ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД«БЕЛОСНЕЖКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НОЯБРЬСК
Здравствуй, малыш!
Конюхова С.В.
Паспорт проекта.
Вид проекта: групповой социальный, краткосрочный
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный
Сроки реализации: краткосрочный (сентябрь - ноябрь)
Участники: воспитатели, дети 2-х лет, родители
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста кусловиямДОУ «Здравствуй, малыш!»
Цель проекта:
Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующих повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Задачи проекта:
1. Создать условия для каждого из детей в установлении контакта со сверстниками и взрослыми, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.
2. Оказать помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада.
3. Оптимизировать процесс физиологической и психо–эмоциональной адаптации детей.
4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.
Актуальность:
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям.
Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Поэтому взрослым необходимо создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Проблема:
Анализ современной ситуации позволяет выделить актуальную проблему данного проекта- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.
Этапы работы над проектом:
I. Организационный этап.
II. Реализационный этап.
III. Итоговый этап.
Формы представления проекта: оформление фотоотчета "Мы в детском саду".
Содержание
1. Ведение………………………………………………………..4
2. Аналитическая часть…………………………………….……5
3. Теоретическая часть…………………………………………..6-7
4. Практическая часть……………………………………………8
5. Заключение…………………………………………………….10
6. Библиографический список используемых источников……11
7. Приложения……………………………………………………12-32
Ι. ВВЕДЕНИЕ
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.
Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?
Предлагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада для детей 2 -3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющий собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период. Цель работы воспитателя в решении данного вопроса — помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.
Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемый проект строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Готовность ребенка к детскому саду зависит и от готовности родителей оставить свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько переживают, что с ребенком в саду что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою тревожность и опасения ребенку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и новым условиям.
Поэтому работа воспитателя деткам в 2-3-летнем возрасте заключается и в помощи их родителям. Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему. Поэтому в программе разработаны специальные мероприятия консультативного характера, призванные расширить психолого-педагогические знания и опыт родителей.
ΙΙ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Вопрос адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуален. Физическое и психологическое развитие, благополучное существование в детском саду и в семье зависит от того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам.
Важным событием стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
Актуальность:
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям.
Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Поэтому взрослым необходимо создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Цель проекта:
Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующих повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Задачи проекта:
1. Создать условия для каждого из детей в установлении контакта со сверстниками и взрослыми, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.
2. Оказать помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада.
3. Оптимизировать процесс физиологической и психоэмоциональной адаптации детей.
4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.
Проблема:
Анализ современной ситуации позволяет выделить актуальную проблему данного проекта- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.
Обоснование проблемы:
Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста. Неосведомленность родителей о физических навыках и умениях детей, опсихологическом состоянии детей, о важностисовместнойдеятельностис детьми и педагогами.
III. Теоретическая часть
Поступление ребенка в детский сад является важным периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для каждого ребенка - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Детям предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, новый стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новые помещения - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию.
Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования делают акцент на создание наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для ребенка, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и детей. Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.
В основе работы с детьми в период адаптации лежат психологические особенности каждого возрастного этапа развития, кризисные периоды, а также психологические новообразования. Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной системы.
В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Н. Д. Ватутиной, где рассматриваются особенности психологической адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Исследователи отмечают, что в этот период ребенок особенно нуждается в помощи и поддержке со стороны педагогов.
По мнению некоторых авторов (О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова и др.), сущность педагогической поддержки проявляется в сотрудничестве педагога с ребенком. Для таких педагогов характерно доброжелательное отношение к ребенку, стремление адекватно оценить его возможности, понять мотивы поведения, стимулировать творчество, личностное развитие, а смысл адаптационного периода в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации менее болезненным и более интенсивным, а одним из условий этого является управляемость данным процессом.
Применительно к дошкольному учреждению именно педагог призван управлять адаптационным процессом, привлекая к этому родителей, всех сотрудников дошкольного учреждения. Взрослые несут ответственность за содержание жизни ребенка, соблюдение его прав и реализацию его возможностей.
Таким образом, под педагогической поддержкой мы рассматриваем фундаментальное понятие, заключающееся в оказании помощи ребенку в процессе определения его интересов и потребностей, реализации личностных возможностей в совершенно новых для него обстоятельствах. Также возможность поддерживать социально благоприятный морально - психологический климат в группе детского сада.
Адаптация к детскому саду - это сложный процесс, сопровождающийся для ребенка стрессом и другими негативными последствиями. Адаптация рассматривается как процесс, имеющий свою логику, динамику и т. д. Вместе с тем адаптация - это и результат этого процесса.
В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ (установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период, активное участие родителей в проектной творческой деятельности, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ), позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.
В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Однако, для того чтобы по-настоящему оказать своевременную эффективную помощь ребенку в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях, система работы, построенная на знании возрастных и индивидуальных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе условиям детского сада.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
IV. Практическая часть
Изучив сборник научно-популярных статей для родителей и педагогов «Адаптация к детскому саду», мы разработали систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Считаем, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:
I. Организационный этап.
1. Составление плана мероприятий проекта (подбор и изучение литературы, разработка анкет, корректировка предметно-развивающей среды, планирование мероприятий с детьми и родителями).
2. Выстроить модель комфортной адаптации детей раннего возраста:
-прогнозирование адаптации, знакомство с родителями и ребенком (определение навыков, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальных особенностей)
-установление контакта с ребенком и родителями, привыкание ребенка к новому помещению и взрослым.
3. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.
II. Реализационный этап.
1. Реализация проекта в соответствии с планом мероприятий (анкетирование родителей, заполнение адаптационных листов, проведение адаптационных игр и мероприятий с детьми).
2. Создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования в группе.
3. Информационная деятельность.
Реализация проекта: формы работы.
Формы работы с родителями.
1. Консультации, наглядная информация по адаптации, папки – передвижки.
2. Родительское собрание «Адаптация ребенка в детском саду, адаптационный период!».
3. Памятка родителям. Беседы с родителями. Помощь родителей в изготовлении стенда для родительского уголка.
Работа с детьми.
Формы организации взаимодействия с детьми.
В период адаптации детей к ДОУ целесообразно проводить игры, направленные на развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, а так же на сближение детей друг с другом, на развитие речевой активности, на развитие двигательной активности. Использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов. Создание условий для общения детей со знакомыми игрушками и вещами.
- Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем.
- Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком и его знакомство с культурой поведения.
- Игры, направленные на развитие взаимодействия между детьми.
- Физические упражнения и игры со спортивным инвентарем.
- Пальчиковые игры. Опыты для малышей.
- Музыкотерапия. Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Музыкальные паузы включают в себя: звукоподражание и подпевание; песенки; слушание музыки, музицирование на детских музыкальных инструментах.
- Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
- Методика "Любимая игрушка". Каждый ребёнок дома выбирал любимую игрушку, которую он должен был принести в группу. При этом родители говорили ребёнку: «Ты уже подрос и теперь ты пойдёшь в детский сад. А вместе с тобой выросла твоя игрушка, поэтому она тоже будет ходить с тобой в детский сад. » В течении 30 дней с момента поступления в д/с ребёнку 1 раз в день задавались вопросы: «Как твоей игрушке нравится в д/с, Как она себя чувствует? и т. д. » По мере прохождения адаптационного периода отношение к игрушкам у детей менялось.
Они начинали давать эмоционально-положительные ответы на вопросы о любимой игрушке: «Ей хорошо, ей нравится в садике». Присутствие любимой игрушки необходимо детям раннего возраста в период адаптации к ДОУ и, особенно, для тех, у кого тяжёлая степень адаптации по характеру привыкания.
1. Знакомство детей с детским садом, друг с другом:
Знакомство-беседа с родителями и ребенком.
Знакомство с группой, игрушками. Заполнение адаптационных листов.
Художественная литература: Чтение потешек.
Песочная терапия:
-«Игры с песком»
-«Песочные следы»
-«Месим тесто»
-«Рисуем пальцами на подносе с
песком».
-«Найди игрушку в песке».
2. Развитие культурно-гигиенических навыков:
Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки.
Игры-занятия: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»
3. Снятие эмоционального напряжения и тревожности в течении дня. Профилактика стресса:
Достигается посредством пальчиковых игр, подвижных игр и упражнений. Посредством театрализованных представлений русских народных сказок и потешек.
4. Развитие эмоциональной сферы, коммуникативности.
«Праздник мыльных пузырей», «Праздник воздушных шаров». Игры «Утро у зайчиков». «Цветок посадили», вариация «Дерево посадили». Игры на групповое взаимодействие «Приглашение на чай», «Построим теремок».
5. Дидактические игры
«Мышка в домике», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Кто чем питается» и т.д.
III. Итоговый этап.
1. Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
2. Оформление фотоотчета "Мы в детском саду".
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
В результате реализации данного проекта предполагается повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет, снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
VI. Заключение
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Проводя анализ результатов периода адаптации, можно заключить, что работа прошла успешно. Мы установили контакт с семьями: были проведены консультации, беседы, организационное собрание с родителями будущих воспитанников детского сада. Учтены психические и физические особенности детей и состояние их здоровья. Большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями отношений сотрудничества.
В группе создана естественная, комфортабельная, уютная обстановка, насыщенная разнообразным дидактическим и игровым материалом. Игрушки находятся в местах, доступных для детей. В первые дни прихода ребенка в детский сад мы предлагаем поиграть ребенку в игры, направленные на формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю, установление межличностных отношений у детей. Через игру ребенок получал возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни. Эмоциональное общение происходило на фоне совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Мы старались удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках давало ему чувство защищенности, помогло быстрее адаптироваться. Малыши охотнее шли в группу, переставали плакать, если с ними играли, переключали их внимание на активную двигательную деятельность. Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности. Совместные движения приносили детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе. Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключали его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Проводили увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Среди вспомогательных средств обучения очень действенным и организующим являлась музыка.
Основные результаты внедрения проекта:
Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.
После внедрения проекта по адаптации детей к условиям детского сада, был проведен анализ уровня адаптации. Результаты анализа уровня адаптации детей:
Высокий уровень адаптации – 12 детей;
Средний уровень адаптации – 8 детей;
Низкий уровень адаптации – 4 детей;
Вывод. Считать проведение периода адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада в 2017-2018 учебном году успешным.
Перспективы деятельности к завершению проекта
Накопленный нами интересный опыт по творческому проекту «Здравствуй, малыш» будет использоваться и в дальнейшей работе. В наших дальнейших планах предусматривается приобретение игрового материала для игр с песком.
В результате целенаправленной и систематической работе по данной теме мы добилась положительных результатов в процессе перехода от семейного воспитания к общественному.
V. Библиографический список используемых источников
1. Аверина И.Е. Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. Москва2008
2. БелкинаЛ.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ».
3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ -М.: Просвещение, 2003.-No3.-104с, ил.
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. -М.: Педобщество, 2003, 240с.
5. Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики-развиваем речь!»
6. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.-112 с.
7. Михайлова М.А. Детские праздники, игры, забавы, фокусы. Ярославль «Академия развития»2000
8. Роньжина А.С. «Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
9. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва2000
VI. Приложения
1. Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду».
2. Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду».
3. Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем.
4. Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком и его знакомство с культурой поведения.
5. Игры направленные на развитие взаимодействия между детьми.
6. Физические упражнения и игры со спортивным инвентарем.
7. Пальчиковые игры.
8. Опыты для малышей.
9. Потешки и стихи с движением для детей 2-3 лет.
Приложение №1
Консультация для родителей
«Как подготовить ребенка к детскому саду».
Есть замечательная английская пословица,
с которой я абсолютно согласна:
"Не воспитывайте своих детей, все равно они
будут похожи на вас. Воспитывайте себя".
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в сад.
Например: детский сад – это красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, и мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно.
Показывайте картинки из книг и журналов, на которых изображены дети в детском саду. Сочините маленький рассказик про то, как детям весело живется в детском саду.
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – скоро он сможет пойти сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
Подобно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в детский сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
Постепенно домашний режим подстраивайте под режим детского сада (даже выходные дни).
Стремитесь к тому, чтобы питание ребенка было рациональное, а не однообразное (приближайте домашний рацион к рациону детского сада).
Приучайте ребенка быть самостоятельным. В детский сад он должен прийти с определенными навыками.
Начинайте водить ребенка не с того дня, когда мама должна выйти на работу, а как минимум за месяц до этого. Постепенно увеличивая длительность его пребывания в детском саду (в первые дни 2-3 часа).
Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Ольга Петровна нальет тебе воды».
Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди.
Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, книжки с картинками. Вам будет проще отправлять ребенка в садик – с игрушкой веселее идти, и проще завязывать отношения с другими детьми.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаясь к ним по имени, просить, а не отбирать игрушки, предлагать свои.
Придумайте с ребенком прощальные знаки внимания (поцеловать друг друга в щечку, обняться) и ему будет проще отпустить вас.
Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего ребенка о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка.
Приложение №2
Консультация для родителей
«Адаптация ребенка к детскому саду».
Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка, - это отрыв от матери и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими, незнакомыми взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие укрепляло его в новой, необычной ситуации, создавало психологический комфорт. А теперь? В детском саду ребенку надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников.
Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду.
Легче и быстрее адаптируются к детскому саду те дети, родители которых начинают готовить ребенка к посещению дошкольного учреждения заранее.
Способность ребенка адаптироваться к детскому саду во многом зависит от психологического настроя мамы. Если у мамы есть уверенность в том, что садик - это хорошо, пусть и нелегко к нему привыкнуть; хорошо потому, что это какой-то этап взросления, человеческого роста малыша - то это одно. А если мама изначально сомневается, даже боится ("А если будет все время болеть?", "А если будут обижать воспитатели или другие дети?", "А если не доглядят, не досмотрят?"), - это другое. У ребенка такой тревожной мамы гораздо меньше шансов успешно адаптироваться к детскому саду".
Поверьте в то, что детский сад ребенку принесет пользу.
Во время адаптации ребенка к детскому саду надо снизить уровень предъявляемых к нему требований и максимально окружить вашей заботой, любовью и вниманием. Кроме того, в саду ребенок может уставать от шума, беготни. И только дома есть возможность расслабиться. Родителям очень важно стараться держать себя в руках, не ругать и не наказывать ребенка за плохое поведение. Уделять малышу максимум возможного внимания по вечерам. Почитать, поиграть, порисовать, полепить из пластилина вместе. Не волнуйтесь, со временем это пройдет!
В этот непростой для всех период жизни вам надо просто любить ребенка, каким он есть, и показывать ему вашу безусловную любовь.
Три дня в детском саду - две недели на больничном.
Очень распространенной бывает ситуация, когда ребенок до начала посещения им детского сада почти совсем не болел, а потом в три года как пошел в детский сад и началось...неделя в детском саду, две недели - на больничном.
Что делать родителям? Прежде всего, надо признать тот факт, что любой детский коллектив - это источник вирусов и бактерий. Каждый ребенок является носителем своих, специфичных микробов, которые он получил у себя в семье и к которым у него выработался иммунитет. Дети в начале посещения детского сада начинают активно обмениваться микробам, поэтому часто болеют первое время.
Снижает иммунитет у детей также стресс, вызванный посещением детского сада. Чем труднее проходит привыкание ребенка к садику, чем сильнее он переживает разлуку с любимой мамой, тем чаще будет болеть.
Что же делать?
Как помочь ребенку легче адаптироваться к детскому саду и меньше болеть?
Во-первых, надо принимать в расчет не только то, как часто ребенок болеет, но и насколько тяжело протекают болезни. Если болезни протекают хоть и часто, но легко, без осложнений, без приема кучи лекарств, если малыш выздоравливает сам и все лечение состоит только в обильном питье, фруктах, частом проветривании помещения, то так болеть и так выздоравливать не вредно!
Но если, как пишет доктор Комаровский: "...каждый чих - повод для назначения десятка сиропчиков-таблеточек, для инъекций антибиотиков, для тщательного обследования, для консультации десятка специалистов, каждый из которых считает необходимым добавить к лечению еще парочку-другую препаратов, - такие ОРЗ однозначное и очевидное зло, и такие