Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96199

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 19.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Программа по профессиональной ориентации младших школьников

Дата публикации:

Автор:
учитель начальных классов, МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа, ЯНАО, п.Тазовский

Цель: Развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессии; • расширение знаний о производственной деятельности людей; • воспитание уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни человека.

Задачи: • познакомить учащихся начальных классов с разнообразием мира профессий; • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии; • Формировать у учащихся осознание ценности и важности профессии в современном мире;

Программа работы по профессиональной ориентации младших школьников

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.

Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Скрытые резервы профориентации таятся именно там. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Обоснование необходимости создания программы по профессиональной ориентации учащихся МБОУ ТСОШ.

Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей.

Пояснительная записка:

Программа по профориентации учащихся начальных классов «Увлекательный мир профессий » разработана с использованием программы Г Семеновой и адаптирована к условиям нашей школы. Материалы занятий даны в удобной форме и апробированы на психологических занятиях.

Программа по профориентации призвана помочь учащимся в развитии познавательных способностей на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессии. Занятия осуществляются с помощью игровых методов, методов моделирования; использования диагностических методик, методов групповой работы, таких как дискуссия и «генерация идей» («мозговой штурм»). В структуру занятия введены простейшие релаксационные упражнения.

Программа для 1-4 классов рассчитана на 4 года. Классный руководитель может проводить занятия в форме классных часов.

Участники программы:

учащиеся 1-4 классов, классные руководители.

Совместная работа с другими ведомственными организациями:

в реализации программы задействованы педагоги МОУ ДОД, предприятия поселка.

Цель программы:

развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессии;

  • расширение знаний о производственной деятельности людей, о технике;
  • воспитание уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни человека.

Задачи:

познакомить учащихся начальных классов с разнообразием мира профессий;

  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
  • Формировать у учащихся осознание ценности и важности профессии в современном мире;

Направления программы

1. Профессиональное просвещение.

Цель - предоставление учащимся актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий.

Включает в себя:

  • Классные часы, направленные на ознакомление с наиболее перспективными и востребованными профессиями на рынке труда;
  • Беседы с приглашенными специалистами;
  • Оформление уголка профессий в рекреации;
  • Организация экскурсий на предприятия поселка ;
  • Ведение школьниками «Профессионального портфолио»,

2. Профессиональное консультирование (групповое, индивидуальное).

Цель - расширение представлений учащихся начальных классов о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Узнать больше информации об интересующих специальностях.

3. Тренинги личностного роста.

Цель – формирование положительной самооценки детей, коммуникативной компетентности, креативности.

4. Профессиональная адаптация.

Цель – в игровой форме помочь осознать привлекательность той или иной профессии, сформировать деловые навыки, а также развить в детях самостоятельность, ответственность за свое будущее, повысить мотивацию при выборе профессии. Этому способствуют ролевые, имитационные, профориентационные игры, игры, связанные с профессией.

Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии .Например, «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.

Критерии успешности прохождения программы:

Высокий уровень - ребенок, который умеет самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания помогающие проверить эти способности.

Средний уровень - ребенок, который умеет подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы данной профессии, и подбирать задания помогающие проверить эти способности.

Низкий уровень - ребенок, который умеет подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы данной профессии.

Предполагаемый результат.

Ученик, владеющий информацией о мире профессий, заинтересованный в развитии своих способностей, т.к. на занятиях имел возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности, умеющий самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы.

Примерные виды и формы работы

по профессиональной ориентации в начальных классах

Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже с 1-го класса проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.

Цели и задачи профориентационной работы в 1 классе состоят в формировании первых умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, в расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике, в воспитании уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни человека.

Примерные виды и формы работы в 1 классе

Сентябрь

Экскурсия по школе. Беседа о работе технического персонала школы.

Октябрь

Встреча с водителями школьных автобусов. Беседа «Правила поведения в общественном транспорте».

Ноябрь

Встреча с автоинспектором. Беседа «Будь внимателен на улице».

Декабрь

Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара

Январь

Экскурсия в школьную библиотеку. Беседа о профессии библиотекаря .

Февраль

Экскурсия в школьный мед. пункт. Знакомство с профессиями здравоохранения

Март

Экскурсия в школьный кабинет технологии. Проведение беседы по материалам экскурсии.

Апрель

Экскурсия в школьный музей. Беседа о профессии экскурсовода.

Май

Классный час: «Увлекательный мир профессий».

Цели и задачи профессиональной работы во 2 классе: продолжать знакомство школьников с трудом окружающих людей, углублять их представления о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.

Примерные виды и формы работы во 2 классе

Сентябрь

Экскурсия в Дом творчества. Знакомство с кружками, творческими объединениями .

Октябрь

Экскурсия по поселку. Беседа о работе дворника .

Ноябрь

Классный час: «Профессии нашего края» (рассказы родителей о своем труде)

Декабрь

Экскурсия в кабинет технологии. Знакомство с профессией портнихи.

Январь

Экскурсия на пекарню. Знакомство с профессией пекаря.

Февраль

Классный час: «Профессии наших пап» . Встречи с представителями различных профессий.

Март

Классный час: «Мамы разные нужны, мамы разные важны». Встречи с представителями различных профессий

Апрель

Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира.

Май

Выращивание комнатных растений из черенков, семян, клубней.

Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе: продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.

Примерные виды и формы работы в 3 классе

Сентябрь

Классный час «Правила поведения в общественном транспорте». Встреча с водителями школьных автобусов.

Октябрь

Классный час: « Компьютер друг или враг». Знакомство с профессией программиста. Встреча с приглашенным специалистом.

Ноябрь

Экскурсия в школьную мастерскую. Беседа о профессиях слесаря, токаря, шлифовщика

Декабрь

Экскурсия в пожарную часть. Беседа, о профессии пожарного.

Январь

Экскурсия на авиапредприятие. Беседа по профессии летчика.

Февраль

Экскурсия на метеостанцию. Беседа о профессии метеоролога.

Март

Экскурсия на рыбозавод. Беседа о профессии рыбака.

Апрель

Беседа «Профессия - оленевод». Встреча с представителями профессии

Май

Классный час: « Мои домашние обязанности»

Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе: обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Расширять и углублять представления о различных профессиях.

Примерные виды и формы работы в 4 классе

Сентябрь

Экскурсия в автохозяйство. Знакомство с профессией шофера

Октябрь

Экскурсия на студию «Факт». Знакомство с профессией журналиста, оператора, режиссера.

Ноябрь

Экскурсия на строительную площадку. Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника.

Декабрь

Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения.

Январь

Классный час «Увлекательный мир профессий»

Февраль

Классный час: «Есть такая профессия – родину защищать». Беседа о воинских профессиях.

Март

Конкурс сочинений «Кем я хочу стать»

Апрель

Конкурс декоративно-творческого мастерства «Город мастеров»

Май

Работа по благоустройству пришкольного участка.

( Уборка и озеленение при участии родителей)

.

Портфолио ученика начальных классов

Самоотчет

Имя: _________________________________________Дата:____________________

Как в целом я могу описать свою успеваемость в школе за последнее время?

  • ___________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________

Мои любимые предметы. Почему?

  • ___________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________

Предметы, которым мне нужно уделять больше времени и внимания. Почему?

  • ___________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________

Чего бы мне хотелось добиться в следующем учебном году.

  • ___________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________

Мои цели и планы после школы.

  • ___________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________
  • ___________________________________________________________________

Дополнительные вопросы (положения),

___________________________________________________________________

Наши новости:

Разместить свою публикацию