ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Автомобильно-технический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
для специальностей среднего профессионального образования
Уссурийск
2017
Рассмотрена на заседании ЦК преподавателей общеобразовательного цикла «_____»__________20___ г. Председатель ЦК ______________(_____________) | «Утверждаю» Заместитель директора по УПР ____________Т.И. Бражник |
Рассмотрена на заседании ЦК преподавателей общеобразовательного цикла «_____»__________20___ г. Председатель ЦК ______________(_____________) | «Утверждаю» Заместитель директора по УПР ____________Т.И. Бражник |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.09 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
для специальности среднего профессионального образования социально-экономического профиля
46.02.01 Документационное обеспечение и архивоведение
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 «Обществознание»в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259) и на основе примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» ФГАУ «ФИРО» от 21 июля 2015 г. А. Г. Важенина.
Организация-разработчик: КГБ ПОУ «АТК»
Разработчик:Аникина Ольга Борисовна, преподаватель
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
−− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
−− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
−− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
−− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
−− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
- умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
- формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
- знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
• метапредметных:
−− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
−− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
−− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
−− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
- владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
- способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
- овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
- овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
- овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
- способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
- способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников;
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
• предметных:
−− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
−− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
−− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
−− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
−− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
−− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
−− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Значимость социального знания
Раздел 1. Общество и человек. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.
1.1.Общество. Общество как сложная динамичная система. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Общество.Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные социальные институты общества, их функции.Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Науки об обществе.Понятиекультуры. Культурные универсалии. Деятельность. Общество и природа.Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Понятие общественного прогресса. Регресс. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация.Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 века. Антиглобализм. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
1.2. Человек. Человек как творец и творение культуры
Человек как результат биологической и социокультурной революции. Цель и смысл человеческойжизни.Естественные и социально-гуманитарные науки о человеке. Духовность. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеал, патриотизм, гражданственность.Категорический императив. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.Философия. Проблема познаваемости мира. Деятельность, ее структураи мотивация. Виды деятельности. Творчество.Социализация личности. Индивид. Потребности, способности и интересы. Свобода как условие самореализации личности. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Сознание и деятельность. Личность, нравы, обычаи, самосознание, самореализация. Философия. Проблема познаваемости мира. Познание и знание. Философские представления о социальных качествах человека. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний.Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Единство свободы и ответственности личности. Гражданскиекачества личности особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Поиск взаимопонимания. Толерантность. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни.
2.1. Духовная культура.
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Традиции, новаторство. СМИ. Особенности молодежной субкультуры. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Государственные гарантии свободны доступа к культурным ценностям.Наука. Естественные и социально - гуманитарные науки. Этика науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. Мораль. Этика. Нравственные категории. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Нормы морали. Цель и смысл человеческой жизни. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Теология.Свобода совести.Религиозное, светское сознание. Религиозные объединения Российской Федерации.Искусство и его роль в жизни людей. Эстетика. Виды искусств. Тенденции духовной жизни современной России.
2.2. Экономика.
Экономическая сфера общества. Экономика как наука и хозяйство. Экономика как подсистема общества. Уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Экономическая культура. Экономические отношения. Экономическая свобода и социальная ответственность.
2.3. Социальная сфера. Социальные отношения.
Социальная структура общества. Социология. Многообразие социальных групп. Биосоциальные группы. Маргинальные группы. Социальное неравенство. Социальная дифференциация. Социальная стратификация. Социальный статус и престиж. Особенности социальной стратификации в современной России. Престижность профессиональной деятельности.Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человекав семье и трудовом коллективе. Социальная мобильность, ее типы.Социальные интересы. Социальный контакт. Социальное взаимодействие. Социальные отношения.Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение, его формы, проявления. Преступность. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.Социальные нормы. Социальный контроль.Этнические общности. Этнос. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья и брак. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Социальное развитие и молодежь. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Молодежная субкультура.
2.4. Политическая сфера. Политика как общественное явление.
Политика. Политические партии и движения.Политическая сфера и политические институты. Политические отношения.Власть. Политическая власть. Политическая система.Структура и функции политической системы. Государство как политический институт. Внутренние и внешние функции государства.Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов−основные особенности развития современной политической системы.Формы государства: формы правления, территориально- государственное устройство. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.Гражданское общество и правовое государство. Международные документы о правах человека. Защита прав. Местное самоуправление. Роль средств массовой информации в политическойжизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. Избирательная система. Избирательное право. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Участие гражданина в политической жизни. Референдум. Политический процесс. Популизм.Абсентеизм, его причины и опасность. Политическая культура.
Раздел 3. Право. Человек и закон.
3.1.Правовое регулирование общественных отношений.
Право как особая система норм.Цели и задачи изучения права в современном обществе. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система Российского права. Основные институты, отрасли права.Основные источники (формы) права.Нормативные правовые акты и их характеристика. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Правовые отношения и их структура. Правовое сознание и правовая культура. Правомерное и противоправное поведение, правонарушение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. Система судебной защиты прав человека.
3.2. Основы конституционного права Российской Федерации. Конституция РФ – основной закон РФ. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институтпрезидентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органыРоссийской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Гражданство в Российской Федерации. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Воинская обязанность, основания отсрочки от военной службы, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Выборы. Формы и процедуры избирательного процесса.
3.3. Отрасли Российского права.
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Гражданские правоотношения. Организационно - правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Трудовое право и трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения ирасторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.Правовые отношении родителей и детей. Опека и попечительство. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Процессуальное право: уголовный процесс.Экологическое право. Право человека на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс. Суд присяжных заседателей. Конституционное судопроизводство. Основание и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.
Международное право. Международное гуманитарное право. Европейская система защиты прав человека.
3.4. Международная защита прав человека.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Раздел 4. Экономика.
4.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи.
Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Общественные блага. Потребности. Производство. Распределение труда, специализация и обмен.Экономика и экономическая деятельность. Понятие ВНП, ВВП. Экономический рост и развитие, их факторы. Экономические циклы. Типы экономических систем. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи.
4.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.
Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Собственность. Рыночная структура и инфраструктура. Фондовый рынок. Конкуренция и монополия. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Особенности современной экономики России. Фирмы в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Виды налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок.Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственный бюджет. Государственный долг. Внешние эффекты.
4.3. Банковская система. Финансовые институты. Деньги, банки, инфляция. Рынок труда и безработица.
Банковская система. Роль центрального банка. Деньги. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Факторы предложения труда. Безработица, ее причины и экономические последствия. Государственная политика в области занятости.
4.4. Основные проблемы экономики России. Мировая экономика.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации. Практические занятия
Экономика как наука.
Типы экономических систем.
Факторы спроса и предложения.
Функции государства в экономике.
Причины безработицы и трудоустройство.
Особенности современной экономики России
Экономическое развитие Приморского края
Раздел 5. Проблемы социально-политической и духовной жизни. Человек в системе общественных отношений
5.1.Свобода в деятельности человека.
Свобода и ответственность. Свободное общество. Общественное сознание: структура, сущность и особенности. Общественная психология и идеология. Индивидуальное сознание.
5.2. Политическое сознание. Политическое поведение.
Обыденное и теоретическое сознание. Идеология. Современные политические идеологии: либеральная, консервативная, социалистическая, коммунистическая, идеология фашизма. Политическая психология. СМИ и политическое сознание. Политическая пропаганда. Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения.
5.3. Политическая элита и политическое лидерство.
Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства.
5.4 Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.
Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в России.
5.5. Религиозныеобъединения и организации в РФ.
Религиозные объединения. Права религиозных организаций. Проблема поддержания межрелигиозного мира.
5.6. Глобальные проблемы человечества.
Глобальные проблемы человечества. Альтернативы развития человечества. Постиндустриальное (информационное) общество
Темы индивидуальных проектов по обществознанию
- Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
- Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
- Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
- Индустриальная революция: плюсы и минусы.
- Глобальные проблемы человечества. Антиглобализм.
- Современная массовая культура: достижение или деградация?
- Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
- Кем быть? Проблема выбора профессии.
- Современные религии.
- Роль искусства в обществе.
- Экономика современного общества.
- Структура современного рынка товаров и услуг.
- Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.
- Я и мои социальные роли.
- Современные социальные конфликты.
- Современная молодежь: проблемы и перспективы.
- Этносоциальные конфликты в современном мире.
- Семья как ячейка общества.
- Политическая власть: история и современность.
- Политическая система современного российского общества.
- Содержание внутренних и внешних функций государства на примере совре-
- Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор:
- Формы участия личности в политической жизни.
- Выборы и политические партии современной России.
- Право и социальные нормы.
- Система права и система законодательства.
- Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
- Характеристика отрасли российского права (на выбор).
- Социально-экономическое развитие Приморского края.
- Экологические проблемы Приморского края.
менной России.
одно — из истории, другое — современное).
Тематический план
Учебная дисциплина: ОУД.09 Обществознание
для специальности среднего профессионального образования социально-экономического профиля
46.02.01 Документационное обеспечение и архивоведение
№ п/п | Разделы и темы | Учебная нагрузка | |||||
Макскол-во часов | Самост. работа обуч-ся | Конс. | Всего часов | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
| За курс обучения- 78 час. | 117 | 35 | 4 | 78 | 78 | - |
1 курс1 семестр- 78 час | 117 | 35 | 4 | 78 | 78 | ||
1 | Введение | 1 |
| 1 | |||
2 | Общество. Общество как сложная динамичная система | 4 | 3 |
| 3 | ||
3 | Человек. Человек как творец и творение культуры | 10 | 3 | 6 | |||
4 | Духовная культура | 8 | 3 | 8 | |||
5 | Экономика | 2 | 3 | 2 | |||
6 | Социальная сфера. Социальные отношения | 12 | 3 | 10 | |||
7 | Политическая сфера. Политика как общественное явление | 13 | 3 | 8 | |||
8 | Право как особая система норм | 9 | 3 | 8 | |||
9 | Человек и экономика | 12 | 3 | 10 | |||
10 | Проблемы социально-политической и духовной жизни. Человек в системе общественных отношений | 16 | 4 | 6 | |||
11 | Человек и закон | 22 | 4 | 12 | |||
12 | Региональный компонент | 6 | 3 |
| 3 | ||
14 | Дифференцированный зачет (Контрольная работа) | 1 |
| 1 | |||
Итого за курс обучения | 117 | 35 | 4 | 78 | 78 | - |
Примечание: итоговая форма аттестации – дифференцированный зачет.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
1.Общество и человек. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе. | |
1.1.Общество. Общество как сложная динамичная система. | Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс» |
1.2. Человек. Человек как творец и творение культуры. | Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление». Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение. Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии |
2. Основные сферы общественной жизни. | |
2.1. Духовная культура. | Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни. Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета. Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям Различение естественных и социально-гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей |
2.2. Экономика. | Умение давать характеристику понятий традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики, «экономика»; «типы экономических систем» |
2.3. Социальная сфера. Социальные отношения. | Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация». Определение социальных ролей человека в обществе Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения. Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи) |
2.4. Политическая сфера. Политика как общественное явление. | Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально-государственного устройства, политического режима. Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки. Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации |
3. Право. Человек и закон. | |
3.1.Правовое регулирование общественных отношений. | Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права |
3.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан |
3.3. Отрасли Российского права. | Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права |
3.4. Международная защита прав человека. | Умение давать характеристику международной защиты прав человека |
4. Экономика. | |
4.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи. | Умение давать определение понятий: «экономика», «спрос и предложение», «цена» Знание понятия: «Экономические системы» |
4.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. | Умение давать определение понятий: «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги» Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда, «государственный бюджет» |
4.3. Банковская система. Финансовые институты. Деньги, банки, инфляция. Рынок труда и безработица. | Знание понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль» Знание понятия безработицы, ее причины и экономических последствий |
4.4. Основные проблемы экономики России. Мировая экономика. | Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли |
5. Проблемы социально-полити |