«Формирование основ безопасности»
Месяц | Безопасное поведение в природе | Безопасное поведение на дороге | Безопасность собственной жизнедеятельности |
Сентябрь | Презентация «Правила поведения в лесу» - познакомить детей с правилами поведения в лесу. Чтение худ. литературы Н. Рыжова, «Есть одна планета – сад». | Экскурсия «Знакомство с улицей» - дополнить представления детей об улице, остановке общественного транспорта, перекрестке, дороге. Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица» | Беседа с детьми «Правила поведения в группе» - рассказать детям о ситуациях опасных для здоровья детей (бегать, драться, приносить острые предметы и т.д.) |
Беседа «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды». Д/и «Источники опасности в лесу» - продолжать знакомить детей со съедобными и ядовитыми грибами и ягодами; правилами поведения в лесу. | Беседа «Нужно слушаться без спора указаний светофора» - рассматривание макета светофора, рассказ воспитателя о назначении светофора в дорожном движении, чередовании и расположении цветов. Закрепить знания перехода улицы по сигналам светофора. | Беседы «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки» - учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с. Знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке. | |
Показ схем «Что можно и что нельзя делать в природе» - продолжать знакомить с правилами поведения в лесу.
| Д/и «Найди правильный светофор» - уточнить знания детей о светофоре, назначением каждого цвета. Рассматривание картин с изображением светофора. Раскрашивание сигналов светофора. | Опытно – исследовательская деятельность: что можно делать ножницами, иголкой, кнопками и другими опасными предметами. Д/и «Можно – нельзя»; «Отбери предметы, которые нельзя трогать» -формировать у детей представления об опасных предметах окружающего их мира, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. | |
Беседа «Осторожно, сухие деревья» - продолжать знакомить детей с правилами собственной безопасности в лесу.
| Тема «Городской наземный, подземный общественный транспорт» - формирование понятий «наземный», «подземный», «общественный транспорт», расширение знаний о его видах.
| Беседы «Незнакомцы», «Если ты гуляешь один». Обыгрывание ситуаций - учить детей правилам поведения с незнакомыми людьми дома, в магазине, на улице. Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. | |
Октябрь | Беседа «Бережное отношение к мебели» - воспитывать бережное отношение к природе, формировать понимание, что для изготовления мебели используются природные материалы: дерево, полезные ископаемые (железо). | Тема «Гужевой транспорт» - расширение знаний о видах транспорта (для чего служит? кто управляет? правила движения гужевого транспорта). Просмотр мультфильма «Бременские музыканты». | Презентация «Осторожно огонь» - продолжать знакомить детей со свойствами и значения огня в жизни человека, ознакомление с простейшими способами поведения в пожароопасной ситуации. |
Беседа «Будем беречь, и охранять природу» - воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. | Презентация «Специальные машины» - обогащать знания детей о спец. машинах, особенностями их внешнего вида, назначении. Раскрашивание спец. машин. | Рассматривание иллюстрации «Спички детям не игрушка» - познакомить детей с назначением спичек и других огнеопасных предметов в жизни человека. Формировать представление об их опасности. | |
"Безопасность на льду" - дать понятия, что лед ломается, объяснить, что, лед является опасным, что двигаться можно только по накатанным следам и под присмотром взрослого.
| По стране дорожных знаков” - продолжать знакомить детей с дорожными знаками. Составление детьми рассказов по серии картин “Улицы нашего города”. | Беседы «У нас в группе порядок», «Опасные игрушки» Д/и «Что где лежит», «Каждой вещи свое место» - продолжать учить детей поддерживать порядок в групповой комнате, предвидеть опасность, скрытую в «опасных», ломанных и разбросанных игрушках. | |
Беседа "О пользе и вреде воды" - дать понятие детям о пользе и вреде воды. Познакомить с опасными ситуациями, возникающими около воды и на воде.
| Д/И «Дорожные знаки» - дополнить представления детей о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Автобусная остановка». Игра «Разрезные картинки» - упражнять в умении собирать дорожный знак. | Беседа «Правила поведения в подвижных играх» - формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем. | |
Беседа «Осторожно, ядовито!» - учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность. | Д/и «Дорожный знак знаешь - загадку отгадаешь» (стихи – загадки про знаки) – развивать речь, мышление, продолжать знакомить с дорожными знаками. | Беседы «Опасные предметы дома» Рассматривание предметов - Формировать у детей представления об опасных предметах окружающего их мира, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. | |
Ноябрь | Д/И «Живая, неживая природа» - обогатить знания детей о природе. Чтение худ. литературы Е. Благинина «В лесу» - прививать любовь к природе. | Тема «Железнодорожный транспорт» - расширение знаний о видах транспорта (назначение железнодорожного транспорта, его особенности, кто управляет поездом?). Просмотр мультфильма “Паровозик из Ромашково. | Беседа (рассматривание иллюстраций) «Кухня не место для игр» - дать сведения, чем опасна кухня (горячие кастрюли, газовая плита...), продолжать знакомить с правилами собственной безопасности. |
Беседа «Охраняем природу" - воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представления о том какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
| Тема «Знаки, сопутствующие железной дороге» - продолжать знакомить детей со знаками, сопутствующими железной дороге, с понятиями “железнодорожный переезд”, ”шлагбаум”.
| Беседа «Осторожно! Скользко!» - познакомить детей с правилами безопасности в зимнее время - в гололед. Учить детей по картинкам определять опасную ситуацию, описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть. | |
Сюжетно-ролевая игра «Поездка в лес» - развивать игровой сюжет, закреплять правила поведения в лесу, закрепить знания детей о растениях и животных. | Тема «Путешествие за город» - закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и правилах дорожного движения.
| «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице» - рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице; научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях. | |
Беседа "Сигналы опасности в природе" - приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, звук) | Рассматривание иллюстраций «Полицейский» - познакомить с особенностями работы сотрудников ГИБДД. Уточнение правил дорожного движения перевозки пассажиров в машине. Чтение стихотворений: С. Маршак «Милиционер»; | Беседа «Осторожным будь!» - продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один, формировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему, включать электроприборы. | |
Декабрь | Презентация «Природа родного края» - обогащать знания детей о природе родного края; прививать любовь к природе. Раскрашивание картинок «Кто живет в лесу», «Что растет в лесу». | «Путешествие по улице» - дополнить представления детей об улице новыми сведениями (дома разные – для жилья, магазины, школа и т. д.), машины движутся по проезжей части улицы, движение может быть односторонним и двусторонним и разделяется линией. | Беседа «Зимой на горке» - учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки. Выработать желание избегать травмоопасных ситуаций. |
Беседа «Природные явления» - формировать элементарные представления о гололеде, воспитывать умение вести себя при гололеде. | Рассматривание иллюстраций «Городской транспорт» - обогащать знания детей о городском транспорте. Дать представление об особенностях движения троллейбуса, автобуса, трамвая: | Рассматривание иллюстраций «Электроприборы» - продолжать знакомить детей с электрическими приборами, и правилами ТБ. Отгадывание загадок. | |
Д/и «Источники опасности в лесу» - формировать у детей представления об опасности в лесу, способах предотвращения опасных ситуаций.
| Беседа «Правила поведения в транспорте» - познакомить детей с правилами эстетического и безопасного поведения в транспорте.
| Чтение сказки «Как звери елку наряжали» - донести до понимания детей, что небрежное обращение с огнеопасными предметами может довести до беды. Воспитание чувства ответственности за свои действия | |
Показ схем «Что можно и что нельзя делать в природе» - продолжать знакомить с правилами поведения в лесу.
| Ситуативная игра «Путешествие по улице: правила для пешеходов». Продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «наземный (надземный, подземный) переход». | Беседа «Опасные огоньки». Д/и «Украсим ёлку». Рассматривание плакатов по пожарной безопасности - выяснить, какие елочные игрушки могут быть пожароопасными и почему, формировать у детей навыки пожароопасного поведения в период новогодних и рождественских праздников | |
Январь | Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок «Грибы и ягоды» - продолжать знакомить детей со съедобными и ядовитыми грибами и ягодами.Чтение рассказа Н. Сладков «Белкин мухомор». | Беседа «Что такое перекресток?» (рассматривание иллюстраций с изображением оживленного перекрестка) Чтение худ. литературы А. Васильев «Перекресток» - побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросы к прочитанному. | Рассматривание картины «Пожарные на ученье» - продолжать знакомить детей с работой пожарных, познакомить с назначением машины и ее атрибутами: огнетушителем, трансбойтом, насосом, лопатой, складной лестницей. |
Беседа "Сигналы опасности в природе" - приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, звук) | Игровая ситуация «Разложи правильно дорожные знаки. Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песенка» - закрепить назначение дорожных знаков.
| Беседа «Берегись мороза» - учить детей заботиться о своем здоровье, думать о последствиях своих действий зимой. Д/и "Что одевать и когда?" - дать понятие о том, что одежда защищает человека от природных факторов. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, нужно правильно одеваться. | |
Февраль | Д/И «Съедобное – несъедобное» - продолжать обогащать знания детей о съедобных и несъедобных растениях. | Наблюдение за движением машин по зимней дороге - обратить внимание детей на движение транспорта по скользкой дороге в зимнее время года, познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности затормозить. Рассказ из личного опыта «Как я с мамой перехожу дорогу». | «Правила обращения с опасными предметами» - закреплять умение пользоваться столовыми приборами, ножницами, совершенствовать умение заботиться о своей безопасности. |
Сюжетно-ролевая игра «Поездка в лес» - развивать игровой сюжет, закреплять правила поведения в лесу, закрепить знания детей о растениях и животных. | Д/и «Знаки сервиса» - совершенствовать знания «дорожной грамоты». Дать представление о знаках сервиса: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт медицинской помощи». Учить изображать знаки сервиса.
| Рассматривание иллюстраций "Пожар - это страшно" - познакомить детей с номером 01. Рассказать об источниках и пути возникновения пожара. Разучивание стихотворения Л. М. Садыковой "Огонек". | |
Д/И «Живая, неживая природа» - обогатить знания детей о природе. Чтение худ. литературы Е. Благинина «В лесу» - прививать любовь к природе. | Д/и «Помощники на дороге» - закрепить знания о правилах поведения на проезжей части для шофера и пешехода. | Беседа "Безопасность на льду" - дать понятия, что лед ломается, объяснить что, лед является опасным, что двигаться можно только по накатанным следам. | |
Беседа "О пользе и вреде воды" - дать понятие детям о пользе и вреде воды. Познакомить с опасными ситуациями, возникающими около воды и на воде.
| Беседа «Как вести себя в общественном транспорте». Чтение худ. лит. Я. Пишумов «Машины» – продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте. | Ситуативная игра «Разговор по телефону» (вызов помощи) - учить детей правильно сообщать о происшествии по телефону. Д/и «Как избежать неприятностей»; С/р игра «Разговор по телефону». | |
Март | Беседа «Растения вокруг нас» - продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями, лекарственные, ядовитые. Чтение худ. литературы Я. Аким «Одуванчик» | Д/И «Транспорт» - закреплять знания детей об общественном, специальном транспорте. | Беседа «Звонок в дверь» - дать знания о том, как вести себя, если в дверь позвонил незнакомый человек. |
Беседа «Охраняем природу" - воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представления о том какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению. | С/р игра “Пассажиры” - помочь детям развить сюжет, познакомить детей с элементарными правилами поведения пассажиров. | Беседа «Детские шалости с огнем и их последствия» - повторить правила пожарной безопасности. | |
Показ схем «Что можно и что нельзя делать в природе» - продолжать знакомить с правилами поведения в лесу.
| Проблемная ситуация «Безопасный маршрут» - расширять знания детей об особенностях движения транспорта на перекрестке. Формировать представление детей о безопасном пути от дома к детскому саду. | Беседа «Знакомые и незнакомые люди» - дать детям знания о том, что нельзя вступать в разговоры с незнакомцами, идти с ними; и, что бы они не предлагали, отвечать: «нет» и сразу уходить туда, где много людей, при необходимости кричать и звать на помощь. | |
Беседа "Сигналы опасности в природе" - приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, звук). | Чтение рассказа И. Серякова«Улица, где все спешат» - учить детей не нарушать правила дорожного движения, гулять на улице только с родителями и под их присмотром. | Беседа «Осторожно, злая собака!» - объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасны. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным. | |
Апрель | Беседа «Животные это не игрушка» - продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными. Чтение худ. литературы Е. Чарушин «Волчишко». | С/р игра «Я сегодня пешеход» - продолжать знакомить детей с правилами перехода через дорогу, где нет светофора. Закрепить правила поведения пешехода на улице. Продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки. | Познавательная беседа «Меня позвал дядя из машины» - дать детям знания о том, что нельзя садиться в чужую машину и вступать в разговор с водителем, даже, если это женщина — ласковая и приветливая. |
Беседа «Будем беречь и охранять природу» - воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. | Ситуация «Как мы гуляли с папой по поселку» - расширить представление детей об окружающем мире. Знать дом, где ты живешь, своих соседей, друзей. Закрепить понятия: поселок, дом, двор, улица; правила поведения на дороге.
| Проблемная ситуация «Ребенок и его старшие приятели» - научить ребенка говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.
| |
Познавательная беседа «Встреча с медведем в лесу» - объяснить детям, что встреча в лесу с дикими животными может быть опасна, дать представление как вести себя в лесу при встрече с дикими животными
| Игровая ситуация «Это наша улица» - формировать представления, чем отличается транспорт и из чего состоит. Д/и «Транспорт» - дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт). | Беседа «Осторожно, сосульки!» - формировать представления о том, как образуются сосульки, что сосульки могут быть опасны для человека. Учить детей предвидеть опасность, и формировать навыки безопасного поведения на улице в весенний период | |
Беседа «У водоема» - познакомить детей с правилами поведения у водоёма. | Беседа «Машины специального назначения» - продолжать знакомить детей с машинами специального назначения: “cкорая помощь”, “пожарная”, “милиция”, “хлеб”, “продукты”, “мебель”и т.д. Объяснить, что автобус, грузовые и легковые машины заправляются бензином, газом, а трамваи и троллейбусы работают от электричества. | Беседа «Если ты потерялся на улице» Безопасность возле дома: колодцы, ямы, доски с гвоздями, игры на стройке, опасность высоты, крыши, лестничные пролеты и др. - продолжать знакомить с культурой поведения на улице, с правилами поведения в критической ситуации | |
Май | Презентация «Мы идем на ледоход» - дать понятия о ледоходе, о том, что на льдинах кататься нельзя. | Д/и «Пройди по схеме» - учить детей ориентироваться на территории детского сада, находить основные объекты. | Беседа «Я педали кручу..» - познакомить детей с правилами езды на велосипеде, формировать навыки безопасной езды. |
Беседа «В поле и садочке выросли цветочки» - продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями: рассматривать растения, не нанося им. вред; не рвать растения. Рассматривание иллюстраций «Ядовитые растения» - продолжать знакомить с ядовитыми растениями, правилами безопасности. | Д/и «Вышел я на улицу гулять» - помочь детям сформировать правила безопасного поведения на улице, учить выбирать безопасные места для прогулки. Рассматривание сюжетных картинок «Безопасная дорога» - закрепить знания детей полученные в течение года | Беседа «Вода: может быть опасной» - формировать у детей представления об опасностях, которые таит вода в водоёме, в стакане, в раковине. Формировать привычку экономить воду - закрывать за собой кран с водой. | |
Беседа «Осторожно, насекомые!» - продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными (насекомыми): наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; не приносить насекомых домой без разрешения взрослых; не брать на руки насекомых. | Д/и «Виды транспорта» - закрепить знания о видах транспорта. | Беседа "Что лечит, а что калечит?" - учить детей не брать без разрешения медикаменты. Рассказать о вреде и пользе витаминов
| |
Презентация «Опасности природы в летнее время» - учить детей правилам поведения в жаркие летние дни, с правилами поведения во время грозы, при встрече с разными насекомыми, напомнить правила поведения на воде. | Беседа «Правила дорожного движения». Анализ ситуаций - рассмотреть с детьми различные ситуации, предложить рассказать какие правила нарушали их герои, к чему это привело, пояснить, как нужно действовать. Подвести к общему выводу о том, почему необходимо строго следовать правилам дорожного движения. | Беседы: «Домашние помощники человека»; «Огонь – результат беспечности людей» - закрепить правила обращения с электроприборами. Дидактическая игра «Можно – нельзя» Чтение С. Маршак «Пожар» - воспитывать культуру поведения в быту с опасными предметами |