Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95416

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 28.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Статья «Развивающая среда в воспитании детей раннего возраста».

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МБДОУ"Детский сад№20"Ромашка", город Новочебоксарск,Чувашская Республика

Цель: • развитие ситуативно-делового общения с взрослыми и общение со сверстниками; • формируются когнитивные процессы; • происходит овладение пассивной и активной речью; • становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания. Наблюдения показывают, что для психики ребенка этого возраста характерны: • высокая зависимость от наглядной ситуации, • психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями, • выраженный аффективный характер направленности на внешний мир.

Задачи: Организуя развивающую предметно- пространственную среду в группе детей разного возраста педагоги руководствуются возрастными и психологическими особенностями детей, в том числе и детям раннего возраста (2-3 лет,поскольку в них заключён ряд важнейших моментов, на которые педагог обращает своё внимание.

Статья «Развивающая среда в воспитании детей раннего возраста».

Данилова Г.Н.

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей психологическим и возрастным факторам в развитии ребёнка.

Исследование проблемы создания в ДОУ предметной среды в психолого- педагогической науке ведутся давно. Большой клад в изучении её внесли С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Е В. Зворыгина и др. В 90-е годы прошлого века вопрос опредметно-развивающей среде с позиции психологии детства активно разрабатывался В. А. Петровским, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной, Л. П. Стрелковой и многими другими.

Общеизвестно, что реализация педагогического процесса не может быть оторвана от развивающей среды, в которую внедрено содержательный компонент образования ребёнка. В этой связи главное требование к организации предметно- развивающей среды выступает её адекватность к реализуемой в ДОУ программе,её особенностям её важнейшим факторам организации всего образовательного и творческого подхода к развитию детей.

Личностно-ориентированное образование как один из ведущих принципов реализации гуманистического подхода в современной практике построения образовательного процесса невозможно без учёта характера и содержания предметно- развивающей среды. Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ мы находим в специально разработанной учёными «Концепции построения развивающей среды в ДОУ», под руководством В. А. Петровского .

Именно в ДОУ возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» всех ее компонентов, способствующих развитию личности дошкольника. Окружающая среда, в которой живёт и воспитывается ребёнок, имеет различный характер.

В этой связи с этим можно заключить, что её правильная организация и умелое включение ребёнка в активное взаимодействие с ней является одним из условий эффективности педагогического процесса, по отношению к детям различных возрастных групп.

В окружающей ребёнка,построенной среде мы видим возможность наибольшего развития его индивидуальности, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Психологические исследования в области дошкольного детства, показывают, что основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада заключены заключены в условиях, которые характеризуются:

  • содержательностью и эстетической значимостью этой среды
  • целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;
  • активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.
  • Организуя развивающую предметно- пространственную среду в группе детей разного возраста педагоги руководствуются возрастными и психологическими особенностями детей, в том числе и детям раннего возраста (2-3 лет,поскольку в них заключён ряд важнейших моментов, на которые педагог обращает своё внимание.

    Прежде всего, они учитывают, что ранний возраст-это этап индивидуального психического развития, который продолжается от 1 года до 3 лет, и что именно в этом возрасте в ребёнке происходят такие события характеризующие их индивидуальное развитие, как:

  • формирование перемещения в пространстве (ходьба, мелкая моторика,за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;
  • развитие ситуативно-делового общения с взрослыми и общение со сверстниками;
  • формируются когнитивные процессы;
  • происходит овладение пассивной и активной речью;
  • становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.
  • Наблюдения показывают, что для психики ребенка этого возраста характерны:

  • высокая зависимость от наглядной ситуации,
  • психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями,
  • выраженный аффективный характер направленности на внешний мир.
  • Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно-манипулятивная деятельность, в рамках которой происходит овладение культурно- фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения с взрослым, которое является ситуативно-деловым. В этот период происходит особенное интенсивное развитие получает речь ребенка. На втором году ребенок уже начинает понимать названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует. На третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.

    К трем годам у детей складываются следующие новообразования, характерные данному возрасту. Это начатки осознания самого себя и на этой основе происходит формирование собственного «я» и самооценки. Замечено, что ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. А, следовательно, и правильная организация предметно-развивающей среды в этом возрасте не менее важна. Она должна основываться на определенных принципах и отвечать особым требованиям.

    Поскольку в раннем возрасте большую информационную роль несёт в себе игрушка, то естественно выступает необходимость учёта требований к ним. Они подразделятся на педагогические, гигиенические и психологические.

    Педагогические требования к игрушкам.

    Игрушки должны содействовать информированности и разностороннему воспитанию детей; Игрушка должна быть пригодной к использованию одновременно группой детей и инициировать их совместные действия. Игрушка должна быть полифункциональной, что предполагает гибкое её использование в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры. Игрушка должна правдиво отражать реальную действительность. При подборе игрушек должны учитываться особенности восприятия цвета детьми разного возраста.

    Гигиенические требования к игрушкам.

    Для изготовления и внешнего оформления игрушек разрешается употреблять только безвредные материалы и красители. Нельзя использовать легковоспламеняющиеся материалы. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста необходимо изготовлять игрушки из материалов, которые легко поддаются санитарной обработке. Размер не менее 3 см. Игрушки должны быть прочными и надёжными в действии, удобными в пользовании и по весу соответствовать физическим силам ребёнка определенного возраста.

    Психологические требования к игрушкам.

    Игрушки не должны: Провоцировать ребенка на агрессивные действия; Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным) Наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием. Возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки компетентности детского возраста.

    Наши новости:

    Разместить свою публикацию