Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96212

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 19.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Выступление на семинаре "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МБОУ "Промышленновская СОШ №2", п.Промышленная

Цель: Приобщение детей к традициям народа.

Задачи: -формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; - уважение к своей нации; - понимание национальных особенностей; - формирование чувства собственного достоинства,

« Модель духовно- нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории

Кирсанова Оксана Викторовна

Человек рождается в государстве и получает статус гражданина по праву,а по духу стать настоящим гражданином можно только впитав духовно-нравственные традиции, исторический опыт, великую культуру своей Родины.

Духовно-нравственное воспитание – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в детях, заложить духовно-нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В последнее время мы в нашем детском саду все больше уделяем внимания духовно-нравственному воспитанию детей с православным ориентированием. Исходя из задач духовно-нравственного воспитания в детском саду, а именно:

  • -формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;
  • - уважение к своей нации;
  • - понимание национальных особенностей;
  • - формирование чувства собственного достоинства,

как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других наций, мы и определили направление работы по духовно-нравственному воспитанию. Важным средством духовно-нравственного воспитания является приобщение детей к традициям народа. Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые обычаи, порядки, правила поведения. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи.

Дошкольный возраст время становления личности, формирования основ его самосознания и индивидуальности. Именно поэтому в этот период нужно сформировать такие важные черты, как любовь к Родине, истории России, уважение к людям других национальностей. Поэтому мы обращаемся к истокам русской народной культуры. Необходимо как можно раньше учить ребенка впитывать культуру своего народа через песни, игры-забавы, пословицы, сказки, произведения народного искусства. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Ценность народных традиций в совместной деятельности взрослых и детей, в передаче жизненного опыта от старших к младшим. Приобщение к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности способной ощущать свою историческую принадлежность к родному народу. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования нравственных качеств.

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Традиционные формы обучения утрачивают свое значение, все шире используются активные методы обучения, которые вовлекают детей в активную воспитательно-познавательную деятельность.

Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи, на различные темы, с различными названиями, большие и маленькие.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

В детском саду музей должен не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа.

Работая над темой "Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения их к народной культуре", мы решили, что такой музей просто необходим. Приобщение к традиционной культуре легче всего происходит через детский музей, который сейчас приобретает наиболее активную форму воспитания и развития ребенка. Человек, не знакомый с традициями, историей и культурой своего народа, - человек без прошлого, а значит и без полноценного настоящего и будущего.

Прочитали много литературы, поработали с интернетом.

И с этой целью силами родителей и воспитателей в нашем детском саду был организован мини - музей под названием "Горница", в котором представлены предметы быта такие как: посуда, кухонная деревянная утварь, изделия из бересты, изделия из глины, ниток, дерева, вышивка. Экспонаты музея были собраны из разных уголков нашего поселка, района. Все они являются подлинными.

Цель создания мини - музея «Горница» :

  • знакомство детей с историей и культурой России, с работами народных умельцев;
  • развитие познавательного интереса детей;
  • воспитание у ребенка чувства гордости и уважения к своим предкам и современникам;
  • развитие мелкой моторики рук детей;
  • обогащение словарного запаса;
  • формирование духовных качеств, эстетического вкуса.

В музее мы проводим занятия на темы: «Крестьянский обед», на котором рассказываем о старинной утвари, её использовании. «Русская народная одежда», где знакомимся с народными костюмами, «Путешествие в устное народное творчество», где дети знакомятся с устным народным творчеством (декоративно-прикладным творчеством, народной игрушкой) и многие другие интересные занятия на основе экспонатов нашего мини-музея, различные фольклорные мероприятия.

В нашей горнице можно просто, поиграть, налить чай из самовара – все происходит в виде игры. Играя, ребенок запоминает. При условии, что музей – это практический и активный способ ознакомления ребенка с русским бытом, среда для фольклора, изучения детьми ремесел, традиций, художественного наследия мы стараемся придерживаться принципов – интеграции, деятельности и интерактивности, динамичности и вариативности, непрерывности и доступности.

Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. И естественно, основной объем содержания детского музея занимает игровой фонд, главным наполнением которого, являются всевозможные детские игрушки, предметы, которые дети используют в игре, в свободной деятельности, на занятиях.

Праздник - это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его сохранить детство». Для проведения православных праздников я подбираю литературно-музыкальный материал, так, чтобы он помог наполнить досуг ребёнка радостью, и при этом помог понять духовный смысл праздника, наполнил его особой атмосферой, а так же стараюсь дать необходимый запас знаний.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания через приобщение детей к народным традициям мы выбрали годичный праздничный круг: зимой – «Рождество», «Масленица». Весной – «Пасха», «Праздник матрешки»,летом- «Праздник русской березки» - троица.

Проводим православные праздники в детском саду на праздник «Святой Пасхи».Дети с удовольствием изготавливают писанки в нашей горнице. Теперь Пасху проводим каждый год. Чтобы доступно донести каждому ребёнку смысл этого праздника, его традиции, пробуем различные формы проведения. Для малышей - это кукольный театр в постановке взрослых, ребята старшей группы проводят драматизацию «Пасхальной сказки» и т.д.

Мини-музей способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности,познакомить с традициями и культурой русского народа.

Духовно-нравственное воспитание ( знания о Родине, стране, народе, обычаях, истории, культуре) является пищей ума. Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а в свою очередь любящее сердце ответит чувством патриотизма! Мы верим так будет!

Наши новости:

Разместить свою публикацию