Воспитание гражданина – это многогранный процесс, включающий в себя решение целого
комплекса задач:
-воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родному городу, посёлку;
-формирование чувства хозяина- человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому (воспитание экологической культуры);
-воспитание человека, который гордиться достижениями своей страны, любит трудиться сам и ценит труд других людей, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни;
-воспитывать уважение к представителям других национальностей, формировать толерантность;
При формировании основ патриотического воспитания необходимо учитывать возможности воспитанников. Ведь только к старшему дошкольному возрасту начинают складываться представления о своей национальной идентичности, которые ещё фрагментарны и разрознены. Поэтому формирование основ патриотизма должно строиться на эмоционально — познавательной деятельности.
*Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это источник любви к Родине.
Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту* — Эти слова В.А.Сухомлинского точно отражают специфику и суть работы по патриотическому воспитанию детей.
Поэтапно тематические блоки по патриотическому воспитанию детей.
Темы | Возраст |
1 * Здравствуйте, это я.* 2 *Наша дружная семья.* | 4-5 лет |
1 *Наша природа.* 2 *Моя малая родина.* | 5-6 лет |
1 *Моя Родина-Россия.* 2 *Москва-столица нашей страны.* 3 *Земля- наш общий дом.* 4 *Мои права и обязанности.* | 6-7 лет |
Чтение художественной литературы
Рассматривание репродукций картин
Беседы
Дидактические иНАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
изодеятельность
Каждый блок включает в себя разные виды деятельности:
Музыкально- ритмическая деятельность
Тематические праздники
Организация экскурсий
Посещение выставок
Большое внимание воспитателей и родителей должно уделяться содержанию деятельности детей. Занимаясь с детьми любым видом деятельности, взрослые влияют на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, формируют у него начальное чувство любви к Родине.
Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для патриотического воспитания:
-в образовательной деятельности решаются задачи познавательного развития ребёнка,
-в игровой прививаются навыки коллективизма соблюдения правил
-в трудовой— уважение к людям труда, трудолюбие, бережливость, организованность, чувство ответственности и долга.
Начиная с младшего возраста, необходимо вести работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одно из таких отличий — имя ребёнка. Показать разнообразие имён позволяет специально организованная познавательная деятельность, дидактические игры и упражнения.
Такая работа позволяет помочь ребёнку создать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять значимость в сердцах свих родителей. Взрослые объясняют, что означает имя, почему оно выбрано, приводят примеры, как ласково можно назвать.
Ознакомление детей с темой *семья* не возможно без поддержки родителей. Они могут помочь оформить альбом *Моя семья*, рассказать ребёнку историю своей семьи, помочь понять связь времён, вызвать чувство гордости за своих предков.
Родители должны помочь ребёнку понять, что он часть семьи. В семье есть свои правила, все любят друг друга, заботятся друг о друге.
В старшем возрасте начинается работа по ознакомлению с родным краем.
Цель-воспитание в ребёнке чувства гордости. Уважения, любви и бережного отношения к тому месту, в котором он живёт. Необходимо подвести его к пониманию город-посёлок, где он живёт- частица нашей России, поскольку во всех местах, больших и малых есть много общего:
-трудолюбивые люди
-соблюдение традиций
-общие профессиональные праздники
Задача взрослых — собрать как можно больше интересной информации о том месте. Где они живут:
-природе родного края (ландшафт, животные, птицы, рыбы, растения)
-охрана природы
-достопримечательности города
-предприятия, учреждения культуры, улицы, история родного края
-выдающиеся люди (поэты, писатели, художники)
В этом же возрасте начинается работа по ознакомлению детей с символикой:
-городской
-республиканской, российской
Старшие дошкольники должны знать:
— названия своего города
-улицу
-республику
-страну нашей столица.
Родителям можно предложить во время поездок в другие страны обратить внимание детей на гербы, их своеобразие.
Конечно, не остаются без внимания темы:
-*Защитники нашей Родины*
-*Твои защитники*
Дети знакомятся:
— с художественной литературой о Великой Отечественной войне
-о героическом прошлом наших ветеранов
Проводятся беседы:
-о армии
-родах войск
— военной службе
Воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, каждому человеку в отдельности, независимо от цвета и вероисповедании.
Гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка в первую очередь под влиянием взрослых, находящихся рядом. Важно поддерживать интерес детей к другим национальностям, рассказать о месте их проживания, как зависит их быт и характер труда от природы и климатических условий региона.
В настоящее время такая работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому мы должны подойти к этой проблеме вместе. И только общими усилиями мы можем добиться определённого результата.
Воспитание любви к Родине как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей