Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96342

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 23.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Применение технологии смешанного обучения “Перевернутый класс” как основы для развития учебной самостоятельности гимназистов

Дата публикации:

Автор:
учитель информатики, МОУ "Гимназия г. Надыма", г. Надым

Цель: Применение технологии смешанного обучения “Перевернутый класс” как основы для развития учебной самостоятельности гимназистов

Задачи: Применение технологии смешанного обучения “Перевернутый класс” как основы для развития учебной самостоятельности гимназистов

Шипилов Артем Владимирович,

учитель информатики и математики

МОУ «Гимназия г.Надыма»

Применение технологии смешанного обучения “Перевернутый класс” как основы для развития учебной самостоятельности гимназистов

Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого заключается в том, чтобы помочь этим качествам проявиться в полной мере. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности.

Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся является одной из актуальных проблем современного образования. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.

Специфика школьного курса информатики заключается в том, что она активно использует элементы других дисциплин: математики, философии, стилистики, психологии и инженерии. Информатика оперирует фундаментальными понятиями, которые внешне по-разному проявляются в различных областях знания. Метапредметный характер предмета позволяет использовать на уроках современные информационные технологии и по-новому использовать возможности урока.

Технология смешанного обучения, в частности один из ее компонентов - модель «Перевернутый класс», по моему мнению, является именно той технологией, благодаря которой возможно развивать учебную самостоятельность школьников.

Федеральные государственные стандарты предполагают изменение принципов организации образовательного процесса, в центре которого теперь находится ученик. Уже более десяти лет во всем мире используется технология смешанного обучения. И в нашей стране более года назад в рамках проекта «Телешкола» началась реализация этой технологии.

Под смешанным обучением понимается образовательная технология, реализуемая в условиях сочетания очной формы обучения и электронного обучения. Это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования.

Наибольшую популярность приобретает форма смешанного обучения - перевернутый класс. Перевернутым здесь становится сам процесс обучения. Суть этой модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо выполнения десятка примеров дома, когда при всем желании редко удается получить консультацию здесь и сейчас, а проще списать по утру в школе, ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам. Главным образом, это учебное видео по теме, сделанное самим учителем или найденное в Интернете. На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов.

Итак, в чем заключаются особенности технологии смешанного обучения «Перевернутый класс»?

Модель «Перевёрнутый класс» (Blended Learning) используется для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению программного или дополнительного учебного материала. Для данной модели обучения характерно чередование компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность. При работе в режиме «Перевёрнутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами). Обязательное условие использования данной модели - наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет.

Для организации уроков по модели смешанного обучения учителю необходимо владеть некоторыми информационными технологиями для создания видео- и аудио- материалов, знать облачные технологии и уметь работать в сетевых сервисах

В каждой модели обучения существуют свои этапы подготовки и проведения урока, в модели «перевернутого класса» выделяют следующие этапы:

§подготовка дидактического наполнения домашнего задания (видеоролик, презентация, публикация, статья),

§проверка успешности усвоения материала, который дан для самостоятельного рассмотрение,

§актуализация темы,

§выявление целей урока,

§постановка проблемы,

§выполнение практической работы,

§изучение нового материала,

§подведение итогов урока,

§домашнее задание в формате «перевернутый класс».

Использование модели «перевернутого класса» на уроках информатики позволяет осваивать материал школьникам с различными интеллектуальными и физическими возможностями. Нередко на уроке, в силу интеллектуальных или эмоциональных особенностей (затормозился на обдумывании спорного пункта), возможно, даже из-за физических ограничений (слуха, зрения) дети, даже при полной самоотдаче, не могут полноценно усвоить материал. Изучение нового материала в дистанционном режиме самостоятельно дает возможность ученику возвращаться к нужным компонентам, концентрироваться на проблематике задания – все это делает обучение более комфортным и создает для заинтересованного ученика ситуацию, в которой успех зависит в большей степени от его усилий. Особое значение возможность неоднократного просмотра материала для самостоятельного изучения имеет для школьников, которым ввиду каких-либо причин материал дается сложнее, чем одноклассникам.

Использование технологии «перевернутый класс» меняет качество учебного взаимодействия, вектор «учитель – ученик» трансформируется в вектор «ученик – учитель». Кроме этого, расширяется взаимодействие между учениками, которые начинают воспринимать себя партнерами в учебной деятельности.

Итак, анализируя особенности «перевернутого обучения», отметим, что данная технология направлена:

§на повышение активности учащихся в обучении, повышение интереса к обучению;

§на использование возможности «реального» дифференцированного подхода, возможности работы в комфортном темпе;

§на повышение самостоятельности учащихся, их ответственности за обучение, усилении акцента на практическую деятельность;

§на реформирование навыков групповой, командной работы;

§на положительное изменение позиции учителя в учебном процессе, ученики испытывают потребность в учителе – консультанте, тренере, партнере;

Уроки, разработанные по технологии «перевернутого урока» могут стать для учителя средством для создания своего собственного mix-урока, в котором будут использоваться различные методы и приемы смешанного обучения. Учитель однажды готовит учебное видео или электронный ресурс, предлагая собственные разработки или заимствованные у коллег. Выкладывает их на какой либо ресурс (в нашем случае канал «Перевертыши» на YouTube) и сообщает об этом детям для работы дома. Учащиеся смотрят дома видео лекции, подготовленные учителем. После просмотра видеоматериала учащиеся записывают возникшие вопросы и выполняют задания по данному сюжету в режиме Stop кадра. Уже на уроке учитель разбирает вопросы учащихся (отдельно с каждым) и традиционное домашнее задание теперь делается в классе, при поддержке и помощи учителя. Для закрепления учебного материала, учитель имеет возможность организовать занятие на уроке в различных формах.

Какие преимущества дает использование технологии «перевернутый класс»?

1.Появляются дополнительные возможности включения в учебный процесс третьих лиц – родителей; наставников.

2.Учащиеся имеют возможность использовать разнообразные источники информации.

3. Учителя располагают большим временем, чтобы помочь учащимся и объяснить разделы, вызвавшие затруднение.

4. Учащиеся, как это часто бывает в традиционной системе, не игнорируют выполнение домашнего задания, потому что не поняли объяснение нового материала на уроке. Теперь они не испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материал несколько раз, пока не поймут его.

5. После просмотра видеоматериала учащиеся записывают возникшие вопросы, и учитель разбирает эти вопросы отдельно. А традиционное домашнее задание теперь делается в классе, при поддержке и помощи учителя.

6. Учитель на уроке имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса.

Успех реализации метода «перевернутого обучения» требует предварительного глубокого прогнозирования учебного процесса, его проектирования, тщательной предварительной подготовки, например запись видео всех лекций, отбор материала, составление комплексного плана, которая не требуется у преподавателей, работающих в форме трансляционного урока. Важнейшей причиной неприятия перевернутого обучения является также и существующая неготовность учащихся к такому типу обучения. Во-первых, при «перевернутом обучении» должны быть достаточно подготовлены учащиеся, где важнейшей основой их обучения является достаточная позитивная мотивация, нацеленная на освоении предмета изучения, во-вторых, эти учащиеся должны быть обучены первичным навыкам самообразования. При отсутствии этих двух моментов образование становится его имитацией, а имитировать проще в стандартных формах ретрансляции нежели в живой деятельности. Проще говоря, при «перевернутом уроке» учитель должен уметь учить учеников в меняющихся разнообразных нестандартных ситуациях, тогда как трансляционная методика предполагает возможность изначально жесткого выстраивания урока.

Безусловно, использование данной технологии от учителя требует дополнительной подготовки, особенно на первых порах, когда он только начинает организовывать подобную работу. Но она дает свои результаты!

В качестве позитивных изменений, происходящих в учебной деятельности, могу выделить следующее:

- повышение интереса к предмету «информатика»: из 38 обучающихся 9 классов, выпускников 2016г., сдавали экзамен по информатике 15 человек (качество обученности составило 87%)

- впервые в гимназии обучающийся 10 класса Юрлов Максим стал призером муниципального этапа олимпиады школьников по ИВТ;

- у гимназистов 9-11 классов изменилась в положительную сторону учебная мотивация, для определения уровня которой использовалась методика Т.Д. Дубовицкой.

Стоит ли этим заниматься?

В 2011 году учительница химии Шерри Спарлок решила сделать «переворот» на своих уроках в Пекинской старшей школе. Её переполнял энтузиазм и она осознавала, на что идет.

Шерри Спарлок сделала «переворот» сразу всех уроков, которые вела. Вспоминая об этом, она признает, что такой комплексный подход оказался для нее тяжелой нагрузкой и стрессом. Кроме того, не оставалось ни времени, ни сил на проведение экспериментов. Лучше начать с «переворота» одного курса, а потом применить полученный опыт на других занятиях.

Не пытайтесь перевернуть всё и сразу!

С каждым годом постоянно развивающиеся технологии только упрощают реализацию «перевернутой» модели обучения. Подходит ли эта модель для вас, решать только вам. Но можно с уверенностью сказать: попробовать «перевернуть» занятие стоит каждому.

Использованные источники:

1. Андреева Н.В. Особенности организации эффективного смешанного обучения в школе: Электронное обучение в непрерывном образовании, 1 (2015), 1 (1 квартал), 425-429

2. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю., Смешанное обучение: секреты эффективности//Высшее образование сегодня, 2014, №8, с8-13

3. Жуплей И.В. Инновационные педагогические технологии в вузе: Обучение и воспитание: методики и практика, 2015, №20, с.25-30

4. Логинова А.В. Особенности и принципы функционирования педагогической модели «перевернутый класс» : Молодой ученый, 2015 , №9, с.1114-1119

5. Капранов Г.А. , Пишун С.В. К вопросу о межсубъектных отношениях в учебном процессе // Вестник Дальневосточного регионального учебно- методического центра: информационно-аналитический сборник.- Владивосток: ДВФУ, 2013.- 182с.- С.145-149

6. Адамбекова Б. М. BLENDED LEARNING. Дата обращения 02.02.2014 URL: http://portal.kazntu.kz/files/publicate/2013-02-26-10649_0.pdf

Наши новости:

Разместить свою публикацию