Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96117

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 16.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Статья

Дата публикации:

Автор:
преподаватель высшей категории общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, Частное профессиональное образовательное учреждение "Ставропольский кооперативный техникум", г. Ставрополь

Цель: Формирование толерантности у студентов на занятиях

Задачи: 1.Выяснить каким образом на занятиях формируется толерантность у студентов

«Воспитание толерантности, как духовно-нравственной ценности в условиях профессионального образования»

Разработчик

преподаватель правовых дисциплин

Авакова Наталья Анатольевна

Образовательная и воспитательная деятельность в Ставропольском кооперативном техникуме реализуется по нескольким направлениям, одним из которых является духовно-нравственное воспитание студентов. В рамках развития этого направления акцентируется внимание на воспитание толерантности у студентов.

И сейчас в техникуме учатся студенты разных национальностей. В студенческой среде развивать толерантность необходимо посредством проведения совместной работы студентов и преподавателей, причем, желательно не соревновательной, а коллективной! Это может быть студенческая группа, где студенты постоянно находятся плечом к плечу, вместе учатся, и, самое главное, сдают сессию, что, несомненно, объединяет студентов. Участие в общественной жизни также объединяет студентов: это студсоветы, профком, творческая внеурочная деятельность, волонтерское движение.

На мой взгляд, воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. Толерантная личность – это и есть высоконравственная личность.

Работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо проводить системно. Занятие за занятием преподаватель должен доносить до студентов идеи терпимости, гибкости и компромисса, способности с уважением относиться к ценностям других людей.

В педагогической практике нашего техникума накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у студентов, связанных с организацией деятельности обучающихся в группе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Работа по развитию толерантности в нашем техникуме проводится по следующим направлениям:

  • внеурочная деятельность - со студентами техникума,
  • учебный процесс.

Ведущей задачей учебного процесса в техникуме является образование, развитие и воспитание личности студента, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, а также применение полученных знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.

Студенты первого курса изучают дисциплины общеобразовательного цикла, на которых формируется система знаний, способов деятельности и ценностей, обеспечивающих развитие этнической толерантности.

Изучение дисциплины «История» дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у студентов. Это длительный и сложный процесс, основой которому служит материал школьного курса истории. Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо. Во многом это связано с содержанием самого материала учебников истории. По-прежнему значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов и других явлений, дающих студентам, прежде всего, представление о возможности силового решения возникающих проблем. Вместе с тем, опыт работы в этом направлении показывает, что курс исторического образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания. Главная задача преподавателя постоянно работать в этом направлении, проводя систематически на занятиях идеи терпимости, устойчивости, допуска и компромисса.

В воспитании нравственности участвуют все дисциплины, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую подходит к проблемам духовно-нравственных ценностей. Ее изучение А. Твардовский назвал «уроками нравственного прозрения».

Занятия по литературе призваны воспитывать духовный мир человека, на выбор им нравственных ориентиров. Но нравственное воспитание невозможно без психологической культуры. Занятия по литературе раскрывают перед студентами психологический мир персонажей и тем самым побуждают их к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Принципиально важно, по словам И.Кона, что “обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски”. Иначе говоря, путь в себя – это одновременно и путь в мир, окружающий человека.

Нравственные коллизии воссоздаются во всех лучших произведениях современной литературы. В художественных произведениях толерантность в основном отражается в двух видах: во-первых, отношения между людьми показываются такими, какими они должны быть, то есть без насилия, и, во-вторых, показывая интолерантное поведение своих героев, автор выражает протест против них.

Перед преподавателями техникума стоит сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, важно научить молодежь наряду с развитием собственной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов. Занятия по литературе способствуют развитию толерантной личности. Ведь литература – средство подспудного воспитания в целом и толерантности в частности, в ней заключен огромный потенциал для воспитания терпения и самоуважения.

В основном на всех специальностях первого курса изучается дисциплина «Право».

В большинстве тем по Праву есть вопросы самопознания и человеческих взаимоотношений, толерантности. Например:

Темы «Право в системе социальных норм», «Правомерное и противоправное поведение» раскрывают основные регуляторы отношений между людьми, потому что во все времена мораль, правила поведения, обычаи и традиции считаются важнейшими факторами единения людей и способствуют формированию моральных принципов.

Темы «Понятие гражданства», «Избирательная система» раскрывают взаимосвязь человека и общества, учат терпимости и устойчивости, способности реализовать свои личностные позиции, поэтому у студентов формируется представление о терпимости как о средстве, ведущем к стабильности.

В темах «Семейное право и семейные правоотношения», «Права и обязанности родителей и детей» рассматриваются вопросы формирования межпоколенной толерантности и отчасти гендерной толерантности, что также имеет важной значение при воспитании гармонично развитой личности.

Профессиональная толерантность развивается при изучении дисциплин профессионального цикла на старших курсах, остановимся на примере специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Несомненно, правовые дисциплины, такие как: Теория государства и права, Конституционное право, Гражданское право, Семейное право, Уголовное право, ПМ 02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населений и органов Пенсионного фонда РФ, ПМ 01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты дают возможность:

  • признавать разнообразие позиций и мнений;
  • воспитывать уважительное отношение к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей;
  • способствовать осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания;
  • представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно вести полемику.

При этом не следует забывать, что в формировании толерантности обязательно должны присутствовать и взаимодействовать два взаимодополняющих аспекта. Во-первых, нормативно-правовой, который определяется и устанавливается государством. А во-вторых, духовно-нравственный, который отражает не только исторически сложившиеся системы социальных норм и ценностей, но и обращает внимание на современные тенденции развития общества.

Формирование и воспитание толерантности при изучении правовых дисциплин способствует использование деятельностного (построение процесса обучения через специально организуемую деятельность студентов), ценностного, компетентностного подходов, а также при соблюдении принципов уважительного отношения к личности подростка, культуросообразности и принципа связи формирования толерантности с духовно-нравственными ценностями.

Большая роль в формировании толерантности отводится при изучении национально-регионального компонента на дисциплине Конституционное право (тема «Федеративное устройство»). Изучение состава и видов субъектов Федерации ведет к воспитанию уважения национальной значимости всех народов, проживающих на территории Российской Федерации, терпимости и уважению к их духовно-нравственных ценностей.

При изучении темы «Основы конституционного статуса личности» рассматриваются вопросы, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, а также обязанности человека и гражданина в обществе. В процессе обсуждения на практических занятиях этих тем, студенты закрепляют навыки по формированию межличностных отношений в духе терпимости, уважения к духовно-нравственным ценностям других религиозных конфессий и социальных слоев населения, вырабатывается четкая направленность в регулировании этнической толерантности, формирование межличностных отношений в духе терпимости, уважения, солидарности.

В состав ПМ 01 «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» входят МДК 01.01. Право социального обеспечения и МДК 01.02. Психология социально-правовой деятельности.

В рамках МДК 01.01. Право социального обеспечения изучается тема «Социальная защита ВИЧ-инфицированных граждан и членов их семей», которая позволяет формировать элемент толерантности - адекватное восприятие информации о проблемах ВИЧ - инфицированных граждан.

Темы: «Инвалидность: понятие, группы, причины» и «Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Протезно-ортопедическая помощь» воспитывают толерантное отношение к лицам с ограниченными возможностями, учат терпимому и уважительному отношению к людям, имеющим физические недостатки.

При рассмотрении вопросов темы «Понятие и виды социальных пенсий» студенты знакомятся с основными причинами возникновения социальной незащищенности отдельных категорий граждан, познают основы уважительного и терпимого отношения к престарелым и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Изучая тему «Понятие пособий и их классификация» студенты учатся с пониманием относится к лицам, утратившим заработок по различным основаниям, таким как безработица, временная нетрудоспособность, потеря кормильца, инвалидность.

Темы «Понятие и принципы социального обслуживания», «Условия и порядок материально-бытового обслуживания престарелых и инвалидов» формируют у студентов чувство должного уважения и понимания проблем граждан, утратившим способность к самообслуживанию.

В рамках МДК 01.02. Психология социально-правовой деятельности тема «Введение в психологию лиц с ограниченными возможностями» дает студентам понятие и основные направления изменения структуры личности при возрастных изменениях и в связи с психическими отклонениями, прививает чувство терпимости к таким лицам.

Тема «Определение поведения личности в конфликте» предоставляет возможность студентам выбрать толерантную модель поведения в нестандартных и конфликтных ситуациях, а именно: уважительное отношение к мнению собеседника, умение адекватно воспринять точку зрения, которая не совпадает с собственной, логично и аргументированно изложить свою позицию не умаляя при значимости доводов собеседника.

Отдельно хочет остановиться о значимости на формирование духовно-нравственных ценностей на уроках - экскурсиях, проводимых в детском социальном приюте Росинка и Муниципальном протезно - ортопедическом учреждении. Личные встречи и беседы были наполнены эмоциональной составляющей, и именно такие встречи способны дать студентам ощутить чувство сострадания и уважения к таким лицам.

Также воспитанию толерантному поведению способствует производственная практика при изучении профессиональных модулей, которая дает возможность не только закрепить теоретические знания и овладеть профессиональными навыками, но и практически окунуться в проблемы отдельных слоев населения, которые нуждаются в социальной защите и эмоциональной поддержке со стороны.

В целом при изучении ПМ 01 «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» и ПМ 02 «Организационное обеспечение деятельности органов социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ» на всех занятиях как лекционных, так и практических преподавателями систематически затрагиваются вопросы уважительного отношения к социально не защищенным слоям населения: лицам пожилого возраста, лицам с ограниченными возможностями, лицам, попавшим в жизненную трудную ситуацию

Выпускник техникума должен быть здоровым психически, нравственно, способным к социально значимому творчеству, социально полезной активности, владеющим системой знаний в области профилактики любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной, религиозной и политической почве. Такой специалист может быть подготовлен при осуществлении программы единого информационного

противодействия проявлениям экстремизма и искаженного понятия толерантности.

Каждый педагог решает сам, каким формам, методам и приёмам отдать предпочтение на занятиях: это зависит от изучаемого материала, целей и задач урока. Считаю, что успешнее всего процесс воспитания толерантности реализуется в групповых и коллективных формах занятий, иначе все рассуждения о толерантности превратятся в морализирование, а представления студентов о толерантных отношениях останутся незакреплёнными. Не будет лишним напомнить: только толерантный педагог воспитает толерантных студентов.

Наши новости:

Разместить свою публикацию