Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие на морское дно»
Подготовила: воспитатель высшей категории Новикова А.А.
Цель:закрепить знания детей об обитателях морских глубин.
Задачи:
- Развивать речь, расширять и активизировать словарный запас по теме «Морские обитатели»;
- Формировать познавательный интерес к живой природе;
- Закреплять умение работать в команде;
- Воспитывать желание помогать друг другу, уважительное отношение к товарищу.
Оборудование: декорации моря, волн;фонограмма«шум моря», песня «Волна» группы «Барбарики»; два экрана «Морское дно»; три сундучка с сокровищами (камушки, ракушки, жемчужины); три морских персонажа – рыбка, морж, черепаха; дидактическая игра «Собери картинку», мяч.
- Беседа «Для чего нужна вода?», «Морские и речные жители»;
- Чтение художественной литературы А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Рассматривание иллюстраций «Кто в речке живет?», «Морские обитатели»;
- Отгадывание загадок;
- Проведение физминутки «Пять маленьких рыбок».
Ход занятия:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Посмотрите на наш аквариум. Мы очень старались, когда делали его, но почему то рыбки так и не приплыли к нам жить. Как вы думаете, почему?
-Потому что рыбкам неуютно здесь жить, в аквариуме не хватает ракушек, камушек, красивых жемчужин.
-Правильно. А вы знаете, где можно все это найти? На глубоком морском дне. А как вы думаете, какая вода в море?
-Соленая.
-А в речках и озерах?
-Пресная.
-Правильно. Значит, в речках и озерах какие обитатели живут?
-Пресноводные.
-А в морях?
-Морские.
Молодцы! скажите, нужна ли нам вода на Земле? Для чего? Что случится, если на Земле не останется воды?
-Вода нужна всем живым существам, растениям, животным, человеку. Если воды не станет, то планета погибнет.
Да, вы абсолютно правы. Сейчас я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по морскому дну. А чтоб добраться до моря, нужно сказать волшебные слова:
Быстро, быстро кружимся,
С волшебством подружимся.
Хлопнули в ладоши и остановились,
На берегу морском все мы очутились!
Включается фонограмма «Шум моря»
-Слышите, как шумит море? Как волны бьются о берег и кричат чайки? Теперь мы можем погрузиться на морское дно, но прежде нужно подружиться с волнами. Тогда они нам помогут и у нас все получится.
Танец «Волна»(гр. «Барбарики»)
-Ну что, поплыли? Посмотрите, как вокруг красиво. А кто жездесь живет? (фонограмма «шум моря»)
-Это золотая рыбка и она очень просит нас помочь ей. Посмотрите, у рыбки были жемчужины, но они перемешались с речными камушками, и теперь их не достать. Давайте поможем рыбке очистить домик и собрать жемчужины.
Молодцы! Мы справились с заданием, помогли рыбке. И за нашу помощь рыбка дарит нам сундучок с жемчужинами. А теперь поплыли дальше! (фонограмма «шум моря»)
Это дядюшка Морж. Он живет в холодных водах океана. У него есть крепкие клыки, ласты и хвост. Он приготовил для нас задание. Посмотрите, как много частей разных картинок здесь есть. Нам нужно собрать их все и узнать, каких же морских обитателей нам загадал дядюшка Морж.
Ребята, вы отлично справились с заданием! Кто же изображен на картинках? (ответы детей)
-Правильно! А за то, что мы все сделали быстро и верно, дядюшка Морж подарил нам красивые ракушки. Ну что, сильно устали? Давайте немного отдохнем и поиграем.
Физминутка «Пять маленьких рыбок».
Пять маленьких рыбок плескались в реке,
Лежало большое бревно на песке.
Первая рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
Другая сказала: «Ведь там глубоко!»
Третья рыбка сказала: «Мне хочется спать…»
Четвертая стала чуть – чуть замерзать.
А пятая крикнула: «Там крокодил!
Плывите скорее, чтоб не проглотил!»
Отдохнули? А теперь,поплыли дальше! (фонограмма «шум моря») Посмотрите, нас встречает Большая Черепаха! А вы знали, что черепахи очень долго живут? Они могут прожить до 500 лет.
Наша Большая Черепахалюбит играть в мяч. Давайте покажем ей, как хорошо мы знаем морских обитателей ипоиграем в такую игру. Я буду кидать вам мяч и называть морского обитателя, а вы будете мне его возвращать, и называть этого обитателя лаково.
Игра «Назови ласково».
-Молодцы! Черепахе очень понравилось с нами играть, и она делает нам подарок – Сундучок с красивыми разноцветными камушками. А теперь пора возвращаться домой. Поплыли! (фонограмма «шум моря»)
Дети садятся на стульчики.
-Наше путешествие подошло к концу. Теперь у нас есть все, чтобы сделать наш аквариум уютным для рыбок. Вам понравилось наше путешествие?
-Да!
-Значит потом мы еще раз навестим наших друзей. А теперь давайте прощаться с нашими гостями.
-До свидания! Приходите к нам еще!