Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95414

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 28.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Интегрированный урок химии и математики. Решение задач по теме «Растворы и смеси».

Дата публикации:

Автор:
учитель химии, МОУ "Лицей №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы", Республика Марий Эл г. Йошкар-Ола

Цель: Развитие и совершенствование навыков решения задач по химии с использованием математических моделей.

Задачи: 1.Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества. 2.Формировать навыки прикладного использования аппарата систем линейных уравнений. 3.Выявить уровень овладения учащихся комплексом знаний и умений по решению задач на определение количественного состава смесей химическими и математическими способами. 4. Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, продолжить формирование целостной картины о взаимосвязи предметов в школе.

МОУ «Лицей № 11 г. Йошкар-Олы»

Интегрированный урок химии и математики

« Решение задач по теме «Растворы и смеси».

Учитель химии – Светлова Людмила Павловна

Класс: 9 класс.

Предметы: алгебра, химия.

Цель: развитие и совершенствование навыков решения задач по химии с использованием математических моделей.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.

2.Формировать навыки прикладного использования аппарата систем линейных уравнений.

3.Выявить уровень овладения учащихся комплексом знаний и умений по решению задач на определение количественного состава смесей химическими и математическими способами.

4. Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, продолжить формирование целостной картины о взаимосвязи предметов в школе.

Развивающие:

1. Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач; умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания; умение оценивать собственные возможности.

2. Развивать умения решать задачи, используя алгебраический метод решения, методику составления квадрата Пирсона.

Воспитательные:

1. Воспитывать познавательный интерес к химии и математике, культуру общения, способность к коллективной работе.

Оборудование урока: химические препараты и посуда, мультимедиа проектор, раздаточный материал.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Ход урока:

I. Организационный этап.

Здравствуйте! Сегодня мы проводим необычный урок. Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач. Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии.

Учитель сообщает тему урока и его цели.

Девиз урока:

"Только из союза двух работающих вместе

и при помощи друг друга рождаются великие вещи"

Антуан де Сет Экзюпери.

"Стремящийся к ближайшему изучению химии должен быть

сведущ в математике"

М.В.Ломоносов.

II. Повторение основных понятий

Игра «Ты – мне, я – тебе».

Вопросы:

1. Что такое раствор? Что такое массовая доля растворённого вещества, в каких единицах она измеряется?

2. Как найти % от числа?

2. Растворение – это физический или химический процесс, объясните почему?

4. Какие растворы называются насыщенными? Может ли разбавленный раствор быть насыщенным?

5. Основное свойство пропорции?

6. Что такое растворимость (коэффициент растворимости)? Как зависит растворимость твёрдых и газообразных веществ от температуры?

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков (работа по группам)

Задача №1. Какие массы 10%-го и 30%-го растворов гидроксида натрия потребуются для приготовления 200 г 16%-го раствора?

Смешивание растворов:1) алгебраический способ

2) правило креста (квадрат Пирсона)

Можно ли решить эту задачу быстро?

О чем говорится в этой задаче? (о растворах.)

Что происходит с растворами? (смешивают.)

Решение:

Раствор

%-е содержание

Масса раствора (г)

Масса вещества (г)

1 раствор

2 раствор

10% = 0,1

30% = 0,3

х

200-х

0,1х

0,3(200-х)

Смесь

16% = 0,16

200

0,16*200

0,1х + 0,3(200-х) = 0,16*200

0,1х + 60 – 0,3х = 32

-0,2х = -28

х = 140

140(г) - 10% раствора

200 – 140 = 60(г)-30% раствора.

Ответ: 140г, 60г.

Эту же задачу решим с помощью правило креста (конверт Пирсона):

При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют диагональную схему правила смешении. При расчетах записывают одну над другой массовые доли растворенного вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение. Разности их вычитаний показывают массовые части для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.

x (г) – одна весовая часть.

20 x = 200

x = 10 (г)

IV. Решение задач (обобщение и систематизация знаний).

Учащиеся работают по группам. Коллективная проверка правильности решения задач на доске.

Задача №2. Навеску смеси хлорида аммония, сульфата аммония и сульфата натрия массой 65 г растворили в воде и добавили избыток раствора хлорида бария. В результате реакции образовался осадок массой 93,2 г. При обработке точно такой же порции сухой смеси гидроксидом натрия при нагревании получили аммиак объёмом 15,68 л (н.у.). Вычислите массовые доли (в %) солей в исходной смеси.

Решение

53,5 x + 132 y + 142 z = 65

y + z = 0,4

x + 2 y = 0,7

Задача №3 (экспериментальная). В трёх пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: Na2SO4, Na2CO3, Na3PO4. C помощью качественных реакций определитe, в какой пробирке находится каждое вещество. Напишите уравнения соответствующих реакций; укажите признаки реакций.

V. Закрепление знаний.

Задача №4. При действии соляной кислоты на 7,12 г смеси карбоната кальция и карбоната натрия выделилось 1,568 л газа (н.у.). Вычислите массу осадка, который выпадает при добавлении к полученному раствору избытка раствора фосфата натрия.

106 x + 100 y = 7,12

x + y = 0,07

Тест

Вариант I

1. Процентная концентрация показывает содержание растворённого вещества:

1) в граммах в 100 г растворителя 3) в граммах в 100 г раствора

2) в растворе в процентах 4) в молях в 100 граммах раствора

2. Укажите верное утверждение:

1) при увеличении температуры растворимость газообразных веществ в воде возрастает

2) насыщенный раствор может быть как разбавленным, так и концентрированным

3) растворы – это гетерогенные системы

4) при растворении твёрдых веществ в воде теплота всегда выделяется

3. Растворимость кислорода в воде возрастает:

1) при понижении давления 3) при повышении температуры

2) при понижении температуры 4) при увеличении концентрации кислорода

4. С помощью какого реактива можно различить между собой растворы карбоната калия и хлорида калия?

1) NaOH 2) NaNO3 3) K2SO4 4) H2SO4

5. Какие ионы не могут одновременно находиться в водном растворе?

1) H+ и Cl 2) Ag+ и NO3 3) Ca2+ и PO43− 4) Na+ и SO42−

6. Какую массу соли (в г) надо добавить к 95 г воды, чтобы получить 5 %-ный раствор соли?

1) 4,75 2) 5 3) 7,5 4)10

7. К 50 г 10 %-ного раствора соли добавили 30 г воды. Массовая доля соли в образовавшемся растворе равна

1) 6,25 % 2) 10,5 % 3) 5,75 % 4) 8,20 %

8. Какой объём хлороводорода (л, н.у.) нужно растворить в 1 л воды (плотность равна 1 г/мл), для получения 32,83 %-ного раствора соляной кислоты?

1) 272 2) 284 3) 292 4) 300

9. Какую массу 5 %-ного раствора серной кислоты (в г) надо добавить к 50 г её 40 %-ного раствора, чтобы получить раствор с массовой долей кислоты 25 %?

10. При растворении в воде массой 36 г медного купороса CuSO4•5 H2O массой

5 г получается раствор с массовой долей CuSO4 (%):

1) 8,7 2) 9,8 3) 7,8 4) 6,8

Вариант 2

1. Массовая доля показывает содержание растворённого вещества:

1) в граммах в 1 г растворителя 3) в граммах в 100 г растворителя

2) в граммах в 100 г раствора 4) в молях в 1000 мл раствора

2. Раствор получается при смешивании между собой по 50 г:

1) воды и серной кислоты 3) воды и бензола

2) воды и карбоната кальция 4) воды и речного песка

3. Насыщенным называют:

1) концентрированный раствор

2) раствор с максимальным содержанием растворенного вещества

3) раствор, не находящийся в равновесии с осадком растворённого вещества

4) разбавленный раствор

4. С помощью какого реактива можно различить между собой растворы нитрата натрия и фосфата натрия?

1) KOH 2) KCl 3) AgNO3 4) H2SO4

5. Какая пара ионов участвует в образовании осадка при сливании растворов K2SO4 и BaCl2?

1) K+ и SO42− 2) K+ и Cl 3) Ba2+ и Cl 4) Ba2+ и SO42−

6. В 350 г воды растворили 50 г нитрата калия. Массовая доля соли в образовавшемся растворе равна

1) 14,3 % 2) 15,5 % 3) 12,5 % 4) 10,8 %

7. Какой объём (мл) раствора с массовой долей серной кислоты 80,0 % (плотность раствора 1,78 г/мл) нужно взять для приготовления 297 г 12,0 %-ного раствора этой кислоты?

1) 25 2) 22 3) 20 4) 30

8. Массовая доля хлороводорода в растворе, полученном при растворении в одном объёме воды 450 объёмов HCl (при н.у.), равна

1) 40,1 % 2) 34,4 % 3) 42,3 % 4) 36,3 %

9. К раствору, состоящему из 45 г воды и 15 г соли, добавили 65 г воды и 10 г той же соли. Массовая доля соли в полученном растворе равна:

1) 18,5 % 2) 22,7 % 3) 31,4 % 4) 35,6 %

10. Какую массу (г) воды надо взять для растворения 14,3 г кристаллической соды Na2CO3•10 H2O для получения раствора с массовой долей карбоната натрия 5,3 %?

1) 269,8 2) 85,6 3) 145,5 4) 255,5

VI. Рефлексия.

Химический фокус.

Атрибуты игры: ПСХЭ Д.И.Менделеева и калькулятор.

Прекрасно, ребята! Вы уже много знаете о химии и математике, а сейчас я попробую угадывать ваши мысли. Приглашает желающего участвовать в следующем номере. Прошу вас задумать порядковый номер любого химического элемента в периодической системе. Теперь прошу удвоить номер задуманного элемента. К полученному числу прибавить число 5. Полученную сумму умножить на 5. Какое число вы получили? Назовите его.

Участник называет число, а ведущий тотчас объявляет задуманный играющим элемент. Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент № 25 (марганец). Проведем с числом 25 соответствующие математические действия: 25*2=50; 50+5=55; 55*5=275. Число 275 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру, получается 27, затем отнимает от полученного числа 2, получается 25. Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент – марганец.

«Уходя с урока, я хочу сказать…»

1) Своей работой на уроке я …?

2) Я принимал(а) активное участие во всех этапах урока.

3) Я выдвигал идеи…

4) Как вы оцениваете свою работу на уроке?

5) За что ты хочешь похвалить себя или своих одноклассников?

6) Что Вам особенно понравилось на уроке?

7) Что нового Вы узнали на уроке?

8) Полезным ли для вас оказался этот интегрированный урок?

9) С какими трудностями Вы столкнулись на уроке?

10) Как бы вы охарактеризовали урок?

VII. Подведение итогов урока.

Вывод урока: знание математики необходимо для того, чтобы научиться решать задачи по химии.

Вы сможете применить свои знания по решению подобных задач в дальнейшей жизни, например, разбавляя уксусную эссенцию для домашних заготовок, готовя растворы для полива почв на садовом участке.

Организация здорового образа жизни заставляет нас чаще заглядывать на упаковки продуктов питания, чтобы оценить процентное содержание различных веществ. Мы говорим об экологии района, когда видим объемную долю газообразных выбросов предприятий и транспорта.

VII. Обсуждение домашнего задания.

задача № 4, тест (по вариантам).

Зачётная карточка

Фамилия и имя Класс 9-

Оценка работы в группе

(макс. – 5 б.)

Оценка работы у доски

(сумма баллов)

Итоговая сумма баллов

Оценка за урок: итоговая сумма баллов 7 б. – оценка «4»;

итоговая сумма баллов 8 б. и больше – оценка «5».

Наши новости:

Разместить свою публикацию