Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95411

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 28.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО ЧЕРЕЗ ВНЕАУДИТОРНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ.

Дата публикации:

Автор:
преподаватель экономических дисциплин первой категории , ОГАПОУ "УАвиак-МЦК", г.Ульяновск

Цель: умение самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью.

Задачи: использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести студента на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.

Лиликина Лидия Леонидовна

ОГАОПОУ СПО Ульяновский Авиационный коллеж-МЦК, Россия

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО ЧЕРЕЗ ВНЕАУДИТОРНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ.

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью.

Познавательная активность; творческая активность; мотивация; внеаудиторная самостоятельная работа.

Каждый, кто когда – то учился, может сказать, что чем активнее мы занимаемся самообразованием, чем больше времени отводим на самостоятельную работу, тем сильнее нуждаемся в помощи.

Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.

Как же разрешить данное противоречие?

Одной из форм, помогающих решить проблему, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, в которых перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая которые они осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях.

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного обучающегося – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация образовательного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучающихся, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Усиление роли самостоятельной работы означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у обучающегося способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относят:

Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей обучающихся);

Информационно – обучающая (учебная деятельность обучающихся на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);

Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);

Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста).

Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:

Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

Углубления и расширения теоретических знаний;

Формирования умений использовать нормативную, справочную, дополнительную литературу;

Развития познавательных способностей и активности обучающегося: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

Формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Для достижения указанной цели обучающиеся на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи:

§Изучить рекомендуемые литературные источники;

§Ответить на контрольные вопросы;

§Решить предложенные задачи, ситуации;

§Выполнить контрольные работы.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

Для овладения знаниями:

Чтение текста (учебника, дополнительной литературы);

Составление плана текста;

Конспектирование текста;

Работа со справочной литературой;

Ознакомление с нормативными документами;

Работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;

Для закрепления и систематизации знаний:

Работа с конспектом лекций;

Повторная работа над учебным материалом;

Составление альбомов, схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала; изучение нормативных документов;

Выполнение тестовых заданий;

Ответы на контрольные вопросы;

Подготовка рефератов, сообщений, презентаций.

Для формирования умений:

§Решение задач по образцу;

§Выполнение схем и чертежей;

§Выполнение расчетно-графических работ;

§Решение производственных ситуаций;

§Выпуск газеты, организация выставки технического творчества.

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет привить обучающимся умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, привить навыки повышения профессионального уровня в течение всей трудовой деятельности.

При выдаче заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся. Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении заданий.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Контроль самостоятельной работы может быть установлен в следующих формах:

Тестовый контроль;

Защита рефератов;

Выступление на семинарских занятиях, конференциях, олимпиадах, деловых играх и т.п.

Критериями оценок результатов внеаудиторной работы обучающихся являются:

1.Уровень освоения обучающимися учебного материала;

2.Умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

3.Обоснованность и четкость изложения ответа.

Управление самостоятельной работой осуществляется через различные формы контроля и обучения:

Консультации, в ходе которых обучающиеся должны осмыслять полученную информацию, а преподаватель определить степень понимания темы и оказать необходимую помощь

Следящий контроль, который проводится в форме собеседования, устных ответов, контрольных работ, тестов, фронтальных опросов.

Текущий контроль, осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных во внеаудиторное время (доклады, рефераты).

Итоговый контроль осуществляется через систему зачетов и экзаменов. Наряду с устными ответами по билетам рекомендуется шире использовать итоговый контроль знаний обучающихся в форме компьютерного тестирования.

Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя СПО.

Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.

Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная деятельность осуществляется студентами благодаря ее мотивированности. Мотивы аудиторной деятельности показывают то, ради чего человек учится.

Мотивация - сложная система мотивов, которая стимулирует, регулирует и поддерживает любую деятельность человека. Вся жизнь - это калейдоскоп нестандартных производственных и житейских проблем, решение которых требует новой информации, получаемой в процессе профессионального образования.

Самостоятельная и творческая деятельность студентов способствует расширению кругозора, выявлению индивидуальных способностей и дарований студентов, углублению знаний, развитию творческой инициативы. Любая форма самостоятельной деятельности может иметь успех тогда, когда есть мотивация.

Библиографический список

1. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов.- М., 2005.– 144с.

2. Петухова Т.П. Конструирование компетентностно-ориентированной асинхронной самостоятельной IT-работы студентов / Т.П. Петухова // Высшее образование сегодня. – М.:, 2011, № 6. – С. 6 – 10.

3.Покушалова Л. В. Внеаудиторная работа как компонент самореализации студентов [Текст] / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 118-120.

4. Садыкова О. И. Теоретико-методологические основы развития познавательной самостоятельности студентов в учебном процессе технического вуза./ О. И. Садыкова // Сб. науч. работ докторантов, аспирантов и соискателей психолого-педагогических кафедр ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001.-С. 109-113.

5.Трущенко Е.Н. Основные направления орагнизации самостоятельной работы//Среднее профессиональное образование, 2007, № 10.

Наши новости:

Разместить свою публикацию