Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательных и метапредметных компетентций школьника.
Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Ребёнок - это активный участник познавательного процесса, своим трудом добывающий знания. Несомненно, такие знания более прочные. Форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая факел любознательности.
Обучение и воспитание составляет единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося, поэтому так важно, чтобы усилия родителей и учителей в этом процессе были объединены. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебного и воспитательного воздействия на детей в ходе урока и во внеурочное время, поэтому внеурочные занятия с педагогами и родителями справедливо рассматриваются как важная составная часть работы школы.
Одной из форм индивидуальной внеурочной работы по физике является выполнение учащимися совместно с родителями опытов по физике в домашних условиях. Включение в домашнее задание выполнения простых опытов, несложных исследований способствует формированию инициативы, познавательных способностей у учащихся, вызывает интерес к учебе. Для выполнения простых экспериментов в домашних условиях, помимо наличия простейших приборов и принадлежностей, необходим постоянный контроль и помощь, оказать которую может только старший член семьи. Такой вид деятельности делает отношения внутри семьи более доверительными, и, несомненно, повышает авторитет родителей.
Совместная работа родителей и учителя позволяет проектировать личность ребенка, умело создавать программу воспитания и прогнозировать будущее. В этом контексте очень важна профессиональная ориентация школьников. Задачи профориентации школьников во внеурочной работе по физике ни в коем случае нельзя ограничивать лишь ориентацией школьников на выбор профессий, связанными с научными исследованиями в области физики. Необходимо учитывать социальный заказ общества. Поэтому необходимо связать изучение физики с практической жизнью, с производством. В реализации этой задачи огромная роль отводится родителям, которые в различной форме знакомят учащихся со своими профессиями: презентации, беседы, экскурсии на производство и т.д.
Существенный воспитательный элемент внеурочных занятий - выполнение общественно полезных заданий совместно с учителем и родителями, в ходе которого у учащихся вырабатывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду. Внеклассные занятия в большей степени, чем урок и факультатив, приспособлены для развития у учащихся самостоятельности в работе, творчества и изобретательности. Они позволяют глубже и конкретнее познакомить учащихся со многими вопросами физического производства, установить более тесную связь изучаемого теоретического материала с практикой его использования в производственных условиях, привить и развить многие ценные практические навыки и умения. Внеурочные занятия имеют отличные от урока формы организации, методы и содержание. Для такой работы учитель физики должен быть вооружен соответствующими знаниями.
Следует подчеркнуть, что не может быть успешной внеурочной работы без ее начала на уроке физики. Принцип единства урочной и внеурочной работы - важнейший принцип организации учебно - воспитательного процесса. Именно на уроках учитель ставит перед учащимися вопросы, которые должны стимулировать их любознательность, дать первые импульсы к чтению дополнительной литературы по предмету, вызывать стремление собственными руками осуществить то, о чем говорится в учебнике и в прочитанных книгах. Путь к организации внеурочной работы лежит через составление и чтение небольших дополнительных сообщений учащихся на уроках, выпуск физических бюллетеней, проведение сначала эпизодических, а затем все более систематических массовых мероприятий. Вовлечение в интенсивную внеурочную работу по предмету идет, таким образом, от урока к массовой работе. Затем из общего числа учащихся, охваченных массовой работой, формируется актив - участники школьного научного общества, особенно помогает учителю в организации массовой работы по физике. Так постепенно создается в школе атмосфера увлеченности предметом, причастности каждого к делам всего коллектива и возникает стройная система внеурочной работы, в которой каждый элемент существует не отдельно, не параллельно другим, а в тесной взаимосвязи с ними и с урочной работой.
Внеурочная работа по физике является наиболее подвижной формой обучения и воспитания учащихся, содержание и методика, которой определяется учителем, учащимися и родителями в зависимости от их интересов, опыта и возможностей учителя. Внеурочные занятия с их разнообразием форм и методов создают для становления творческой личности благоприятные условия, позволяя ответить на возникающие у учащихся вопросы, а так же существенно конкретизировать и расширить их знания в области физики.
Автор: Сляднева Галина Борисовна, учитель физики МОБУ СОШ №18,
г. Сочи, Краснодарский край.