Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96422

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника"

Дата публикации:

Автор:
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 11", Архангельская область г. Северодвинск

Цель: адаптация к школьному обучению

Задачи: 1) организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; 2) укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; 3) формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1

Наименование программы

«Школа будущего ученика»

2

Основание для разработки программы

Программа является основой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основная цель программы

обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

4

Задачи программы

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

5

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

6

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
  • логическую и символическую пропедевтику.

7

Сроки реализации программы

2017 – 2018 учебный год

8

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6, 7-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

9

Ожидаемые результаты

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
  • формирование его готовности к систематическому обучению

ВВЕДЕНИЕ

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволитобеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика»:

  • группы формируются из детей 6, 7-летнего возраста;
  • продолжительность обучения - 7 месяцев (с октября по апрель текущего учебного года);
  • режим занятий: 1 раз в неделю – 2 занятия по 30 минут.

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

  • «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: 1) формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; 2) логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; 3) символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
  • «Развитие речи и подготовка к изучению основ грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Цели занятий

  • Развитие слухового и зрительного восприятия
  • Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
  • Развитие слуховой и зрительной памяти
  • Развитие мышления и речи
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Совершенствование коммуникативных навыков
  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
  • Совершенствование навыков монологической речи
  • Совершенствование навыков диалогической речи
  • Развитие мимики и пантомимики
  • Развитие фантазии и воображения
  • Развитие способностей к глубокому образному мышлению
  • Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
  • Развитие творческих способностей
  • Формирование эмоционально-волевой сферы
  • Формирование этических представлений
  • Повышение уверенности в себе
  • Научить принимать решения

Тематический план занятий

курса «Занимательная математика»

Тема занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

Математика.

Чему учит и для чего нужна математика?

Счёт на слух, отсчитывание предметов.

Установление пространственных отношений.

Дальше, ближе, выше, ниже.

Выражать в речи признаки сходства и различияотдельных предметов и совокупностей.

Установление пространственных отношений.

Шире, уже.

Сравнение предметов

Установление пространственных отношений.

Справа, слева.

Развитие пространственного воображения.

Сравнение предметов.

Больше, меньше, столько же.

Соотношение количества предметовмежду двумя группами.

Геометрические фигуры.

Представления об элементарных геометрических фигурах.

Знатьназвания геометрическихфигур и уметь их отличать.

Ориентировка во времени.

Установление последовательности событий.

Части суток.

Ориентировка во времени.

Последовательность дней в неделе, времён года.

Последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

Сравнение предметов.

Сравнение количества предметов.

Соотношение количества предметовмежду двумя группами

Один. Много.

Установления соответствия между числом предметов и цифрой. Понятия «один»- «много».

Соотношение количества предметовмежду двумя группами.

Порядковый счёт.

Счет от 1 до 10. Узнавание цифр.

Соотносить цифру с количеством предметов.

Обратный счёт.

Обратный счет от 10 до 1.

Сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала.

Сравнение предметов.

Большой, маленький, средний.

Соотношение предметов по размеру.

Часть и целое.

Составление фигур из частей и деление фигур на части

Конструирование фигур по заданному образцу.

Часть и целое.

Взаимосвязь между целым и частью.

Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

Сравнение предметов по массе.

Тяжелый, лёгкий.

Соотношение предметов по массе.

Знакомство с числами.

Соотнесение числа и количества предметов.

Упражнения и игры для закрепления навыков счета в пределах 10

Расположение предметов в пространстве.

Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее).

Графический диктант.

Расположение предметов в пространстве.

Ориентировка на листе бумаги в клетку (выше, ниже).

Графический диктант.

Расположение предметов в пространстве.

Ориентировка на листе бумаги в клетку (от, до, над, под).

Лабиринт.

Геометрические фигуры.

Различение предметов по форме.

Сравнение фигур.

Геометрические фигуры.

Составление из геометрических фигур новых геометрических фигур.

По заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых фигур.

Сравнение предметов.

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества.

Итоговое занятие.

Весёлый счёт.

Рисование на математическую тему.

Тематический план занятий курса

«Развитие речи и подготовка к изучению основ грамоты»

Тема занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Давайте познакомимся.

Речь. Для чего нужна речь.

Обведение по точкам контура рисунка.

2.

В детском саду.

Речь устная и письменная

Раскрашивание

3.

В классе.

Речь устная и письменная

Обведение по точкам контура рисунка вертикальная штриховка

4.

Золотая осень.

Понятие предложения. Составление рассказа по картине.

Обведение по точкам контура рисунка горизонтальная штриховка

5.

Олимпийские игры.

Схема предложения. Составление рассказа по серии сюжетных картинок и по вопросам учителя.

Обведение по точкам контура ракеток. Рисование сетки для ракеток

6.

Зимушка – зима.

Определение правильной последовательности картинок. Расскажи историю

Обводка по шаблонам геометрических фигур и штриховка в разных направлениях.

7.

Народная мудрость.

Составление предложений по схеме. Пословицы.

Обводка по шаблонам геометрических фигур, составление композиции и штриховка.

8.

Народная мудрость.

Предложение и слово. Сравнения в основе загадок.

Штриховка контуров предметов.

9.

Зимующие птицы.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Развитие речи.

10.

В стране слов и слогов.

Деление слов на слоги. Игра «Раздели слово на части».

Дорисуй картинку.

11.

Помоги Незнайке.

Составление слогов из букв.

Работа в паре.

12.

Помоги Знайке.

Составление слов из слогов

Графический диктант.

13.

Доктор Айболит (игры со звуками.)

Мир звуков и букв. Деление слов на слоги.

Нарисуй точно такую же картинку.

14.

Викторина.

Викторина по сказкам К.И. Чуковского.

Работа в группах.

15.

Учимся рассказывать сказку.

Звуки речи. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ сказки самостоятельно и по вопросам.

Развитие речи.

16.

Учимся рассказывать сказку.

Пересказ сказки по серии сюжетных картинок

Развитие речи.

17.

Моя любимая игрушка.

Звуки в речи. Дифференциация звуков. Рассказывание на тему по плану.

Развитие речи.

18.

Мир тетрадей.

Знакомство с разлиновкой тетради.

Узкая (рабочая) строка. Письмо по точкам коротких наклонных линий.

Штриховка.

19.

Моя семья.

Определение заданных звуков в словах

Обведение по точкам контура рисунка в узкой строке.

20.

Чудеса в стране слов.

Ударение. Игра «Молоточки». Разучивание скороговорок. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Письмо наклонных линий с закруглением внизу.

21.

Чудеса в стране слов.

Разучивание скороговорок.

Письмо наклонных линий с закруглением вверху.

22.

Стихи о дружбе.

Логические ударения. Выразительное рассказывание стихов

Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу.

23.

Без друга в жизни туго. Басни Л.Н.Толстого.

Пересказ басен с опорой на иллюстрации.

Штриховка различных фигурок

24.

Итоговое занятие.

Пересказ любимых произведений

Рисование на тему «Пусть всегда будет солнце»

ЛИТЕРАТУРА:

  • Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 -190с.
  • Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992,№ 4 - с.4-6
  • Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 -с.11-19
  • Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
  • Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 -89с.
  • Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 -208с.
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе(популярное пособие для родителей и педагогов)- Ярославль: Академия развития,2000 – 33с.
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов)- Ярославль: Академия развития,2000 – 187с.
  • Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
  • Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
  • Дубровина Н.В., Акимоваи др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.

Наши новости:

Разместить свою публикацию