Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95430

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Современное состояние адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МБДОУ №14, г. Кингисепп, Ленинградской области

Цель: Адаптация

Задачи: Адаптация детей к условиям ДОУ

Современное состояние адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России, наряду с требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования предусматривает требования к условиям её реализации: психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым, к развивающей предметно-пространственной среде.

Основываясь на положения ФГОС ДО, отметим три группы необходимых условий:

1. Первая группа связана с созданием предсетно-пространственной среды. С этой целью в группе следует выделить следующие зоны:

Зона познавательной работы – содействуетознакомлению малыша с находящимся вокруг, сенсорика, речевое развитие: поделки-подарки с разныхматериалов, «сокровищницы» - удивительные мешочки, коробочки; предметы из различных материалов (меха, тканей и т.д.), объекты из различных конусовых баз с 4-5 колец, книжный уголок, источник с целью простой опытной работы и др.

Художественная область – материалы для изобразительной деятельности (тушь, гуашь, фломастеры и пр.); материалы для лепки;

Констуктивно-игровая область – конструирование, игра: все без исключения типы конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги с целью подлезания, столы и стулья, коробки крупные и маленькие, ящички, детские полиэтиленовые тазики для стирки, бросовый материал.

2. Вторая группа предполагает систуме профессиональных требований к педагогу.

Педагог должен знать, что в адаптационный период при поступлении в ДОУ зачастую выявляется регресс в развитии ребёнка: в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности.

3. Организация работы с родителями. «Взаимодействие детского сада и семьи, как показывают современные исследования, это двусторонний, циклический процесс. Силами действия и противодействия, находящимися то в гармонии, то в противоречии друг с другом, и тем самым задающими динамику, выступают семейная и внесемейная, общественная система детского сада: представляющие различные области социализации и воспитания малыша».

Итак, опираясь на основные положения ФГОС ДО, хочется отметить, что именно сотрудничество дошкольного учреждения с семьями воспитанников является главным условием успешной адаптации малышей, способствуют положительной социализации детей, освоению ими первоначальных представлений социального характера, приобщению к социокультурным нормам, традициям семьи, общества

Традиционно, организация адаптации ребёнка к условиям детского сада состоит из следующих этапов:

Подготовительный этап. В этот период проводятся первые родительские собрания и консультации для тех родителей, дети которых будут приходить вДОс сентября месяца. Во время этих встреч родителимогут садика получить всю необходимую для себя информацию (об условиях пребывания ребёнка в детском саду, требованиях, которые предъявляются к детям и родителям, программе воспитания и развития детей, рекомендации специалистов по подготовке ребёнка к детскому саду).

Также к вниманию родителей предлагаетсяпросмотр презентации на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». А если родители по какой - либо причине не смогли прийти на первое собрании, всю информацию они могут получить на сайте детского сада в разделе «Для родителей».

Каждого родителя знакомят с особенностями психического и физического развития детей раннего возраста. Во время последующих встреч, если вдруг у родителей возникнут вопросы, педагоги группысоставляют график посещения ребёнком детского сада;

Этап психолого-педагогического сопровождения (заполнение листов адаптации, диагностика, психопрофилактические мероприятия, индивидуальная работа);

Этап анализа и выводов (анализ адаптационных листов и индивидуальных маршрутов развития, экспресс-обзор группы).

На каждом этапе адаптационного периода осуществляется разработка рекомендаций для родителей, воспитателей и специалистов для облегчения течения адаптации детей раннего возраста.

В группах должна быть оборудована предметно-развивающая средадля игр: которыемогут храниться в специальных стеллажах или ящиках, которые в любое время доступны малышам. Во время работы с ребятами младшего возраста, необходимо обращать достаточное внимание на пособия и материалы, которые имеют связь с развитием лексики.

Поскольку в современном обществе происходит много изменений, как экономических, так и социальных, развитие развивающей среды должно быть основано на образовании, в связи с чем должны возрасти и требования к его качеству.

Для решения этойпроблемы необходимо применитьнекоторые комплексные меры. Предметно-развивающая среда в ДОУ состоит из разных элементов, каждый из которых должен выполнять свою функцию. Для того чтобы достигнуть положительного результата, в ДОУ нужно создать определенные условия и усовершенствовать систему всего педагогического процесса. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна отличаться одним из главных моментов – педагогической поддержкой детской деятельности, таким образом, она способствует более лёгкой и быстрой адаптации детей к условиям ДОУ.

Организация адаптационного процесса ребёнка раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации – это процесс и результат педагогической деятельности, который характеризуется адаптированностью ребёнка в социуме, а также эффективностью предоставления образовательных услуг в дошкольной образовательной организации. При организации данной работы необходимо учитывать факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

  • возраст ребёнка;
  • состояние здоровья;
  • уровень развития;
  • личностные особенности;
  • умение общаться с взрослыми и сверстниками;
  • сформированность предметной и игровой деятельности;
  • приближенность домашнего режима к режиму детского сада;
  • сформированность элементарных культурно – гигиенических навыков;
  • готовность родителей к пребыванию ребёнка в массовом дошкольном учреждении;
  • шумовой фон в группе детского сада;
  • стабильность воспитательского состава;
  • компетентность педагога в вопросах, связанных с индивидуальным подходом в процессе воспитания и развития дошкольников.

«Организация процесса социально-психологической адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации – это взаимосвязанная деятельность всех субъектов всего педагогического процесса (родители-специалисты-педагоги) и ребенка, которая способствует овладению социокультурными знаниями и нормами накопления позитивного социального опыта, содействуя успешному социально-личностному развитию ребенка в микро-, мезо- и макросреде».

Таким образом, эффективность процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению зависит: от протекания стадий социальной адаптации ребёнка в дошкольной образовательной организации, от профессионализма воспитателей и специалистов, работающих в детском саду, от взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

По мнению многих исследователей (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, С. Аврамова, Л.В. Вершинина), а также педагогов практиков (Феоктистова О.А., Гайер Е.А., Маранцева Л.В., Кузнецова Н.В. и др.), чтобы избежать осложнений адаптационного периода и обеспечить оптимальное её течение, необходим постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение и индивидуальный подход к нему со стороны специалистов детского сада. Работа в адаптационный период проводится в несколько этапов.

Так педагоги-психологи Феоктистова О. А., Гайер Е.А., Маранцева Л.В. предлагают работу по обеспечению адаптационного периода осуществлять в три этапа: - 1 этап – до поступления детей в группы (с момента записи ребенка родителями – первое посещение ДОУ); - 2 этап – период длительностью 10 недель с поступления детей в группу; - 3 этап – подведение итогов адаптационного периода.

На первом этапе ведется подготовка всех участников педагогического процесса на психологическом, методическом, материально – техническом уровнях. Обязательно проводится организационное родительское собрание, после которого родители приглашаются к педагогу-психологу вместе с детьми для первой беседы.

На втором этапе ведется непосредственная работа по оптимизации процесса адаптации. Проводится работа педагога-психолога и медицинского работника по анализу причин нарушений адаптационного процесса (нарушения сна, поведения, эмоциональной нестабильности и пр.), изучение медицинских карт, составляются рекомендации педагогам и родителям. Основное направление работы в адаптационный период – работа с детьми. Педагог – психолог в течение адаптационного периода проводит занятия, психологические игры, способствующие снятию психоэмоционального напряжения детей, облегчающие момент расставания с родителями. Предлагает воспитателям подборки игр, упражнений, способствующих повышению эмоционального фона детей в течение дня, снижению тревожности и повышенной активности .

На третьем этапе проводится медико-педагогическое собрание по итогам адаптационного периода. Намечается работа с детьми с признаками дезадаптации.

Педагог-практик Кузнецова Наталья Васильевна предлагает адаптационный период условно разделить на следующие этапы:

Подготовительный – в последние два месяа до поступления в ДОУ. На данном этапе нужно сформировать стереотипы поведения, которые смогут помочь ребенку легко и без затруднений действовать в новых для него условиях. На данном этапе необходимо уделять внимание следующим компонентам: рацион питания ребенка, формирование навыков самостоятельности, культурно-гигиенических навыков.

На основном этапе в работу включается воспитатель, т.к. его главная задача - создание его положительного образа для ребенка. Задача родителей проинформировать воспитателя об особенностях личности своего ребенка, установить контакт. Такой подход скорее приведет к пониманию ребенка воспитателем.

Заключительный – посещение ребенком ДОУ по 2-3 часа в день.

Воспитателем Ежовой О.Ю. была разработана Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательной организации. Целью программы является создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста. Практик выделяет три этапа адаптации:

1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребёнка к условиям детского сада (укреплять здоровье ребёнка; приучать к режиму дня, который соответствует режиму дня группы, в которую будет ходить малыш) .

2 этап – приход мамы с ребёнком в группу детского сада. Первую неделю ребёнок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов в присутствии мамы или других родственников.

3 этап – постепенное привыкание. Ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребёнка оставляют на сон.

В педагогической науке комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня социальной адаптации рассматривается в двух аспектах:

- как этап любой отдельной педагогической деятельности при решении конкретной воспитательной задачи или выделяется в особый вид педагогической деятельности и является «непременным условием осуществления регулятивной функции педагогики» (В.В. Краевский);

- предполагает комплекса мероприятий,которые направлены на повышение уровня социальной адаптации педагогических процессов и ситуаций, как результата функционирования этих систем (В.П. Беспалько, B.C. Безрукова, Ю.К. Бабанский, В .А. Сластенин).

Комплекс мероприятий, которыенаправлены на повышение уровня социальной адаптации понимаются как особая технология, разумная последовательность шагов и этапов, приводящая к получению запланированного результата (Ю.К. Бабанский, B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, O.A. Моисеев).

Формирование образа воспитательной среды, которая бы способствовала благоприятному прохождению процесса адаптации ребёнка раннего возраста в ДОУ начинается с определения:

– предполагаемых направлений социально-педагогической деятельности и взаимодействия между педагогами, родителями, специалистами и детьми в условиях дошкольной образовательной организации;

– содержания деятельности и решение задач профессиональных, детских, родительских, детско-взрослых сообществ образовательной организации, определение группы актива и возможных руководителей.

Принципы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации:

  • социальная ориентированность;
  • целеполагание адаптации;
  • целостность и комплексность в междисциплинарном взаимодействии [29].

Мы согласны с мнением С.В. Королёвой, что предварительная разработка интегративной формы объединения усилий всех участников педагогического процесса, создает благоприятные условия для успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ [36].

Итак, чёткая, профессиональная слаженная работа педагогов, психолога, медицинского работника, участие родителей, заинтересованность педагогов, является залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду и даёт положительные результаты в воспитании и обучении детей раннего возраста.

Наши новости:

Разместить свою публикацию