Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95435

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Реферат Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании подрастающего поколения

Дата публикации:

Автор:
преподаватель, Лесосибирский филиал Красноярского строительного техникума, Лесосибирск, ул.Горького, 120

Цель: Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании подрастающего поколения

Задачи: Обобщить опыт взаимодействия педагогов и родителей в воспитании подрастающего поколения

Лесосибирский филиал красноярского строительного техникума

РЕФЕРАТ

Тема: Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании подрастающего поколения

Реферат подготовил:

Лесниченко Григорий Иванович

Должность

Преподаватель

Место работы:

Лесосибирский филиал КГБПОУ

«Красноярский строительный техникум»

21.04.2017 г.

г.Лесосибирск

Работа с родителями – это сложная и важная работа. Сложность ее заключается в том, что приходится фактически ломать стереотип многих родителей, что воспитанием должны заниматься толькопедагоги.

Родители, часто занятые только лишь материальным обеспечением детей, ограничиваются такими заботами, как одеть, обуть, накормить ребенка.

Негативно сказывается и тот момент, что в училищах, техникумах и институтах из нас делают хороших, квалифицированных рабочих, инженеров, специалистов в различных областях науки и техники, но нигде в этих учебных заведениях нас не учат быть родителями. В результате, о значимости таких элементарных понятий как «ребенок – это личность, независимо от того, сколько ему лет», большинство родителей узнают слишком поздно.

Сотрудничество педагога и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общих интересов.

Суть взаимодействия педагогов и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении способностей ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей в случае неудачи.

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если все участники положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.

Важность же работы состоит в том, что занимаясь этим вопросом сегодня, мы выстраиваем наше будущее, будущее нашим детям и внукам.

В реферате за основу взят подростковый возраст детей ( от 11 до 17 лет ).

Цель нашей работы: выявить основные аспекты взаимодействия педагогов и родителей в воспитании подрастающего поколения.

Задачи:

  • Раскрыть такое понятие, как семья;
  • Описать профессиональные требования к личности педагога;
  • Изучить формы взаимодействия педагога с родителями;
  • Выявить особенности и трудности подросткового возраста;
    • Характеристика семьи. Функции семьи. Роль семьи в становлении личности ребенка.

Реферат состоит из оглавления, введения, двух основных разделов, заключения, списка используемой литературы.

Роль семьи и педагога в жизни подрастающего поколения.

Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство.

Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводствоегочленов и их первичнуюсоциализацию. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание.

Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом.

Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.

Институт семьи – важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи.

Основные функции семьи

М.С. Мацковский в своей классификации семейных функций выделяет следующие сферы семейной деятельности:

1. Репродуктивная.

2. Воспитательная.

3. Хозяйственно-бытовая (получение хозяйственно-бытовых услуг).

4. Экономическая (получение материальных средств).

5. Сфера первичного социального контроля.

6. Сфера духовного общения.

7. Социально-статусная.

8. Досуговая.

9. Эмоциональная.

10. Сексуальная.

1.2. Роль семьи в становлении личности ребенка.

Роль семьи в воспитании подрастающего поколения определяется индивидуальностью, оригинальностью, глубоким учетом особенностей детей, которые родители знают лучше других субъектов воспитания. Однако положительные результаты воспитания в семье сами по себе не гарантируются. Для достижения таких результатов необходимо учитывать некоторые факторы семейного воспитания.

Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии ребенка обусловлено тем, что они являются первым образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения. Также в них создается возможность раннего включения ребенка в их систему. Внутрисемейные отношения обладают только им присущими характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания.

Постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознание растущего человека. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.

Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Главное в установлении диалога - это совместное стремление к общим целям, совместное видение ситуации, общность в направлении совместных действий.

Еще одно очень важное психологическое правило- принятие ребенка. Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка- значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Речь идет о реализации любви, о созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребенком.

Требование принятия ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в развитии, а значит, в постоянное совершенствование ребенка.

Таким образом, анализируя роль семьи в развитии личности, мы видим, что главной задачей семьи является выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношений её членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка. Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне.

Большую роль в становлении личности ребенка играет личный пример родителей. Следует помнить, что воспитание- это ежесекундный процесс. Ребенок учится всему, что видит в семье.

Психологические требования к личности педагога

К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является:

  • любовь к детям,
  • к педагогической деятельности,
  • наличие специальных знаний в той области, которой он обучает,
  • широкая эрудиция,
  • педагогическая интуиция,
  • высокоразвитый интеллект,
  • высокий уровень общей культуры и нравственности,
  • профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший педагог представляет собой уникальную и своеобразную личность. Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных, изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Для того чтобы сделать учащегося личностью, сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности. Под педагогическими способностями понимаются определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения высоких результатов в обучении и воспитании детей. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей:

  • дидактические способности, позволяющие успешно осуществлять отбор содержание и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;
  • экспрессивные способности, позволяющие найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;
  • перцептивные способности – выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;
  • организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в коллективе учащихся; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;
  • суггестивные или авторитарные способности – способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию педагога на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки.

К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию и педагогическому общению. Такт педагога всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности педагога, но и его ориентацию в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым он следует.

Преподаватель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии между ними дружественных отношений. Для этого необходимо:

  • не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;
  • не противопоставлять сильных слабым;
  • не критиковать учащегося при всем классе, чаще беседовать наедине;
  • замечать даже небольшие успехи слабых учащихся, но не подчеркивать это резко;
  • воспринимать всерьез все, что происходит с учащимися;
  • формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.

Основные факторы взаимодействия педагога с родителями и детьми.

2.1. Возрастные особенности подросткового периода

Подростковым принято считать период развития детей от 11 - 12 до 15- 16 лет. Этот период знаменуется бурным психо­физиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка.

Подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются.

Подростковый возраст- самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Но это и самый ответственный период, так как здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

Главные мотивации этого возраста- это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.

Ребенок старается во всем подражать сверстникам или взрослым, причем иногда подросток преждевременно начинает считать себя взрослым, требуя соответственного отношения к себе. Быстро взрослеть его заставляют также быстрое возмужание, физическая крепость, которые порождают дополнительные обязанности в школе и дома.

Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. Это характеризуется особенным вниманием подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из достоинств, которые он ценит в других.

Подростки начинают развивать у себя волевые качества, осознанно и с желанием идут в секцию боевых искусств, занимаются спортом, связанным с большой физической нагрузкой и риском.

Девочки- подростки особенно стараются преуспеть в учебе, их отличает повышенная любознательность и стремление что- то делать своими руками.

Детей данного возраста отличает высокая познавательная активность, они стремятся узнать что- то новое, причем делать это все по- настоящему, как взрослые. Потребность в этом он удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания. В этом периоде девочки и мальчики сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, все другое может отойти на второй план и любимому делу ребята отдают все свое свободное время.

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей.Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по- прежнему необходима для личностного развития детей. Речь идет о деловых играх, построенных по образцу тех, на которых учатся искусству управления взрослые люди. Такие игры необходимо включать в учебно- воспитательный процесс в школе наряду с обычными занятиями школьными предметами.

В эти годы весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы, открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Речь становится богатой и разнообразной, мышление представляется во всех его видах: наглядно- образное, наглядно- действенное, словесно- логическое. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредованность.

Подростничество имеет множество противоречий и конфликтов. С одной стороны, интелектуальная развитость подростков, с другой стороны- инфантильность этих, почти взрослых, людей. Возникает психолого- педагогическая дилемма, разрешить которую может только опытный взрослый.

Главная черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, -это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня взрослых людей.

Изучая подростка и осуществляя личностно ориентированный подход, грамотно воздействуя на него, надо иметь в виду, что подросток — это целостная личность и любое воздействие обязательно скажется на разных сторонах его психической деятельности.

И родители, и учителя, и другие взрослые должны строить свои отношения с подростком, исходя из развивающегося у него чувства взрослости. Если они учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают преодолевать трудности в учении и общественно полезной деятельности, в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создают благоприятные условия для психического развития подростка.

2.2.Формы взаимодействия педагога с родителями

Совместная работа семьи и школы осуществляется прежде всего через формы взаимодействия: коллективные, групповые и индивидуальные.

К коллективным можно отнести такие формы работы с родителями, как общешкольные и классные родительские собрания, родительские лектории, педагогические конференции, вечер вопросов и ответов, диспуты, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса день открытых дверей, коллективные творческие дела.

Кгрупповым можно отнести взаимодействия с родительским комитетом и творческими группами, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, клубы.

К индивидуальным формам мы относим, прежде всего, индивидуальные консультации и посещение учителем семей.

Формы и методы работы должны быть направлены на повышение культуры родителей, на укрепление взаимодействия учебного заведения и семьи.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы педагога с родителями.

К традиционным относятся:

  • Родительские собрания
  • Общешкольные конференции
  • Индивидуальные консультации

Традиционные формы работы уже утрачивают свое значение. Все шире используются новые, активные формы работы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения и развития ребенка.

К нетрадиционным формам относятся:

  • Субботники
  • Дни открытых дверей
  • Родительские собрания (с подключением других специалистов, кроме классного руководителя)
  • Дискуссии
  • Круглые столы
  • Индивидуальные консультации
  • Анкетирования
  • Тестирования
  • Посещение ученика на дому
  • Тематические консультации

Заключение

В своем реферате я показал необходимость сотрудничества педагогов и родителей в воспитании подрастающего поколения. Выявлены аспекты их взаимодействия.

Успех этого важного партнерства содержится, во первых, в знаниях родителей возрастных изменений ребенка, в знаниях особенностей развития личности. Также в понимании и принятии подростка, как неповторимого, уникального человека и гражданина.

Во- вторых в поддержке и понимании со стороны педагога. С помощью форм и методов взаимодействия педагог должен корректно и грамотно сплотить родительский коллектив, организовать совместный досуг родителей и воспитанников .Мы, взрослые, воспитатели одних и тех же детей. Главная задача этих двух сторон – объединиться и стать союзниками. В основе этого союза – единство мнений, ценностей, целей воспитания.

Взаимодействие станет более продуктивным, если между педагогом и родителями ребенка установятся доверительные отношения, позиции партнеров будут одинаковыми, будут учитываться цели всех участников и ответственность за развитие и воспитание будет распределяться в равной степени.

Список литературы:

  • Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-480с.
  • Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: - М.: ВЛАДОС, 2002- Кн. 2-608 с.
  • Подласый И. П. Педагогика: Учебник.- М.: Юрайт, 2011.- 574 с.
  • Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: учеб.пособие.- М: Форум - ИНФРА- М., 2007

Наши новости:

Разместить свою публикацию