Календарно-тематическое планирование для УМК Матвеева Н.В. «Информатика», 2-4 класс
2 класс
№ п/п | Дата (план./факт.) | Название темы | Характеристика деятельности учащихся | Примечание |
Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер – 8 часов | ||||
1. |
| Техника безопасности при работе на компьютере | Приводить примеры, иллюстрирующие различные виды информации; соблюдать требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. Знание требований к организации компьютерного рабочего места |
|
2. | Человек и информация | Приобретение первоначальных представлений об информации, её восприятии, об органах чувств. |
| |
3. | Какая бывает информация | Приводить примеры разных видов информации; работать с компьютерной мышью. Понимание, что человек воспринимает информацию одновременно несколькими органами чувств |
| |
4. | Источники информации | Иметь представление об источниках зрительной и звуковой информации. Иметь представление, что источником информации могут быть человек, живые организмы, устройства и приборы. Приводить примеры источников информации. Понимание связи между сигналом и его смыслом |
| |
5. | Приёмники информации | Приводить примеры приемников информации. Понимание, что источник может быть один, а приемников – много |
| |
6. | Компьютер и его части | Иметь представление о компьютере, как универсальном инструменте для работы с информацией Понимание, что компьютер может хранить, обрабатывать и передавать информацию |
| |
7. |
| Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | Обоснованно приводить примеры Решать информационные задачи |
|
8. |
| Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер» | Умение обоснованно приводить примеры. Умение решать информационные задачи |
|
Глава 2. Кодирование информации – 7 часов
| ||||
9. |
| Носители информации | Приводить примеры различных носителей информации Характеризовать основные носители информации Понимание, что носитель используется для длительного хранения информации |
|
10. |
| Кодирование. Способы кодирования | Иметь представление: о простейших способах кодирования. Приводить простейшие примеры кодирования информации. Понимание, что смысл кодирования как преобразования информации по определенным правилам |
|
11. |
| Алфавит и кодирование информации |
| |
12. |
| Письменные источники информации | Иметь представление о письменных источниках информации Умение приводить примеры письменных источников информации |
|
13. |
| Языки людей и языки программирования | Иметь представление о назначении естественных и искусственных языков Умение называть разные языки и относить их к соответствующей группе |
|
14. |
| Повторение по теме «Кодирование информации» | Обоснованно приводить примеры. Решение информационных задач |
|
15. |
| Контрольная работа по теме «Кодирование информации» | Умение обоснованно приводить примеры. Умение решать информационные задачи |
|
Глава 3. Информация и данные – 8 часов
| ||||
16. |
| Текстовые данные | Раскрывать смысл понятия «текстовая информация». Умение приводить примеры по теме |
|
17. |
| Графические данные | Использовать знаково – символические средства представления информации |
|
18. |
| Числовая информация | Называть знаки цифрового алфавита в возрастающем и убывающем порядке. Иметь представление об истории развития средств счёта, приводить примеры. Умение преобразовывать числовую информацию в текстовую и обратно |
|
19. |
| Десятичное кодирование | Иметь представление как используется кодовая таблица для кодирования и декодирования. Умение решать простейшие задачи на кодирование и декодирование. Понимать смысл и возможность использования двух знаков для кодирования |
|
20. |
| Двоичное кодирование |
| |
21. |
| Числовые данные | Умение различать числовую информацию и числовые данные |
|
22. |
| Повторение по теме «Информация и данные» | Знание определений. Умение приводить примеры |
|
23. |
| Контрольная работа по теме «Информация и данные» | Умение обоснованно приводить примеры. Умение решать информационные задачи |
|
Глава 4. Документ и способы его создания – 10 часов
| ||||
24. |
| Документ и его создание | Владение понятием текстовый документ |
|
25. |
| Электронный документ и файл | Владение понятием смысл текста, документ, файл |
|
26. |
| Поиск документа | Умение находить нужный документ |
|
27. |
| Создание текстового документа | Умение загружать текстовый редактор и печатать текст |
|
28. |
| Практическая работа «Создание текстового документа» |
| |
29. |
| Создание графического документа | Знание о способах создания графического документа. Умение работать с графическим и текстовым редактором |
|
30. |
| Практическая работа «Создание графического документа» |
| |
31. |
| Повторение по теме «Документ и способы его создания» | Знание определений. Умение приводить примеры |
|
32. |
| Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания» | Проверка уровня усвоения понятий и определений по разделу |
|
33. |
| Повторение изученного во втором классе |
| |
34. |
| Резерв |
|
|
35. |
| Резерв |
|
|
3 класс
№ п/п | Дата (план./факт.) | Название темы | Характеристика деятельности учащихся | Примечание |
Глава 1. Информация, человек и компьютер – 7 часов | ||||
1. |
| Техника безопасности при работе на компьютере. Человек и информация | Соблюдение требований безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. Знание требований к организации компьютерного рабочего места. Знание органов чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа. Знание видов информации по способу представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая) |
|
2. |
| Источники и приёмники информации | Умение отличать источник от приемника информации. Умение приводить примеры источников и приемников информации. Знание способов представления информации для реальных источников |
|
3. |
| Носители информации | Умение приводить примеры различных носителей информации. Умение различать носители информации. Понимание необходимости носителей информации |
|
4. |
| Компьютер | Знание устройства ввода и вывода, обработки, передачи и хранения информации. Понимание, что компьютер работает с данными с помощью программ |
|
5. |
| Документ и способы его создания | Владение понятием смысла текста, документ, файл. Умение находить нужный документ, загружать текстовой редактор и печатать текст, работать с графическим и текстовым редактором. Знание о способах создания графического документа |
|
6. |
| Повторение по теме «Информация, человек и компьютер» | Знание о способах создания графического документа. Умение работать с графическим и текстовым редактором. Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности. Установление причино-следственных связей. Самоконтроль |
|
7. |
| Контрольная работа по теме «Информация, человек и компьютер» | Обоснованно приводить примеры. Решать информационные задачи. Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта. Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Смысловое чтение |
|
Глава 2. Действия с информацией – 8 часов
| ||||
8. |
| Получение информации | Приобретение первоначальных представлений о получении, передаче и хранении информации |
|
9. |
| Представление информации | Приобретение первоначальных знаний о способах и формах представления информации |
|
10. |
| Кодирование информации | Приобретение первоначальных знаний о способах преобразования и кодирования данных, кодирования информации |
|
11. |
| Кодирование и шифрование данных | Умение самостоятельно кодировать и декодировать информацию с использование кодировочных таблиц |
|
12. |
| Хранение информации | Умение объяснять, для чего человек хранит информацию. Умение приводить примеры носителей информации. Знание, что хранение информации – это одно из возможных действий с информацией, что компьютер может хранить информацию. Знание о способах хранения информации |
|
13. |
| Обработка информации | Понимание, что обработка информации – это одно из возможных действий с информацией. Умение объяснять смысл обработки информации. Приобретение первоначальных знаний об обработке разных видов информации (текстовой, графической, числовой). Понимание, что компьютер – это инструмент для обработки информации |
|
14. |
| Повторение по теме «Действия с информацией» | Умение находить сходства и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; классифицировать информационные процессы по принятому освоению; выделять основные информационные процессы в реальных системах. Установление причинно-следственных связей. Самоконтроль |
|
15. |
| Контрольная работа по теме «Действия с информацией» |
| |
Глава 3. Мир объектов – 10 часов
| ||||
16. |
| Понятие объекта | Приобретение первоначальных знаний о понятии «объект». Знание основных категорий объектов и их классификаций. Знание основных видов имён объектов (общее, конкретное, собственное) |
|
17. |
| Объект и его имя |
| |
18. |
| Свойства объекта | Приобретение первоначальных знаний об основных категориях свойств объекта и умение раскрывать их на примерах |
|
19. |
| Функции объекта | Умение «читать» схему и понимание её как отражения элементного состава объекта. Знание о «действии объекта» как элементе характеристики поведения объекта. Приобретение первоначальных знаний о составлении пошагового плана действий для достижения поставленной цели |
|
20. |
| Элементный состав объекта |
| |
21. |
| Отношения между объектами | Приводить примеры отношений между объектами |
|
22. |
| Характеристика объекта | Приобретение первоначальных знаний об элементах, составляющих характеристику объекта. Умение давать характеристику простым объектам |
|
23. |
| Документ и данные об объекте | Знание основных видов документов (свидетельство о рождении, паспорт, аттестат зрелости, проездной документ, справка). Понимание смысла информации, отображённой в документе дающей право или подтверждающий факт чего - либо |
|
24. |
| Повторение по теме «Мир объектов» | Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела |
|
25. |
| Контрольная работа по теме «Мир объектов» | Повышение мотивации учения и выработки ответственности за результаты своей деятельности |
|
Глава 4. Компьютер, системы и сети – 8 часов
| ||||
26. |
| Компьютер – это система | Приобретение первоначальных представлений о компьютере как о системе |
|
27. |
| Системные программы и операционная система | Приобретение первоначальных представлений о системных, инструментальных, прикладных программах |
|
28. |
| Файловая система | Приобретение первоначальных представлений о понятии файл, о системе хранения файлов на носителях |
|
29. |
| Компьютерные сети | Приобретение первоначальных представлений о понятиях локальная сеть, сервер, браузер и их назначении |
|
30. |
| Информационные системы | Приобретение первоначальных представлений об информационных системах. Умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета |
|
31. |
| Повторение по теме «Компьютер, системы и сети» | Понимание и правильное использование терминологии. Умение приводить примеры и обосновывать их выбор. Умение решать информационные задачи. Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта. Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Смысловое чтение. Установление причинно-следственных связей. Повышение мотивации учения и выработки ответственности за результаты своей деятельности |
|
32. |
| Контрольная работа по теме «Компьютер, системы и сети» |
| |
33. |
| Повторение изученного в третьем классе |
|
|
34. |
| Резерв |
|
|
35. |
| Резерв |
|
|
4 класс
№ п/п | Дата (план./факт.) | Название темы | Характеристика деятельности учащихся | Примечание |
Повторение – 7 часов
| ||||
1. |
| Техника безопасности при работе на компьютере. Человек в мире информации | Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом — необходимость изучения «Информатики» для получения личностно значимых знаний и умений |
|
2. |
| Действия с информацией | Умение самостоятельно определять действия, выполняемые с данными |
|
3. |
| Объект и его свойства | Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией в рамке с восклицательным знаком, схемой, списком |
|
4. |
| Отношения между объектами | Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией в рамке с восклицательным знаком, схемой, списком |
|
5. |
| Компьютер как система | Приобретение первоначальных представлений о компьютере как о системе |
|
6. |
| Повторение по теме «Действия с информацией» | Обобщение и систематизация знаний |
|
7. |
| Контрольная работа по теме «Действия с информацией» | Понимание и правильное использование терминологии. Умение приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи |
|
Понятие, суждение, умозаключение – 9 часов
| ||||
8. |
| Анализ контрольной работы. Мир понятий | Умение определять предмет по заданным свойствам. Умение представлять информацию о предмете различными способами. Приобретение первоначальных представлений о понятии термин |
|
9. |
| Деление и обобщение понятий | Приобретение первоначальных представлений о структуре деления понятий. Умение выполнять деление понятий |
|
10. |
| Отношения между понятиями | Выполнять универсальные логические действия: выбирать основания для сравнения, классификации объектов |
|
11. |
| Совместимые и несовместимые понятия | Выполнять универсальные логические действия: выбирать основания для сравнения, классификации объектов |
|
12. |
| Понятия «истина» и «ложь» | Приобретение первоначальных представлений о понятиях «истина», «ложь». Умение различать истинные и ложные высказывания на основе анализа графически или текстом представленной информации |
|
13. |
| Суждение | истина, ложь суждение, истинное и ложное суждения, простые и сложные суждения |
|
14. |
| Умозаключение | Приобретение первоначальных знаний об основных признаках суждений |
|
15. |
| Повторение по теме «Понятие, суждение, умозаключение» | Умение выполнять умозаключение на основании одной, двух и трех истинных посылок |
|
16. |
| Контрольная работа по теме «Понятие, суждение, умозаключение» | Понимание и правильное использование терминологии. Умение приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи |
|
Модель и моделирование – 8 часов
| ||||
17. |
| Анализ контрольной работы. Модель объекта | Приобретение первоначальных представлений о понятие модель и моделирование. Приобретение первоначальных представлений о назначении и свойствах моделей, о цели моделирования |
|
18. |
| Модель отношений между понятиями | Приобретение первоначальных представлений об алгоритме как о модели действий |
|
19. |
| Алгоритм | Приобретение первоначальных представлений об алгоритме как о модели действий |
|
20. |
| Какие бывают алгоритмы | текстовые и графические алгоритмы, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлениями |
|
21. |
| Исполнитель алгоритма | Приобретение первоначальных представлений о видах алгоритмов. Умение составлять различные виды алгоритмов |
|
22. |
| Алгоритм и компьютерная программа | Приобретение первоначальных представлений о компьютере как исполнителе программ |
|
23. |
| Повторение по теме «Модель и моделирование» | Обобщение знания учащихся по теме, систематизация понятий темы |
|
24. |
| Контрольная работа по теме «Модель и моделирование» | Понимание и правильное использование терминологии. Умение приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи. |
|
Информационное управление. Повторение – 10 часов
| ||||
25. |
| Цели и основа управления. Управление собой и другими людьми | Приобретение первоначальных представлений об управлении, схеме управления |
|
26. |
| Управление неживыми объектами | Приобретение первоначальных представлений об управляющем объекте, объекте управления |
|
27. |
| Схема управления | Приобретение первоначальных представлений об управляющем объекте, объекте управления |
|
28. |
| Управление компьютером | Приобретение первоначальных представлений об управляющем объекте, объекте управления |
|
29. |
| Повторение по теме «Информационное управление» | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников |
|
30. |
| Контрольная работа по теме «Информационное управление» | Обобщить знания учащихся по теме, систематизировать понятия темы |
|
31. |
| Повторение по теме «Действия с информацией», «Понятие, суждение, умозаключение» | Обобщить знания учащихся по теме, систематизировать понятия темы |
|
32. |
| Повторение по теме «Модель и моделирование», «Информационное управление» | Обобщить знания учащихся по теме, систематизировать понятия темы |
|
33. |
| Годовая контрольная работа | Понимание и правильное использование терминологии. Умение приводить примеры и обосновывать их выбор, решать информационные задачи |
|
34. |
| Итоговый урок | Обобщить знания учащихся по теме, систематизировать понятия темы |
|
35. |
| Резерв |
|
|