ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 | Наименование программы | «Школа будущего ученика»
|
2 | Основание для разработки программы | Программа является основой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
|
3 | Основная цель программы | обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
|
4 | Задачи программы |
|
5 | Условия достижения цели и задач программы | Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов
|
6 | Основные направления программы | Адаптация к школьному обучению проходит через:
|
7 | Сроки реализации программы
| 2017 – 2018 учебный год |
8 | Пользователи основных мероприятий программы | Дети 6, 7-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс
|
9 | Ожидаемые результаты |
|
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Пояснительная записка
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволитобеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика»:
- группы формируются из детей 6, 7-летнего возраста;
- продолжительность обучения - 7 месяцев (с октября по апрель текущего учебного года);
- режим занятий: 1 раз в неделю – 2 занятия по 30 минут.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
- «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: 1) формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; 2) логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; 3) символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
- «Развитие речи и подготовка к изучению основ грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Цели занятий
- Развитие слухового и зрительного восприятия
- Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
- Развитие слуховой и зрительной памяти
- Развитие мышления и речи
- Развитие общей и мелкой моторики
- Совершенствование коммуникативных навыков
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
- Совершенствование навыков монологической речи
- Совершенствование навыков диалогической речи
- Развитие мимики и пантомимики
- Развитие фантазии и воображения
- Развитие способностей к глубокому образному мышлению
- Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
- Развитие творческих способностей
- Формирование эмоционально-волевой сферы
- Формирование этических представлений
- Повышение уверенности в себе
- Научить принимать решения
Тематический план занятий
курса «Занимательная математика»
№ | Тема занятия | Теоретическая часть | Практическая часть |
| Математика. | Чему учит и для чего нужна математика? | Счёт на слух, отсчитывание предметов. |
| Установление пространственных отношений. | Дальше, ближе, выше, ниже. | Выражать в речи признаки сходства и различияотдельных предметов и совокупностей. |
| Установление пространственных отношений. | Шире, уже. | Сравнение предметов |
| Установление пространственных отношений. | Справа, слева. | Развитие пространственного воображения. |
| Сравнение предметов. | Больше, меньше, столько же. | Соотношение количества предметовмежду двумя группами. |
| Геометрические фигуры. | Представления об элементарных геометрических фигурах. | Знатьназвания геометрическихфигур и уметь их отличать. |
| Ориентировка во времени. | Установление последовательности событий. | Части суток. |
| Ориентировка во времени. | Последовательность дней в неделе, времён года. | Последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году. |
| Сравнение предметов. | Сравнение количества предметов. | Соотношение количества предметовмежду двумя группами |
| Один. Много. | Установления соответствия между числом предметов и цифрой. Понятия «один»- «много». | Соотношение количества предметовмежду двумя группами. |
| Порядковый счёт. | Счет от 1 до 10. Узнавание цифр. | Соотносить цифру с количеством предметов. |
| Обратный счёт. | Обратный счет от 10 до 1. | Сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала. |
| Сравнение предметов. | Большой, маленький, средний. | Соотношение предметов по размеру. |
| Часть и целое. | Составление фигур из частей и деление фигур на части | Конструирование фигур по заданному образцу. |
| Часть и целое. | Взаимосвязь между целым и частью. | Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым. |
| Сравнение предметов по массе. | Тяжелый, лёгкий. | Соотношение предметов по массе. |
| Знакомство с числами. | Соотнесение числа и количества предметов. | Упражнения и игры для закрепления навыков счета в пределах 10 |
| Расположение предметов в пространстве. | Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее). | Графический диктант. |
| Расположение предметов в пространстве. | Ориентировка на листе бумаги в клетку (выше, ниже). | Графический диктант. |
| Расположение предметов в пространстве. | Ориентировка на листе бумаги в клетку (от, до, над, под). | Лабиринт. |
| Геометрические фигуры. | Различение предметов по форме. | Сравнение фигур. |
| Геометрические фигуры. | Составление из геометрических фигур новых геометрических фигур. | По заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых фигур. |
| Сравнение предметов. | Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). | Сравнение предметов в группах разного количества. |
| Итоговое занятие. | Весёлый счёт. | Рисование на математическую тему. |
Тематический план занятий курса
«Развитие речи и подготовка к изучению основ грамоты»
№ | Тема занятия | Теоретическая часть | Практическая часть |
1. | Давайте познакомимся. | Речь. Для чего нужна речь. | Обведение по точкам контура рисунка. |
2. | В детском саду. | Речь устная и письменная | Раскрашивание |
3. | В классе. | Речь устная и письменная | Обведение по точкам контура рисунка вертикальная штриховка |
4. | Золотая осень. | Понятие предложения. Составление рассказа по картине. | Обведение по точкам контура рисунка горизонтальная штриховка |
5. | Олимпийские игры. | Схема предложения. Составление рассказа по серии сюжетных картинок и по вопросам учителя. | Обведение по точкам контура ракеток. Рисование сетки для ракеток |
6. | Зимушка – зима. | Определение правильной последовательности картинок. Расскажи историю | Обводка по шаблонам геометрических фигур и штриховка в разных направлениях. |
7. | Народная мудрость. | Составление предложений по схеме. Пословицы. | Обводка по шаблонам геометрических фигур, составление композиции и штриховка. |
8. | Народная мудрость. | Предложение и слово. Сравнения в основе загадок. | Штриховка контуров предметов. |
9. | Зимующие птицы. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | Развитие речи. |
10. | В стране слов и слогов. | Деление слов на слоги. Игра «Раздели слово на части». | Дорисуй картинку. |
11. | Помоги Незнайке. | Составление слогов из букв. | Работа в паре. |
12. | Помоги Знайке. | Составление слов из слогов | Графический диктант. |
13. | Доктор Айболит (игры со звуками.) | Мир звуков и букв. Деление слов на слоги. | Нарисуй точно такую же картинку. |
14. | Викторина. | Викторина по сказкам К.И. Чуковского. | Работа в группах. |
15. | Учимся рассказывать сказку. | Звуки речи. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ сказки самостоятельно и по вопросам. | Развитие речи. |
16. | Учимся рассказывать сказку. | Пересказ сказки по серии сюжетных картинок | Развитие речи. |
17. | Моя любимая игрушка. | Звуки в речи. Дифференциация звуков. Рассказывание на тему по плану. | Развитие речи. |
18. | Мир тетрадей. | Знакомство с разлиновкой тетради. | Узкая (рабочая) строка. Письмо по точкам коротких наклонных линий. Штриховка. |
19. | Моя семья. | Определение заданных звуков в словах | Обведение по точкам контура рисунка в узкой строке. |
20. | Чудеса в стране слов. | Ударение. Игра «Молоточки». Разучивание скороговорок. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | Письмо наклонных линий с закруглением внизу. |
21. | Чудеса в стране слов. | Разучивание скороговорок. | Письмо наклонных линий с закруглением вверху. |
22. | Стихи о дружбе. | Логические ударения. Выразительное рассказывание стихов | Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу. |
23. | Без друга в жизни туго. Басни Л.Н.Толстого. | Пересказ басен с опорой на иллюстрации. | Штриховка различных фигурок |
24. | Итоговое занятие. | Пересказ любимых произведений | Рисование на тему «Пусть всегда будет солнце» |
ЛИТЕРАТУРА:
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 -190с.
- Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992,№ 4 - с.4-6
- Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 -с.11-19
- Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
- Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 -89с.
- Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 -208с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе(популярное пособие для родителей и педагогов)- Ярославль: Академия развития,2000 – 33с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов)- Ярославль: Академия развития,2000 – 187с.
- Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
- Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
- Дубровина Н.В., Акимоваи др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.