Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Проект "Детский сад-семье, семья-детскому саду"

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МБДОУ № 25 "Алёнушка", г.Выкса

Цель: организация мини-центра консультативной и методической поддержки родителей «Школа заботливых родителей», объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка, внедрение в практику наиболее ценных, передовых приемов воздействия на детей.

Задачи: 1. Повышение уровня педагогической культуры родителей: повышение педагогических знаний, педагогической культуры взаимоотношений, повышение практических умений родителей в воспитании детей. 2. Осуществление индивидуального дифференцированного подхода в работе с семьей с учетом образования родителей, жизненного опыта, степени участия родителей в воспитании и обучении детей, оказание особого внимания семьям с низкой общей и педагогической культурой. 3. Преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ, установление доверительных отношений между семьей и ДОУ, активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. 4. Пропагандирование положительного опыта семейного воспитания, сплочение родитель-ского коллектива. 5. Разработка и внедрение в практику ДОУ разнообразных форм и методов взаимодействия детского сада с семьей.


Паспорт проекта

«Детский сад – семье,

семья – детскому саду»

Цель:организация мини-центра консультативной и методической поддержки родителей «Школа заботливых родителей», объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка, внедрение в практику наиболее ценных, передовых приемов воздействия на детей.

Задачи:

1. Повышение уровня педагогической культуры родителей: повышение педагогических знаний, педагогической культуры взаимоотношений, повышение практических умений родителей в воспитании детей.

2. Осуществление индивидуального дифференцированного подхода в работе с семьей с учетом образования родителей, жизненного опыта, степени участия родителей в воспитании и обучении детей, оказание особого внимания семьям с низкой общей и педагогической культурой.
3. Преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ, установление доверительных отношений между семьей и ДОУ, активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

4. Пропагандирование положительного опыта семейного воспитания, сплочение родительского коллектива.

5. Разработка и внедрение в практику ДОУ разнообразных форм и методов взаимодействия детского сада с семьей.

Промежуточные результаты:

  • Повышение ответственности родителей за воспитание детей в семье.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Возрастающая активность родителей по подготовке и проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий, улучшение их посещаемости.

Конечный результат:

  • Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства.
  • Обеспечение совместного успеха в деле воспитания и обучения детей.
  • Заинтересованность родителей новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий, участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Критерии эффективности:

ü Реализация плана работы мини-центра «Школа заботливых родителей».

ü Положительная динамика изменения семейного микроклимата.

ü Активность родителей в различных мероприятиях образовательного учреждения.

ü Сплоченность родителей и детского коллектива групп, уменьшение конфликтных ситуаций.

Этапы работы:

Первый этап: подготовительный (март - апрель 2013г.)

Задачи: определить основные направления работы, подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы, диагностировать родительские качества и стили воспитания в семье, разработать положение о мини-центре.

Второй этап: организационный (май – декабрь2013г.)

Задачи: составить план работы мини-центра «Школа заботливых родителей», организовать совместную с родителями работу по внедрению методов сотрудничества семьи и детского сада, искать оптимальные пути и разрабатывать модель взаимодействия с семьей, составить социально демографический паспорт семьи.

Третий этап: Аналитический (январь 2014г.)

Задачи: систематизировать методический материал, количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.

Четвертый этап. Уточняющий (февраль – март 2014г.)

Задачи: Внести необходимые коррективы в соответствии с потребностями и запросами семей.

Пятый этап. Заключительный (апрель – май 2014г.)

Задачи: обобщить полученный опыт; оформить его в виде модели взаимодействия родителей с педагогами, представить опыт по итогам работы.

Направления взаимодействия:

  • изучение потребности родителей в образовательных услугах для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации. С этой целью будет проводиться анкетирование, социологические исследования, опросы;
  • использование высокоэффективных методов и приемов работы с родителями: анкетирование, тестирование, экспресс-опрос родителей; обсуждение педагогических ситуаций; индивидуальные беседы с родителями; моделирование игровых и проблемных ситуаций; выявление передового опыта семейного воспитания, участие родителей в педагогических советах, практические советы и рекомендации по интересующей проблеме.

использование новаторских форм работы с родителями: беседа за круглым столом., устный журнал, дискуссионный «круглый стол», педагогическая гостиная, викторина, брейн-ринг, КВН, педагогический калейдоскоп, вечер вопросов и ответов, клуб знатоков., пресс-конференция “Детский сад – семье, семья – детскому саду”, ток-шоу.

Условия:

  • Нормативно – правовые: Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка 44 /25 с.43, Конвенция дошкольного образования, Закон РФ «Об образовании», Приказ заведующего детского сада о создании «Школы заботливых родителей», Положение о «Школе заботливых родителей».
  • Кадровые: педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старший воспитатель, педагоги.
  • Программно – методические: перспективный план работы «Школы заботливых родителей», план мероприятий по повышению квалификации воспитателей в общении с семьей, социально – демографического паспорта семьи, анкеты, тесты для родителей и педагогов.
  • Материально- технические: музыкальный зал, хореографическая студия, театральная студия, спортивный зал, методический кабинет, комната психологической разгрузки.
  • Организационные: общее и групповые родительские собрания.

Мониторинг:

v Тестирование родителей с целью выявления степени их участия в воспитательном процессе.

v Анкетирование родителей с целью изучения удовлетворенности родителей работой ДОУ.

v Самооценка педагогов ДОУ с целью определения уровня деятельности педагога с родителями (автор Л.М.Денякина).

Сроки реализации проектас марта 2013г. по май 2014гг.

Объемы и источники финансирования

Направляются средства

Источники финансирования

Сумма, руб.

1.

Организация и проведение выставок

Попечительский совет

1000

2.

Организация экскурсий, походов

Попечительский совет

3000

3.

Приобретение новинок методической литературы

Попечительский совет

1000

4.

Организация праздников, конкурсов

Попечительский совет

5000

Итого:

10000

Основные риски при внедрении проекта

Риски

Пути преодоления

Низкая активность родителей

консультирование

Высокая загруженность педагогов

интеграция

Низкая компетентность родителей

Интеграция средств общественного и семейного воспитания

Аннотация

Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов. На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. Необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.

Одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии Открытости детского сада Внутрь и Наружу. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Для ее осуществления мы предлагаем организовать в нашем детском саду мини-центр консультативной и методической поддержки родителей «Школа заботливых родителей». Значимость нашей работы состоит в том, чтобы достичь грамотного подхода родителей к проблеме воспитания, обучения и развития ребенка в ДОУ, а педагогическим работникам активизировать сотрудничество с семьей. Мы работаем над тем, чтобы создать равновесие и взаимодействие между педагогами и родителями.

Содержание

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. «Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. «Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Для решения этой цели мы и предлагаем создать в нашем детском саду мини-центр консультативной и методической поддержки родителей «Школа заботливых родителей»

В своем проекте проблему взаимодействия детского сада и семьи мы рассматриваем как процесс двусторонний:

  • с одной стороны - это "Детский сад - семье" - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи.
  • с другой стороны - это "Семья - детскому саду" - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Итак, «Школа заботливых родителей» это:

  • Объединённый союз педагогов и родительских семей, направленный на повышение интереса родителей к вопросам воспитания, обучения и развития детей и взаимопомощь при решении возникающих проблем.
  • Союз родителей, детей и педагогов, направленный на повышение роли семьи, как социального института, определяющего не только развитие ребёнка как личности, но и общества в целом.
  • Дополнительный компонент воспитательного процесса, где родители и педагоги могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия на создание союза и обеспечить ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в образовательного учреждения и дома.

Встречи в мини-центре будут носить неформальный характер. Все участники будут занимать равноправное положение и проявлять активность. Обязательной является рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения. Встречи будут проходить два раза в месяц. В соответствии с положением и планом работы на год, по запросам родителей приглашаются специалисты разных областей, которые интегрируют свои усилия, но не дублируют друг друга. Встречи в мини-центре – это способ педагогической и психологической поддержки родителей, что дает им возможность сравнить собственную позицию с позицией педагогов и других родителей. Эти встречи помогут родителям лучше познакомиться с содержанием воспитательно-образовательной работы в детском саду, а педагогам – лучше узнать особенности воспитания в разных семьях. Приобщение к жизни детей в детском саду создаст ситуацию, в которой родители смогут поразмышлять над проблемами воспитания. Все это поможет сплотить семью и детский сад.

Пути взаимодействия педагогов и родителей:

1. Приобщение родителей к педагогическому процессу;

2. Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

3. Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

4. Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

5. Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

6. Проявление понимания и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

7. Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

8. Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения;

9 . Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят их с воспитывающей и развивающей средой.

Направления работы:

1.Работа с коллективом воспитателей.

Цель: подготовка воспитателя к взаимодействию с родителями, совершенствование культуры педагога, развитие коммуникативных умений.

Для реализации этой цели мы предполагаем использовать следующие формы работы:

1.Анкетирование воспитателей с целью выяснения трудностей во взаимоотношениях с родителями.

2.Обучение педагогическому тренингу общения.

3.Овладение воспитателями самодиагностикой.

4.Консультации.

5.Проведение семинаров.

План мероприятий по повышению квалификации воспитателей в общении с семьей

Направление и его задачи

Форма мероприятия и его тема

Дата проведения

1. Когнитивный блок:

  • формирование у воспитателей знаний о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.
  • формирование у педагогов осознан­ного отношения к организации общения с семьей;
  • осознание ими собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников;
  • формирование установки на довери­тельное безоценочное взаимодействие с родителями.

1. Консультация «Современ­ная семья»

2. Устный журнал «Воспитательный потенциал семьи»

3. Беседа «Типичные трудности и ошибки семейного воспитания»

4. Педагогическая гостиная «Формы работы с семьей»

5. Дискуссия «Семейное и общественное воспитание: единство и различия»

6. Лекция-беседа «Новые подходы к взаимодействию педа­гога с родителями».

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

2. Мотивационный компонент:

1. Анкетирование «Мои «плюсы» и «минусы» в обще­нии с родителями»

2. Тестовый опрос воспитателей (мето­дика Е.П. Арнаутовой)

3. Дискуссия «Обще­ние с родителями: и сложно и легко»

4. Практикум общения педагогов с родителями ( автор Т.В.Кротова)

5. Дискуссия «Кодекс общения педагогов с родителями»

Август

Сентябрь

Март

Октябрь-ноябрь

Апрель

3. Практический блок:

  • развитие умения прогнозировать ре­зультаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути разви­тия ребенка;
  • развитие умения ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с ро­дителями и т.
  • развитие умения преодолевать пси­хологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуаль­ный подход к родителям в процессе общения;
  • формирование навыков организации традиционных и нетрадиционных форм общения с родителями, оказа­ния действенной помощи родителям;
  • формирование коммуникативного умения и навыков.

1. Тренинг комму­никативного уме­ния (Н.А. Морева)

2. Семинар-практи­кум «Методы ис­следования семей­ного воспитания»

3. Семинар-практи­кум «Особенности разработки и про­ведения анкетиро­вания родителей»

4. Семинар-практи­кум «Приглашение к общению»

5. Заседание кругло­го стола «Нагляд­ные формы работы с семьей: формаль­ность или эффек­тивное средство об­щения?»

6. Деловая игра «Родительское собра­ние»

7. Ток-шоу «Педагогический брифинг»

8. Педагогическая ролевая игра «Родители глазами воспитателей»

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Март

Апрель

Май

2. Этапы работы воспитателей с коллективом родителей. Для организации работы воспитателей с коллективом родителей мы использовали схему поэтапной работы:

1 этап - моделирование взаимодействия.

На этом этапе планируется установление компенсаторных связей ("Детский сад - семье", "Семья - детскому саду") с целью формирования общей готовности к участию в жизни группы. Знакомство воспитателей с различными методиками изучения семьи и семейного воспитания. Воспитателями будут проводиться групповые собрания, анкетирование, тестирование, консультации т.д. Таким образом, воспитатели получат полное представление о каждой семье, о стилях отношений, психологическом климате, отношение к ребенку.

2 этап - установление между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество.

На этом этапе работа строится в двух направлениях:

1.Привлечение внимания родителей к детям.

Для привлечения внимания родителей к детям воспитатели будут обучать родителей тренингу общения, будут проведены консультации, на которых родители познакомятся с физиологическими, физическими, психическими особенностями детей дошкольного возраста, стилями и формами общения с детьми. Воспитателями будут проводиться ежедневные беседы с родителями о их детях, с выделением положительных качеств детей. Использование воспитателями и родителями приема "авансирования успеха" по отношению к детям.

2.Привлечение внимания родителей к воспитателям, к другим родителям.

Для привлечения внимания родителей к воспитателям, к другим родителям планируем провести "Вечера знакомств", на которых воспитатели и родители в непринужденной дружеской обстановке будут учиться понимать друг друга, вставать на другую позицию "позицию воспитателя" или "позицию родителя", "позицию ребенка" для сокращения психологической дистанции между педагогами и родителями. Для вовлечения родителей в жизнь детей и детского сада, для повышения их педагогической культуры из многих форм работы с родителями мы предлагаем использовать следующие активные формы работы:

1. Встреча с родителями “Педагогический калейдоскоп”.

Родителям будут предлагаться различные проблемные ситуации, решение которых требует от них знания педагогических основ воспитания детей, их психологии, также будут предложены ситуации, которые можно будет решить только совместно с детьми. Подобные занятия позволят лучше узнать взаимоотношения родителей и детей, обратить внимание на недостатки в воспитании, принять дополнительные коррекционные меры воздействия, направить действия родителей в нужное русло.

2. “Вечер вопросов и ответов”.

Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам. Темой вечера может быть обсуждение вопросов, касающихся общения детей и взрослых. На наш взгляд, подобные вечера приносят большую пользу, разрешая конфликтные ситуации в семье между родителями и детьми, обучая родителей правильным путям решения проблем.

3. Семейная творческая акция «Я – взрослый, ты ребенок» К участию приглашаются не более 10 семей с детьми в возрасте от 5 лет и 5—6 ассистентов-педагогов и психологов. Время проведения акции 2—2,5 часа.

Цели и задачи акции:

- Объединить детей одной группы детского сада, улучшить взаимодействие между педагогами и родителями.

- Привлечь детей и родителей к участию в художественном проекте.

Творческое задание.

Участникам предлагается создать оригинальные фигуры людей, при этом дети будут конструировать фигуры взрослых, а взрослые — фигуры детей. Они раскрасят свои картонные фигуры, придумают им одежду, дадут имена, наделят определенными чертами характера и от лица созданного персонажа вступят в диалог с другими персонажами.

4. Детско-родительские фестивали.

Фестиваль — дело общесадовское. В нем принимают участие все дети и все желающие родители. Как правило, это длительная акция, включающая домашние задания для семейного творчества, дни открытых дверей и открытых занятий, «часы свободы», детско-родительские праздники.

3 этап - формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия.

Он будет включать в себя ряд консультаций, бесед для родителей с целью сообщения знаний о ребенке. Беседа-лекция на тему “Как воспитать своего ребенка удачником”. На таких занятиях будут использоваться рисунки, записи детей, их работы для наглядного примера. Кроме этого будет проводиться ежедневная индивидуальная работа с родителями во время утреннего приема и вечером.

4 этап - изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника.

Здесь предполагаются следующие формы работы: индивидуальные беседы с родителями, опросы, родительская почта и другие. На этом этапе инициаторами должны выступать родители.

5 этап - совместное с родителями исследование личности ребенка.

На этом этапе мы планируем объединение родителей в группы по интересам.

Завершит работу контрольный срез, на котором будет использован тот же комплекс методик, что и в начале проекта.

Показателям эффективности проводимой нами работы будет являться появление у родителей интереса, потребности в консультировании, посещение мероприятий в ДОУ, повышение их активности, вопросы к педаго­гам.

Встречи в «Школе заботливых родителей» планируется проводить в вечернее время, в выходные и праздничные дни в удобное для всех время. Участниками мини-центра будут являться родители и дети дошкольного образовательного учреждения на добровольной основе. Ответственными за встречи в мини-центре будут педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели, музыкальные руководители и инструктор по физической культуре. Центр будет иметь свой информационный стенд и план работы. Работа будет строиться на основе «Положения о мини-центре».

Перспективный план работы с семьей

Месяцы

Содержание работы

Сентябрь

1. Общее родительское собрание (знакомство родителей с педагогами, традициями детского сада).

2. Изучение индивидуальных особенностей семьи, ее воспитательных возможностей. Анкетирование, беседы с родителями, детьми, классификация семей по ви­дам (по количеству детей, по степени благополучия).

3. Составление детьми рассказа «Моя семья». Рисование на тему: «Кто главный в моей се­мье» (старшая, выпускная группы)

4. Консультация «Роль родителей в адаптации детей в детском саду».

5. Дискуссия «Современные дети, какие они?».

6. Вечера знакомств.

7. Организация мини-центра «Школа заботливых родителей»

8. Практикум «Адаптируемся вместе»

9. Конкурс поделок (организуется среди родителей, присуждаются призы, раздаются награды).

Октябрь

1. «О чем мечтают дети?» - тематическая встреча с родителями.

2. Осенняя ярмарка-аукцион (осенний праздник с прода­жей поделок, выполненных руками детей, родителей, воспитателей).

3. Презентация семьи (один раз в месяц: знакомство с укладом, бытом, традициями семьи воспитанника).

4. Посвящение в «Непоседы» (вновь прибывшим детям в присутствии родителей присваивают звание «непоседа», вручают подарки, чествуют.).

5. Встреча с педиатром и психологом.- Дать представление об осо­бенностях развития ребенка в зависимости от возраста (память, мышление, внимание, поведение).

6. Задание на дом для родителей: составить перечень, в чем нуждаются их дети, но степени значимости: движения, игра с родите­лями, с друзьями, красивые вещи, лакомства, ласка, похвала.

7. Занятие с родителями. Тема «Что Вы знаете о своем ребенке?» (со всеми типами семей) - Помочь выявить индивидуальные особенности детей, ориен­тировать родителей па учет индивидуальности своего ребенка.

8. Выпуск газеты для родителей.

9. Тренинг «Правила жизни моего ребенка»

Ноябрь

1. Конкурсная программа «Два рояля» (конкурс семейных концертных номеров).

2. День тезок (фестиваль имен).

3. Выявить причины неблагополучия семей. - Индивидуальные бесе­ды с родителями из неблагополучных семей (понимают ли они, что их семья нуждается в «лечении», какие видят пути выхода из создавшейся ситуации).

4. Индивидуальные беседы с членами формально благополучных семей. Цель: повернуть родителей лицом к ребенку, защитить детей от неоправданных наказаний, грубостей, несправедливости.

5. Консультация для родителей из полных, измененных семей: «Обя­занности и права родителей по воспитанию детей».

6. Групповые родительские собрания «Мир, в котором мы живем» - знакомство с режимом дня данной группы, правилами поведения детей в помещениях, во дворе, правами и обязанностями родителей, основными мероприятиями детского сада в учебном году.

7. Индивидуальные беседы с родителями всех типов семей. Обсуж­дение особенностей поведения, характера, привычек ребенка.

8. Круглый стол «Поговори со мною, мама».

Декабрь

1. Организация семейных вечеров досуга в группах.

2. «Дети – зеркало семьи» (беседа психолога).

3. «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн» (ответы родителей, воспитателей на вопросы детей).

4. «Что наша жизнь? ... Игра» - Игры с детьми (работа со всеми типами семей) - Родителям предлагается понаблюдать за игровой деятельностью детей в детском саду.

5. Деловая игра с родителями «Покупка игрушки». Разбор педагоги­ческих ситуаций с родителями.

6. Консультация: «Чем занять детей дома?».

7. «Домашняя мастерская». Рекомендации родителям с 2-3 детьми в семье по обучению младших детей старши­ми и взрослыми разнообразным приемам и элементам трудового про­цесса, использованию умений и сноровки бабушек и дедушек.

8. Выставка методической литературы.

9. Встреча с родителями «Педагогический калейдоскоп»

Январь

1. Игродискотека (развлекательная рождественская программа).

2. Мелочи воспитания (разрешение педагогических ситуаций) Тема «Как воспитать ребенка послушным».

3. Анкетирование отцов из полных, измененных семей.

4. Анкетирование родителей полных простых и сложных семей.

5. Консультация для родителей всех типов семей: «Ругать можно, а хвалить нужно».

6. Анализ конфликтных ситуаций (со всеми типами семей).

7. Консультации для родителей неблагополучных и формально бла­гополучных семей: «Права и обязанности родителей».

8. Круглый стол: «Погово­рим о хороших манерах».

9. Организация фотоконкурса «Поймай мгновенье в объектив».

Февраль

1. Консультация «Роль семьи в воспитании будущего гражданина Отечества».

2. Выставка детской и педагогической литературы.

3. Анализ конфликтных ситуаций. Советы воспитателя.

4. Консультация: «От скуки на все руки».

5. «Поговорим за чашкой кофе»-

6. Советы педагога: «Растить мужчину».

7. Развлечение «Вместо воспитателей» (проводят родители)

8. Издание газеты о жизни детей дома и в детском саду с помощью родителей и детей.

9. Турнир благородных рыцарей.

10. Оформление фотоальбомов в группах.

Март

1. «Тематическая встреча: «Быть матерью не так просто, как обычно думают».

2. «А ну-ка, бабушки!» (конкурс среди бабушек).

3. Педагогические размышления о любознательности (дискуссия по вопросам познавательного развития ребенка).

4. Веселые и полезные конкурсы (как можно сделать что-то из ничего).

5. День открытых дверей. Открытые занятия для родителей по раз­личным возрастным группам детей «Развиваем ребенка вместе»

6. Консультация: «Обучение увлечением».

7. Выставка рекомендуемых пособий для развития познавательных способностей детей.

8. Встреча с учителем школы родителей детей подготовительной к школе группы: «Ребенок идет в первый класс».

9. Памятка для родителей. «Психологическая готовность родителей к школе».

10. Конкурс «Мода из прабабушкиного сундучка».

Апрель

1. «День самоуправления» (родители с детьми управляют,
воспитывают, обучают педагогов).

2. Конкурс веселых гримеров (оригинальные гримы, при­чески, выполненные родителями).

3. Детский сад и семья – лучшие друзья (педагогические игры с родителями).

4. Консультация: «Вечный компромисс».

5. Размышления дедушки (бабушки). Обмен опытом.

6. Беседа с бабушками и дедушками: «Когда одной любви недостаточно».

7. Конкурс «Маленькие гении».

8. Праздник «Тепло родного очага».

9. Беседа «Родитель- это звучит гордо»

Май

1. Совместный отдых взрослых и детей.

2. Общее итоговое родительское собрание «Итоги работы по проекту».

3. «Вечер вопросов и ответов» - консультации, юридические справки.

4. Досуг в семье.- Обмен опытом.

5. «Как организовать отдых ребенка летом». Советы педагога.

6. Фотоколлаж по проекту.

7. Конкурс новых идей «Детский сад будущего»

8. Выставка детских рисунков «Семейный альбом»

Заключение

Дифференцированный подход и использование разнообразных форм работы себя оправдывает. Если строить педагогическую и воспитательную работу с родителями в зависимости от категорий, то можно добиться высоких результатов. Самое главное - не останавливаться на достигнутом, а, совершенствуя и повышая квалификацию самих работников дошкольных учреждений, внедрять все новые и новые активные формы в работу с родителями в детские сады города. Но остается проблема детей групп риска. И здесь главную роль должны сыграть педагоги дошкольных образовательных учреждений. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, педагог должен влиять на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых.

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи взаимодействия детского сада и семьи

Приложение 1

Тест для родителей

Вопросы

Почти

всегда

Иногда

Никог-

да

1. Нравится ли Вам Ваш малыш?

2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?

3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?

4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?

5. Поправляете ли Вы речь ребенка?

6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?

7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли его?

8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?

9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?

10. Играете ли Вы с малышом в какие-либо игры?