Занимательный математический материал по предмету:
математические представления с учащимися младших классов
в школе психолого – педагогической поддержки.
(из опыта работы, выступление на методическом объединении школы)
Составитель: Пенкина Светлана Михайловна,учитель.
Для успешного освоения программы школьного обучения учащемуся необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий при соответствующих условияхможет статьпривычкой.
Как известно, особую умственную активность ученик проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни.
Обучение решению задач на смекалку
Составление геометрических фигур
Цель: Упражнять в составлении геометрических фигур, анализе и
обследовании их зрительно-осязательным способом.
Материал: счётные палочки (15 – 20 штук).
Для того, чтобы решить эти задачи, нужно владеть способом пристроения, присоединения одной фигуры к другой.
1.Составить 2 равных треугольника из 5 палочек;
2.Составить 2 равных квадрата из 7 палочек;
3.Составить 3 равных треугольника из 7 палочек;
4.Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
5.Составить 3 равных квадрата из 10 палочек;
6.Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника;
7.Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника;
8.Из 10 палочек составить 2 квадрата : большой и маленький ( маленький квадратсоставляетсяиз 2 палочек внутри большого).
9.Из 9 палочек – 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате пристроения,образуют 1 большой треугольник)
10.Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).
Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений
Игра «Танграм» - одна из несложных игр. Называют еёи «Головоломкой из картона».Квадрат 8x8 из картонаразрезают на 7 частей.В результате получается: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника,квадрати параллелограмм.Используют все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и собственному замыслу.
Загадки, занимательные вопросы.
Цель: Развитие активной умственной деятельности.
Задачи: Вырабатывать умение выделять главные существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.
-Четыре братца под одной крышей живут(стол)
-Пять братцев в одном домике живут(варежка)
-Нас семь братьев, летами все равные, а именем разные. Кто мы? (дни недели)
-В году у дедушки 4 имени. Кто это?(весна, лето, осень, зима)
-12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят(месяцы)
-Чтоб не мёрзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят(рукавица)
Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора.
-Ты да я да мы с тобой. Сколько насвсего?(двое)
-Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (положить её на угол стола)
-Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?(6)
-Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат?(положить в угол стола)
-У какой фигуры нет ни начала,ни конца?(у кольца)
-На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?(4)
-У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?(четверо)
Занимательный математический материалявляется хорошим средством воспитания у учащихся интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений,желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.