Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95418

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 28.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Дата публикации:

Автор:
преподаватель, КГБ ПОУ «АВТОМОБИЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ», ГОРОД УССУРИЙСК ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Цель: Целью деятельности классного руководителя в системе профессионального образования является умение правильно поставить и сформулировать воспитательные задачи, учитывая возрастные особенности подростков, их социальный статус и специфику учебного заведения (профессии, профиль обучения) и грамотно реализовать их. Классный руководитель по-прежнему остается ключевой фигурой в учебном заведении, ведь он − главное звено в воспитании при подготовке рабочих кадров.

Задачи: Задача классного руководителя – показать обучающемуся, что он сумеет сделать свою жизнь интересней, творчески осмысленной, а также, что работа над собой никогда не должна прекращаться.

деятельностЬ классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности студента

О.Б.Аникина, преподаватель обществознания

КГБ ПОУ «Автомобильно-технический колледж»,

город Уссурийск Приморского края

Российское образование переживает реформы. В «Концепции модернизации российского образования» подчеркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого обучающегося и воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что «закрепляется связь между образовательными программами и требованиями современного быстро меняющегося мира… Образование ради «корочки» больше не имеет смысла. Каждый человек должен быть уверен, что после обучения его ждет хорошая работа с достойной оплатой труда». Ясно, что от эффективности воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования зависит уровень развития молодежи, становление духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических и других качеств выпускника. Большую роль в этом играет деятельность классного руководителя.

Воспитательная работа в профессиональных учебных заведениях имеет определенные особенности. Так, здесь ярко выражен заключительный этап формирования личности. Это самый сложный этап, когда перед педагогом стоит задача выпустить из учебного заведения квалифицированного современного рабочего с наименьшим наследием вредных привычек. Отметим, что получение молодыми людьми рабочей профессии является эффективной формой их ранней социализации и социальной защищенности.

В ситуации глобального кризиса современной жизни каждый должен устоять, понять себя и самоопределиться в своем отношении с миром, а, следовательно, понять смысл и цель своего существования. Помочь этому может педагог, классный руководитель, ведь вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь как социальный слой общества с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой – источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости. Нужно отметить, что в силу объективных причин молодых людей отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии важных решений.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в системе среднего профессионального образования является первостепенной задачей классного руководителя, а также представляет собой важный компонент социального заказа для образования в условиях введения ФГОС.

Говоря о специфике воспитательного и образовательного процессов в колледжах, необходимо отметить, что их контингент часто формируется из молодых людей с низким уровнем обученности и воспитанности. Это студенты с ослабленной волей, с пониженной самооценкой, и сотрудничество с классным руководителем становится для них неким «спасательным кругом», основанным на отношениях доверия и сотрудничества. Это позволяет им не стесняться неумения выражать свои мысли, низкой грамотности, то есть, осознавая свои недостатки, они не пытаются скрыть их, а впоследствии не боятся применить новые знания на уроках, в общении с представителями разных социальных групп.

Целью деятельности классного руководителя в системе профессионального образования является умение правильно поставить и сформулировать воспитательные задачи, учитывая возрастные особенности подростков, их социальный статус и специфику учебного заведения (профессии, профиль обучения) и грамотно реализовать их. Классный руководитель по-прежнему остается ключевой фигурой в учебном заведении, ведь он − главное звено в воспитании при подготовке рабочих кадров.

К принципам деятельности классного руководителя в воспитательной системе образовательного учреждения относятся:

- принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции – то есть стратегия воспитания должна быть направлена на помощь студенту в освоении социокультурного опыта в социальном окружении;

- принцип системности - утверждение, что невозможно взаимодействие только с одним элементом системы;

- принцип адаптивности, то есть каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в колледже;

- принцип психологической комфортности, который заключается в снятии всех стрессообразующих факторов;

- принцип творческой самодеятельности;

- принцип обратной связи;

- демократизм.

Современный педагог должен организовать свою деятельность таким образом, чтобы обучающийся из объекта стал субъектом образовательного процесса. Таким образом, студент должен ощущать себя неотъемлемой частью своей страны, края, города, учебного заведения, профессиональной группы, семьи. Среди ведущих подходов к развитию образования и воспитания все более доминирующие позиции занимает компетентностный подход − освоение обучающимися умений, позволяющих в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, общественной и личной жизни. Среди компетенций, служащих залогом жизненного успеха, выделяются компетенции, связанные с поликультурным обществом. Это означает способность молодых людей контактировать на принципах уважения с представителями социума в разных сферах.

Как осуществляется деятельность классного руководителя с учетом вышесказанного?

С момента знакомства с новым контингентом классный руководитель должен провести психолого-педагогическую диагностику учащихся с помощью методической службы колледжа.

Рис.1. Психолого-педагогическая диагностика обучающегося

Методическая служба, объединение классных руководителей, творческие группы педагогов проводят формы работы, такие как: психолого-педагогические обсуждения, педсоветы, учебно-воспитательные комиссии, практикумы, постоянно действующие психологические семинары, тренинги, родительские собрания, индивидуальные консультации для студентов и их родителей и т.д. Повышенного внимания и особой помощи требуют многодетные, малоимущие, неполные семьи, а также семьи, имеющие детей-инвалидов и, естественно, неблагополучные асоциальные семьи из «группы риска». Классному руководителю также нужно помнить, что попадая в колледж после 9 класса, подросток испытывает определенные трудности в новом учебном коллективе, позже − в трудовом коллективе в ходе производственного обучения и производственной практики.

Из данных соцопросов видно, что молодежь хочет трудиться и быть конкурентоспособной на рынке труда. Чтобы добиться этого, помочь становлению молодого специалиста, для осуществления целей, поставленных классным руководителем, необходимо использовать инновационные педагогические методики, такие как личностно – ориентированный подход к учащимся, дифференцированное развивающее обучение и воспитание и др.

Направления духовно-нравственного воспитания, которые должны быть реализованы в деятельности классного руководителя:

- художественно-творческое,

- ценностно-ориентированное,

- эстетическое,

- экологическое,

- здоровье - сберегающее, формирующее здоровый образ жизни,

- историко – патриотическое,

- гражданско-правовое,

- национально-региональный компонент и др.

Цели и задачи каждого из направлений, как видим, опираются на комплек­сное, интегрированное содержание.

Так, одним из основных направлений является национально-региональный компонент. Ещё академик Д. С.Лихачев говорил: «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям, — непремен­ное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а также своих соседей, другие народы и весь земной шар — нашу большую родину». Ясно, что с помощью классного руководителя студенты получают опыт взаимодействия других поколений через отношение к культурным ценностям, образцам поведения других людей, достойных подражанию.

Благодаря проведению различных мероприятий у молодежи стимулируется сознательная работа над собой, совершенствуются их интеллектуальные, эмоциональные и морально-волевые качества. Личностно-деятельный подход, проводимые в группе классные часы, беседы, викторины, «круглые столы», анкетирования и их анализ помогают обучающимся расширить знания о себе, определить свои слабые и сильные стороны, что также способствует профессиональному становлению.

Задача классного руководителя – показать обучающемуся, что он сумеет сделать свою жизнь интересней, творчески осмысленной, а также, что работа над собой никогда не должна прекращаться.

В Автомобильно-техническом колледже г. Уссурийск деятельность классного руководителя осуществляется согласно планированию в группе, включающим в себя общеколледжные и городские, краевые, Всероссийские мероприятия.

При поступлении в учебное заведение в группах 1-го курса для формирования и сплочения коллектива, психолого-педагогической диагностики ежегодно в сентябре проводится анкетирование о семье, о взаимоотношениях со сверстниками, а также классные часы «Давайте познакомимся», «Расскажи о себе» и др. Классные руководители выявляют особенности взаимоотношений, сложившиеся в учебном коллективе, которые повлияют на формирование личности подростка в дальнейшем. Результатом деятельности педагога, социально-психологической диагностике, корректировке поведения ребят становятся доброжелательные отношения в группе.

Пристальное внимание уделяется потенциальным нарушителям дисциплины. Именно их необходимо привлекать к участию в различных мероприятиях, а планомерное развитие самоуправления в группе способствует урегулированию различных конфликтов. Этому также способствует проведение классных часов: «Профилактика стрессов», «Профилактика конфликтов», тренинги по формированию толерантности и др. Анализ результатов анкет по­зволяет узнать об интересах и потребностях студентов, об общей культуре их самих и их семей.

Активно используются тесты по наркомании, проблеме СПИДа, о курении, этикете и т.д. Анализируя анкеты, педагог помогает учащимся стимулировать самопознание и самооценку, формирует здоровый образ жизни. Подросток осознает, что бессмысленное существование является источником вредных привычек, самоубийств и преступ­лений. Поиск смысла жизни идет через привлечение дополнительной гуманитарной информации и углубление предмета в сферу человеческих отношений. Сотрудничество педагога и ребят выражается в том, что студенты могут быть просто собеседниками, высказывающими свою точку зрения, а педагог, увидев их реальные жизненные проблемы, предложит подросткам подумать над ними. Так идет процесс самовоспитания, самоидентичности молодой личности.

Для становления в профессии проводятся экскурсии на предприятия города, классные часы «Дороги, которые мы выбираем», «История предприятий города», «Твоя профессия», «Зарождение профобразования России», проходят встречи с интересными людьми, выпускниками колледжа и т. д. При подготовке к мероприятиям в ходе исследовательской, проектировочной, поисковой деятельности обучающийся соприкасается с реальной жизнью, ощущает себя частичкой общества. Результатами данной работы становятся проекты, повышается мотивация к учебе по выбранной профессии, расширяется кругозор. (Нужно упомянуть и о тесном сотрудничестве классного руководителя с преподавателями-предметниками).

Правовое воспитание реализуется на встречах с представителями правоохранительных органов, юристами, что не только служит способом профилактики правонарушений со стороны несовершеннолетних, но и помогает при сложных ситуациях в жизни подростка. Проведение классеным руководителем викторины «Знаешь ли ты свои права?», профилактических лекций «Анализ преступности и правонарушений среди молодежи», «Уголовная и административная ответственность за совершение правонарушений (проступков и преступлений) в алкогольном и наркотическом опьянении» и др.

Художественно-творческое, ценностно-ориентированное и эстетическое направления работы классного руководителя реализуются в ходе бесед и дискуссий после просмотров докумен­тальных или художественных фильмов, позволяют углубить теоретические и эстетические знания ребят, способствуют повышению их культуры через восприятие художественного произведения.

В ходе экскурсий по городу обучающиеся знакомятся с архитектурными и культурными памятниками. С этой же целью проводятся творческие встречи в Доме Художника, с местными художниками и их работами на выставках, встречи с интересными людьми (местными композиторами, поэтами, исполнителями музыкальных произведений), различные конкурсы (такие, как конкурс сочинений-фантазий «Наш город в далеком прошлом» или «Будущее Приморского края»).

Процесс воспитания толерантности тоже необходим, ведь он включает в себя воспитание патриотических чувств при терпимом, уважительном отношении к представителям других национальностей, а в Приморском крае их проживает более сотни! Через беседы и классные часы осуществляется профилактика терроризма и экстремизма на примерах мировой и отечественной истории, материалов СМИ, при проведении тренингов. Классными руководителями организуются мероприятия, посвященные народностям, населяющим Дальний Восток России − фестивали народных культур, праздники кухонь этих народов и др. Совместно с мастерами производственного обучения проводятся мастер-классы по приготовлению блюд национальных кухонь народов Приморья. Для интеграции с мировым сообществом проводятся классные часы, знакомящие подростков с традициями стран АТР. Для толерантного отношения к лицам с ОВЗ, инвалидами проходят классные часы «Жизнь без барьеров», «Кто сказал, что вы другие?» и др.

Экологические проблемы, ставшие глобальными, представляют собой новую социальную реальность. Это находит отражение в заданиях перед проведением в группах различных мероприятий: подготовить сообщение «Редкие и исчезающие животные и растения Приморского края», «Уссурийский тигр», «Экологические проблемы, связанные с производством в Приморье» и т.д. Оживление вызывает проводимая экскурсия в музей природы Школы педагогики ДВФУ.

Чтобы определить своё место в обществе, студенты ведут сбор информации о востребованности будущей профессии на рынке труда (профессиональное, трудовое воспитание) и добывают информацию о различных учебных заведениях, центрах по обучению и переобучению, курсах повышения квалификации. Владение этой информацией и умение анализировать может пригодиться в самообразовании, в трудных жизненных ситуациях, таких как увольнение с работы, сокращение, закрытие предприятия. На классных часах ребята учатся составлять резюме, чтобы заинтересовать будущего работодателя. Идти в ногу со временем помогает использование ресурсов сети Интернет.

Говоря о формировании политического сознания обучающихся, необходимо упомянуть о классных часах «Символика России», «Что ты знаешь о выборах?», в ходе которых формируется активная жизненная позиция гражданина Отечества. Чтобы уметь понять, зачем нужен президент стране, как принимают законы, какие органы власти существуют – надо уметь разбираться в этом, многое знать. Помогают молодежи разобраться в этом мероприятия, в ходе которых участники получают «Памятки, идущим на выборы», анализируют результаты анкет об участии в выборах, обсуждают материалы СМИ и т.д.

Работа по патриотическому воспитанию ведется при постоянном сотрудничестве с городской общественной организацией «Ветеран», городским музеем, проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных конфликтов, войны в Афганистане и т.д. Особый интерес у ребят вызывает военно-патриотическая ежегодная городская игра «Щит», участие в шествии Бессмертного полка и других. Студенты ведут работу над исследовательскими проектами: «История Уссурийска», «Приморцы − герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и др.

Также необходимо отметить, что основой духовно-нравственного воспитания является и духовная культура той среды, в которой живет студент, где происходит его становление и развитие – в первую очередь, духовная культура семьи и ,конечно, образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся невозможна и без нравственного примера классного руководителя. Нравственность педагога, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, коллегам — всё это обретает первостепенное значение для развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Следовательно, деятельность классного руководителя не только обеспечивает развитие и саморазвитие учащегося, но и формирует его индивидуальную авторскую позицию и помогает развитию его личности в условиях современного мира, способствует воспитанию толерантности, уважению к культурному наследию, готовит к культурному диалогу, вовлекает в среду межличностного общения и взаимодействия. Роль классного руководителя образовательного учреждения в реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина нашей страны велика, ведь модернизировать экономику и создать стимулы для прогресса России сможет только поколение свободных, образованных, творчески мыслящих молодых россиян с активной жизненной позицией.

Список литературы

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (2016) [Электронный ресурс] / – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140...
  • Федеральный государственный стандарт: послание президента Федеральному Собранию от 30 нояб. 2010 года. [Электронный ресурс] / ФГОС – Электрон. дан.– М., 2012 – Режим доступа: URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4263 – Загл. с экрана.

3. Материалы Всероссийского семинара – совещания «Проблемы развития психологической службы в условиях системных изменений профессионального образования России 14-15 июня 2006 г. // Социально - трудовая адаптация подростков и молодежи в условиях рыночной экономики. Профессиональная ориентация: специфика предмета и средств деятельности. МЦТЗМ – М.: Перспектива, 2000 г. – 42 с.

4. Костыко, Г. С. Мониторинг развивающего пространства учреждения профессионального образования / Г. С. Костыко // приложение к ж. Профессиональное образование. Столица. – 2009. – №3. – С. 15.

5. Арсеньев, А. С. Философские аспекты интеграции Я-образа в период самоопределения / А. С. Арсеньев // Открытая библиотека научных сборников по гуманитарным дисциплинам. [Электронный ресурс] / Открытая библиотека научных сборников по гуманитарным дисциплинам. Utopya.spb.ru. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://ms-solutions.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=46&Itemid=55

6. Щенина, О. Г. Молодежь как социально-демографическая группа / О. Г. Щенина // Открытая библиотека публикаций по социальным наукам. [Электронный ресурс] / Открытая библиотека публикаций по социальным наукам. SocProb.ru. – Электрон. дан. – Режим доступа: URL: http://www.socprob.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=258:q-q-13-2000-2003&catid=51:2012-02-22-10-27-30

7. Социология молодежи в контексте социальной работы / В.Н. Ярская, Л.С. Яковлев, А.Ю. Слепухин, Д.В. Петров, К.Ю. Добрин, Е.Н. Барябина // сборник материалов. – Саратов, 2004 г. – с. 35.

8. Закатнова А., Латухина К. С чего начинается патриотизм / А. Закатнова, К. Латухина // Российская газета. – 2012. – №5916 (243). – 22 октября.

Наши новости:

Разместить свою публикацию