение 9. Анкета-опрос слушателей по итогам мастер-класса

Приложение 10. Сценарий мастер-класса.

Приложение 11. Фрагмент занятия-конкурса «Первые шаги в профес­сию».

Приложение 12. Слайд-презентация у­чебно-исследовательского долгосроч­ного монопроекта по дисциплине «Анатомия и физио­логия чело­века» - «Взаи­мо­связь анатомии и физиологии человека на примере анато­миче­ского строе­ния бедренной кости в области проксимального эпи­физа» с интегрирован­ного занятия-конкурса «Первые шаги в профессию».

Приложение 13. Слайд-презентация, отражающая ход мастер-класса.

  • Пояснительная записка.
    • Методический блок.
    • Информационный блок.

    Переход на образовательные стандарты третьего поколения ставит перед коллекти­вами профессиональных образовательных организаций но­вые задачи, которые предусмат­ривают подготовку инновационно ориенти­рованных спе­циалистов, отвечающих требова­ниям государства и общества.

    В новых условиях функционирования образовательной системы воз­никла и актуали­зируется потребность в повышении качества образования.

    Качество образования зависит от деятельности всех субъектов образова­тель­ного процесса, поэтому в колледже разработана и реализуется Ком­плекс­ная программа развития на 2014–2019гг.

    Программа служит основой для планирования всех направлений дея­тельности учре­ждения и направлена на повышение социальной и экономи­че­ской эффективности среднего медицинского образования в Магаданской об­ласти. Комплексной программой развития определены приоритетные направ­ления развития колледжа. Важнейшими направлениями, обеспечи­вающими подготовку инновационно ориентированных специалистов со средним меди­цинским образованием на додипломном и последипломном уровнях являются модер­низация образовательного процесса и создание эффективной системы профессионального взаимодействия с социальными партнёрами, членами об­разовательного и научного сооб­ществ.

    С целью модернизации образовательного процесса в колледже ор­ганизо­вана исследо­вательская деятельность преподавателей по изучению и внедрению инновационных технологий. Эта работа ведется с 2007г., в форме научно-экспериментальной площадки колледжа. Результаты работы этой пло­щадки послужили фундаментом для организации в 2014г. научно-эксперимен­тальной площадки колледжа по теме «Подготовка инноваци­онно ориентиро­ванных, конкурентоспособных, высококвалифицирован­ных, востребованных на рынке труда специалистов со средним медицин­ским образованием, в свете реализации ФГОС, через создание системы со­циального партнерства по взаи­модействию с работодателями и использо­вания инновационных технологий обучения».

    В рамках реализации концепции исследовательской деятельности научно-экспериментальной площадки колледжа творческой группой пре­пода­вателей определены ее основные идеи, принципы, подходы, задачи, цели, ме­тоды, компетенции, спрогнозированы результаты. Исследователь­ская деятель­ность научно-методической работы преподавателей направ­лена на изучение и внедрение в практику обучения эффективных техноло­гий по трем основным направлениям эксперимента:

    Основная форма организации научно-экспериментальной работы пре­по­давателей – временные творческие группы, фокус-группы и мастер-классы.

    Реализуя концепцию научно-экспериментальной площадки колледжа, в 2015г наша творческая группа, разработала и успешно внедрила в прак­тику интегрированное занятие-конкурс «Первые шаги в профессию», с ис­пользова­нием проектного метода и взаимодействия с социальными партне­рами. С ме­тодической разработкой этого занятия-конкурса мы приняли участие в двух конкурсах: во II Международной научно-практической конференции «Иннова­тика в профессиональном образовании: от идеи до практики» (с изданием сборника материалов), где заняли I место, и в обще­российском, с международ­ным участием, конкурсе «Интегрированный Урок!», за участие в котором награждены дипломом I степени.

    Нами разработаны: Положение о мастер-классе, методические реко­мен­дации для студентов и преподавателей по планированию и организации внеа­удиторной и аудиторной самостоятельной работы, методические ре­коменда­ции по подготовке и проведению открытых уроков.

    Каждый из нас, в рамках преподавания своих дисциплин, имеет бога­тый опыт использования проблемных и проектных методов, технологий дуального обучения, междисциплинарной интеграции. Наша творческая группа, а также творческие группы каждого из нас с другими преподавате­лями колледжа, имеют в педагогической копилке мастер-классы в виде от­крытых интегриро­ванных уроков, мастер-классы с участием социальных партнеров, способству­ющие распространению нашего положительного опыта, объедине­нию усилий всех заинтересованных лиц, учреждений и ор­ганизаций с целью повышения качества среднего медицинского образова­ния.

    На данный момент, обобщив свой опыт по внедрению в практику обуче­ния интегрированных занятий с использованием метода проектов, мы разрабо­тали мастер-класс общеметодического уровня по теме: «Использо­вание ме­тода проектов при подготовке и проведении интегрирован­ных занятий (на примере интегрированного занятия-конкурса «Пер­вые шаги в про­фессию»).

    Форма мастер-класса – это лекционно-практиче­ское (интегрирован­ное) занятие с самостоятельной разработкой слушателями собст­венной мо­дели ин­тегрирован­ного занятия по использованию метода про­ектов.

    Эта форма обучения выбрана не случайно, по­скольку является наибо­лее эффективной для стимулирования познавательного интереса к теме и способ­ствует применению умения по планированию, самоорганизации, са­мо­контролю пе­дагогической деятельности, повышает уровень теоретиче­ской и методиче­ской подготовки участников мастер-класса.

    Наш мастер-класс соответствует технологии классической схемы ма­стер-класса, состоящей из пяти этапов - презентация педагогического опыта; пред­ставление системы уроков; имитационная игра; моделирова­ние; рефлексия.

    В процессе мастер-класса в лекционной части моделируется проблем­ная задача, и определяются пути ее решения. При этом используются дан­ные мо­ниторингауровня подготовки слушателей мастер-класса, который осуществ­ляется на этапе подготовки к обучению.

    Проблема мастер-класса: Необходимость преобразования учебной дея­тельности, вызванная новой философией ФГОС, интеллектуальным разви­тием студентов, их владением навыками самообразования, а также своевременной реакцией на запросы рынка труда, определила направления научно-методиче­ской работы преподавателей, связанной с внедрением различных методов, средств и технологий обучения, повышающих каче­ство и эффективность обра­зовательного процесса. В связи с этим мы про­вели мониторинг уровня подго­товки слушателей по использованию ме­тода проектов при подготовке к инте­грированным занятиям. Мониторинг пока­зал, что большинство преподавате­лей владеют ключевыми компе­тенциями по инновационной деятельности; имеют творческий потенциал, высокий уровень профессионально-предметных знаний, большой объем методиче­ских материалов, однако, не все преподава­тели в достаточной степени вла­деют навыками использования проектного ме­тода в междис­циплинарной интеграции.

    Сложившееся противоречие вызвало необходимость обучения препо­да­вателей колледжа использованию проектного метода в междисципли­нарной интеграции.

    Методическая разработка мастер-класса содержит полный объем учебно-методического инструментария для его организации и проведе­ния. Наша твор­ческая группа готова поделиться своим опытом со слуша­телями мастер-класса.

    С уважением, преподаватели ГБПОУ «Медицинский колледж министер­ства здравоохранения и демографической политики Магаданской обла­сти», Пле­щенко Е.В., Золенко Е.А., Власова И.А.

    Тема мастер-класса:

    «Использование метода проектов при подготовке и проведении интегри­рованных занятий» (на примере интегрированного занятия-конкурса «Первые шаги в профессию»).

    Вариант мастер-класса:

    самостоятельная разработка слушателями собственной модели интегрирован­ного заня­тия с использованием метода проектов.

    Цель мастер-класса:

    создание условий для профессионального самосовершенствования преподава­телей, при котором формируется индивидуальный стиль педаго­гической дея­тельности по использо­ванию метода проектов при подготовке и проведении интегрированных занятий в про­цессе опытно-эксперимен­тальной работы.

    Задачи мастер-класса:

    • создание условий для профессионального общения, самореализации и сти­му­лирования роста творческого потенциала педагогов;
    • повышение профессионального мастерства и квалификации педагогов;
    • передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментиро­ван­ного показа последовательности действий по использова­нию проект­ного метода при подготовке и проведении интегрированных за­нятий;
    • совместная отработка методических подходов учителя-мастера и слушате­лей по разра­ботке собственной модели интегрированного заня­тия с исполь­зованием метода проектов.

    Продолжительность занятия: 90 минут.

    Место проведения мастер-класса: читальный зал библиотеки ГБПОУ «Ме­дицинский колледж министерства здравоохранения и демографической поли­тики Магаданской области».

    Задачи занятия:

    Образовательные: создать условия для усвоения и применения знаний с по­следующей разработкой слушателями собственной модели инте­гриро­ванного занятия с использова­нием метода проектов в процессе передачи учителем-ма­стером своего опыта путем пря­мого и комментирован­ного по­каза последова­тельности действий.

    Развивающие: создать условия для развития ключевых профессиональных компетенций преподавателей: воспитательных, коммуникативных, органи­за­торских, исследователь­ских, проектировочных и конструктивных.

    Воспитательные: создать условия для совершенствования познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, профес­сиональ­ного интереса, навыков про­дуктивного делового взаимодействия и приня­тия груп­повых решений, способности к са­мообучению и саморе­ализации.

    Проблема мастер-класса:

    Необходимость преобразования учебной деятельности, вызванная новой фи­лософией ФГОС, интеллектуальным разви­тием студентов, их владением навыками самообразования, а также своевременной реакцией на запросы рынка труда, определила направления научно-методической работы препода­вателей, связанной с внедрением различных методов, средств и технологий обучения, повышающих каче­ство и эффективность образовательного про­цесса. В связи с этим мы провели мониторинг уровня подготовки слушателей по использованию ме­тода проектов при подготовке к интегрированным заня­тиям. Мониторинг показал, что большинство преподавателей владеют ключе­выми компе­тенциями по инновационной деятельности; имеют творческий по­тенциал, высокий уровень профессионально-предметных знаний, большой объем методических материалов, однако, не все преподаватели в достаточной степени владеют навыками использования проектного метода в междис­ципли­нарной интеграции.

    Учебно-методическое обеспечение.

    Раздаточный материал:

    Приложение 1. Анкета-опрос слушателей мастер-класса. Отношение к меж­дисциплинарной интеграции и методу проектов.

    Приложение 2. Бланк актуализации знаний мастер-класса;

    Приложение 3. Бланк паспорта проекта для этапа моделирования мастер-класса.

    Приложение 4. Памятка для преподавателей. Проект и его виды. Способы со­здания проблемной ситуации.

    Приложение 5. Бланк плана подготовки интегрированного занятия для этапа моделирования мастер-класса.

    Приложение 6. Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы над проектами.

    Приложение 7. Методические рекомендации для преподавателя по подго­товке и проведению интегрированного урока с использованием метода проек­тов.

    Приложение 8. Образцы разных видов паспортов:

    • ОБРАЗЕЦ ПАСПОРТА ПРОЕКТА. Учебно-исследовательский долгосроч­ный монопроект по дисци­плине «Анатомия и физиология человека»;
    • ОБРАЗЕЦ ПАСПОРТА ПРОЕКТА. Практико-ориентированный долгосроч­ный междисциплинарный проект по дисциплинам «Латинский язык», «Анатомия и физиология человека», «Ан­глийский язык»;
    • ОБРАЗЕЦ ПАСПОРТА ПРОЕКТА. Творческий долгосроч­ный монопроект по дисциплине «Иностранный язык».

    Приложение 9. Анкета-опрос слушателей по итогам мастер-класса

    ТСО:

    LED-телевизор, компьютер, интерактивная доска, презентация мастер-класса

    Обоснование выбора формы занятия мастер-класса.

    Мы выбрали форму интегрированного лекционно-практического заня­тия с последующей самостоятельной разработкой слушателями соб­ственной мо­дели интегрирован­ного занятия с использованием метода проектов, по­скольку при этой форме стимулируется познавательный ин­терес к теме занятия, и от­рабатыва­ются умения по планированию, само­организации, самоконтролю пе­дагогической деятельности, повышается уровень теоретической и методиче­ской подготовки участников мастер-класса.

    В процессе мастер-класса в лекционной части моделируется проблем­ная задача, с учетом анализа мониторинга уровня подготовки слушателей, и определяются пути решения этой задачи.

    Слушатели наглядно в ходе показа видеофрагмента наблюдают де­монстра­цию использования метода проектов на примере интегрирован­ного за­нятия-конкурса «Первые шаги в профессию»; получают в каче­стве нагляд­ных пособий весь учебный материал, необходимый для ис­пользования ме­тода про­ектов в своей работе.

    После лекционного этапа детализируются все вопросы, возникшие у слу­шателей.

    На практическом этапе мастер-класса организуется индивидуаль­ная само­стоятельная работа слушателей по формированию начальных и простых навыков и умений использования метода проектов. После этого слушателям предлагается создать малые группы для формирования сложных навыков при­ме­нения практико-ориентированных междисци­плинарных проектов с це­лью выхода на интеграцию занятий.

    На наш взгляд, эта форма мастер-класса наиболее эффективна для достиже­ния поставленных целей и задач.

    План подготовки к мастер-классу.

    • Сформулировать тему мастер-класса.
    • Сформулировать цель и задачи мастер-класса.
    • Определить форму и вариант мастер-класса.
    • Провести ревизию своей методической копилки и отобрать материал, не­обхо­димый для мастер-класса по содержанию, методам, приемам.
    • Сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели мастер-класса.
    • Определить знания, навыки и умения, которые будут сформированы в про­цессе мастер-класса.
    • Структурировать отобранный материал, распределив его по этапам заня­тия, определив при этом временные затраты.
    • Сформулировать проблемную задачу по теме мастер-класса для акти­ва­ции познавательной деятельности слушателей.
    • Разработать анкету для мониторинга уровня подготовки слушателей с це­лью отбора содержания мастер-класса и для установления обратной связи. Тестирование слушателей необходимо провести перед мастер-классом. Итоги мониторинга необходимо использовать при постановке проблемной задачи для активации познавательной деятельности слуша­телей.
    • Подготовить опорный конспект презентации педагогического опыта ма­стера, на основе которого разработать методические рекомендации, раз­да­точ­ный материал:
    • Подготовить материал для проведения имитационной игры мастер-класса - видеофрагмент интегрированного занятия-конкурса «Первые шаги в про­фес­сию» (защита учебно-исследовательского долгосрочного монопроекта по дисциплине «Анатомия и физиология человека» - «Вза­имосвязь анато­мии и физиологии человека на примере анатомического строения бедрен­ной кости в области проксимального эпифиза»).
    • Составить задания для проведения этапа моделирования, в резуль­тате кото­рого слушатели самостоятельно индивидуально сформулируют тему, про­блему, цель, задачи, выберут вид проекта в рамках преподава­емой дисци­плины. На следующем этапе моделирования слушатели сформируют группы по 2 – 3 человека, с целью интеграции дисциплин или МДК, чтобы скон­струиро­вать собственную модель интегрированного занятия с использо­ванием ме­тода проектов (предложить тему практико-ориентиро­ванного междисциплинар­ного проекта).
    • Подготовить вопросы для этапа обсуждения со слушателями автор­ских моде­лей учебного занятия.
    • Подготовить вопросы дискуссии по результатам совместной дея­тельно­сти мастера и слушателей (провести рефлексию).
    • Подготовить презентацию мастер-класса.
    • Оформить методическую разработку мастер-класса.
    • понятие о проекте, виды проектов;
    • цель проекта – организация самостоятельной исследовательской дея­тель­ности студентов;
    • паспорта проектов: творческого долгосрочного монопроекта по дисци­плине «Иностранный язык»; практико-ориентированного дол­госроч­ного междисциплинарного проекта по дисциплинам «Латинский язык», «Анато­мия и физиология человека», «Английский язык»; учебно-иссле­дователь­ского долгосрочного монопроекта по дисциплине «Анато­мия и физиология человека»;
    • алгоритм работы над проектом;
    • критерии оценки защиты проектов.

    Структура и методический инструментарий занятия.

    п.п.

    Этапы мастер-класса

    Про­дол-жи­тель-

    ность каждого этапа

    Содержание деятельности

    Виды

    деятельности

    слушателей

    Виды деятельно­сти

    мастера

    1.

    Организационный этап.

    10 мин

    Приветствие.

    Проверка готовности к занятию. Со­общение даты, темы, целей, типа и вида мастер-класса.

    Ознакомление слушателей с эта­пами занятия, раздаточным мате­риалом.

    Актуализация внимания слушате­лей по теме мастер-класса.

    Сообщение результатов монито­ринга уровня подготовки слуша­те­лей по ис­пользованию проект­ного метода в ин­теграции занятий.

    Постановка проблемной задачи за­ня­тия и определение путей ее реше­ния.

    Знакомятся с раздаточным материалом.

    Участвуют в беседе при постановке проблемной задачи.

    Беседа.

    2.

    Представление системы учебных занятий с использованием проектного метода в междисциплинарной и внутридисциплинарной интеграции.

    10 мин

    Показ презентации с краткой ха­рак­теристикой достижений в ра­боте кол­лектива и мастера, дока­зываю­щих ре­зультативность ме­тода про­ектов и ин­теграции заня­тий.

    Участвуют в просмотре презентации.

    Заполняют бланк актуализации знаний.

    Сообщает общие сведения о методе проектов, его видах, значении, использовании в междисциплинарной интеграции. Демонстрирует свой опыт

    3.

    Презентация педа­го­гического опыта учи­теля-мастера на при­мере интегри­рован­ного занятия-кон­курса «Первые шаги в профес­сию».

    10 мин

    Демонстрация путей решенияпро­блемной задачи занятия.

    Показ последовательности дей­ствий защиты и обсуждения раз­ных видов проектов в ходе ви­деофрагментов за­нятия-конкурса «Первые шаги в про­фессию!».

    Просматривают ви­деофрагменты заня­тия.

    Участвуют в обсуж­дении.

    Показывает видеофрагменты занятия.

    Координирует обсуждение видеофрагментов занятия.

    4.

    Проведение имитационной игры

    20 мин

    Мастер проводит имитационную игру со слушателями по поста­новке про­ектных заданий в рамках своих дисци­плин.

    Организует работу по составле­нию слушателямипаспортов про­ектов и алгоритма работы над проектами.

    Принимают участие в имитационной игре.

    Принимая участие в ими­тационной игре, слуша­тели выполняют две роли: слушателейи экспертов.

    Организует работу слушателей.

    5.

    Представление выполненных работ с последующим обсуждением.

    10 мин

    Мастер организует обсуждение вы­полненных работ с целью отра­ботки алгоритма действий по ра­боте над проектами.

    Защищают свои ра­боты, участвуют в об­суждении

    Организует работу слушателей.

    6.

    Моделирование

    20 мин

    Мастер организует самостоятель­ную работу слушателей в малых группах по междисциплинарной интеграции раз­работанных во время имитационной игры проек­тов.

    Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моде­лей междисциплинарных про­ектов.

    Представляют свои мо­дели междисци­плинарных проектов.

    Организует работу слушателей.

    Консультирует слу­шателей, управ­ляя моделирова­нием

    7.

    Рефлексия.

    10 мин

    Мастер проводит дискуссию по результатам совместной деятельности.

    Организует работу по заполнению и сбору бланков рефлексии.

    Участвуют в обсуждении.

    Заполняют бланки рефлексии.

    Организует работу по обсуждению, по заполнению и сбору бланков рефлексии.

    Итого:

    90 мин


    Проект и его виды. Способы создания проблемной ситуации.

    Проекты в учебном заведении являются одним из видов научно-ис­следо­вательской работы и методом воспитания творческого восприятия. Разработка проектов преследует цель углубить, систематизировать и за­крепить теоретиче­ские знания студентов, а также привить навыки поис­ковой и исследователь­ской деятельности, самостоятельной обработки, обобщения и систематизиро­ванного изложения материала.

    Проект – это совместная поэтапная учебно-познавательная, творче­ская или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, со­гласованные методы и способы деятельности, направленная на достиже­ние общего резуль­тата. Обязательным условием проектной деятельности является постановка проблемной задачи, вытекающая из противоречи­вых данных, наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности, этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

    Способы создания проблемной ситуации: с помощью постановки про­блемного вопроса, проблемной задачи, проблемного задания или проблемной ситуации.

    Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения, кото­рое может быть вызвано нехваткой знаний, противоречием, несоот­ветствием, нестыковкой между предположением и действительностью.

    Этапы проектирования - выработка концепции, постановка про­блемы, определение целей и задач решения определенной проблемы, до­ступных и оп­тимальных ресурсов деятельности по реализации проекта.

    Виды проектов:

    Проекты могут быть:

    • по доминирующей деятельности - практико-ориентированными, учебно-исследовательскими, творческими, информационными;
    • по продолжительности – краткосрочными, долгосрочными;
    • по пред­метно-содержательной области – монопроектами (в рамках одной об­ласти знаний), междисциплинарными;
    • по количеству участников – индивидуальными, парными, групповыми.
    • Тематика проектов определяется преподавателем, иногда тема может быть предложена и студентом, но и она должна утверждаться препода­вате­лем.
    • Требования к проекту

    Проект должен удовлетворять следующим требованиям:

    • правильно отражать основное содержание научной темы;
    • изложение основных вопросов должно быть сжатым (в виде крат­кого пере­сказа);
    • изложение должно вестись в порядке развертывания основных во­просов, фак­тов;
    • все предложения в тексте должны быть тщательно обдуманы;
    • содержать критические замечания и собственные выводы.

    Этапы проведения проекта

    • Представление проблемной ситуации:
    • Мозговой штурм – метод поиска и выбора эффективных способов ре­шения задач проблемной ситуации;
    • Выдвижение гипотез и определение типа проекта;
    • Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей;
    • Обсуждение в группах стратегии исследования, источников инфор­мации, способов оформления результатов;
    • Самостоятельная исследовательская, поисковая, творческая деятель­ность студентов в соответствии со своим заданием;
    • Промежуточное обсуждение, дискуссии, сбор и обработка данных;
    • Оформление результатов проектной деятельности;
    • Защита проекта, оппонирование, дискуссия;
    • Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих изполучен­ных результатов;
    • Самооценка, внешняя оценка.
    • вербально;
    • с помощью видеоряда;
    • с помощью мультимедийных средств;

    VI. Моделирование.

    Проведение имитационной игры (20 мин).

    Мастер проводит имитационную игру со слушателями по поста­новке учебно-исследовательских или творческих проектных заданий в рамках своих дисци­плин.

    Организует работу по составле­нию слушателямипаспортов про­ектов и алго­ритма работы над ними, используя методические рекомендации раз­даточного материала.

    Представление выполненных работ с последующим обсуждением (10 мин).

    Мастер организует обсуждение выполненных работ с целью отра­ботки алго­ритма действий по ра­боте над проектами.

    Моделирование (20 мин). Мастер организует самостоятель­ную работу слу­шателей, в малых группах, по междисциплинарной интеграции раз­работанных во время имитационной игры проек­тов. Слушатели предла­гают тему прак­тико-ориентированного междисциплинар­ного проекта с последующей разра­боткой собственной модели инте­грированного заня­тия, заполняя бланк плана подготовки интегрированного занятия. Ма­стер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моде­лей междисциплинарных проектов и мо­дели интегрированного занятия.

    Список литературы:

    • Серия книг «Библиотека Федеральной программы развития образова­ния». М.: Из­дательский дом «Новый учебник» 2004 г.
    • Инновации в среднем профессиональном образовании. Серия «Библио­тека Федераль­ной программы развития образования» Федеральное агент­ство по образованию.- М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004.-353 с.
    • Совершенствование качества подготовки специалистов в ССУЗах. Се­рия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Из­да­тель­ский дом «Новый учебник», 2004.-159с.
    • Личностно-ориентированные технологии обучения в средних специаль­ных учебных заведениях. / Под редакцией Л.Г. Сёмушиной. Се­рия «Библио­тека федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004г. – 103 с.
    • Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего про­фессионального образования. Серия «Библиотека Фе­де­раль­ной программы развития обра­зования» Федеральное агентство по об­ра­зова­нию.- М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004 – 128 с.
    • Основные направления оптимизации сети средних специальных учеб­ных заведений. Анисимов П.Ф., Зуев В.М., Коломенская А.Л.
    • Анисимов П.Ф. Социально-экономические основы регионализации сред­него профес­сионального образования.
    • Совершенствование содержания и технологии воспитательной деятель­ности в сред­них специальных учебных заведениях: Научно-ме­тодический сборник.
    • Панфилова А.Н. Игровое моделирование в деятельности педагога. Учеб­ное пособие. – М.: «Академия», 2008 г.
    • Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка. – М.: «Дрофа», 2003 г.
    • Современные образовательные технологии. Учебное пособие\под редак­цией Н.В. Бо­родовской – «КНОРУС», 2010 г.

    Приложения

    Приложение 1. Анкета-опрос слушателей мастер-класса.

    Отношение к междисциплинарной интеграции и методу проектов.

    Оцените, пожалуйста, свое отношение к междисциплинарной интеграции и использова­нию метода проектов в своей педагогической деятельности, по пятибалльной системе. При этом:1 – категорически не согласен (на);2 – не согласен (на);

    3 – скорее согласен (на);4 – согласен (на);5 – полностью согласен (на).

    Вопросы анкеты.

    Баллы

    1

    Ваше отношение кинтеграции нескольких дисциплин, в процессе обучения сту­дентов?

    12345

    2

    Способствует ли интеграция нескольких дисциплин профессиональному образо­ванию и повышению профессиональной компетенции педагогов?

    12345

    3

    Способствует ли атмосфера интегрированных занятий эффективной работе?

    12345

    4

    Соответствует ли Вашим представлениям об эффективных технологиях -внед­рение в практику обучения междисциплинарной интеграции?

    12345

    5

    Ваше отношение к методике игровой технологии, используемой на интегриро­ванных занятиях? Эффективен ли этот метод при изучении Вашей дисциплины или МДК?

    12345

    6

    Ваше отношениек методу проектов, используемому на интегрированных заня­тиях? Эффективен ли этот метод при изучении Вашей дисциплины или МДК?

    12345

    7

    Возникают ли у Вас трудностипри определении тем, видов проектов в рамках преподаваемых дисциплин или МДК?

    12345

    8

    Возникают ли у Вас трудностипо организации самостоятельной работы студен­тов в процессе реализации проектов?

    12345

    9

    Возникают ли у Вас трудностипри определении целей и задач проектов?

    12345

    10

    Возникают ли у Вас трудностипри выборе формы интегрированных занятий?

    12345

    11

    Возникают ли у Вас трудностипри составлении структуры интегрированных занятий?

    12345

    12

    Возникают ли у Вас трудностипри выборе формы рефлексии интегрированных занятий?

    12345

    13

    Ваше отношениек проблемному методу, используемому на интегрированных занятиях? Эффективен ли этот метод при изучении Вашей дисциплины или МДК?

    12345

    14

    Возникают ли у Вас трудностипри составлении инструкций к проектным зада­ниям?

    12345

    15

    По Вашему мнению, повысится ли интерес студентов к изучаемым дисципл