ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ
ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Программа по учебному предмету ПО.02.УП.01.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА и слушание музыки
Разработчик: Мусатова Татьяна Данииловна- преподаватель
Москва 2015
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования;
- Содержание разделов учебного предмета;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Требования к промежуточной аттестации;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
-Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
- Учебно – методическая литература для преподавателей;
- Учебно – методическая литература для учащихся;
-Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера.
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальная грамота и слушание музыки» является частью дополнительной предпрофессиональной программы для ДШИ и ДМШ в области «Хореографического искусство» и разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований. Программа имеет художественно – эстетическую направленность
Предмет «Музыкальная грамота и слушание музыки» является обязательным в системе специальных дисциплин, изучаемых по программе «Хореографическое творчество».
Предмет «Музыкальная грамота и слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Ритмика», «Музыкальная литература» и является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки.
Особенностью Программы является:
- восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания; — для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки;
— использование на уроках мультимедийных программ и презентаций, в целях развития эмоциональной отзывчивости детей;
— конкретное содержание предметных тем, дающее примерное распределение учебных часов по разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся;
— практическое применение знаний по музыкальной грамоте в элементарном музицировании по системе Карла Орфа, пении музыкальных произведений;
— выполнение творческих проектов учащимися. Проектный метод, связанный, прежде всего с подготовкой личности к труду и жизни, где учащиеся самостоятельно выполняют комплекс действий. В основе всего этого лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами: развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления.
— для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки;
— использование на уроках мультимедийных программ и презентаций, в целях развития эмоциональной отзывчивости детей;
— конкретное содержание предметных тем, дающее примерное распределение учебных часов по разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся;
— практическое применение знаний по музыкальной грамоте в элементарном музицировании по системе Карла Орфа, пении музыкальных произведений;
— выполнение творческих проектов учащимися. Проектный метод, связанный, прежде всего с подготовкой личности к труду и жизни, где учащиеся самостоятельно выполняют комплекс действий. В основе всего этого лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами: развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления.
Срок реализации учебного предмета
Программа по предмету «Музыкальная грамота и слушание музыки» рассчитана на 4 года
Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Музыкальная грамота и слушание музыки»
Виды учебной нагрузки | Срок обучения/класс | |||
4 года обучения (1-4 классы) | ||||
Максимальная учебная нагрузка (на весь период обучения) | 262 | |||
Количество часов на аудиторные занятия | 32 | 33 | 33 | 33 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 131 | |||
Общее количество часов на самостоятельные занятия | 131 | |||
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 1 | 1 | 1 | 1 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» проходят в мелкогрупповой (от 4 до 10 человек) форме. Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут при нормативном сроке обучения 4 года
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю применить в учебном процессе дифференцированный и индивидуальный подходы.
Цели и задачи учебного предмета
Цель настоящей программы – воспитание грамотного слушателя на примерах лучших народных, классических и современных музыкальных образцов и развитие музыкально – творческих способностей обучающихся.
Она включает в себя 3 задачи:
1. Воспитательные задачи:
- воспитать у учащихся потребность к восприятию художественно-эстетических и музыкальных ценностей;
- сформировать позитивное отношение к жизни и искусству, в частности – музыкальному;
- воспитать у учащихся стремление к творчеству, в частности - музыкальному. Воспитательно-образовательный алгоритм обучающего процесса можно схематически представить в следующем виде:
Слушаю ( воспринимаю) прекрасное (музыку);
Размышляю (рассказываю) о прекрасном (о музыке);
Пытаюсь исполнить прекрасное (музыку);
Пытаюсь самостоятельно создать прекрасное (музыку).
При этом прекрасное (позитивное) в жизни и искусстве должно постепенно становиться для ребёнка образцом для подражания, своеобразной моделью поведения.
К воспитательным задачам относятся способность к сопереживанию, сочувствию и соучастию, воспитание у учащихся не просто потребности в общении с музыкой, а потребности в духовном совершенствовании через общение с искусством, а также развитие коммуникативных способностей детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни.
- восполнение дефицита общения с родителями (взрослыми) как предпосылки для формирования заниженной самооценки и ущербной социальной позиции многих «брошенных» детей;
- снижение зачастую негативного влияние улицы;
- формирования у детей адекватной шкалы ценностей в современных условиях информационной перегрузки, когда музыка зачастую превращается в фоновый поток;
- посредством изучения народных традиций и лучших образцов мировой культуры формировать гражданскую позицию, патриотизм, воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности, нравственные качества, такие как доброжелательность, стремление помочь другу, а также приобщение ребёнка к здоровому образу жизни;
- воспитание пропагандистов музыкальной культуры.
2. Обучающие задачи включают:
- усвоение учащимися предлагаемого материала во всех его видах и формах;
-усвоение отдельных элементов музыкального языка и умение обобщить их при целостном анализе, при записи диктанта, при подборе на слух, при исполнении хореографических или музыкальных номеров.
- учащиеся должны уметь различать и рассказать о музыкальных стилях, жанрах, композиторах, узнавать темы изученных произведений и, по возможности, их исполнять.
3. Развивающие задачи:
- побуждать у учащихся интерес к музыке, культуре;
- развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению,к театрально-художественной жизни.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
-распределение учебного материала по годам обучения;
-описание дидактических единиц учебного предмета;
-требования к уровню подготовки обучающихся;
-формы и методы контроля, система оценок;
-методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Формы и методы обучения.
Содержание предмета предполагает использование разнообразных форм занятий: видео-уроки, уроки-презентации, музыкальные путешествия, уроки–диалоги, интегрированные и комплексные уроки, обсуждение концертов, спектаклей и кинофильмов, и другие формы.
Основными методами обучения и воспитания являются беседы, творческие задания, просмотры и прослушивания произведений искусства, их художественный, сравнительный, художественно-стилистический анализ, игры, викторины и другие педагогические методы.
Методика преподавания данного предмета ориентируется на диалогический метод обучения. Для активизации творческих возможностей учащихся используются следующие методы:
самостоятельная подготовка небольших сообщений на различные темы;
самостоятельная подготовка презентаций;
организация дискуссий или обсуждений по поводу просмотренного спектакля, фильма-балета;
подготовка критических или информационных статей по проходящим концертным мероприятиям хореографического ансамбля школы.
Организация собственно учебной деятельности ведется следующими методами:
-различные методы организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);
-репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);
-метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
-метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала);
-аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Материально – технические условия реализации программы
Оборудование класса: ученические парты, стулья по количеству обучающихся, стол для преподавателя, фортепиано (синтезаор), шумовые инструменты, стенды, классы должны иметь соответствующую звукоизоляцию, освещение, хорошо проветриваться.
- Технические средства обучения: музыкальный центр, телевизор, видеоаппаратура, мультимедийная аппаратура.
- Фоно и видеохрестоматии.
- Дидактический материал:
- словарь признаков характера звучания,
- таблицы по темам: сонатно-симфоническая форма,
- музыкальный спектакль,
- симфонический оркестр,
- Иллюстрационный материал (фотографии артистов балета, театров, композиторов, балетмейстеров, программки спектаклей и др
-Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
- Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к соответствующим библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей
- Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Музыкальная грамота и слушание музыки»:
|
Годовые требования по классам.
I год обучения
Музыкальная грамота
№ |
Название тем | Общее кол-во часов |
1 | Знакомство с клавиатурой. Регистры. Октавы. | 1,5 |
2 | Название звуков. Нотоносец. Скрипичный ключ. | 1 |
3 | Звукоряд. Нотное письмо. | 1 |
4 | Музыкальные длительности. | 1 |
5 | Музыкальный пульс. Такт | 1 |
6 | Размер 2/4. Паузы. Затакт. | 2 |
7 | Тональность До-мажор. Устойчивые и неустойчивые звуки. | 2 |
8 | Тональность Соль-мажор. Римские цифры. | 1 |
9 | Тональность Ре-мажор. | 1 |
10 | Знаки повышения и понижения звуков. | 1 |
11 | Тональность Фа-мажор. | 1 |
12 | Краски в музыке. Мажор, минор. | 1 |
13 | Контрольные уроки. | 2 |
Итого часов | 16 |
Слушание музыки
№ | Название тем | Общее кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | О чём говорит музыка | 1 |
3 | Средства музыкальной выразительности | 2 |
4 | Программная музыка | 2 |
5 | Изучение и освоение материала при помощи оркестра К. Орфа | 3 |
6 | Ритмико-двигательное освоение материала | 3 |
7 | Сказка в музыке | 2 |
8 | Жанры в музыке | 2 |
9 | Итого часов | 16 |
II год обучения
Музыкальная грамота
№ |
Название тем |
Общее кол-во часов |
1 | Повторение пройденного. Тональности До мажор, Соль мажор, Ре мажор, Фа мажор. | 1,5 |
2 | Тоническое трезвучие. Вводные звуки. | 2 |
3 | Минорная гамма. Ля минор 3 вида. | 1 |
4 | Три вида минора: , ми , ре, си миноры. | 2 |
5 | Размеры 3/4 и 4/4. Дирижерский жест. | 1 |
6 | Деление целой ноты. Разные ритмические группы. | 1 |
7 | Нота с точкой. | 1 |
8 | Транспозиция. Добавочные линейки. | 1 |
9 | Прима, октава, секунды и терции большие и малые, кварта | 1 |
10 | Басовый ключ. Правописание нот. | 1 |
11 | Штрихи. Реприза. Фермата. | 1 |
12 | Диктант | 1 |
13 | Контрольные уроки. | 2 |
| Итого часов | 16,5 |
Слушание музыки
№ |
Название тем |
Общее кол-во часов | |
1 | Повторение пройденного | 1 | |
2 | Легенды и мифы о музыке | 2 | |
3 | Легенды в операх композиторов-классиков | 3 | |
4 | Музыкальные традиции в нашей жизни. Праздники и обряды народов мира | 4 | |
5 | Праздники и обряды в произведениях русских композиторов | 4 | |
6 | Ритмико-двигательное освоение материала | 2,5 | |
7 | Итого часов | 16,5 | |
III год обучения
Музыкальная грамота
№ |
Название тем |
Общее кол-во часов |
1 | Повторение пройденного. Трезвучия главных ступеней. | 0,5 |
2 | Тональности Ре мажор-си минор, | 1 |
3 | Си бемоль мажор, соль минор | 1 |
4 | Обращение интервалов. | 1 |
5 | Обращения тонического трезвучия: тонический секстаккорд, тонический квартсекстаккорд. | 1 |
6 | Тонические трезвучия параллельных тональностей | 1 |
7 | Трехчастная форма. Реприза. | 1 |
8 | Увеличенная секунда в гармоническом миноре. | 1 |
9 | Тональность Ля мажор. | 1 |
10 | Тональность фа-диез минор | 1 |
11 | Малая и большая секста в пройденных тональностях. | 1 |
12 | Ми бемоль мажор | 1 |
13 | До минор | 1 |
14 | Переменный лад. | 1 |
15 | Размер 4/4. | 1 |
16 | Контрольные уроки. | 2 |
Итого часов | 16,5 |
Слушание музыки
№ |
Название тем |
Общее кол-во часов | |
3 | Средства музыкальной выразительности | 0,5 | |
4 | Инструменты симфонического оркестра; орган; клавесин,арфа | 3 0,5 | |
5 | Оркестр народных инструментов | 1 | |
6 | Подражание другим инструментам средствами оркестра и фортепиано | 1,5 | |
9 | Музыка и слово.Фольклор, мелодия и речитатив, кантилена. | 3,5 | |
Марши, танцы. | 1 2,5 | ||
Контрольные уроки Фестиваль –концерт «Расскажу о моем любимом инструменте» Итого часов | 2 1 16,5 | ||
IV год обучения
Музыкальная грамота
№ |
Название тем |
Общее кол-во часов |
1 | Повторение пройденного. | 1 |
2 | Мажорные и минорные тональности до 4-х знаков | 1,5 |
3 | Кварто-квинтовый круг. Буквенное обозначение тональностей. | 1 |
4 | Интервалы тритоны, цепочки интервалов | 2 |
5 | Родственные тональности. Хроматизм. Модуляция. | 2 |
6 | Главные 5/3 с обращениями. Аккомпанемент. | 2 |
7 | Аккорды, Д7 с разрешением. | 1 |
8 | Метроритмические особенности | 1 |
9 | Ритмические группы в пройденных размерах | 1 |
10 | Диктант | 1 |
11 | Двухголосие | 1 |
12 | Контрольные уроки | 2 |
Итого часов | 16,5 |
Слушание музыки
№ |
Название тем | Общее кол-во часов | |
1 2 3 | Элементы музыкальной речи.Средства музыкальной выразительности. Оркестр С. С. Прокофьев «Петя и волк» Программная музыка Э. Григ «Пэр Гюнт», П. Дюка «Ученик чародея», М. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен – Санс «Карнавал животных» | 0,5 0,5 2,5 | |
4 | Простые музыкальные формы «Детский альбом» П. И Чайковского | 3 | |
5 | Сказка в музыке .Музыкально- сценические произведения: балет П. И. Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро» опера М. И. Глинка «Руслан и Людмила», Н А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» | 4,5 3,5 | |
Контрольные уроки | 2 | ||
Итого часов | 16,5 | ||
11 | Двухголосие | 1 | |
12 | Контрольные уроки | 2 | |
Итого часов | 16,5 | ||
Всего курс рассчитан на 131 учебный час
Содержание разделов учебного предмета
I класс
Музыкальная грамота
1.Теоретические сведения.
Звук и его свойства. Нотная запись. Клавиатура как организованная последовательность белых и черных клавиш. Регистры. Название звуков, октав. Понятие о скрипичном и басовом ключах. Нотный стан и нотная запись (ноты первой октавы, длительности звуков, паузы). Освоение элементарных навыков игры на фортепиано (синтезаторе).
2. Лад (мажор и минор). Лад, как система высотных соотношений звуков на основе устойчивости и неустойчивости, его эмоционально-смысловая окраска (мажор – ярко, светло; минор – серьёзно, строго, пасмурно, темно). Тональности До, Ре, Соль, Фа мажор, что такое тоника, устойчивые, неустойчивые, вводные ступени, Тоническое трезвучие, строение мажорной гаммы, тон и полутон, тетрахорды, интервалы от1 до 8, подробно – б.2 и м.2, римские цифры, латинские обозначения динамики.
3.Метр, ритм, размер, темп. Метр – чередование сильных и слабых долей. Метрическая пульсация. Сильная и слабая доля. Дирижёрские схемы (2/4; 4/4;) и дирижёрский жест. Ритм – организованное последование звуков одинаковой или различной длительности. Размер и его обозначение. Такт. Простые и сложные размеры. Затакт. Правила вокальной и инструментальной группировки. Темп – медленный, умеренный, быстрый. Исполнение
детских песенок в различном темпе. Определение на слух темпа, характера звучащих произведений.
2. Ритмические упражнения
1. Метроритмические упражнения. Основные навыки:
- Умение определять сильную долю при непрерывной метрической пульсации (хлопки).
- Определение размера.
- Определение пройденных ритмических фигур и пауз.
2.Ритмические диктанты. Запись ритмического рисунка исполняемой мелодии. Запись ритмического диктанта («эхо»). Исполнение ритмических партитур методом элементарного музицирования на шумовых инструментах, под фонограмму.
3.Группировка длительностей. Письменная работа: расставить такты в размере, сгруппировать длительности.
3. Сольфеджирование, пение с листа,
- пение попевок и простейших небольших песен на одном, двух звуках со словами (подтекстовкой); постепенное расширение диапазона;
- пение разными длительностями (четвертными, восьмыми, половинными, в размере 2/4, 3/ 4/
- пение песен в тональностях (по мере их прохождения) с пульсированием и дирижированием;
- первые навыки исполнения песен a' capella; постепенное расширение диапазона;
- пение с затактами, с паузами;
- чтение с листа простейшего нотного текста;
- пение наизусть.
пение с названием нот (по мере их прохождения);
4Вокально-интонационные навыки:
- пение вокальных упражнений, попевок, направленных на интонационное выравнивание, на укрепление интонации. Постепенное расширение диапазона;
- выработка у детей верной певческой установки: посадка, положение корпуса; упражнения на правильное вокальное дыхание.
- Дикционные упражнения.
- Работа над выразительностью пения:
- пение гамм разными способами: связно и отрывисто, с пропуском звуков, вслух и про себя;
- пение гамм в предложенном учителем ритме, включая четверти и восьмые;
- пение тонического трезвучия;
- работа над разрешением неустойчивых звуков: «доведение» голосом всех ступеней гаммы до I ступени
- II – I, III – II – I, IV – III – II – I, V–V–VII–I, VI–VII–I, VII-I
- пение гамм тетрахордами;
- перенос всех упражнений во все вновь пройденные
тональности для лучшей ориентации в разных тональностях; - пение I и III ступени в мажорном и минорном трезвучиях.
4.Исполнение музыкальных произведений (детских песен).
5. Диктант: запись отдельных нот, запись ритма короткими и длинными палочками;
6.Творческие навыки и игра на инструменте: игра отдельных нот , показ регистров, октав, игра коротких попевок, гамм, интервалов 1-8, подробно – м.2 и б.2
Слушание музыки
1 класс 1 полугодие
О чем говорит музыка - диалог с учащимися: все аспекты жизни :портреты, сценки, истории о людях , животных , исторических событиях, картины природы, сказки, передаёт чувства. Главное – музыка вызывает сопереживание. Важно быть «талантливым слушателем». Разминка- исполнение гаммы с движениями , передающими содержание песни "Стук-стук-стук по крыше", сл. Ю.Николаева, обр. Т.Мусатовой
Средства музыкальной выразительности.
Жанр: песня, танец марш, и производные от них жанры. «Детский альбом» П.Чайковского: "Болезнь куклы", "Похороны куклы", "Новая кукла" , "Летучие мыши мне спать не дают" cл. Волковой обр. Т. Мусатовой – исполнение с движениями
Мелодия, ритм. Мелодия вокальная и инструментальная,; песня – танец ; ритмы разных танцев,
П. Чайковский Вальс, "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская песенка" , "Телега" сл. Ю. Николаева обр . Т. Мусатовой – исполнение с шумовым оркестром
Темп, фактура. "Марш деревянных солдатиков", "Камаринская", "Игра в лошадки" , "Сладкая греза".
Динамика "Времена года" П.Чайковского: "Осенняя песня", "На тройке" , "Сенокос" муз. А.Щекалева
сл. В. Сорокина "Колосок" вып . 2
Оркестр С.Прокофьев «Фея Осени» из балета "Золушка", А.Вивальди "Времена года" концерт №3 «Осень», ч. II
Программная музыка Разные типы прграммной музыки – от миниатюры и песни до оперы или балета.: Р.Шуман "Веселый крестьянин", "Смелый наездник", "Первая утрата" П.Чайковский "Детский альбом", "Зимнее утро", "Баба Яга" П.Чайковский "У камелька", "На тройке" ;"Щелкунчик": Вальс, Танец феи Драже, Марш, Танец пастушков С.Прокофьев «Фея Зимы» из балета "Золушка" Вивальди "Времена года", Концерт №4 "Зима",ч. III
.Д.Кабалевский "Лесная сказка" – исполнение песен с движениями.
1 класс 2 полугодие
Сказка в музыке А.Лядов "Кикимора", Э.Григ "В пещере горного короля", "Шествие гномов" РНП "Баба-Яга" с движениями ; Н.Римский-Корсаков "Полёт шмеля", «Три чуда», " Колыбельная медведицы" из м/ф "Умка" муз. Крылатова сл. Яковлева ; С.Прокофьев "Сказочка" из сборника"Детская музыка"; С.Прокофьев "Фея Весны" из балета "Золушка"; "Дождь и радуга", "Прогулка" из сборника"Детская музыка"; В.Моцарт "Тоска по весне" , "Вот весна, весна к нам пришла; " П.Чайковский "Подснежник", "Песня жаворонка" ;«Весенняя песенка» муз. и сл. А.Морозовой, - исполнение с инструментами; М.Глинка "Жаворонок", Вивальди "Времена года" Концерт №1 «Весна», ч. I "Утренняя песенка" муз. и сл. А.Морозовой
Н.Римский-Корсаков "Снегурочка", "Песни и пляски птиц" "Детская песенка" Э.Григ,
Марши, их виды: сказочнйе, юмористические, игрушечные, праздничные и т. д: Р.Шуман "Марш" П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков" С.Прокофьев – Марш из цикла "Детская музыка" "Солнышко вставало" литовская н. п. обр. С.Шикмуса Д.Верди, Марш из оперы "Аида"; Ф.Мендельсон, "Свадебный марш"; С.Прокофьев, Марш из оперы "Любовь к трем апельсинам"
Танцы: особенности метра и ритма: П.Чайковский "Мазурка", "Камаринская"; Э.Григ "Халлинг", "Вальс", "Танец эльфов";Ф. Шопен «Прелюдия» А-dur, «Мазурка» Си бемоль мажор Танцы «для слушания»: И.Брамс "Венгерский танец №1"; М.Равель "Болеро"; М.Глинка "Вальс-фантазия"; Г.Свиридов – Вальс из музыки к к-ф «Метель»
II класс
Музыкальная грамота
1Теоретические сведения.
I. Тональности: До мажор, Ре мажор
- (повторение: Соль мажор, Фа мажор)
- Минорная гамма; Тональность ля минор. ми минор, ре минор, си минор три вида минора: натуральный , гармонический и мелодический.
Строение мажорной гаммы. Тон, полутон.
Вводные звуки. Устойчивые ступени и неустойчивые ступени.
Опевание устойчивых ступеней.
- Размеры 3/4, 4/4 Дирижерский жест. Дирижирование.
- Шестнадцатые ноты. Деление целой ноты (схема).
Правописание, группировка. Шестнадцатые паузы. Нота с точкой
IV. Запись нот на добавочных линейках в скрипичном и басовом ключах.
V. Транспозиция.
VI. Интервалы: большая и малая терции; большая и малая секунды; тон, полутон.
Понятие чистого интервала: чистая прима, октава, кварта, квинта
- Понятие аккорда вне лада. Мажорное и минорное трезвучие. Строение.
- Динамические оттенки.
IX. Музыкальная фраза. Мотив (слово - предложение)
Штрихи: легато, стаккато, нон легато, акцент. Знаки: реприза, мата
X. Темп
2. Метр