Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96221

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

ДЕТСКАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ ХХ ВЕКА (в контексте ее исторического развития)

Дата публикации:

Автор:
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, ГБПОУ "Курганский областной музыкальный колледж им. Д. Д. Шостаковича", Курганская область, город Курган

Цель: Цель работы – охарактеризовать особенности детской музыки русских композиторов.

Задачи: Задача работы - общее представление о русской детской музыке в контексте ее исторического развития, в сочетании с более детальным рассмотрением творчества выдающихся фигур в русской детской музыке XX веке.

ДЕТСКАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ ХХ ВЕКА

(в контексте ее исторического развития)

Цель работы – охарактеризовать особенности детской музыки русских композиторов. В истории русской музыки все композиторы, обращавшиеся к детской аудитории, неизменно учитывали данный аспект. Отсюда большой и яркий музыкальный пласт детской музыки, образовавшийся на протяжении более двухсотлетнего его развития. Вместе с тем, в сегодняшней социокультурной ситуации наблюдаются явные пробелы в детском музыкальном образовании и воспитании, а ведь в русской детской музыке мы встречаем имена интересных и самобытных, но незаслуженно забытых художников. К таковым, по моему мнению, относятся композиторы советского периода в русской музыкальной истории. Стремлением охарактеризовать художественную значимость композиторского творчества для детей, и обусловлена цель данной работы.

В ее задачи входит общее представление о русской детской музыке в контексте ее исторического развития, в сочетании с более детальным рассмотрением творчества выдающихся фигур в русской детской музыке XX веке.

Методология работы опирается на общенаучную музыковедческую литературу, работы по музыкальной психологии, материалы, посвященные проблемам музыки для детей.

Что такое детская музыка? Нужна ли специальная музыка для детей? Многим наверно этот вопрос покажется странным, не требующий ответа. Есть люди, которые считают, что никакая особая детская музыка не нужна, что детей следует воспитывать на классических образцах, и таких создано достаточно много. Бах, Гендель, Пёрселл, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуман, Брамс, Григ, Дворжак, Чайковский, Мусоргский, Лядов, Равель, Дебюсси, Сен-Санс и многие другие авторы оставили немало прекрасной музыки, которая открывала и открывает детям и юношеству путь в мир большого искусства.

Детская музыка имеет свою специфику. В самой общей форме основные критерии качества музыки для детей такие же, как и для музыки «взрослой». Но все же имеет свои отличия. Это определяется, прежде всего, спецификой детского мироощущения и восприятия. С ними связаны особенности образного строя детской музыки и музыкальные средства, отбираемые для его выражения. Детская музыка должна быть максимально приближена к сфере эмоциональных ощущений ребенка, к его виденью мира.

При слушании музыки дети улавливают один ведущий признак, который служит для них как бы знаком ситуации. Детское восприятие ориентированно, прежде всего, на исполнительские средства, мелодико-ритмические компоненты значат намного меньше, а для некоторых детей почти совсем не играют роли. Такая приверженность к единичному признаку при построении образа предмета приводит к фрагментарности восприятия, когда объекты деятельности предстают состоящими из неких отрывков, связь между которыми не проявлена. Целостный же объект складывается из нанизывания известных фрагментов.

Образная характерность всей музыкальной ткани, простота, ясность, предельная отточенность формы выражения – основные требования к детской музыке. Ни в коем случае это не должно быть понято как ограниченность или упрощение средств выражения. Яркие картинки, написанные современным языком очень восторженно воспринимаются детской аудиторией. Они охотнее слушают музыку эффектную. Привлечь их внимание к спокойной, тихой музыке гораздо труднее. Она должна быть ярко образной, способной увлечь воображение. Специфика детской музыки не в лексике, а в чистоте, цельности и целомудрии восприятия жизни, свойственного детям. Именно это восприятие жизни призван постичь и воссоздать автор, пишущий для детей.

В истории русской музыки все композиторы, обращавшиеся к детской аудитории, неизменно учитывали особенность данного аспекта. Отсюда большой и яркий музыкальный пласт детской музыки, образовавшийся на протяжении более двухсотлетнего его развития.

С конца 60-х годов XIX столетия все чаще появляются статьи и работы, специально посвященные вопросам музыкального воспитания детей. Некоторые авторы издавали сборники детских песен, различные пособия для музыкального воспитания в семье и школе, теоретическую и методическую литературу по этим вопросам.

Но задача создания музыки для детей не ставилась как общественная проблема. Отдельные произведения появлялись по желанию композиторов, осознавших необходимость в такой музыке и испытавших внутреннюю потребность в ее создании.

Композиторы, которые непосредственно были связаны с детьми в своей педагогической деятельности, чаще всего обращались к школьной опере. Ц. Кюи, А. Никольский, В. Ребиков, Н.В. Лысенко и другие создавая оперы для детского исполнения, вводили детей в мир народной жизни, народного быта, сказки, русской песенности, в мир образов и представлений русских людей. Музыка этих сочинений дает представление о специфике национального искусства, складе мышления.

Балетов, предназначенных для исполнения самими детьми, практически не было. Произведения этого жанра всегда адресовались профессиональному театру. Среди русских балетов, непосредственно связанных с детской тематикой и сумевших занять свое место в большом искусстве можно назвать только «Щелкунчика» и «Спящую красавицу» П. И. Чайковского.

Жанр симфонической и вокально-симфонической музыки для детей был представлен лишь единичными образцами. Такими, как «Детская сюита» Н. Черепнина, сюита «Из детской жизни» Г. Конюса, сюиты и отдельные оркестровые пьесы для детей А.С. Аренского, Вл. Ребикова, А.Т.Гречанинова.

В этих произведениях были развиты традиции, заложенные русскими классиками в музыке для детей и о детях – бесспорных шедевров: «Детского альбома» П.И Чайковского и вокального цикла «Детская» М.П. Мусоргского. Великие композиторы умели заглянуть в тайники детской души, с тонко отточенным мастерством и большой степенью художественной выразительности раскрыть некоторые стороны детской психики, детских представлений и чувствований.

Детские песни профессиональные авторы писали сравнительно редко. Пели дети главным образом народные песни или в церковно-приходских школах заучивали религиозные напевы.

Из сочинений русских авторов в песенно-хоровом жанре до нашего времени дошли лишь отдельные песни и хоры, сочиненные для детей выдающимися русскими композиторами П.И.Чайковским («16 песен для детей»), Ц.Кюи («Тринадцать музыкальных картинок»), А.С. Аренским («Детские песни»), А.Т. Гречаниновым («Ай, ду-ду», «Курочка-рябка»).

Детская музыка советского периода имела свою специфику. В двадцатые - тридцатые годы круг жанров был ограничен – песни, инструментальные пьесы, ансамбли, составляли детский музыкальный педагогический репертуар. К 80-м годам ХХ века обнаружилось новое качество детской музыки: этот «обособленный уголок» предстал полнокровной областью музыкального творчества, охватывающей множество жанров и обширный пласт ярких музыкальных сочинений.

Песня во все времена занимала особое место в детской музыке. Именно песню дети не только поют, но и часто слышат в доме, на улице, в детском саду, школе, в живом исполнении, по радио, телевидению, в записи. Её содержание быстрее и проще воспринимается детьми, воздействует наиболее непосредственно и активно. Детская песня, являлась самым популярным жанром у отечественных детских композиторов ХХ века. Они всегда стремились откликнуться на волнующие события дня, на события собственно детской жизни.

Лучшие образцы характеризуются точной направленностью содержания и формы художественного воплощения произведения к слушателю. Они привлекают детское внимание простыми и яркими музыкальными образами, запоминающейся мелодией. В таких песнях точно воспроизводится возрастно-характерная детская интонация – отношение к описываемому событию, его восприятию. Этот жанр является одной из составляющих основ формирования музыкального воспитания юного поколения.

Наряду с песнями в композиторском творчестве для детей ведущее место занимает педагогический репертуар – это та часть музыки для детей, с которой они соприкасаются непосредственно, воспроизводя её.

Произведения педагогического репертуара делятся на две группы: одни по средствам выражения тесно связаны с классическими традициями, другие – сближаются с современным музыкальным мышлением. Композиторы смело вводят детей в сферу новых средств выражения – острых гармоний, развитой полифонической фактуры, непривычного интонационного строя.

В середине XX века все больше композиторов стали обращаться к жанру оперы для детей. Это было связано с новыми условиями и требованиями жизни. Появились разновидности жанра, которых раньше практически не было. Это – оперы-игры (для дошкольников и младших школьников), а также оперы для специальных детских спектаклей профессиональных театров, т.е. оперы для слушания.

Путь к опере-игре, которая обобщает различные формы музыкальной деятельности детей (пение, танец, движение в такт музыки, актерское мастерство), начинается задолго до того, как дети непосредственно познакомятся с произведениями этого жанра. В этих песнях-сценках есть своя незатейливая драматургия, развивается образно-обобщенное восприятие, дети учатся охватывать группу объединенных одним смыслом событий, следить за их сменой и вместе с музыкой идти к цели – завершению.

Создание опер для исполнения детьми и опер, предназначенных для постановки в театре, выдвигает перед композиторами более сложные творческие проблемы.

Многие авторы писали музыку в рамках классического мышления, другие же – ставили своей задачей воспитать детский слух для восприятия современного музыкального творчества. Свободно построенная музыкальная ткань, сложность ритмов, частая смена размеров, красочность терпких гармоний, полифония оркестрового письма – не усложняют детское произведение. Композиторы, используя приемы современного музыкального языка, стремились к предельной выразительности, рельефности оперных характеристик.

Жанр детской оперы в середине 60-х годов находился еще в стадии становления. Творческая работа отдельных авторов была отмечена интересными поисками и находками. Но эта область музыкального творчества мало поддерживалась, пропагандировалась и изучалась. В результате развитие жанра было замедленным и практически мало ощутимым.

Решение проблемы создания детского музыкально-сценического произведения долгое время не опиралось на научно-творческую основу. Особенности психологии в этом плане не исследовались.

Проблемы создания детского балета во многом сходны с оперными. Здесь также приходилось решать вопросы содержания, выбора сюжета, музыкального языка.

Жанр детского балета «прижился» прочнее оперного. Лучшие балеты значительно дольше удерживаются в репертуаре детских театров.

Основная нагрузка музыкальной выразительности в балете ложится на оркестр. Даже если исполнитель – ребенок и пластический образ решен достаточно скромно, все необходимое для характеристики может полностью, одновременно с происходящим на сцене досказано оркестром.

Меньшая скованность и ограниченность в выборе средств при творческой работе, более четкое и определенное представление о возможностях сценической реализации произведения привели к тому, что в балетах для детей значительно раньше, точнее и законченнее выявились специфические «детские» черты жанра.

По музыкальным решениям детский балет стоит ближе к балету для взрослых, чем детская опера – к опере. В балете авторам чаще удаются музыкальные характеристики персонажей или групп действующих лиц. Также, детский балет наиболее традиционен, чем опера, он вполне укладывается в рамки жанра классического балета. Именно этим и объясняется его жизненность.

Жанры вокально-симфонической музыки для детей в России почти отсутствовали. Вплоть до 50-х годов вокально-симфонические произведения – сюиты, кантаты, оратории – появлялись редко, от случая к случаю, и составляли сравнительно небольшую по объему часть музыкальных сочинений, адресованных детям. Они отличались недостаточно высоким художественным уровнем, поверхностью в раскрытии тем.

Необычайно активизировалась работа композиторов в жанре вокально-симфонической музыки для детей во второй половине XX века. Примерно за десять лет – с середины 60-х до середины 70-х годов – было написано больше сочинений, чем за все предыдущее время. Увеличивается не только число появляющихся сочинений, но и значительно расширяется их тематика. Новые сочинения все чаще выходят за рамки принятых тем – школьно-пионерских дел и интересов, историй о Родине, партии, Ленине, о исторических событиях 1917-го года. Все больше композиторы проникают в мир детей, в то, чем они живут, о чем думают, как воспринимаются этот мир своими детскими глазами.

В 50-60-х годах сформировался жанр детской кантаты, выражающей лаконичными средствами музыкальной выразительности многообразие интересов, чувств и мыслей детей. Таковы: «Песнь утра, весны и мира», «О родной земле» Д. Кабалевского, «Дети рядом с отцами», «Красная площадь» Ю.Чичкова, «Красные следопыты» А. Пахмутовой.

Детская симфоническая музыка – наиболее сложный из жанров для восприятия. Только программное название сочинений и их частей в какой-то степени направляют детское восприятие в нужную сторону. Для понятия музыкального содержания симфонического произведения от слушателя требуется определенный музыкальный опыт. Композиторы, обращаясь к жанру симфонической музыки, с одной стороны унаследовали традиции предшествующих авторов, с другой стороны – необходимость пристального внимания к интересам в жизни детей – обусловили то, что среди симфонических произведений предпочтение отдавали жанру сюиты. Это оркестровые сюиты из музыки к сказкам, фильмам, радиопередачам, спектаклям, а также балетные и танцевальные.

Также как к жанрам вокально-симфонической музыки, отношение к детской симфонической музыке меняется в 60-е годы. Композиторы словно открыли для себя ее неограниченные возможности. Расширился круг тем и образов детской жизни. Более смелыми стали эксперименты в области современного музыкального языка. Но, пожалуй, ни одно из созданных после «Пети и Волка» Прокофьева сочинений, не сравнится с этим классическим образцом симфонической музыки для детей – произведением, в котором органично слились содержание и форма его воплощения.

Многие из созданных сочинений для детской аудитории, нашли свое яркое выражение и воплощение в Детском музыкальном театре им. Н.И. Сац.

Музыке в Московском театре для детей принадлежало одно из главных мест, и композитор вместе с драматургом, постановщиком и художником чувствовал себя полноправным автором спектакля. Именно музыка становилась главной движущей силой в развитии действия, в характеристиках персонажей. Перед композиторами вставала задача - создать музыкальный спектакль, где возникающие сценические ситуации живо увлекали бы детей, вне зависимости от того насколько технически сложными средствами это содержание могло быть выражено. Музыка играла важную роль в подготовке слушателя к современному складу художественного мышления, современным художественным формам выражения.

В творческом наследии А. Н. Александрова, Д. Б. Кабалевского, А.Н. Пахмутовой, Г. Гладкова, В.Я. Шаинского, М.И. Красева, М.Р. Раухвергера и др. ярко и талантливо воплощен мир детских надежд, образы окружающего мира, активная устремленность в будущее. Эти композиторы посвятили детской музыке значительную часть своей творческой деятельности, полностью отвечающей критериям подхода к созданию произведений для детской аудитории. Лучшие качества русской детской музыки XIX века были подхвачены и разнообразно продолжены целой плеядой композиторов XX века, в сочинениях которых ребенок неизменно находит опору для своих фантазий, для развития мышления, воображения, для обогащения своего духовного мира.

И в заключении, еще раз подчеркнем особое отношение русских композиторов к детской музыке. Осознание ими социальной значимости данной сферы творчества и как результат обширность и художественная яркость этого пласта отечественного искусства.

ЛИТЕРАТУРА

  • Алиев Ю.Б. Детская музыка. Музыкальная энциклопедия, Т.2 - М.: Сов. энциклопедия, 1974. – с.204-208.
  • Михайловская Н. Музыка и дети. - М.: Сов. композитор, 1977;
  • Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 383 с.
  • Они пишут для детей. Сборник статей. В 3т. – М.: Сов. композитор, 1970-1980. – 288с.
  • Раухвергер М. Что должны делать композиторы? // «Советская музыка» №3, М., 1961,-с.7-8.
  • Сац Н.И. Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний. - М.: Искусство, 1961. – 312с.
  • Сац Р.Н. Московский детский музыкальный театр. Музыкальная энциклопедия, т.3.- М.: Сов. энциклопедия, 1976.- с.689-690.
  • Сосновская О.И. Советские композиторы – детям. - М.: Сов. композитор, 1970. – 36с.
  • Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2002. – 320с.
  • Холопова В.Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. – М.: ПРЕСТ, 2002. – 32с.
  • Цытович В. Что я думаю о детской музыке. //Музыка – детям: Сборник статей. - Л.: Музыка, 1970.- с.156-158.

Наши новости:

Разместить свою публикацию