Технологическая карта урока
Учебный предмет: химия
Класс: 10
Учитель: Горячевская Татьяна Витальевна
УМК: О.С.Габриелян Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.-9-е издание,стереотип.-М.:Дрофа,2013.
Место урока в системе уроков данного раздела: раздел «Кислородсодержащие органические соединения» 10 часов, 6 урок в разделе
Тема урока: Углеводы. Глюкоза.
Тип урока: усвоение новых знаний (изучение нового материала с использованием знаний, полученных на предыдущих уроках).
Цели урока:
предметно-дидактическая цель: сформировать систему знаний о глюкозе, как представителе класса углеводов.
деятельностная цель: формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия при изучении глюкозы.
Задачи урока: образовательные (предметные), развивающие (метапредметные), воспитательные (личностные) и коррекционные.
1) образовательные (предметные):
- формировать представления о группе органических веществ, обладающих двойственными свойствами;
- изучить особенности строения глюкозы, ее значение и применение;
- выделить основные и особые свойства глюкозы;
- продолжить формировать умения решать химические задачи с использованием знаний, полученных на уроке в нестандартных ситуациях;
- продолжить развивать умения приводить примеры на уроках химии, используя жизненный опыт.
2) развивающие (метапредметные):
- создать условия для развития логического мышления, памяти, внимания и познавательных умений;
- способствовать расширению словарного запаса, умения сравнивать и анализировать, а так же обобщать и делать выводы;
- продолжить формировать умения работать с различной литературой (учебной, дополнительной) и другими источниками информации (интернет-ресурсами, работать по ссылкам и с файловыми документами).
3) воспитательные (личностные):
- продолжить формировать ответственности за своё здоровье;
- развивать умения осуществлять самоконтроль, организовывать рабочее пространство;
- воспитывать сознательность на уроке;
- развивать культуру речи;
- развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
4) коррекционные:
- развивать зрительное восприятия и узнавания;
- развивать зрительной памяти и внимания;
- развивать основные мыслительные операции: умение планировать деятельность, навыки группировки и классификации;
- развивать речь;
- обогащать словарный запас;
- корректировать индивидуальные пробелы в знаниях.
- частично-поисковый или эвристический;
- объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: объяснение, работа с электронными ресурсами и интернет-ресурсами.
Форма работы: индивидуальная
Приемы обучения: - работа с текстом;
- работа с наглядным материалом;
- работа с электронными ресурсами (интернет-ресурсы, справочные материалы, видеометериалы);
- работа по плану.
5) Создать условия для развития универсальных учебных действий:
Личностных - развитие познавательных интересов, учебной мотивации, интеллектуальных способностей; смыслообразование; оценивание усваиваемого содержания; умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательных – общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение познавательной цели; поиск и выделение информации; смысловое чтение. Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения объектов; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем.
Регулятивных – целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Коммуникативных – планирование; постановка вопросов; решение поставленных задач; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.
Методы обучения:
Особенности урока: четкое проговаривание новых терминов и определений, обращение особого внимания на произношение химических терминов, динамическая пауза (обязательна для детей с ОВЗ).
Средства обучения и оборудование:
- базовое рабочее место ученика (системный блок mac-mini; клавиатура Apple Keyboard; мышка Arctic M111; монитор AOC 919Vwa+; наушники Gal SLR-650; микрофон VRN-MIC3; колонки TopDevice TDS-501 Wood; веб-камера Qumo WCQ-10)
- Цифровые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c10/75854/?interface=catalog&subject=31
- Виртуальная доска: https://www.twiddla.com/2555884
- презентация: «Углеводы»
- тест по теме
Ход урока
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1 этап. Организационный (1 — 2 минуты) Цель этапа:
| Приветствие ученика (интересуемся самочувствием, настроением, внутренним состоянием). - Здравствуй, …... Настрой ученика на работу, организация рабочего места. | Выбирает эффективные способы организации рабочего пространства. | Умение организовывать свою учебную деятельность, создание мотивации во включение в учебный процесс | Приветствует учителя, озвучивает состояние настроя на урок | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Мобилизирует свои силы и энергию, настраивается и включается в рабочий процесс | Умение управлять своим поведением и деятельностью |
2 этап. Актуализация знаний (3 - 4 минуты)
Цель этапа:
| Мы продолжаем изучать большой раздел в органической химии- кислородсодержащие органические соединения. Вопрос: С какими кислородсодержащими соединениями мы познакомились? (спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты) Вопрос: Какие функциональные группы у этих соединений? (гидроксильная, карбонильная,карбоксильная) Сегодня на уроке мы продолжим изучение кислородсодержащих соединений и будем изучать Углеводы Вопрос: А где ты встречался с понятием углеводы? ***В случае затруднения,учитель с помощью наводящих вопросов помогает учащемуся ответить) Учитель дополняет информацию об углеводах На прошлом уроке было дано задание: решить 2 задачи на вывод химических формул (по продуктам сгорания и процентному содержанию) Вопрос: Какие формулы получились? (С6 Н12О6)-это глюкоза Вопрос: Можно ли по этой формуле охарактеризовать химические свойства глюкозы? (Нужно знать строение молекулы глюкозы) | Отвечает на поставленные учителем вопросы, высказывает предположения и делает выводы | Актуализация изученных способов действий, актуализация мыслительных процессов; активизирует мыслительные операции | Отвечает на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущих уроках раздела | Определение способа взаимодействия с учителем; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами коммуникации; умение вступать в диалог | Отвечает на вопросы учителя, делает выводы, прогнозирует тему урока | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно |
Сейчас тебе будет предложено два видеофрагмента. видеофрагменты будут без звука, твоя задача внимательно посмотреть, проанализировать: какие качественные реакции тебе уже знакомы, вспомнить работу в виртуальной лаборатории. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c10/75854/?interface=catalog&subject=31 Вопрос: На какие функциональные группы были проведены качественные реакции,что можно сказать о строение глюкозы? (наличие гидроксильной группы и карбонильной) | Работает с электронным ресурсом; правильно произносит химические термины; составляет логическую цепочку | Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умение находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, и информацию, полученную на предыдущих уроках | Работает над составлением логической цепочки из терминов при выполнении учебной задачи | Выявление и идентификация проблемы; поиск альтернативных способов решения проблемы; принятие решения и его реализация | Аргументирует свои решения при выполнении поставленной задачи; прогнозирует результат; вносит необходимые коррективы | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий | |
3 этап. Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (3 минуты):
Цель этапа:
| Вопрос: После просмотра видеофрагментов о глюкозе, что ты можешь сказать? (глюкоза обладает свойством спирта и альдегида)
Вопрос: А о каком веществе пойдет речь сегодня на уроке?... (о глюкозе) | Проговаривает цель и задачи урока, план работы на уроке, используя опыт изучения аналогичных уроков | Самостоятельное выделение и формулирование темы урока; осознанное построение речевого высказывания в устной форме | В диалоге делает предположения и учится самостоятельно и грамотно формулировать цель и задачи урока | Планирование учебного сотрудничества с учителем - определение цели, функций участников, способов взаимодействия | По наводящим вопросам приходит к постановке цели и задач урока. | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий |
Итак, тема урока: Глюкоза. Строение,свойства, применение. (записываем в рабочей тетради число и тему урока, учитель прописывает в переписке Skype) 02. 03 Глюкоза,строение,свойства Вопрос: Тему мы записали. А чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? Что нам предстоит сделать? (выяснить строение, свойства и применение глюкозы) ***В случае затруднения, учитель с помощью наводящих вопросов помогает учащемуся сформулировать задачи урока. | Формулирует тему урока, записывает тему в тетрадь | Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение оформлять записи в тетради | Формулирует тему урока, задает вопросы | Умение слушать и вступать в диалог | Чередует речевую активность и механическое записывание | Саморегуляция и умение организовывать свое эмоциональное состояние | |
4 этап. Первичное усвоение новых знаний (8 - 10 минут)
Цель этапа: - организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала; | Вопрос: Какими физическими свойствами обладает глюкоза? (белое кристаллическое вещество,хорошо растворяется в воде, сладкая на вкус) Вопрос: Как можно изобразить строение молекулы глюкозы? Работа по доске Twiddla: эмпирическая формула глюкозы С6 Н12 О6 учащийся на доске проектирует структурную формулу глюкозы ***В случае затруднения,учитель с помощью наводящих вопросов помогает учащемуся ответить) https://www.twiddla.com/2546026 Строение глюкозы (линейная и циклические) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c10/75854/?interface=catalog&subject=31 (видеофрагмент о циклических формах глюкозы) Вопрос: так какими химическими свойствами обладает глюкоза? (свойствами спирта и альдегида) Презентация «Углеводы» слайд №7,8,9; На слайдах показаны реакции, протекающие по альдегидной группе (реакции окисление и восстановление) и реакции по гидроксильной группе. | Переходит по ссылке для работы с опорным материалом; находит нужный фрагмент опорной схемы на электронном ресурсе; выполняет задания учителя; | Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; поиск и выделение необходимой информации; свободная ориентация в информации, определение основной и второстепенной информации | Участвует в обсуждении поставленных учителем вопросов; работает с информацией в сотрудничестве с учителем; | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; построение продуктивного сотрудничества на уроке; умение слушать и вступать в диалог | Работает с материалами на доске Twiddla, с презентацией | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
А сейчас мы остановимся на особых свойствах глюкозы и ее применении. Работа по презентации слайд №11, 17, 18, 20 Особые химические свойства- реакции брожения,применение Проанализировать слайды. Какие виды брожения характерны для глюкозы? Где нашла применение глюкоза? ***В случае затруднения,учитель с помощью наводящих вопросов помогает учащемуся ответить) | Сопоставление материала и ранее изученного материала, рисунков. Осмысление материала. | Свободная ориентация в информации, определение основной и второстепенной информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Совместная работа с учителем с опорным материалом; формулирует ответ и использует уже приобретенных знаний | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; поиск и оценка альтернативных способов решения поставленной задачи, принятие решения и его реализация | Выполняет задание по сопоставлению процесса и его сущности | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий; прогнозирование, предвосхищение результата и уровня усвоения знаний | |
5 этап. Физкультминутка. (3 - 4 минуты)
Цель этапа: | После напряженной умственной работы наш мозг испытывает недостаток питания и кислородного обеспечения. Поэтому нам необходимо сейчас размять мышцы шеи для улучшения кровообращения. И дать отдохнуть глазам для восстановления зрительного пигмента после работы с компьютером. Учитель показывает упражнения для разминки шеи. Учащийся совместно с учителем выполняет упражнения. | Внимательно слушает объяснение учителя о необходимости динамической паузы | Использует для объяснения знания по анатомии человека | Высказывает свое мнение по отношению к проведению динамической паузы | Умение слушать и вступать в диалог | Выполняет упражнения, предложенные учителем | Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
6 этап. Первичная проверка понимания (5 минут) Цель этапа: - подвести итог обсуждения учебного материала; - построить логическую цепочку рассуждений; - организовать самостоятельную работу учащегося; - проверить умения работать учащегося по алгоритму; - организовать проверку по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. | На уроках химии при изучении класса веществ всегда разбирали строение молекул, выяснили наличие функциональных групп, химические свойства. Сегодня мы выяснили, что есть вещества, обладающие двойственными свойствами-глюкоза. Вопрос: так почему глюкоза обладает такими свойствами- глюкоза- альдегидо-спирт (наличие 2 функциональных групп-гидроксильной и альдегидной) | Сопоставляет материал на слайдах, работает с электронным он-лайн ресурсом | Извлечение информации из предложенных источников, умение выделить главное из общего объёма информации; | Аргументирует свои решения, использует химические термины; приводит примеры к соответствующим процессам | Умение воспринимать новую информацию и делать самостоятельные выводы; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Самоорганизация при просмотре и работе с он-лайн ресурсом; развитие внимания и силы воли при решении поставленной задачи | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
7 этап. Первичное закрепление. (8 -9 минут) Цель этапа: - тренировать способность к самоконтролю, и самооценке; - организовать проверку по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок; - тренировать способность применять новый алгоритм действий. | Следующий этап работы — выполнение теста учитель отправляет файл тест по теме: «Глюкоза», дается инструкция по тесту, учащийся работает на своем экране,оценивает работу. ***Учитель внимательно слушает, корректирует работу учащегося, задает наводящие вопросы. | Самостоятельно выполняет задание перемещается от одного вопроса к другому | Умение ставить перед собой учебную задачу; выдвижение гипотез и их обоснование | Высказывает предположения, аргументирует высказывания, выполняет задание0 | Выстраивание учебного сотрудничества с учителем; умение слушать и вступать в диалог; поиск и оценка альтернативных способов решения учебной, принятие решения и его реализация | Ставит задачу для дальнейших действий с учебным блоком | Постановка учебной задачи; выстраивание дальнейшей работы с материалом; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий |
8 этап. Подведение итогов урока. Рефлексия учебного материала. (3 минуты) Цель этапа: - организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; - организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока.
| Итак, наш урок подошел к концу. Как обычно в конце урока мы подводим итоги. ВОПРОСЫ: - Какую тему мы сегодня изучали в течении урока? - Достигли ли мы поставленной цели? *** Учащийся отвечает на поставленные вопросы и делает выводы по уроку либо самостоятельно, либо с помощью учителя. | Обобщает результаты своей деятельности по достижению цели. | Выстраивание причинно- следственных связей. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Участвует в обсуждении урока; выражает собственное мнение о работе и полученном результате. | Монологическая, диалогическая речь. Контроль, коррекция, оценка действий. Умение участвовать в обсуждении проблемы. Умение выражать свои мысли. | Анализ правильности выполненных действий и уровень усвоения. | Прогнозирование результата и уровня усвоения. Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, |
9 этап. Домашнее задание. (2 минуты)
Цель этапа: - включить новый способ действий в систему знаний учащегося; - организовать ситуацию успеха по результатам выполнения работы; - тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартных и не стандартной ситуациях. | И как обычно в конце урока мы обсуждаем.... (домашнее задание)
Домашнее задание: 3)решить задачи стр 109 №9(в) №10 4)виртуальная лаборатория ресурс «Идентификация органических соединений» задача№9 (отправляется файл с домашним заданием) ***Домашнее задание прописывается в чате Skype, а затем и в электронном журнале. | Формулирует домашнее задание самостоятельно | Извлечение необходимой информации из предложенной на уроке; построение логической цепи рассуждений | Самостоятельно формулирует домашнее задание, | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем; владение монологической и диалогической формами речи; определение цели, функций, способов взаимодействия | Самостоятельно выбирает источники информации для повторения | Прогнозирование результата и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
10 этап. Рефлексия деятельности. (2-3 минуты) Цель этапа: - организовать проведение самооценки учеником работы на уроке; - по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. | …....как прошёл урок? Что можешь сказать о своей работе на уроке? Какую оценку ты себе поставишь за работу на уроке? Почему? Выставление и аргументирование учителем оценки за урок. Благодарю за работу на уроке! До свидания! | Обобщает результаты своей деятельности по достижению цели. | Выстраивание причинно- следственных связей. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Участвует в обсуждении урока; выражает собственное мнение о работе и полученном результате. | Монологическая, диалогическая речь. Контроль, коррекция, оценка действий. Умение выражать свои мысли. | Анализ правильности выполненных действий и уровень усвоения. | Развитие способности к волевому усилию. Осознание качества и уровня усвоения. |