Формирование общекультурных и коммуникативных компетенций студентов и развитие коллектива учебной группы через организацию воспитательной работы куратора.
Я работаю в группе Р-351 с сентября 2015 года, на сегодняшний день в ней обучаются 24 студента.
Общекультурная компетенция - это способность человека ориентироваться в пространстве культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях.
В содержание общекультурной компетенции входят обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. Представление об указанных способах действия формируется в рамках компетентностного подхода.
В общекультурной компетенции можно выделить познавательно-информационную компетенцию, включающую следующие способы познавательной деятельности: интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, видение закономерностей), умения поиска, переработки, использования и создания информации, а также наблюдение, эксперимент, определение понятий, выдвижение гипотез и т.д.
Опыт познавательно-информационной деятельности формируется в условиях высокой степени самостоятельности обучающихся в процессе обучения. В формировании ключевых компетенций необходимо сочетание урочной и внеурочной деятельности, так как данные компетенции формируются во всем жизненном пространстве ребенка, которое является более широким, чем учебное.
Так, чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время. Только во внеурочное время, в неформальной обстановке дети раскрываются в полной мере.
Моя программа работы с группой ориентирована на организацию содержательного досуга обучающихся, на воспитание физически здорового человека, развитие творческой личности, конкурентноспособного специалиста.
Цель программы:Повысить общую культуру подростков, способствовать коммуникативным компетенциям студентов.
Задачи программы:
- создание оптимальных условий для адаптации обучающихся в учебном заведении;
- организация и совершенствование вне учебной деятельности, направленной на вовлечение студентов в досуговые мероприятия;
- предупреждение правонарушений среди обучающихся.
Я как куратор стремлюсь сплотить группу, чтобы каждый мог почувствовать себя нужным и важным, а это хорошо получается тогда, когда группа сотрудничает в неформальной обстановке.
Мы всегда с удовольствием участвуем во всех мероприятиях, как в стенах колледжа, так и за его пределами. В прошлом учебном году мы с группой участвовали в интеллектуальной игре «Шапка», дошли до второго тура. Ребята учились работать в команде, в паре, малыми группами, где каждый отвечал не только за свой результат, но и за результат всей команды. Творчески подошли к домашнему заданию, приготовили эксклюзивные шапки и заняли первое место за креативное решение.
Выезжали дважды на общегородскую зарядку, где ребята учились взаимодействовать с незнакомыми людьми. Получили большой положительный заряд бодрости и выиграли много призов.
На день города вышли все на площадь, прошли пешим ходом по праздничным улицам города и долго не хотели расходиться по домам после окончания мероприятия.
Выезжали на праздничный концерт в военное училище, посвященный 307 годовщине морской пехоты. Девочкам очень понравилось. Было интересно посмотреть работу в других учебных коллективах.
Убирали территорию в пансионате для ветеранов, и все работали с огоньком, старались создать уют пожилым людям.
На 9 мая ездили поздравлять участников Великой Отечественной Войны, много потом рассказывали о своих впечатлениях, были потрясены стойкостью и приветливостью стариков.
Готовили открытку на областной конкурс «С Днем рождения, Профессия!», вот где в полной мере проявились общекультурные компетенции так как организация взаимодействия способствует развитию коммуникативных умений: использование вербальных и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации; способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды; умение воспринимать позицию собеседника, слышать его, включаться в общение. А моя задача как куратора направлять работу в нужное русло.
В творческом поиске осуществляется особая миссия воспитания, в ходе которой ставится акцент на личность другого, на диалог равноправных мнений, на слово, мысль, поиск. Студенты развивают умение находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, учатся ранжировать, выделять главное, находить связь и структурировать ее, что свидетельствует о формировании у них информационной компетенции. Мы очень старались, и в итоге наша работа заняла первое место.
Весной проводили мероприятие «Мат - не наш формат!», ребята принимали участие в поиске информации, готовили сценки. Я не могу сказать, что все сразу же перестали материться, но знаю, что мата стало гораздо меньше.
В октябре 2013 приняли участие в замечательной акции «Скрепка», дети прониклись и с энтузиазмом собирали канцтовары для детских домов. Я считаю, что такие благотворительные акции – важный воспитательный момент, когда ребята учатся сопереживать и помогать незнакомым людям.
Я так же стараюсь прививать студентам любовь к живой природе. Все знают, что у нас живет улитка - Ахатина, которую любят практически все студенты. Попугаи Яша и Клаша вообще произвели фурор. И, когда пара отложила яйца, все ребята с нетерпением ждали, когда же вылупятся птенчики. Наблюдали за ростом малышей, иногда целые очереди выстраивались. Ведь многим не разрешают держать дома животных. Я люблю кактусы, и некоторые ребята увлеклись их разведением, спрашивают, как ухаживать, берут отростки и радуются, когда цветок приживается и хорошо растет. Так появляются новые темы для разговора. А в результате, когда высаживали аллею из деревьев в колледже, моя группа приняла в этом самое активное участие.
Развитие коллектива невозможно без взаимовыручки. У нас принято посещать больных в больницах, помогать в трудной жизненной ситуации материально (например, когда умирают родные или рождается новый человечек), считаем необходимой такую поддержку.
Бывает, мы плаваем на экзаменах, летаем в облаках на уроках, но мы добрые и пушистые! И любим общаться все вместе.
Конечно, каждый вечер не будешь проводить время с группой, у всех свои семьи, дети, но каждая такая поездка, прогулка оставляет надолго эмоциональный след в душах детей, и надо хотя бы раз в месяц выбираться куда-нибудь всем вместе.
Общайтесь с детьми во внеурочное время, и вам и им легче будет найти общий язык!
Основные принципы моей работы:
- вижу в каждом ребенке личность;
- не имею любимчиков;
- всегда позитивно настроена;
- лучше перехвалить, чем переругать;
- захожу в группу с улыбкой;
Я не изменяю своим принципам и ребятам это нравится.