Мультимедиа - одно из наиболее перспективных направлений использования компьютерных технологий в образовании. Сфера применения мультимедиа очень широка и ее возможности в образовании еще полностью не исчерпаны.
Несмотря на то, что мультимедийные обучающие системы находят все более широкое применение в учебном процессе на всех ступенях и в различных формах обучения, остается острый дефицит доступных широкому пользователю образовательных мультимедиа средств и программ. Кроме того, внедрение мультимедиа в различные курсы средней школы и учреждений дополнительного образования ограничены как техническими возможностями, так и концептуальными и методологическими рамками.
В моем сообщении представлен опыт в области использования и обучения мультимедиа в дополнительном образовании.
Я расскажу о направлениях работы в данной области, о целях и задачах, о проектной деятельности, о методах и формах обучения, о возможностях использования медиа творчества в работе с детьми разного возраста, об инструментальных средствах мультимедиа.
Для изучения мультимедиа технологий моя работа ведется в следующих направлениях:
•обучение на курсах повышения квалификации и на семинарах-практикумах по темам: «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», «Создание фильмов и мультфильмов в условиях видеостудии», «Видеомонтаж в программе Premier Pro», «Цифровая фотография» и др.
•разработка и апробация образовательных программ по предметам «Музыкальная информатика», «Мы рисуем музыку», «Музей глазами детей»;
•создание творческих проектов с использованием различных мультимедиа-приложений;
•участие учащихся в фестивалях и конкурсах в различных номинациях по мультимедиа творчеству;
•обучение учащихся в заочной школе для одаренных детей по направлению медиа творчество.
Главная цель занятий - дать учащимся необходимый набор знаний и умений в области мультимедиа технологий, для того, чтобы они могли использовать данный информационный ресурс для реализации своих творческих замыслов (в том числе при создании проектов по различным школьным дисциплинам).
Образовательные задачи: научить работать в компьютерных программах, познакомить с лучшими образцами мировой художественной культуры, расширить кругозор.
Воспитательные задачи: воспитать художественную и информационную культуру, чувство гармонии, художественно-эстетический вкус, умение работать в коллективе.
Развивающие задачи: развивать творческий потенциал личности и творческую активность учащихся.
Владение информационными технологиями становится базовым требованием к ученикам, оканчивающим современную школу. Владение компьютером и основами мультимедиа технологий входит в обязательный образовательный минимум. Разумеется, уровень освоения школьниками информационных технологий зависит от технического оснащения школ, наличия в них современных компьютеров и мультимедиа оборудования. Исходя из имеющихся условий, школы могут самостоятельно формировать программы обучения в области информационных технологий.
Так, например, в ЦДТ в с 2010 года работает видеостудия «САМИ».
Эта образовательная программа дает возможность учащимся познакомиться с новыми направлениями развития средств информационных технологий и получить практические навыки создания мультимедиа приложений. Работа учащихся по данной теме организована в форме творческих проектов. Реализация конкретного проекта является очень эффективным видом учебной деятельности. Работая над мультимедиа проектом, ученики получают опыт использования современных технических средств, с одной стороны, с другой стороны - приобретают навыки индивидуальной и коллективной работы, которые пригодятся им в будущей производственной деятельности.
Методы, применяемые в изучении мультимедиа технологий
1 метод. Ученики вначале знакомятся по шагам с отдельными деталями и возможностями той или иной компьютерной программы, которая им предлагается. А потом ученики сами соображают, для чего они могут использовать изученный инструмент, т. е. какие задачи можно решать с его помощью.
2 метод. В соответствии с другим подходом ученикам вначале предлагается некоторая практическая задача, а далее ученики изучают разные подходы к решению этой задачи с помощью предложенных программ, по ходу работы изучая функции программы и ее возможностей.
Например, изучая программу по видеомонтажу, большую часть уроков посвящают детальному знакомству с основными инструментами программы, правилами монтажа, эффектами и пр. После изучения основ ученикам предлагается некоторая задача, например, смонтировать музыкальный клип.
В соответствии с другим подходом учебные задачи звучат иначе. Ученикам предлагается заняться созданием небольшого мультфильма. И для реализации этой задачи им требуется изучить видео программу, в частности, его возможности по анимированию объектов. Во втором случае инструмент изучается в контексте применения к решению конкретной задачи.
В своей практике я предлагаю двигаться по второму пути. Хотелось бы вначале обозначить интересные животрепещущие проблемы из сегодняшней жизни, и затем приступить к их решению, используя средства технологии мультимедиа.
Формы обучения и применения мультимедиа технологий
Для детей дошкольного возраста
•«Мы рисуем музыку» (дети слушают музыкальные произведения, сочиняют сказку, рисуют главных героев, а педагог создает видеофильм);
•«Мой первый Вернисаж» (виртуальная выставка творческих
работ детей);
• создание мультфильмов методом перекладки.
Для детей младшего школьного возраста
•после прослушивания музыкальных произведений дети сочиняют сказку, рисуют героев сказки и сюжеты, озвучивают и создают видеофильм;
•создание мультимедиа-презентаций;
•рисование мультфильмов;
•сочинение музыкальных композиций в разных стилях;
•графический дизайн презентаций и слайд-шоу;
•обработка фотографий;
•видеоклипы;
•саундтреки, сочинение музыкальных композиций для готового
видео;
•виртуальные выставки музейных экспозиций;
•фото и кино зарисовки;
•компьютерная графика, коллажи;
•компьютерная анимация;
•короткометражные фильмы, снятые одним кадром.
Для учеников старшего школьного возраста
• документальный фильм;
• игровой фильм;
• социальный ролик;
• социальная реклама;
• научно-популярный фильм.
Охват различных тем гуманитарной направленности в детских проектах отражает огромные полидисциплинарные ресурсы внедрения мультимедиа в различные предметы художественно-эстетического цикла. Широкий диапазон гуманитарных тематик, представленных в проектах, разнообразие информационных источников, используемых детьми во время работы над мультимедиа проектами, среди которых Internet, звуковые CD и видео - диски, электронные энциклопедии, журналы, альбомы, книги - свидетельствует о гигантском дидактическом потенциале мультимедиа.
Среди наших работ, проекты, различной тематики и направленности. Это проекты, посвященные малой Родине - городу Очеру: "Очер - город контрастов", "Полюбил этот город с пеленок", "Город детства", «Город, в котором я живу»; мировой художественной культуре: "Портреты Ренуара Пьера Огюста", "Осенняя песня», "17 мгновений весны", «Прощальная пора»; 65-летию Победы в ВОВ "Вечная память»", "Во имя жизни", ''Нам этот мир завещано беречь ", «День Победы объединяет поколения»; краеведению: «Истоки русской культуры», «Волшебное кружево», устное народное творчество: «Р.н.с. «Репка», «Колобок, Колобок», «Муха Цокотуха» и др. Здесь перечислены лишь некоторые работы, всего их более 200.
В то же время, работая над мультимедиа проектом, включающим графические или видео материалы, ученики овладевают основами экранной культуры. Они учится понимать язык экранного произведения, закономерности восприятия цвета и образа. Эти вопросы в информатике пока не рассматриваются. Однако, с развитием и внедрением мультимедиа-технологий, художественный аспект уже нельзя оставлять без внимания.
Этапы проектной деятельности
1. Идея. Мультимедиа-проект должен отталкиваться от интересной
и актуальной задачи. Удачно выбранная тема будет служить сильной
мотивационной основой для работы учеников. Если же тема оставит
школьников равнодушными, если они почувствуют формализм и
"обязаловку", то работа вряд получится.
В качестве начального шага учащимся можно предложить индивидуальный проект по теме, которая для каждого ученика близка и понятна. В индивидуальном проекте каждый ученик получит опыт самостоятельной работы, а учитель сможет оценить потенциал и творческие наклонности учеников. У кого-то из учащихся могут явно доминировать литературные способности, кто-то преуспеет в подготовке графических иллюстраций, у кого-то проявится склонность к фоторепортерской работе и т.д. Этим особым талантам и пристрастиям можно потом дать возможность реализоваться в коллективной деятельности. В коллективном проекте могут создаваться специализированные мини-группы для выполнения работ соответствующего типа.
2.Сюжет, рассказ, сценарий. Рассказ может быть подготовлен в разных жанрах: хронико - документальном, историческом, лирическом, юмористическом, детективном и т.д.
3.Подбор иллюстраций, фото и видео материалов.
4.Создание проекта.
5.Видео показ, защита, выступление перед аудиторией с демонстрацией.
Мультимедиа-презентация как индивидуальный проект дает весьма полезный учебный эффект: школьники учатся самостоятельно подбирать необходимый материал для выражения своей идеи, структурировать собранный материал, составлять план выступления, выбирать адекватные комментарии и иллюстрации. Подготовка выступлений - это тот вид деятельности, с которой большинству учащихся постоянно придется сталкиваться в дальнейшей учебе или работе.
Работу по созданию больших и сложных проектов мы организовываем в форме коллективной деятельности, которая является прогрессивным методом обучения. Но такой вид работы с учащимися требует от преподавателя дополнительной подготовительной работы. Учитель должен определить задачи и примерный объем работ, спроектировать общую структуру проекта, продумать способы распределения работ в проекте, составить календарный план работ и многое другое. Нужно также подготовить список книг и пособий, где школьники могут найти необходимые для ввода в компьютер тексты статей и иллюстрации. В работе по подбору материала могут принимать участие и ученики. На основе анализа подготовленных материалов будет более четко вырисовываться тематика и структура будущего проекта.
У каждого ученика в проекте может быть самостоятельный фронт работ. Или же учитель предложит разбиться ученикам на небольшие творческие группы. У каждой группы будет независимый участок работы или отдельный вид деятельности: подготовка текстов к проекту, подготовка (сканирование и обработка) графических материалов, съемка видео и пр.
Работая над своей частью проекта, ученики должны понимать общую идею проекта, представлять себе его структуру, знать о работах, которые выполняют их товарищи. В процессе работы ученикам придется решать { новые задачи, возникающие в коллективных проектах - установление взаимодействия с соседними группами. Они должны выбрать удобную для всех структуру страниц, договориться о правилах именования объектов, продумать способы организации связей между частями проекта и т.д.
Инструментальные средства мультимедиа
Если в распоряжении преподавателей имеются современные компьютеры, оснащенные оборудованием мультимедиа, то проблема выбора инструментальных средств для реализации проекта упрощается.
Многие проекты можно создавать с использованием пакета Microsoft Officce. Если проект заключается в создании компьютерных версий рассказов школьников, то можно предложить использовать даже текстовый процессор Word: он позволяет включать в документы графику, звуковые файлы и видео фрагменты. Рекомендуем также для подготовки индивидуальных рассказов-презентаций использовать имеющуюся в офисном пакете среду создания презентаций Power Point. Это средство предназначено для подготовки презентаций в виде последовательности слайдов (слайд-шоу) с графическими и звуковыми эффектами. Инструмент Power Point предоставляет пользователю также и удобные средства для составления сопроводительных материалов.
Рынок специализированных инструментов для разработки мультимедиа приложений богат и весьма разнообразен. Следует, однако, отметить, что существующие программные продукты часто являются достаточно сложными для новичков. Предлагая богатые возможности для создания, например, анимации и интересных графических эффектов, эти пакеты в то же время требуют времени для их освоения. Нередко мультимедиа системы предъявляют высокие требования к оборудованию, для их работы нужны быстрые процессоры, значительные объемы оперативной памяти и памяти на жестком диске.
Для того чтобы проще ориентироваться в потоке предложений, можно разделить мультимедиа средства по их назначению:
•Музыкальные программы: Hip Hop, Band-a-Box, Adobe Audition, GoldWav и др.
•Видео программы: Movie Maker, Pinaccle Studio, Nero, Premier и Др.
•Программы работы с презентациями: Power Point, Nero,
•Программы работы с графикой: Paint, Виртуальный художник, Мастер коллажей, PhotoShop и др.
•Программы работы с анимацией: Flash, Pivot.
Новые возможности в образовательном процессе
Быстрое развитие и использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые возможности в образовательном процессе. Цифровая технология сделала, своего рода революцию, она позволяет объединить в цифровой форме текст, графическое и видеоизображение, речевое и музыкальное сопровождение. На основе этой технологии создаются новые средства представления и передачи знаний, а также средства обучения.
Какое из искусств в настоящее время вызывает наибольший интерес у школьников и в наибольшей степени определяет становление их нравственно-эстетического сознания? Это не живопись, не музыка, не литература, а экранные искусства. Какое место занимает различная видеопродукция в досуге школьников и молодежи, известно каждому. И именно в этой области активного общения с искусством, а гораздо чаще с квази - и антиискусством, дети оставлены без всяких культурных ориентиров.
В настоящее время резко возросла роль экранного искусства, медиа -культуры. Стала актуальной задача выработки у школьника, умения разбираться, и читать аудиовизуальные «тексты», с которыми ребенок сталкивается всюду.
Исследования в области когнитивного обучения позволяют по-новому осмыслить и разработать стратегии, содействующие обучению учащихся, а также реализовать новые и разработанные способы использования технологических средств и информационных ресурсов в целях обучения.
Освоение экранных искусств откроет новые перспективы художественного творчества детей разного возраста и, что очень важно в психологическом отношении, создания социально значимых «продуктов» этого творчества: прежде всего анимационных, а также игровых и документальных фильмов. Эти возможности могут быть реализованы во взаимодействии основного и дополнительного образования и, частично, - в рамках освоения компьютерных технологий. Наконец, сама технологическая сложность экранных искусств способна вызвать интерес современного школьника