Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

60227

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 13.08.2020 года.

Nomination bg
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Как разместить публикацию Как получить свидетельство Способы оплаты

«ИКТ, как средство повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Дата публикации: 20.03.18

Автор:
Фоменко Лариса Александровна воспитатель, Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад № 220 Тракторозаводского района Волгограда», г. Волгоград

Муниципальное образовательное учреждение

«Детский сад № 220 Тракторозаводского района Волгограда»

Статья:

«ИКТ, как средство повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Составила: воспитатель

Фоменко Лариса Александровна

Волгоград, 2015

ИКТ, как средство повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

В век информатизации от дошкольника требуются умения подстраиваться под изменяющиеся условия современного мира. В связи с этим становится актуальным развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема - одна из самых актуальных в дошкольной педагогики и детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования интеллектуальных умений, самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Один из ведущих специалистов в области познавательного развития дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Отличительной особенностью дошкольного образования в двадцать первом веке является внедрение информационно – коммуникативных технологий, главная цель которых развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. ИКТ выполняют определенную образовательную функцию, помогая воспитаннику разобраться в потоке информации, воспринимать ее, запомнить. И одним из требований к выпускнику, включающимся в ФГОС ДО, является наличие устойчивого познавательного интереса, проявление познавательно-исследовательской деятельности.

Нынешнее поколение, или «цифровые» дети, все больше и больше углубляются в электронный ресурс и не могут уже представить мир без телефона, планшета или смартфона, а также ПК. Дети используют различные гаджеты в основном для того, чтобы поиграть в приложения, скачать картинки, музыку или видео. Чаще всего взрослые пытаются ограничить своих детей от возможности использования данных технологий, аргументируя тем, что это негативно влияет на здоровье, нервную деятельность и умственную активность ребенка, но в современном мире это сделать очень трудно и практически невозможно.

Мы предлагаем альтернативное решение данной проблемы – использование информационно-коммуникативных технологий (компьютеры, планшеты, телефоны и другие гаджеты) для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. И тогда дети станут использовать свои телефоны, не только для игр и приложений, но и для самостоятельного изучения окружающего их мира, для повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ.

Коллективом детского сада № 220 была определена проблема: как посредством ИКТ повысить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста?

Определены задачи:

1. Изучить литературу по проблеме развития познавательной активности; проанализировать работу ДО на предмет использования ИКТ; рассмотреть современные программы, на подборку наиболее оптимальных программ.

2. Выявить уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий с применением ИКТ по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выявить эффективность работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ.

Для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ были реализованы следующие этапы: теоретический, практический, продуктивный и аналитический. Остановимся подробно на характеристике каждого этапа.

Первый этап (ноябрь 2014 г. – январь 2015г.) – теоретический направлен на изучение литературы по данной проблеме; на изучение практического опыта, на мониторинг ДО на предмет использования ИКТ; на анализ современных программ, на подборку наиболее оптимальных программ. С этой целью нами организованы и проведены следующие мероприятия: проведение диагностики по выявлению уровня познавательной активности; мониторинг компьютерных программ, используемых в ДО: отбор наиболее оптимальных средств и программ ИКТ, направленных на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; анализ предметно-развивающей среды ДОО в рамках использования ИКТ; изучение планов узких специалистов и воспитателей; встреча с представителями детского сада с целью изучения КИК (компьютерно-игровой комплекс).

Второй этап (январь – февраль 2015 г.) проектировочный, направлен на разработку комплекса мероприятий по развитию познавательной активности: конспекты по каждой образовательной области; содержания консультаций для педагогов и родителей.

Третий этап (март – май 2015 г.) – продуктивный, направлен на апробацию комплекса мероприятий. С этой целью нами организованы и проведены следующие мероприятия: ознакомление педагогов и родителей с возможностями использования ИКТ для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, проведение комплекса мероприятий (организованной образовательной деятельности, проектной деятельности и т.д.) с детьми старшего дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативных средств.

Четвертый этап (на этапе реализации) аналитический, направлен на выявление эффективности работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ; обобщение полученных результатов; представление полученного опыта на научных конференциях.

Ниже представлен план мероприятий, реализованных в МОУ «Детский сад №220 Г. Волгограда»

Теоретический

1.Изучить литературу по проблеме развития познавательной активности;

2.проанализировать работу ДО на предмет использования ИКТ; рассмотреть современные программы, на подборку наиболее оптимальных программ.

3.Выявить уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

- Проведение диагностики по выявлению уровня развития познавательной активности

-Диагностическое задание «Найди дом для животного»;

-Диагностическое задание «О ком я говорю?»;

-Диагностическое задание. «Зашифрованное послание».

Проектировочный

1.разработать комплекс мероприятий по развитию познавательной активности: конспекты по каждой образовательной области;

2. разработать содержание консультаций для педагогов и родителей.

- организация работы творческих групп, состоящих из специалистов МОУ № 220 с целью разработки конспектов ООД по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного;

-Работа творческих групп

Продуктивный апробировать комплекс мероприятий с применением ИКТ по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

- ознакомление педагогов и родителей с возможностями использования ИКТ для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;

-консультация-беседа с педагогами на тему «Использование ИКТ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»: Learningapps.org, Smart, Quiver Vision;

-консультация для родителей на тему «Играем с пользой» (использование программы “Quiver Vision” дома).

Темы мероприятий:

- проведение комплекса организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативных средств

-Образовательная деятельность «В мире красок»;

-Выставка рисунков «Такие разные краски;

-Образовательная деятельность «Наши пернатые друзья»;

-Проект «Весна в лесу»;

-Образовательная деятельность «Как живут растения и животные»;

-Образовательная деятельность «Разнообразие весенних цветов»;

-Игра – Первые цветы

-Выставка «Мой домашний цветок»

-Проект «Цветы в группе»

-Образовательная деятельность по физическому развитию «Тренировка с Крошем»;

-Образовательная деятельность по речевому развитию «Непохожий на меня»

-Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Весна пришла»

-Образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию «Все профессии важны, все профессии нужны»

-Образовательная деятельность по познавательному развитию

«Растение – наш тихий друг»

Аналитический выявить эффективность работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ.

обобщение полученных результатов; представление полученного опыта на научных конференциях.

Полученные результаты

Результат-эффект

В результате у детей повышен уровень развития познавательной активности по ряду показателей:

- позитивное отношение к процессу познания;

- умение рассуждать, делать умозаключения и выводы, задавать вопросы познавательного характера;

- способность работать сосредоточенно и продолжительно, проявлять настойчивость.

Развиты умения применять ИКТ для решения познавательных задач самостоятельно, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация; умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.

Результат-продукт: методическая копилка, включающая в себя конспекты мероприятий по развитию познавательной активности, содержание консультаций для родителей и педагогов.

Список литературы:

1. Аверина, Л.И. Интернет-среда и не только / Л.И. Авенина, Пани-фидникова, Н. Сапожникова // Дошкольное воспитание. – 2007. –№7. – с. 97-102.

2. Королева, Н. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада / Н. Королева, С. Петрова // Дошкольное воспитание. – 2010. – №6. – с. 93-100.

3. Маленькие граждане большого города: Коллективная монография / А.Г. Гогоберидзе [и др.]. Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – Спб.: СОЮЗ, 2007. – 400с.: ил.

Скачать публикацию Скачали: 70 раз

Способы оплаты

Линии