Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Дата публикации:

Автор:
воспитатель высшей категории , МБДОУ № 80, г. Ростов-на-Дону

Цель: В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются факторы, оказывающие влияние на формирование духовно-нравственных основ личности, патриотизма и гражданственности.

Задачи: Использовать возможности ознакомления с этнокультурными народными и календарными праздниками для формирования чувства патриотизма и гражданственности у детей в условиях детского сада. Использовать метод проектов при работе над темой "Мой любимый уголок родного города" для проведения выставки творческих работ дошкольников.

ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Аношкина Надежда Петровна, воспитатель высшей категории

МБДОУ № 80, г. Ростов-на-Дону

В современной России происходят большие изменения в социально-экономической и политической жизни, укрепляется государственность, возрождаются культурно-исторические и гражданско-патриотические традиции, происходит устойчивое развитие общества. Такие изменения в жизни России затрагивают процессы, происходящие и в молодежной среде.

Дети быстро взрослеют, молодежь хочет принимать активное участие во всех сферах жизни, интересуется политикой, принимают участие в различных митингах, шествиях, акциях, форумах. Но как молодым, неискушенным людям, зачастую еще школьникам понять и правильно оценить происходящее в окружающей жизни. Правильные ориентиры им помогает найти семья, детский сад, школа, вуз. В этой связи большое значение на современном этапе имеет воспитание вообще и воспитание патриотизма и гражданственности в частности. Проблема воспитания нового поколения в духе гражданственности и патриотизма в настоящее время является очень актуальной. Если в процессе обучения и воспитания не сформировать такие важные качества личности как гражданственность и патриотизм, то могут стихийно сформироваться отрицательные качества личности, которые будут иметь разрушительный, негативный характер. Включение духовно-нравственных компонентов в содержание гражданско - патриотического воспитания современной молодежи необходимо начинать с дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы, чувствительны, эмоциональны и с готовностью впитывают все крупицы знаний об окружающем мире, которые им дают взрослые. Главное – не упустить этот момент и заложить основу для их будущей и успешной жизни. За годы перестройки произошло падение духовно-нравственных ценностей, наблюдается дефицит патриотических чувств у значительной части молодежи, потребительское отношение к жизни. Это связано с неустойчивым сознаниям у молодых людей, незнанием истории и традиций своей страны, неправильным толкованием важных исторических событий прошлого, несформированностью чувства ответственности и долга перед своей Родиной. Можно констатировать повышенную активность оппозиционеров, которые хотят вовлечь неискушенную молодежь и даже подростков в свои политические игры, использовать их в борьбе за власть, пропагандируя западный образ жизни и западные ценности.

Обратимся к понятию «патриотизм». Что такое патриотизм?

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё [4].

Более подробное определение дается в Большом толковом словаре по культурологии Б.И. Кононенко: «Патриотизм - нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу…» [2]. Патриотизм – это стойкое нравственное чувство. Оно возникает и формируется из особенностей образа жизни, из культурных традиций того или иного этноса в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры. Формирование чувства патриотизма постепенно закрепляется в определенных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, передающих им свой жизненный опыт и нравственные ценности, не искажая историю.

Патриотизм является источником духовной силы российских граждан. Это святое чувство побуждает каждого из них заботиться о безопасности нашего отечества, исполнять свой воинский долг по защите рубежей нашей Родины. Даже при выполнении воинского долга за рубежом наши воины не забывают об этом.

В патриотизме заложена идея любви, и уважения к своей Родине, соотечественникам, готовность приложить свои силы для ее процветания и развития.

Патриотизм тесно связан с гражданственностью.

Гражданственность - интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет и трудится [5]. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. Согласно этому, гражданственность можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм.

Выдающийся советский и русский ученый (филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор, пропагандист нравственности и духовности) Б.Т. Лихачёв относит гражданское воспитание к числу важнейших самостоятельных направлений сегодняшнего дня, в основе которого лежит «национальная идея», которая сама вырабатывается естественным путём именно в гражданском воспитании» [2, с.60-65].

В примерной общеобразовательной программе по дошкольному образованию «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» [3] большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Таким образом, технология и содержание воспитания патриотизма и гражданственности должны быть направлены на создание условий для национального возрождения России как великой державы, уважения к прошлому своей Родины, к родным местам, бережного отношения к истории отечества, его культурному наследию, обычаям и традициям народа, готовности защищать свое отечество.

Рассмотрим, как мы осуществляем эту работу в нашей практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В нашей работе с дошкольниками мы стремились использовать воспитательный потенциал в процессе создания благоприятной творческой атмосферы, способствующей этому. Истоками духовного обогащения детей и формирования патриотизма стало изучение и обсуждение обычаев и традиций народов России, календарных праздников России. Знакомство детей с этнокультурными народными праздниками (Святки; Масленица; Пасха; Троица), календарными праздниками (День Защитника Отечества; День Победы; День России; День семьи; День Российского Флага; День Народного Единства) расширяло представления детей о своей Родине, родном крае, способствовало развитию чувства уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Дети хорошо изучили государственную символику и осознали, что Флаг России – наша святыня. Они познакомились с этикетом: необходимостью встать, когда звучит гимн России. В процессе занятий мы воспитывали детей уважать защитников Отечества, чтить память наших бойцов, защищавших Отечество, возлагать цветы к мемориалам павших.

При ознакомлении детей с праздником «День семьи» мы стремились формировать ответственное отношение детей к семье, как базовой ценности общества. Акцентировали внимание на необходимость поддержки и укрепления семейного благополучия, создания благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания, взаимовыручки. У детей постепенно воспитывается осознание доли собственного участия в создании тёплых семейных отношений.

В процессе знакомства с этнокультурными народными праздниками дети учатся сохранять и передавать из поколения в поколение исторические и семейные традиции, память об истории своей семьи и рода.

Для воспитания чувства патриотизма и гражданственности большое значение имело проведение выставки творческих работ дошкольников совместно с родителями по теме: «Любимый уголок родного города». При проведении этой работы мы использовали метод проектов. Дети не только представили свои проекты - рисунки, но и смогли рассказать о том, что они изобразили и почему выбрали это место.

Использование метода проектов способствовало созданию творческой атмосферы, вызывало у детей положительные эмоции.

Они гордились тем, что в этой работе принимали участие и их родители.

На выставке детских рисунков было видно с какой любовью и старанием дети стремились передать всю красоту донского края.

Такая планомерная работа по формированию чувства патриотизма и гражданственности у детей в условиях детского сада способствовала более полному раскрытию творческих способностей дошкольников, лучшему осознанию и проявлению себя как личности, как гражданина великой страны – России.

Список использованной литературы

  • Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии /Б.И. Кононенко// М.: Вече 2000, 2003. – 512 с. - ISBN 5-945383-90-2.
  • Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б.Т. Лихачев // Педагогика.- 2007. - №9. - С. 60-65.
  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Патриотизм
  • Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - С. 224.

программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. 333 с.

Наши новости:

Разместить свою публикацию