Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95435

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Трудности, возникающие у детей с нарушениями зрения в начале обучения в школе. Создание оптимальных условий для успешного обучения

Дата публикации:

Автор:
учитель-дефектолог (тифлопедагог) , МБДОУ "ЦРР - детсад №22 " г.Ливы, Орловская область

Цель: Познакомить педагогов с трудностями возникающими у детей с нарушениями зрения в начале обучения в школе. Научить создание оптимальных условий для успешного обучения.

Задачи: Познакомить педагогов с трудностями возникающими у детей с нарушениями зрения в начале обучения в школе. Научить создание оптимальных условий для успешного обучения.

Трудности, возникающие у детей с нарушениями зрения в начале обучения в школе. Создание оптимальных условий для успешного обучения.

Ни один из органов чувств, с помощью которого человек познает мир, не может сравниться по своему значению с глазами. Так как при помощи зрения мы получаем из окружающего мира до 80 % информации.

Даже незначительная потеря зрения может изменить судьбу человека, ограничить выбор профессии в будущем.

В настоящее время имеется стойкая тенденция к росту числа детей с патологией зрения. Проводимые обследования зрения по данным статистических служб показали, что в общей сложности в общеобразовательных учреждениях около 70% детей имеют глазную патологию разной степени выраженности.

Негативное влияние на зрение вообще, и на детское в частности, в современном мире оказывает множество факторов.

Среди них:

• вирусы и инфекции;

• наследственные факторы;

• родовые травмы головы (также травмы, полученные в раннем возрасте);

• неблагоприятная экология;

• повышенные нагрузки (телевизор, компьютер, чтение).

На сегодняшний день прогноз не утешителен, врачи-офтальмологи и тифлопедагоги прогнозируют рост числа врожденных зрительных патологий это связано с различными причинами, одной из которых является ретинопатия недоношенных.

Эти данные говорят о необходимости самого пристального внимания к зрению детей и максимального расширения профилактических мероприятий.

Известно, что начало обучения в школе – переломный этап в жизни любого ребенка; резко меняется образ его жизни и тип деятельности.

Для первоклассников же с нарушением зрения новая для них роль ученика зачастую становится источником еще больших физических и эмоциональных нагрузок. На общие трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе наслаиваются проблемы, вызванные нарушением зрения. Решение их требует от учителя кропотливой работы.

Наиболее полноценная подготовка таких детей с нарушением зрения к учебной деятельности ведется в специализированных учреждениях: детском саду для детей с нарушением зрения. Однако более половина детей с патологией зрения вообще не попадают в такие учреждения, что приводит к задержке их развития, а затем недостаточной подготовке к обучению в школе. Это обуславливает отставание в учебе, а постоянный не успех становится тормозом их психического развития.

В начале обучения учителю очень важно предвидеть, какие трудности могут возникнуть у ребенка с патологией зрения.

Современные научные исследования доказывают, что снижение функций зрения, неизбежно приводят к снижению скорости и точности восприятия:

дети воспринимают фрагментами, искаженно, как единичные предметы, так и групповые композиции;

у таких детей затруднено установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленно и нечетко их опознания.

Дети с нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.

Кроме того, недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.

В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерными являются:

низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;

низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);

низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;

плохое запоминание букв;

невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв. Цифр и их элементов;

пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;

низкий уровень овладения навыками письма и чтения;

наличие серьезных затруднений в копировании букв;

появления зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др.

Но, неполноценное зрение остается все-таки у учащихся с нарушенным зрением во всех видах их деятельности ведущим анализатором, как и у нормально видящих сверстников. Они пользуются зрением как основным средством восприятия предметов и явлений окружающей действительности.

Наличие перечисленных трудностей у младших школьников с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, особенно проявляющаяся на начальном этапе обучения, становясь постоянным источником отрицательных эмоций, зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей.

В связи с вышеперечисленным, в первую очередь следует обратить внимание на те компоненты подготовленности к школе, которые ярко проявляются в начальный период обучения и особенно важны для детей с нарушением зрения. К таким компонентам относятся:

мотивационная готовность к школе;

умение содержать свое рабочее место в порядке;

воспринимать инструкцию учителя и действовать соответственно ей;

создание благоприятных для зрения условий и использование специальных наглядных пособий.

Дети с нарушением зрения чаще (чем нормально видящие) имеют неправильное представление об учебе. Одни приходят в школу с ожиданием чего-то очень интересного, веселого, и, когда их ожидания не оправдываются, у них возникает разочарование, интерес к учебе быстро угасает. Другие, особенно дети, не посещающие дошкольное учреждение, и дети из неблагоприятных семей, идут в школу без желания, иногда с тревогой, страхом.

Очень важно, поэтому большое внимание уделять развитию мотивационной сферы, различными способами стимулируя у детей желание учиться. Прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для того, чтобы они полюбили свой класс, охотно шли на уроки. Уже само внешнее оформление классной комнаты вызывает у детей положительный эмоциональный настрой: приятная для глаз окраска стен, мебели; на классной доске и на стене около нее только самые необходимые (эстетически грамотно выполненные) пособия. Оптимально подобранное освещение.

Важным моментом в формировании положительного эмоционального настроя является ситуация успеха. Для этого учитель умело использует такой педагогический инструмент, как оценка.

В первый год обучения первоклассники отметок не получают. Но в то же время учитель не должен оставлять без внимания ни одного шага учащегося на уроке. Педагог должен замечать и поощрять каждый, даже небольшой, успех, малейшее их продвижение: ровно проведенную линию, красиво написанную букву, удачное соединение букв и т. д.

Наличие положительной мотивации к учебной, а будущем трудовой деятельности является основой уверенного, оптимистического отношения к жизни, что особенно важно для детей с отклонением в развитии, в частности для детей, имеющих нарушения зрения.

С первых дней учебы у ребенка с нарушением зрения возникают трудности в ориентировке на его рабочем месте. Количество учебных пособий возрастает с каждым уроком: касса букв, касса цифр, счетные палочки, математический набор, указка, линейка-светофор и пр. к тому же первокласснику трудно управлять своими движениями: недостаточно развита мелкая моторика рук, нет точности и скоординированности в работе глаз и рук (особенно при монокулярном характере зрения).

Поэтому очень важно научить школьника рационально располагать учебные пособия, отводя для каждого из них определенное место. В начале урока учитель напоминает, какие пособия необходимы для данного урока, где должны находиться тетрадь, учебник, сигнальные карточки; все лишнее должно быть убрано с парты.

Большую трудность для детей с нарушением зрения представляет овладения такими способами умственных действий, как восприятие, запоминание и умение следовать инструкции учителя. Слабовидящие и дети с амблиопией и косоглазием, особенно те из них, которые не посещали дошкольное учреждение, часто не реагируют на вопрос, заданный всему классу. Они отвечают только в том случае, если к ним обращаются лично.

Дети с нарушенным зрением отстают от нормально видящих школьников по скорости, точности и полноте восприятия. Восприятие окружающего мира вызывает у них более значительные трудности по сравнению с теми же процессами у детей с нормальным зрением.

Поэтому таких детей не следует подгонять, не убыстрять темп, чтобы ученики работали ровно, спокойно и в то же время понимали, что отвлекаться нельзя, надо быть внимательным, сосредоточенным, держать необходимые вещи под рукой и на отведенных для них местах.

Создание в классе благоприятных условий облегчает зрительную работу для учащихся с нарушенным зрением.

  • Соблюдать требования Сан-пин для окраски стен в классе, освещения, подбора мебели и т.д.
  • Классные доски рекомендуется иметь серо-зеленого цвета. Следует обращать внимание на то, чтобы на этих досках не было меловых и световых бликов для более четкого восприятия изображения или предлагаемой информации.
  • Обычно в школах используется белый мел, который должен быть мягким, благодаря чему получаются ясные широкие линии, и при письме такой мел не крошится, что дает возможность избежать пыли, вредной для глаз.
  • Не рекомендуется линовать доску белым мелом, так как при восприятии таких линий глаза напрягаются, особенно у детей, страдающих астигматизмом. Эти линии утомляют глаза и у других детей с нарушенным зрением.
  • Карандаши следует употреблять мягкие.
  • При выборе учебников, по которым сбираются обучать школьников, следует учитывать цвет бумаги, размер шрифта, расцветку и качество иллюстраций.
  • Необходимо использовать подставку для книг особенно для детей у кого высокая близорукость, нистагм и сходящееся косоглазие. При расходящемся косоглазии наглядный материал лучше положить на стол.
  • Нельзя использовать пособия с блестящей поверхностью. Картины, висящие в классе, должны быть размера, удобного для обозрения слабовидящими, и (во избежание блеска) лишены стекол. Картины нужно вешать на уровне глаз, чтобы детям было удобно их рассматривать.
  • Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.
  • Наглядные пособия должны быть с повышенной насыщенностью (оранжевого, красного, зеленого цветов). Демонстративный материал нужно показывать на контрастном с цветом фоне.
  • При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их по группам по 5-6 объектов.
  • Если ребенку врач назначает окклюдор, то ученик стоит у доски со стороны открытого глаза (Наклейка на левом глазу, ребенок стоит справа. Наклейка на правом глазу, ученик стоит от доски слева).
  • При фронтальном демонстрировании настенных картин детям со зрительной патологией предлагают выйти к доске для полного и правильного восприятия 0

В школах в связи с быстрой утомляемостью зрения особая необходимость возникает в уменьшении зрительной нагрузки и охраны зрения слабовидящих детей.

Поэтому необходимо чередовать письменные упражнения с устными формами деятельности, давая, таким образом, отдых глазам

Учителя, работающие с детьми со зрительной патологией, пользуются в основном методикой массовой школы. Однако если немного адаптировать условия и следовать вышеперечисленным рекомендациям, то обучение детей имеющих нарушения зрения в массовой школе будет успешным.

Список литературы

  1. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002.
  1. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2007.
  1. Белецкая, В.И. Охрана зрения слабовидящих школьников [Текст] : пособие для учителей / В.И. Белецкая, А.Н. Гнеушева. – М.: Просвещение, 1982.

Наши новости:

Разместить свою публикацию