Митрофанова Нина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №14 г. Мончегорск
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
Нравственность – мораль – этика: особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Нравственные нормы – идеалы добра, справедливости, долга, честности, скромности, дружбы, любви, свободы. Мораль – этика – система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям.
Воспитывают не классные часы, не морализирование, не указания на ошибки и промахи ребёнка, воспитывает деятельность.
Деятельность | |
Совместная: | Индивидуальная: |
-активная пропаганда здорового образа жизни | -самовоспитание; -самообразование; -выполнение обязанностей при соблюдении прав (свобод личности) |
Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Если ты выполняешь свои обязанности, то не то не возникает вопроса о правах. Морально человек свободен: думать, чувствовать. Нет абсолютной свободы, она относительна.
Координирующая роль классного руководителя
«Педагог есть организатор детской жизни»
(Л.С. Выготский)
- духовный посредник между обществом и ребёнком в усвоении норм морали;
- организатор, сотрудник, и участник коллективных творческих дел;
- наблюдатель за индивидуальным развитием личности, корректировщик системы воспитания, психолог в процессе социализации ребёнка;
- помощник, консультант в организации деятельности и профориентации;
- создатель благоприятной развивающей микросферы, воспитатель нравственных качеств;
- координатор усилий педагогов, семьи, общества.
Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают.
Классный руководитель живёт реальной жизнью своих воспитанников: учебной, трудовой, благотворительной, общественно значимой, самодеятельностно-творческой, досуговой.
Классный руководитель – творец интересных дел:
- дискуссионных, игровых, состязательных;
- творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга, мозгового штурма;
- психологических, позволяющих ребёнку осознать самого себя.
Методика мозгового штурма
- Никого не прерывать! Не выражать отрицательных оценок! Принимается каждая идея.
- Количество, а не качество! Чем больше идей, тем лучше. Количество перерастёт в качество.
- Развитие идеи, высказанной кем-то другим. Это помогает работать в команде.
- Поощряйте крайние идеи: новый или творческий подход является решающим.
- Запишите ключевые слова или фразу каждой идеи.
- Установите лимит времени.
Примерные темы мозгового штурма
- Как я понимаю свою личность.
- Любопытство и любознательность.
- Секреты свои и чужие.
- Речь, мимика, жесты.
- Интонация – мощное оружие.
- Словом можно убить.
- Всегда думай, что говоришь, но не всегда говори, что думаешь.
- Не говори плохо об окружающих.
- Не хвали себя, но и не занимайся самобичеванием.
- Никогда не унижайте собеседника.
- Стадо, стая, толпа, тусовки, сборище.
- Человек массы: стадность, конформизм.
- Тусовки как бегство от индивидуальной свободы.
- Взрослые и дети, молодёжь и старики, здоровые и инвалиды.
- Созидатель и потребители.
- Индивидуализм и коллективизм.
- Аскетизм, альтруизм, эгоизм.
- Трудолюбие и тунеядство.
- Поощрение и наказание.
- Любовь как основа семьи.
- Товарищество как закон группы.
- Право каждого на своё проявление.
- Конфликт поколений.
- Осознанный выбор.
- Разные типы людей в одном поколении.
- Один тип человека в разных поколениях.
- Жизнь – наслаждение, и расплата за него.
- Характеристика достойной личности: добро, истина, красота.
- Палитра чувств и многообразие мыслей.
- Соотношение цели и мечты.
- Иметь – быть – творить.
- Хочу, могу, надо.
- Осмысление роли «белой вороны».
- Мои слабости и моя сила.
- Мои представления о счастье.
- Быть, как все, или не быть, как все.
- Ответственность за свои поступки: начни с себя.
Опоздание, прогулы – бич современной школы (итог – безответственность). Виноват будильник, компьютер, родители, собака, больная бабушка, лужи на дорогах, но только не сам!
Воспитание самодисциплины и ответственности – главная задача классного руководителя. Ложное понимание демократии как анархии и вседозволенности, абсолютной свободы и расхлябанности.
Задачи воспитания личности: поддерживать хорошее, уважение к себе и другим, считаться с мнением коллектива, бережное отношение к труду других, долг и ответственность, доброе отношение к родителям и учителям, внимание, мышление, память, речь. Это главное!
Сверхзадача – воспитание человека, умеющего работать над собой, решать свои проблемы самостоятельно.
Нет безвыходных ситуаций. Есть множество вариантов решения проблемы. Дать рыбу и накормить – это разовая акция. Дать удочку и научить ловить рыбу – это навсегда.