МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КАДРОВ - СИМУЛЯЦИОННАЯ АПТЕКА
Н.Н. Панжинская, Н.Е.Боробова, Э.А.Бондаренко
ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края
Современный фармацевтический рынок труда, характеризующийся высокой инновационной динамикой, предъявляющей новые требования к фармацевтическим работникам. Анкетирование работодателей дает возможность для развития кадровых потребностей, к налаживанию общественных и трудовых взаимосвязей, непрерывному и своевременному самообразованию, умению разрешать разнообразные проблемы, работать с информацией по специальности и т.д.
Компетентностный подход проявляется в обновлении содержания образования, рассматривается, как обобщенное условие способности будущего специалиста эффективно действовать за пределами учебных ситуаций, очередной шаг в процессе профессионального образования.
Профессиональные компетенции - это способности специалиста выполнять работу в соответствии с требованиями должности и формирующиеся при изучении следующих профессиональных направлений/ профессиональных модулей:
- Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента.
- Изготовление лекарственных форм и проведение внутриаптечного контроля качества.
- Организация деятельности структурных подразделений аптеки.
Как показывает практика, основными причинами большинства конфликтных ситуаций в фармацевтической практике являются низкий уровень владения фармацевтическими работниками практическими умениями в области отпуска лекарственных средств и деонтологическими основами общения с посетителями.
В связи с этим, перед преподавателями фармацевтических модулей стоит задача внедрения и использования в образовательной деятельности современных педагогических технологий, методов и приемов обучения будущих специалистов в части формирования профессиональных компетенций и практического опыта.
Согласно ФГОС 3а поколения, профессиональные компетенции можно разделить:
1. Чаще всего встречающиеся компетенции в работе будущего фармацевта.
2 Редко встречающиеся профессиональные компетенции в работе фармацевта, которые применяются в производственных аптечных организациях. (ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения, ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации; ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств; ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности).
В последнее время количество производственных аптек значительно сократилось, причем процесс их закрытия продолжается.
В колледже преподавателями фармацевтических профессиональных модулей организована симуляционная аптека, позволяющая повысить качество формирования как чаще всего встречающиеся компетенции в работе будущего фармацевта, так и редко встречающиеся профессиональные компетенции в работе фармацевта, которые применяются в производственных аптечных организациях.
Симуляционная аптека полностью имитирует реальную аптеку, имеющую 2 отдела:
- отдел готовых лекарственных форм;
- производственный отдел.
Симуляционный торговый зал закрытого типа имитирует аптечную организацию, с закрытой формой выкладки товаров и имеющая в своем составе окно для отпуска лекарств как без рецепта врача, так и отдельное окно для отпуска лекарственных средств по рецепту. Данное помещение оборудовано в соответствии с нормативной документацией и техническими требованиями и условиями по организации фармацевтической деятельности, а также помещение оснащено видеокамерой с выходом в дебрифинговый зал.
Материальная комната. В симуляционной материальной организуется прием, хранение и отпуск лекарственных средств. В ходе отработки компетенций студенты заключают договора с поставщиками, осуществляют закупку товаров аптечного ассортимента и изделий медицинского назначения, ведут претензионную работу, осуществляют прием лекарственных средств и изделий медицинского назначения от поставщиков по качеству, количеству, организуют хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, обеспечивают сохранность, организуют строгое соблюдение порядка учета и отпуска фармацевтических, парафармацевтических и других товаров, осуществляют контроль на всех стадиях производственной деятельности, обеспечивают контроль за сроками годности лекарственных средств.
В производственном отделе симуляционной аптеки студенты имеют возможность приготовить различные экстемпоральные лекарственные формы и выполнить внутриаптечный контроль в соответствии с рабочей программой ПМ.02. «Изготовление лекарственных форм и проведение
обязательных видов внутриаптечного контроля».
Следовательно, хорошо подготовленное практическое занятие стимулирует глубокое погружение студента в процесс взаимодействия с другими участниками ситуационной игры и закрепляет, углубляет и расширяет знания, включается зрительная память и происходит качественная подготовка компетентного специалиста среднего профессионального образования.
Список используемых источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 501)
2. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. Симуляционное обучение в медицинском образовании – переломный момент// Фундаментальные исследования –2011 –№ 10 (часть 3) –стр. 534-537;