Программа работы по профессиональной ориентации младших школьников
Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.
Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Скрытые резервы профориентации таятся именно там. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Обоснование необходимости создания программы по профессиональной ориентации учащихся МБОУ ТСОШ.
Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей.
Пояснительная записка:
Программа по профориентации учащихся начальных классов «Увлекательный мир профессий » разработана с использованием программы Г Семеновой и адаптирована к условиям нашей школы. Материалы занятий даны в удобной форме и апробированы на психологических занятиях.
Программа по профориентации призвана помочь учащимся в развитии познавательных способностей на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессии. Занятия осуществляются с помощью игровых методов, методов моделирования; использования диагностических методик, методов групповой работы, таких как дискуссия и «генерация идей» («мозговой штурм»). В структуру занятия введены простейшие релаксационные упражнения.
Программа для 1-4 классов рассчитана на 4 года. Классный руководитель может проводить занятия в форме классных часов.
Участники программы:
учащиеся 1-4 классов, классные руководители.
Совместная работа с другими ведомственными организациями:
в реализации программы задействованы педагоги МОУ ДОД, предприятия поселка.
Цель программы:
развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессии;
- расширение знаний о производственной деятельности людей, о технике;
- воспитание уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни человека.
Задачи:
познакомить учащихся начальных классов с разнообразием мира профессий;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- Формировать у учащихся осознание ценности и важности профессии в современном мире;
Направления программы
1. Профессиональное просвещение.
Цель - предоставление учащимся актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий.
Включает в себя:
- Классные часы, направленные на ознакомление с наиболее перспективными и востребованными профессиями на рынке труда;
- Беседы с приглашенными специалистами;
- Оформление уголка профессий в рекреации;
- Организация экскурсий на предприятия поселка ;
- Ведение школьниками «Профессионального портфолио»,
2. Профессиональное консультирование (групповое, индивидуальное).
Цель - расширение представлений учащихся начальных классов о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Узнать больше информации об интересующих специальностях.
3. Тренинги личностного роста.
Цель – формирование положительной самооценки детей, коммуникативной компетентности, креативности.
4. Профессиональная адаптация.
Цель – в игровой форме помочь осознать привлекательность той или иной профессии, сформировать деловые навыки, а также развить в детях самостоятельность, ответственность за свое будущее, повысить мотивацию при выборе профессии. Этому способствуют ролевые, имитационные, профориентационные игры, игры, связанные с профессией.
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии .Например, «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.
Критерии успешности прохождения программы:
Высокий уровень - ребенок, который умеет самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания помогающие проверить эти способности.
Средний уровень - ребенок, который умеет подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы данной профессии, и подбирать задания помогающие проверить эти способности.
Низкий уровень - ребенок, который умеет подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы данной профессии.
Предполагаемый результат.
Ученик, владеющий информацией о мире профессий, заинтересованный в развитии своих способностей, т.к. на занятиях имел возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности, умеющий самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы.
Примерные виды и формы работы
по профессиональной ориентации в начальных классах
Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже с 1-го класса проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.
Примерные виды и формы работы в 1 классе
Сентябрь | Экскурсия по школе. Беседа о работе технического персонала школы. |
Октябрь | Встреча с водителями школьных автобусов. Беседа «Правила поведения в общественном транспорте». |
Ноябрь | Встреча с автоинспектором. Беседа «Будь внимателен на улице». |
Декабрь | Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара |
Январь | Экскурсия в школьную библиотеку. Беседа о профессии библиотекаря . |
Февраль | Экскурсия в школьный мед. пункт. Знакомство с профессиями здравоохранения |
Март | Экскурсия в школьный кабинет технологии. Проведение беседы по материалам экскурсии. |
Апрель | Экскурсия в школьный музей. Беседа о профессии экскурсовода. |
Май | Классный час: «Увлекательный мир профессий». |
Цели и задачи профессиональной работы во 2 классе: продолжать знакомство школьников с трудом окружающих людей, углублять их представления о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.
Примерные виды и формы работы во 2 классе
Сентябрь | Экскурсия в Дом творчества. Знакомство с кружками, творческими объединениями . |
Октябрь | Экскурсия по поселку. Беседа о работе дворника . |
Ноябрь | Классный час: «Профессии нашего края» (рассказы родителей о своем труде) |
Декабрь | Экскурсия в кабинет технологии. Знакомство с профессией портнихи. |
Январь | Экскурсия на пекарню. Знакомство с профессией пекаря. |
Февраль | Классный час: «Профессии наших пап» . Встречи с представителями различных профессий. |
Март | Классный час: «Мамы разные нужны, мамы разные важны». Встречи с представителями различных профессий |
Апрель | Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира. |
Май | Выращивание комнатных растений из черенков, семян, клубней. |
Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе: продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.
Примерные виды и формы работы в 3 классе
Сентябрь | Классный час «Правила поведения в общественном транспорте». Встреча с водителями школьных автобусов. |
Октябрь | Классный час: « Компьютер друг или враг». Знакомство с профессией программиста. Встреча с приглашенным специалистом. |
Ноябрь | Экскурсия в школьную мастерскую. Беседа о профессиях слесаря, токаря, шлифовщика |
Декабрь | Экскурсия в пожарную часть. Беседа, о профессии пожарного. |
Январь | Экскурсия на авиапредприятие. Беседа по профессии летчика. |
Февраль | Экскурсия на метеостанцию. Беседа о профессии метеоролога. |
Март | Экскурсия на рыбозавод. Беседа о профессии рыбака. |
Апрель | Беседа «Профессия - оленевод». Встреча с представителями профессии |
Май | Классный час: « Мои домашние обязанности» |
Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе: обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Расширять и углублять представления о различных профессиях.
Примерные виды и формы работы в 4 классе
Сентябрь | Экскурсия в автохозяйство. Знакомство с профессией шофера |
Октябрь | Экскурсия на студию «Факт». Знакомство с профессией журналиста, оператора, режиссера. |
Ноябрь | Экскурсия на строительную площадку. Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника. |
Декабрь | Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения. |
Январь | Классный час «Увлекательный мир профессий» |
Февраль | Классный час: «Есть такая профессия – родину защищать». Беседа о воинских профессиях. |
Март | Конкурс сочинений «Кем я хочу стать» |
Апрель | Конкурс декоративно-творческого мастерства «Город мастеров» |
Май | Работа по благоустройству пришкольного участка. ( Уборка и озеленение при участии родителей) |
.
Портфолио ученика начальных классов
Самоотчет
Имя: _________________________________________Дата:____________________
Как в целом я могу описать свою успеваемость в школе за последнее время?
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
Мои любимые предметы. Почему?
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
Предметы, которым мне нужно уделять больше времени и внимания. Почему?
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
Чего бы мне хотелось добиться в следующем учебном году.
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
Мои цели и планы после школы.
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
Дополнительные вопросы (положения),
___________________________________________________________________