Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 19.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Формирование языковой культуры обучающихся через использование проектно - исследовательской деятельности

Дата публикации:

Автор:
Учитель русского языка и литературы, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №5", город Нижневартовск ХМАО-Югра

Цель: Изучение и применение проектной и исследовательской технологий в педагогической деятельности для формирования коммуникативной культуры обучающихся и повышения мотивации к учению.

Задачи:  определить место проектно-исследовательского метода в образовательном процессе;  повышение практической, навыкообразующей направленности содержания обучения;  развитие высокой мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся;  формирование языковой культуры обучающихся;  развитие способности у обучающихся занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов: русский язык и литература;  формирование и развитие важнейших психических функций обучающихся на каждом возрастном этапе, теоретического мышления, рефлексивных способностей, в конечном счете - становление субъектности обучающихся;  развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения в старшей школе;  приобретение обучающимися функционального навыка исследования;  развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний;

Оглавление

Страницы

1. Краткая аннотация проекта. 3

2. Обоснование необходимости проекта. 4 - 7

3. Цели и задачи проекта. 7- 8

4. Основное содержание проекта. 9 - 19

5.Ресурсы. 20-22

6.Партнеры. 22

7. Целевая аудитория. 22

8. План реализации проекта. 23-24

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект. 24-29

10. Перспективы дальнейшего развития проекта. 29

11. Список литературы. 30

12. Приложения 31

1. Краткая аннотация проекта

Педагогический проект посвящен использованию проектной и исследовательской технологий, как средства раскрытия интеллектуального потенциала и формирования всесторонне развитой, социально адаптированной личности.

Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению вопроса формирования языковой культуры обучающихся и творчески развитой личности через применение проектной и исследовательской технологий при обучении русскому языку и литературе.

В педагогическом проекте доминирующим является метод исследовательского подхода к обучению с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, форма представления результата – презентация в форме информационного (частично практико-ориентированного) проекта.

В заключении содержатся результаты образовательной деятельности по заявленной теме. Показателями эффективности использования названных педагогических и информационных технологий являются стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений с учётом участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, слетах научных обществ.

Данная работа содержит приложения педагогического опыта и список информационных источников, использованных в работе.

  • Обоснование необходимости проекта
  • Цели и задачи проекта
    • изучение и применение проектной и исследовательской технологий в педагогической деятельности для формирования коммуникативной культуры учащихся и повышения мотивации к учению.

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход. Именно поэтому развитие творческих способностей, формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы становится актуальной и основополагающей.

Переход образования на профильное обучение, стремительное развитие ИКТ-технологий во всех сферах человеческой жизни, предпочтение учащимися уроков, проводимых с новыми средствами наглядности, с применением компьютерных технологий предопределили потребность в данном опыте. Реальное противоречие между установками традиционной системы развития способностей детей и педагогическими факторами, обусловливающими необходимость развития интеллектуального потенциала личности в соответствии с требованиями нового стандарта образования и потребностями общества, показали необходимость в развитии и ранней социализации учащихся, способствовали формированию данного опыта.

Стандарты второго поколения предъявляют новые требования к результатам обучения, основным образовательным программам, условиям образовательного процесса, где должны быть изменены способы деятельности учителя и учащихся.

Опыт основан на глубоком и всестороннем анализе педагогических проблем, выявившим противоречия между имеющимся положением в системе образования, ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе.

Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают творческие способности ученика, являются проектно-исследовательские технологии. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, составлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход у учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Проектная технология позволяет развивать коммуникативные навыки и образность мышления учащихся.

Актуальность данного проекта определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.

Еще более актуальным данный опыт становится в период введения новых стандартов и перехода к узкой профильной направленности. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет важнейшие качества личности как «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

Актуальность проекта для МБОУ «СОШ№5» заключается в том, что он разработан и апробирован в рамках программ «Информационные технологии в школе» и «Одаренные дети», реализующихся школой.

Педагогическая идея: потребность общества во всесторонне развитой, творческой личности, обладающей хорошим образовательным потенциалом, кроме того владеющей навыками проектной деятельности, требует внедрения представленного опыта.

Объект исследования: проектно-исследовательские технологии в образовании.

Предмет исследования: эффективность использования проектно- исследовательских технологий в преподавании русского языка и литературы.

Гипотеза: проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему, как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализоваться в разнообразной учебной и практической деятельности.

Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

Новизна представленного педагогического опыта заключается в развитии исследовательской компетентности обучающихся с целью их социальной самореализации в практическом преломлении идей использования исследовательского метода и проектного как его части на уроках русского языка и литературы, во внеурочное время.

Данная система обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании. Использование проектной и исследовательской технологий позволяет ребенку выбирать собственную траекторию развития, темп работы и снимает часть негативных эмоций, вызываемых определенными трудностями или не успешностью в учебе.

Цель проекта:

Для реализации цели решаются следующие задачи:

  • определить место проектно-исследовательского метода в образовательном процессе;
  • повышение практической, навыкообразующей направленности содержания обучения;
  • развитие высокой мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  • формирование языковой культуры обучающихся;
  • развитие способности у учащихся занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов: русский язык и литература;
  • формирование и развитие важнейших психических функций учащихся на каждом возрастном этапе, теоретического мышления, рефлексивных способностей, в конечном счете - становление субъектности учащихся;
  • развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения в старшей школе;
  • приобретение учащимися функционального навыка исследования;
  • развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний;

Ø развитие предметных и надпредметных умений школьников;

Ø создание условий для самореализации и последующей социализации обучаемых.

Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования:

  • изучение лингвистической, учебно-методической и психолого-педагогической литературы;
  • анализ нормативных документов об образовании;
  • анализ учебников и школьной программы по русскому языку;
  • опытное преподавание, наблюдение за учащимися во время работы над исследовательскими и проектными работами;
  • изучение и обобщение собственного педагогического опыта, а так же опыта передовых учителей;
  • анкетирование участников образовательного процесса: учеников и их родителей.

Данный инновационный проект является логическим звеном в общей системе работы школы и ставит своей целью моделирование системы работы учителя-словесника, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием возможностей современных образовательных технологий.

4. Основное содержание проекта

Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. А научно-исследовательская деятельность учащихся предполагает выполнение заданий экспериментального и исследовательского характера, которые выполняются в рамках выбранных тем. Результаты исследовательских работ оформляются в соответствии с общими требованиями и предоставляются на научно-практические конференции и конкурсы.

Научная работа должна быть:

ü исследовательской

ü актуальной

ü иметь практическую значимость.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей

Учебный проект - организационная форма работы, которая (в отличии от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель.

Мною разработаны методические рекомендации по созданию учебного проекта. Приложение №1.

Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы “самопрезентующимися” - это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, надо организовывать специальным образом.

Проектная деятельность позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над проектом может быть отведено следующее время:

  • все время урока;
  • часть урока по основным учебным предметам;
  • любое время, отводимое для внеурочной деятельности школьников.

Строгая добровольность участия школьников в проектной деятельности решает проблему опасений о перегрузке школьников.

Создание проектов повышает интерес к предмету и знаниям, вырабатывает самостоятельность и самооценку собственного труда.

Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским молодежным организациям с фиксированным распределением социальных ролей.

Данная технология позволяет каждому ученику иметь возможность выступать в различных коммуникативных ролях и являться субъектом собственной коммуникативной стратегии, что способствует развитию коммуникативной компетентности.

Каждый учащийся ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки проектной компетентности. Находя нужную информацию, обрабатывая и используя ее для решения поставленных задач, он развивает информационную компетентность. Ученик работает в группе, взаимодействуя с другими учениками, анализируя и корректируя свою деятельность, принимает различные социальные роли. Это способствует развитию социальной и рефлексивной компетентностей.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы. Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности” для учащихся, которые должны выполняться участниками проекта.


Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.

План действий обучающихся в проекте

  • Выбор темы проекта (исследования).
  • Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
  • Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
  • Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
  • Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  • Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
  • Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
  • Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
  • Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают школьникам успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

В своей работе я использую следующие типы проектов: исследовательские, поисковые, творческие, игровые, ролевые, социальные. По количеству обучающихся, участников проекта: личностные, парные групповые. По времени работы над проектом: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. Этапы работы над проектом: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио. Стараюсь через различные формы организации: урок, элективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Типы проектов

Исследовательские

Игровые,

ролевые

Творческие

Социальные

Краткосрочные

1. «Культурный и общественно-политический аспект в рассказе К.Г. Паустовского «Орест Кипренский», Потимко Ксения, 9 класс.

2. «Сатирические произведения в русской литературе 18 века», Лагада Юлия, 10 класс

1.Литературно- музыкальная композиция «Песня в солдатских шинелях».

2. Инсценировка басен И.Крылова.

3. «Алло, мы ищем таланты»,

5 класс, конкурсная программа.

1. Дизайн дверей кабинета к новогоднему

празднику.

2.Первоапрельский коллаж.

3. Первоапрельская презентация.

4. Издание книжек- малышек, 5 класс

«Ими гордится школа», 6А класс

Среднесрочные

1. «Дневник как способ творческого отражения действительности»,

Дюмина Анастасия, 7 класс.

2. Изучение роли письма вчера и сегодня, Мясников Владислав, 5 класс.

3. «Что лежит у меня в портфеле», Стадник Екатерина, 7 класс.

4. «Влияние русской истории на развитие и становление русского языка», Хамматова Регина, 7 класс

1. Урок – суд по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник», 7класс.

2. «Курс молодого бойца»,

игровая программа, 6 класс.

3. «Мы будем вечно прославлять ту женщину – чье имя мать», концертная программа для мам в День матери.

1. Издание альманаха «Сердце мирам распахнуть»,2011.

2. Видеоотчет к родительскому собранию «Такими детьми надо гордиться», 1 раз в четверть.

1.«Безопасная дорога в школу». Шахрай Анна,

7 класс

2. «История города в памятниках»,

7 класс.

Долгосрочные

1.«Язык СМС и его влияние на развитие современного русского языка», Дюмина Анастасия, 6 класс.

2. «Тема Родины и ее лексическое воплощение в лирике М.Ю. Лермонтова». Сафиуллина Диана, 9 класс.

Праздничная программа для малышей по формированию здорового образа жизни, 2008-2012гг.

1.Издание школьной газеты

«Пятерочка», 2010-2012 гг.

2.Фотоотчет «Портфолио класса», 2008-2012гг.

1.«Здоровый образ жизни- это модно», 5 класс

2.«Милосердие-путь к доброте», 2009-2012гг.

Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Цель проектной деятельности в образовании - это активизация процесса обучения, своеобразный переход от развития личности к раскрытию интеллектуального и креативного потенциала личности, то есть, в конечном счете, к саморазвитию. Целью программных разработок в проектной деятельности учащихся является готовность к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности. Рассмотрим, каким образом работают показатели готовности.

Наличие исследовательского интереса. Наличие исследовательского интереса – стремление познавать окружающий мир - имманентно присуще ребенку. Однако эту способность необходимо диагностировать и постоянно развивать.

Способность выявлять проблемы, требующие исследовательского подхода.

Реальный процесс творчества — это все­гда попытка сделать шаг в неизведанное. Потому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, ког­да проблема уже решена. Как ни крамольно это звучит, но даже «взрослый» исследователь, начиная поиск, далеко не всегда ясно осознает, зачем он это делает, и уж тем более не знает, что он найдет в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с уча­щимся, следует проявлять гибкость, не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого словесного обозначения цели. Вполне достаточно ее общего, приблизительного описания. Это положение считается принципиальным в деле формирования и разви­тия навыков исследовательского поиска.

Способность проектировать исследовательскую деятельность.

Ответ на возникшую проблему обычно достигается че­рез выдвижение догадок, предположений или гипотез. Та­ким образом, можно утверждать, что новое знание впервые осознается исследователем в форме гипотезы. Гипотеза выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса. Поэтому одним из главных, базовых умений исследова­теля является умение выдвигать гипотезы, строить предпо­ложения. Рождаются гипотезы как в результате логических пост­роений и рассуждений, так и в итоге интуитивных догадок. Гипотеза — это предположительное, вероятностное зна­ние, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом, это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценнос­тью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна — она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она прекращает свое существование, превращаясь из гипо­тезы в ложное предположение. Особенную ценность гипотезе придает ее обоснованность, т.е. возможность указать путь исследовательского поиска.

Умения и навыки применения исследовательских методов.

Проблема готовности здесь сводится, прежде всего, к знанию о существовании различных методах исследования действительности и к умению их грамотно применять. Основные методы, задействованные в нашем проекте, это: наблюдение, опрос, корреляционное исследование, работа с текстом (с источниками), эксперимент, мысленный эксперимент (моделирование), мозговая атака, конференция-презентация.

Наблюдение. Наблюдение по различным основаниям можно классифицировать на:

1. Стандартизированное и нестандартизированное;

2. Естественное (полевое) и искусственное;

3. Включенное и невключенное.

Каждый из видов наблюдения обладает своими достоинствами и недостатками.

Корреляционное исследование. Корреляционное исследование определяет степень зависимости или корреляции между двумя имеющимися характеристиками, действиями или со­бытиями. Сначала два интересующих фактора изме­ряют. Затем используют статистический прием для определения степени корреляции. Этот прием достаточно прост. По измеренным параметрам строят график, откладывая по одной оси одно событие. Корреляционные исследования помогают нам выявить связи и сделать прогнозы.

Метод опроса. В методе опроса для получения ответов на различные вопросы используют технику выявления общественного мнения. Как правило, людям в реп­резентативной выборке задают серию тщательно сформулированных вопросов. Репрезентативная выборка — это небольшая группа, которая точно от­ражает какую-то более крупную совокупность. Методики проведения опроса может быть различной. Выделяют анкетирование (опосредованное общение интервьюера и респондента) и интервьюирование (непосредственное общение интервьюера и респондента). Анкетирование способно охватить значительную часть опрашиваемых, но не позволяет изменить первоначальный план опроса, подстраиваясь под вербальные и невербальные реакции респондента и т.д.

Эксперимент. Наиболее эффективный исследовательский инстру­мент — эксперимент (формальное испытание, пред­принимаемое с целью подтверждения или опровер­жения гипотезы). Эксперименты применяются как в естественных, так и в гуманитарных науках, и, естественно, имеют свою специфику. Гуманитарный эксперимент – это социальная практика, поэтому на него накладываются определенные условия:

1. Гипотеза эксперимента в гуманитарном знании должна быть только положительной, т.е. призванной улучшить существующую практику.

2. Необходимо избегать обмана и не наносить психологических травм участникам эксперимента.

3. Образовать две или более группы испытуемых. Одна группа называется экспериментальной, другая становится контрольной. Обе группы находятся в совершенно одинаковом положении, за исключением условия, которое созна­тельно меняют. Его называют независимой перемен­ной. Переменная — это любое условие, которое может меняться и которое способно повлиять на результат эксперимента. Внешние переменные — это условия, влияние которых на результат эксперимента исследова­тель желает устранить.

Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по возможности чётче формировать и отыскивать приемлемые решения многих проблем. Один из путей решения этого – проектно-исследовательская деятельность. Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы в школе, так как именно здесь развивается личностные качества человека. Занимаясь проектной работой, я ориентирую ребят на исследования, провожу экскурсии, беседы, показываю работы юных исследователей прошлых лет. Мои ученики, начиная исследовательскую деятельность в нашей школе, продолжают ею заниматься и в дальнейшем, обучаясь в вузах, техникумах, колледжах. Результаты моей работы по описанной технологии представлены в проекте. Если в школе создать условия для развития проектно-исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей в школе, а потом и в их взрослой жизни.

Практическая значимость:

1) обеспечивает возможность организации учебного процесса, отвечающего требованиям и целям обучения, отражающим основные принципы личностно-ориентированного подхода;

2) предполагает гибкость, широкую вариативность и дифференциацию как в выборе учащимися содержания, так и форм получения образования;

3) позволяет реализовать как уровневую (базовый уровень, профильный уровень, углубленный уровень освоения образовательных программ), так профильную дифференциацию, направленную на усвоение образовательных программ в определенной сфере с учетом способностей и познавательных потребностей обучаемых;

4) позволяет повысить мотивацию изучения предметов школьной программы.

Одно из достоинств проектно-исследовательской деятельности – это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения:

  • реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
  • принимать самостоятельные решения;
  • поверить в свои силы.

Но наряду с положительными сторонами исследовательской деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например:

  • увеличение умственной нагрузки;
  • требование более сложной системы оценивания;
  • увеличение объёма работы учителя;
  • существование риска неудачного выполнения работы;
  • повышение эмоциональной нагрузки;
  • нарастание напряжения к сроку сдачи работы.

Значение проектно- исследовательской деятельности для учителя заключается в достижении главной цели образования – повышению качества образования обучащегося.

Значение проектно- исследовательской деятельности для ученика заключается в повышении личной мотивации, получении новых знаний, в умении добывать эти знания.

6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).

Программное обеспечение для нововведения:

- используемая рабочая программа разработана мною в полном соответствии с требованиями Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы образования, спроектированы индивидуальные личностно-ориентированные образовательные программы.

Организация учебного процесса с использованием проектно-исследовательских педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федеральных законов от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ, от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, от 27 декабря 2000 г. №150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ, от 13 февраля 2002 г. № 20-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, от 25 июня 2002 г. № 71-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ, от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ, от 6 мая 2003 г.
  • Положение о государственной итоговой аттестации выпускников 10 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ, утвержденное приказом Минобразования РФ от 03.12.1999 г. № 1076 (зарегистрирован Минюстом РФ 14.05.2001 г. № 2709).
    • Базисный учебный план общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г.
    • Президент РФ от 04 февраля 2010 г. № Пр-271, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
    • Одаренность: Рабочая концепция. М., 1998.
    • Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября 2008 г. N 255 «О внесении изменений в порядок проведения олимпиад школьников, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. N 285»

Материально-технические ресурсы:

  • кабинет русского языка и литературы, соответствующий современным санитарно-гигиеническим, здоровьесберегающим и методическим требованиям. Рабочее пространство учителя организовано. На базе кабинета создан комплекс, который представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих «компьютерную предметно-обучающую среду».

В состав входит оборудование, позволяющее работать в режиме индивидуальной, групповой и фронтальной работы: персональный компьютер (монитор, системный блок, звуковые колонки, компьютерная мышь; черно-белый лазерный принтер; мульмедиапроектор, документ-камера; магнито-маркерная доска, интерактивное устройство; комплекты дидактических и демонстрационных материалов для 5-11 классов, карточки, настольные дидактические материалы (карточки-конспекты, книги, таблицы, схемы); учебные диски.

Кадровое обеспечение:

Уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта считаю достаточным: высшее образование, филологический факультет Магнитогорского гуманитарного государственного университета по специальности «Учитель русского языка и литературы».

Повышение квалификации:

  • «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника», г. Нижневартовск, 2008г.
  • Данный опыт используется следующими учителями:

2. «Технология подготовки выпускников 9классов к сдаче экзаменов по новой форме. Подготовка экспертов». Пр.№164-у от 16.04.2008, г. Нижневартовск.

3. «Организация и содержание первичной профилактики девиантного поведения подростков»,2006, г. Нижневартовск.

4. «Преподавание русского языка и литературы на современном этапе, Нижневартовск», 2011.

5. «Методика организации исследовательской деятельности школьников с использованием ИКТ», Москва, 2011.

6. «Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся», Нижневартовск, НГГУ, 2009.

7. Паспорт электронного гражданина. 2011

С 2009 года являюсь руководителем школьного научного общества «Эврика», главным редактором школьной газеты «Пятерочка» Приложение №5, руководителем школьного сайта, организатором всероссийского игрового конкурса по естествознанию «Человек и природа», школьным организатором Международного конкурса по истории мировой художественной культуры «Золотое руно».

7. Партнеры.

  • Вологдина Татьяна Николаевна, МОСШ№17;
  • Чунакова Разида Наиловна, МОСШ №8.
  • Муслимова Фирдия Тукаевна, МБОУ «СОШ№5»
    • Целевая аудитория
    • План реализации проекта
    • Ожидаемые результаты и социальный эффект

2.Обучающиеся (ученики средних и старших классов).

3. Родители обучающихся.

4. Администрация школы.

5. Школьное научное общество учащихся «Эврика».

Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются обучающие среднего и старшего школьного возраста, имеющие творческие способности, педагогические работники школы (учителя – предметники образовательной области «Русский язык и литература», классные руководители, родители (законн

Наши новости:

Разместить свою публикацию