Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96221

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культуры и спортом, здоровому образу жизни

Дата публикации:

Автор:
преподаватель физвоспитания, ОГА ПОУ "Чудовский техникум", город Чудово Новгородской области

Цель: Обобщение педагогического опыта

Задачи: -- Искать и внедрять новые интересные формы проведения как учебной, так и внеклассной деятельности -- Включение элементов самостоятельности в различные виды учебной деятельности обучающихся

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ, ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.

Модернизация образования в России предполагает, что в основу обновлённого содержания образования (как один из компонентов) заложено сохранение здоровья детей, которое осуществляется в мотивировании на занятия физкультурой и спортом и воспитание здорового образа жизни в течение всей жизнедеятельности. Этот момент и подчёркивает актуальность данной работы. Я предполагаю, что воспитание потребности в занятиях физкультурой и спортом, а также воспитание здорового образа жизни в качестве ключевой, обусловлено рядом причин, а прежде всего запросом общества: профессиональный деловой мир остро ощущает дефицит в здоровом поколении.

Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознаётся необходимость повысить внимание к физической культуре, спорту, здоровому образу жизни. Ещё В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает» (3 стр. 14). Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растёт, овладевает человеком и влечёт его к наибольшим излишествам» (4 стр.33)

Как добиться положительного результата, как изжить скуку на уроке, как сделать для обучающихся учение интересным, как разбудить в них стремление работать над собой, как воспитать такую личность, с помощью каких способов и методик – это важный вопрос. Поэтому я выдвинула следующую гипотезу: формирование у каждого обучающегося необходимой потребности в занятиях физкультурой и спортом будет осуществляться эффективнее при реализации следующих педагогических условий: --применение в учебном процессе методов, способствующих развитию у обучающихся потребности в занятиях, инициативы, активности – искать и внедрять новые интересные формы проведения как учебной, так и внеклассной деятельности -- организация индивидуальных учебных заданий на уроках -- включение элементов самостоятельности в различные виды учебной деятельности обучающихся -- привлекать к самостоятельному судейству соревнований обучающихся

Работая преподавателем физического воспитания много лет, в своей работе использую такие средства повышения эффективности физического воспитания, как наглядные пособия, игровой и соревновательный методы, метод круговой тренировки. Все они формируют у обучающихся состояние, наиболее адекватное для усвоения данного вида информации, и в максимальной степени используют принцип и средства наглядности обучения.

Формирование интереса к физической культуре – это учебно-воспитательный процесс, система целенаправленных воздействий в учебной и внеклассной работе по физическому воспитанию. Интерес к занятиям физической культурой и спортом подразделяется на активный и пассивный. Активный интерес относится к самим занятиям физическими упражнениями, гигиене, закаливанию, а пассивный – ко всем другим сторонам и элементам физической культуры. Кроме того, дальнейшая рубрикация видов интереса позволяет выделить первичный, кратковременный, импульсивный и устойчивый виды интереса. Естественно, что к физической культуре следует вырабатывать устойчивый интерес. Важную роль в процессе усвоения учебного материала по физической культуре играет тот вид интереса, который в данном случае может быть назван познавательным. Он представляет собой избирательную направленность личности, обращённую к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательный интерес – это интерес к глубокому осмысленному познанию. Так как познавательный интерес многозначен, он может влиять на процесс усвоения различными своими сторонами: во-первых, выступать как внешний стимул процесса усвоения, как средство активизации всего процесса; во-вторых, выступать как мотив познания, существенно влияя на усвоение, соприкасаясь и взаимодействуя при этом с другими мотивами. Учитывая это, на уроках и во внеурочной деятельности я постоянно стараюсь осуществлять стимуляцию познавательных интересов. Основные направления такой стимуляции: стимуляция познавательных интересов при помощи содержания изучаемого материала; стимуляция познавательных интересов организацией и характером познавательной деятельности. Стимуляцией познавательных интересов с помощью наглядных средств вносится новизна содержания. Обновляются уже усвоенные знания, происходит усиление чувственного аспекта знаний, демонстрируется практическая значимость знаний.

Мотивация на занятиях физической культурой и спортом включает в себя смысл занятий, мотив, цели и эмоции. Смысл занятий включает в себя понимание обучающимися их объективной значимости от общественного мнения; субъективная значимость для самого занимающегося зависит от его уровня притязаний. На основе выявленного смысла обучающиеся выбирают мотивы и цели. Под мотивом в данном случае понимается осознанное побуждение к двигательной деятельности, к занятиям физической культурой. Цель мотивации должна заключаться в ориентации обучающихся на промежуточный этап реализации мотива. При этом желательно достижение доступного результата. В этих условиях потребность в физическом совершенствовании выступает как результат развития интереса к физической культуре.

Физическую культуру и спорт часто сравнивают с понятием игровой деятельности. Игра определяется как определённый вид непродуктивной деятельности без утилитарно-практической направленности, который как бы содержит цель в самой себе. В собственно игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны включение в практическую деятельность, физическое развитие, формирование умения самостоятельно действовать, а с другой – получение морального и эстетического удовольствия. Как известно, игровой метод не обязательно связан с какими-либо общеизвестными играми. Его определяют такие черты, как сюжетно-ролевая основа, отсутствие жёсткой регламентации действий с широкими возможностями для проявления творческого начала, моделирование эмоционально насыщенных межличностных и межгрупповых отношений. Часто различия между игрой и соревнованием исчезают, так как двигательные действия несут в себе признаки, как игры, так и соревнования.

Применяю соревновательно-игровой метод в своей работе как способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развитие двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Его характерной чертой является обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон. Он относится к группе практических методов и позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Метод характеризуется присутствием соперничества и эмоциональностью в двигательных действиях; непредсказуемой изменчивостью, как условий, так и действий самих участников; проявлений максимальных физических усилий и психического воздействия; стремление обучающихся добиваться победы при соблюдении определённых правил игры или соревнования; применением разнообразных двигательных навыков; целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.

Соревновательно-игровой метод использую для освоения и закрепления учебного материала, а также для повышения уровня физической подготовленности. Осуществляю его с помощью соревновательно-игровых заданий, при помощи которых создаётся та или иная ситуация. Цель заданий – совершенствование в соревновательно-игровой обстановке как физические качества, так и конкретные умения и навыки обучающихся. Варьированием содержания и правил игры повышаю интерес обучающихся к учебному процессу и создаю условия для закрепления вариантных динамических стереотипов.

Многолетняя педагогическая практика и психолого-педагогические наблюдения показали зависимость эффективности обучения от привлечения к восприятию всех органов чувств обучающихся. При этом чем разнообразнее чувственные восприятия, тем учебный материал усваивается прочнее.

Для решения воспитательных задач на уроке физкультуры и во внеурочной деятельности одним из основных методов использую метод наглядности. Особенно он важен при формировании осознанной потребности и мотивов занятий физкультурой. Использую его для агитации и пропаганды занятий физкультурой и как личный пример преподавателя. Наглядный метод ввожу для воспитания способности восприятия эстетики движений, для чего применяю видеодемонстрацию, фотоколлаж, зеркальное выполнение двигательных действий и показ техники подготовленным учеником, использую наглядное игровое пособие «граффити». Граффити являются изобразительным образно-знаковым пособием, направленным на формирование у учащихся стойкого интереса к занятиям. Разработанная система Граффити (игры, эстафеты, конкурсы и аттракционы) для занятий соревновательно-игровым методом представляет собой рисунки-пентаграммы, систематизированные по видовому признаку с учётом сложности и поэтапности обучения, которые очень нравятся ученикам. Особенно применение таких карточек перспективно для первоначального обучения. Рисунки выполнены в графической форме с минимумом деталей, фигурки схематичны. Оригинальность данного пособия в том, что подрисуночный текст максимально короток, названия упражнений увлекательные, комментарий дан без использования специальных спортивных терминов, зачастую знакомых только специалистам. Лёгкость понимания материала позволяет использовать карточки в самостоятельных заданиях даже без педагога. Наглядность и точность подачи упражнения на рисунке, минимум методических указаний, расположение материала на отдельных карточках определяют методику использования пособия. Такие карточки я использую с 1 курса во время разминки, которую ребята проводят сами – по карточкам, на которых упражнения выполнены в виде пентаграмм, как часть задания в методе круговой тренировки. Проводящий разминку должен правильно использовать терминологию, зеркальный показ, рассказ. Учащиеся, выполняя упражнения, следят за терминологией, анализируют проведение разминки, оценивают её. Таким образом, используя метод наглядности, развиваю не только физические качества, но и внимание, память, мышление, учу анализировать свои действия и действия товарища, развиваю коммуникативные способности. Также карточки, т.е. систему Граффити использую на уроках в методе круговой тренировки, на весёлых стартах, праздниках. Внеурочная работа способствует более широкому развитию различных форм занятий по физическому воспитанию, повышает интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом. Например, в техникуме традиционно проводятся красочные, весёлые соревнования-шутки к 23 февраля «Только тот мужчина» и к 8 марта – «А, ну-ка, девушки а, ну красавицы!,». В соревнованиях юношей проходят не только спортивные эстафеты, но и такие конкурсы как «запеленай куклу», «кто быстрее вычистит кг картофеля с наименьшими потерями», «кто быстрее соберёт мясорубку» и другие. Соревнования проходят при большом количестве зрителей-болельщиков. Проигравших морально не бывает, так как соревнования заканчиваются после подведения итогов и вручения грамот общим чаепитием с пирогами, которые пекутся для этого специально. Ребята эти соревнования очень любят. Но не только чаепитием с пирогами мы награждаем отличившихся спортсменов. В техникуме разработано «ПОЛОЖЕНИЕ О СТИМУЛИРОВАНИИ» отличившихся учащихся. Так, за участие в районных соревнованиях, единовременно выплачивается 50% стипендии, а за призовое место 100%. За областные соревнования % выше. Поэтому в команду попасть не так-то просто, претендующих на место в команде всегда много. Для желающих в техникуме работают спортивные секции по видам спорта, наиболее пользующимся популярностью у обучающихся, где они повышают своё спортивное мастерство, готовятся к выполнению разрядных норм и к участию в соревнованиях по избранному виду спорта. Ни один учебный год не обходится без Недели здоровья. Целью Недели здоровья является привлечение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом, привлечение для проведения части мероприятия спортсменов-лидеров, чтобы на своём примере они смогли показать интерес к проводимым занятиям. Каждая такая неделя заканчивается спортивным вечером или праздником с привлечением ведущих спортсменов техникума и района. Очень любят обучающиеся наше увлечение туризмом и прикладными и техническими видами спорта. Стараюсь использовать это как для привлечение в команды различного уровня (сборная группы, курса, техникума), так и как метод отложенного стимулирования: не включив в команду за пропуски тренировок, халатное отношение к технике безопасности и т. д. Такой метод действует безотказно потому, что желающих участвовать всегда очень много, идёт постоянная борьба за место в команде. Сборная техникума выступает на районных и областных соревнованиях по многим видам, но особенно любимы по туризму, техническим и прикладным видам спорта. Так за последний учебный год мы стали победителями областного чемпионата Новгородской области по спортивному туризму и заняли почётное третье место в областных соревнованиях по прикладным и техническим видам спорта. Ребята очень гордятся такими победами.

Наблюдая за обучающимися из года в год, могу сделать такой вывод: ребята в техникуме стали больше участвовать в соревнованиях, чаще проявляют свою собственную инициативу; раньше в техникуме работало три спортивные секции, а теперь их пять; ребят в свободное время тянет в спортзал, значит, проводимая работа не напрасна.

Наши новости:

Разместить свою публикацию