Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96363

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 24.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Применение технологии проектной деятельности при обучении иностранному (немецкому) языку

Дата публикации:

Автор:
преподаватель немецкого языка, ГБПОУ РО "Ростовский-на-Дону автодорожный колледж", г. Ростов-на-Дону

Цель: Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме «Применение технологии проектной деятельности при обучении иностранному (немецкому) языку».

Задачи: Проанализировать эффективность использования технологии проектной деятельности при обучении иностранному (немецкому) языку с точки зрения развития интереса к учебной дисциплине и формирования прочных самостоятельных навыков в совершенствовании коммуникативных компетенций.

Шахбазова-Шахбазьян О.Н.,

преподаватель государственного бюджетного

профессионального образовательного

учреждения Ростовской области

«Ростовский-на-Дону автодорожный колледж»,

Россия

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОМУ (НЕМЕЦКОМУ) ЯЗЫКУ

«…Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением…»

А. Дистервег

В современных условиях одной из основных задач образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Для выполнения этой задачи существует достаточное количество образовательных технологий. Каждый преподаватель может подобрать для себя ту, с помощью которой он достигнет наилучших результатов. В условиях реализации образовательных стандартов нового поколения использование проектной методики приобретает большое значение для преподавателей и студентов.

Метод проектов уже давно и прочно вошел в практику педагогической работы преподавателей иностранного языка – многие преподаватели плодотворно используют его на разных этапах обучения иностранному языку в течение многих лет. Нормативные документы закрепили в этом плане то, что уже давно существует в реальности. Метод проектов с успехом применяют в сочетании с традиционными технологиями обучения и на занятиях, и в самостоятельной (внеаудиторной) работе. Основная идея данной технологии – создать условия для активной совместной деятельности студентов в разных учебных ситуациях, в которых каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Проектная технология предполагает использование проблемных, исследовательских, поисковых методов, четко ориентированных на реальный практический результат, значимый для студента, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов. Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в образовательной деятельности студентов. Это основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Проектная деятельность открывает в этом плане большие возможности, она направлена на духовное и профессиональное становление личности студента через организацию активных способов действий. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа студентов. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения, что является важнейшим при обучении иностранному языку.

Целью проектной деятельности является понимание и применение студентами знаний и умений, приобретенных при изучении иностранного языка. Технология проектной деятельности делает более эффективным решение таких педагогических задач, как:

  • обучение студентов умению ставить цели и задачи, искать пути их решения, анализировать ресурсы, выбирать оптимальный путь при наличии альтернативы;
  • обучение планированию поэтапного достижения поставленной цели;
  • обучение умению осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации из разных источников, анализировать, систематизировать, структурировать и адекватно использовать ее с учетом целей и задач выполняемой работы;
  • оказание помощи студентам в осознании практической значимости ранее усвоенных знаний;
  • формирование умения работы в команде, развитие способности к нахождению продуктивных способов сотрудничества;
  • обучение умению объективной самооценки на основе сравнения ранее планируемого и достигнутого результата.
  • недостаточно высокий авторитет дисциплины «Иностранный язык» – при значительных затратах времени и сил на обучение иностранному языку, при высоком образовательном уровне преподавателей, при делении группы на языковые подгруппы результаты этого обучения, в целом, не выдерживают критики;
  • низкая интенсивность речевой деятельности студентов;
  • высокая степень забывания учебного материала;
  • поверхностность в формировании базовых умений;
  • явные лингвистические затруднения при необходимости применения знаний в практической ситуации и другие.
  • осмысление проблемы, темы;
  • анализ проблемы, постановка целей и задач;
  • планирование деятельности;
  • определение источников информации, сбор и систематизация;
  • принятие решения о форме продукта и способе презентации;
  • работа над проектом, оформление проекта;
  • подготовка презентации, представление и защита проекта;
  • анализ достигнутых результатов, причин (успехов и неудач), самооценка.
  • географическое положение стран;
  • история;
  • достижения;
  • достопримечательности, историко-культурные национальные центры и памятники,
  • знаменитые люди, национальные герои, представители национальной культуры с мировым именем, знаменитые ученые, изобретатели;
  • традиции, праздники, национальный фольклор;
  • природные богатства;
  • типичные национальные черты характера;
  • национальная еда и пр.
  • помогает студентам ощутить собственную значимость;
  • позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей и чувств других студентов;
  • дает возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других;
  • создает условия для развития социальных и коммуникативных навыков при «погружении в поликультурную среду».

Почему предпочтение отдается технологии проектной деятельности?

Это обусловлено тем, что в практике обучения иностранным языкам на основе традиционной методики с неизбежностью возникают типичные проблемы, к ним, в частности, относятся:

Желание устранить эти трудности и заставляет преподавателей иностранного языка обращаться к опыту коллег, к новаторским идеям, к науке.

Уже много лет автор данной статьи успешно применяет педагогическую технологию проектной деятельности на занятиях по учебной дисциплине «Иностранный (немецкий) язык»

На каждом этапе образовательного процесса студентам предлагается тематика проектов, посильная для реализации, идею которой можно развить и воплотить в реальный конечный продукт в любой форме – эссе, путеводитель, словарь терминов, буклет, видеофильм, компьютерная презентация, серия иллюстраций, коллекция, стенд и пр., – «Моя семья» (1 курс); «Россия и Германия в сравнении» (2 курс); «Образование в России и Германии» (3 курс); «Моя специальность» (4 курс).

На первом курсе изучения немецкого языка студенты выполняют индивидуальные мини-проекты. На 2-4 курсах предпочтение отдается творческим проектам, которые выполняются в проектной группе.

Преподаватель знакомит студентов с тематикой проектов на первом занятии каждой новой темы, чтобы они могли постепенно накапливать необходимый материал для своих проектов. Каждый студент выбирает ту тему, которая его больше интересует, начинает собирать печатный и иллюстративный материал. На 1 курсе у студентов часто возникают трудности с составлением индивидуального плана проекта, формулировкой своей мысли, языковые трудности при изложении материала. И здесь на помощь должен прийти преподаватель, роль которого – быть координатором, участником и помощником.

После выбора студентом темы начинается самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и суждения по предмету исследования. Именно на этом этапе происходит основная работа преподавателя со студентами, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении лексических и грамматических единиц. После проведения консультаций и внесения необходимых корректировок, проект оформляется в конечном варианте.

Студенты сами выбирают форму представления своих проектов. Проведение полноценной защиты проектов и рефлексии позволяет студентам более осознанно подойти к работе, в полной мере понять практическую значимость своей деятельности, а также повысить самооценку от осознания важности результата и наличия значимых достижений.

Оценка проектной работы зависит от того, насколько полно и качественно раскрыта тема, насколько студент может свободно рассказать о предмете своего исследования. Язык – это только составная часть всего проекта и ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценка выставляется за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявления творчества, четкость презентации.

В качестве примера обратимся к проекту «Rußland und Deutschland im Vergleich zueinander» («Россия и Германия в сравнении»). Этот проект осуществляется студентами при изучении темы «Landeskude» («Страноведение»).

Поскольку применение проектного обучения наиболее целесообразно на заключительном этапе работы над изучаемой темой, предлагаемый проект не содержит упражнений по введению отработке лексических явлений, т.к. эта работа была уже проведена. Понятно, что при выполнении заданий студент неизбежно выходит за рамки имеющихся знаний и сталкивается с трудностями лексического и грамматического характера, поэтому студенты могут обратиться к преподавателю за консультацией.

Проект реализует цель исследовать социокультурный портрет России и Германии, их национальное достояние и культурное наследие на метапредметном уровне.

Как правило, проектная деятельность осуществляется студентами поэтапно, и включает следующие этапы:

Совместно со студентами разрабатываются параметры исследований, как то:

Студенты обращаются к разным источникам информации: энциклопедиям, научно-популярным книгам, журналам и газетам, словарям, Интернет-ресурсам, учебникам по дисциплинам «История», «География», «Немецкий язык» и др. В поисках нужных сведений они могут консультироваться с преподавателями других дисциплин, что обеспечивает метапредметный характер проекта.

Студенты, накопив достаточную информацию, систематизируют ее, структурируют, оформляют и представляют результат своей исследовательской работы на немецком языке. На этом этапе процесс контролируется преподавателем. Преподаватель помогает студентам подобрать правильную лексику, решить грамматические проблемы, а также проблемы в правописании. Студенты сами решают, как оформить свою работу.

Итоговой формой презентации проектов является «круглый стол», в ходе которого студенты не только представляют свой готовый «продукт», но высказывают свои суждения, задают вопросы, оценивают проекты других студентов и дают самооценку своей работе.

Думается, что разумная требовательность со стороны преподавателя, рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у студентов устойчивую положительную мотивацию к знаниям по учебной дисциплине «Иностранный (немецкий) язык».

Важным является создание в группе такой атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:

Таким образом, можно утверждать, что технология проектной деятельности имеет широкий спектр образовательных возможностей и придает процессу обучения деятельностный и творческий характер, дает возможность использовать современные аксиологический и культурологический подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку при обучении иностранному (немецкому) языку.

Список использованных источников:

1. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петрова. – М., 2004.

2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010.

3. Социальная сеть работников образования – http://nsportal.ru/

4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – http://festival.1september.ru/

Наши новости:

Разместить свою публикацию