Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Формирование правовых знаний на уроках обществознания

Дата публикации:

Автор:
учитель, МКОУ !Общеобразовательная школа-интернат психолого педагогической поддержки", Кемеровская область, город Мариинск, улица Фурманова №13

Цель: Формирование навыков адекватного поведения у учащихся в различных жизненных ситуациях.

Задачи: Знакомить с правовым и политическим устройством - Формировать основу правового и политического сознания личности -Воспитывать умения пользоваться своими правами И на основе выполнения этих задач – учить приёмам безопасного и ответственного поведения.

Цель специальной общеобразовательной школы-интерната психолого – педагогической поддержки – подготовить учащихся к самостоятельной жизни в обществе. На реализацию этой цели всегда было направлено изучение вопросов права на доступном уровне для учеников с нарушением интеллекта.

(методическое объединение учителей старших классов)

Формирование правовых знаний на уроках обществознания

(слайд №1)

Составитель: Пенкина Светлана Михайловна,

учитель

Уроки обществознания ведутся в 8 – 9 классах (1 час в неделю) и носят они характер морально-этический и политико-правовой пропедевтики.

Само слово «формирование» - это придание определённой формы, (составление и образование), это процесс действия по значению глагола

(слайд №2) Изучение вопросов права имеет не только образовательное, но и коррекционно-воспитательное значение, т. к. направлено на выработку навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.

(слайд №3), Одним из основных методов работы с учащимися является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у учащихся представления о праве, скорректировать и дополнить обсуждаемый вопрос. Активизировать речевую деятельность и внимание учащихся.

(слайд №4) К основным задачам формирования правовых знаний относятся:

-Знакомить с правовым и политическим устройством

- Формировать основу правового и политического сознания личности

-Воспитывать умения пользоваться своими правами

И на основе выполнения этих задач – учить приёмам безопасного и ответственного поведения.

Использование на уроке только беседы – это скучно и не интересно. Сам урок – является основной формой правового обучения. Поэтому необходимо разнообразить формы урока – это практикумы, решение правовых ситуаций.

И обязательно (слайд №5) Соблюдение дидактических принципов урока.

-Научность – метод изложения нового, объяснение, демонстрация наглядности

-Систематичность и последовательность – метод упражнения, повторения

-Доступность – практическое повторение

При соблюдении основных принципов просматриваются и

(слайд №6) Основные формы работы, применяемые на уроке:

Диалог – цель общения – уточнить мысль, выработать согласованную позицию. « В мире мудрых мыслей»:

- «Алкоголь – поставщик людей для тюрем» (Бодрираллар Анри):

-«Лень – это мать, У неё сын – воровство и дочь – голод» (В Гюго);

- «Не сознаваться в своих проступках – значит увеличивать их»

(Л. Толстой);

- «У добрых супругов – две души, но единая воля» (пословица).

Диспут – цель – расширение представлений о явлении, уточнение взглядов и позиций (слайд №7)

- Разбор жизненных ситуаций, чтение из рубрики «Прочти и подумай», например: «Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные – это те, кто подговаривал… Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я, баланду хлебают….» (из обращения воспитанника ВТК Георгия к своим сверстникам, 15 лет, осужден на 3 года)

- «От павлина к свинье»

«Вино сообщает каждому, кто пьёт его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи». (Абу-ль-Фарадж)

Практикум – комплекс тренингов по развитию практических умений и навыков.

-«Познай людей и самого себя»

Для достижения материального успеха в жизни человеку нужно обладать различными качествами. Расположите перечисленные здесь качества в последовательности их значимости:

Умение нравиться начальству; способность к работе;

Хорошее образование, жадность,

Умение приспосабливаться, ум,

Хитрость, трудолюбие,

Совесть, честность и воля.

-Познакомьтесь с действиями одного человека, которые он совершил в течение короткого времени:

А)принял непосредственное участие в потасовке, происшедшей в государственном учреждении (толкал и бил священника и таскал за волосы женщину – коллегу)

Б) Во время телевизионной передачи выплеснул стакан с соком в лицо собеседнику, который приводил обидные для него факты;

В) Обозвав грубыми словами, затолкал в автомобиль женщину-корреспондента и некоторое время продержал её в машине.

Вопросы: являются ли данные деяния правонарушениями? Привлечён ли данный человек к ответственности, к какой? По закону ли это?

Использование таких технологий, оригинальных заданий и задач, введение в урок различных событий и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.

В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению меж предметных связей, а также и воспитательным целям.

Тестирование (слайд №8)

Цель тестирования – определение качества знаний, умений ориентации учащихся в различных правовых явлениях.

Задачи тестирования: это перечень вопросов и ответов, когда при верном выборе правильного ответа выясняется уровень освоения всего программного материала.

- выяснить, насколько способны обучающиеся применять полученные знания при работе с нормативно-правовыми актами;

- проверить умение учащихся анализировать заданные жизненные ситуации на их соответствие нормам права;

- определить навыки обучающихся по распознаванию случаев нарушения правовых норм и наступления юридической ответственности.

(слайд №9)Учитывая, что курс обществознания в школе НЕ обеспечен учебной книгой, при изучении отдельных тем нравственно-правового характера всегда включаю в урок материал для чтения и обсуждения различной литературы, периодической печати. Которые отражают проблемы современной жизни. Поиск и обсуждение материала ведут сами ученики. Например: найти статью, где встречаются слова о социальном праве, о праве на образование, о совершённом преступлении и

Особый интерес у учащихся вызывают вопросы уголовного права. Жизнь дает для этого большие основания (кинофильмы криминального содержания, хроника преступлений в средствах массовой информации и т. п.). У учащихся имеются представления по вопросам уголовно-административного права: правила поведения в общественных местах и ответственность за их нарушения, мелкое хулиганство и ответственность за него, правоохранительные функции полиции. И большинство учащихся непримиримо относятся к нарушителям закона, но и среди самих подростков есть такие нарушители. (пример по теме «власть» - что такое власть?)

(слайд №10) неделя знаний о жизни в обществе

Ученики школы ежедневно вступают в различные взаимоотношения с другими людьми; круг их контактов расширяется. Но часто они не подозревают, что вступают в определенные правовые отношения, в основе которых лежат устойчивые и обязательные для всех правила поведения. Для соблюдения этих правил поведения необходима правовая подготовка, которая дает возможность принимать правильные нравственные и правовые решения, выполнять гражданские обязанности, избегать конфликтов, асоциальных поступков. И это они выполняют, но пока под контролем учителей

Целенаправленное формирование правовой культуры школьника – необходимое условие его личной безопасности, и ученик должен знать свои права и обязанности, чтобы уметь пользоваться ими в любой жизненной ситуации, где это необходимо.

Наша задача сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой культуры у молодого поколения. Именно такие мероприятия способствуют этому воспитанию.

(слайд «11) Право живет в действии, в практике его применения.

Но проблема заключается в том, что сама практика традиционного школьного обучения права, основанного на принципе «выучим и запомним» противоречит сущности права. Право - прагматическая наука, которая зубрежкой (юридических) терминов и статей законов, не берется. В связи с этим логика правового образования в наибольшей степени соответствует комплексному подходу. Одной из приоритетных задач – создание реальных условий для формирования у школьников правовой компетентности не только на уроках обществознания.

(слайд №12) Что такое «право»? – Совокупность правил поведения. И права у всех есть «У меня работать и вести урок по теме, у вас учиться – и соблюдать правила поведения» - так я говорю на уроках А что обозначает слово «правонарушение»? (состоит из двух корней, нарушение прав других людей)

(слайд №13) - Для более полного усвоения терминологии и определения действий – ведутся записи в тетради. Что обозначает каждая буква в слове.

  • П о р я д о ч н о с т ь
  • С п р а в е д л и в о с т ь
  • Р а з у м н о с т ь
  • В о с п и т а н н о с т ь

О б я з а н н о с т ь

(слайд №14) – спасибо за внимание.

Применение ролевой игры на уроках обществознания

Тема: » Трудовые права несовершеннолетних».

Цель: Формирование практических действий в решении трудовых прав

Задачи: Закрепить теоретические знания, полученные на уроке, на практике.

Коррекция социальной адаптации.

Воспитание ответственности в заключении трудового договора

Оборудования: слова: работодатель, работник

Ход занятия:

1.Организационный момент.

2.Постановка темы и целей.

3.Новый материал.

План проведения:

- трудовой договор.

-заявления на работу.

-рабочее время несовершеннолетних.

- права несовершеннолетних

4.Закрепление.

Игра: « Работник и работодатель».

Каждый из действующих лиц должен обыграть свою роль и ответить на свой вопрос. Остальные обучающиеся должны дать оценку знаний.

Работодатель:

- Познакомить с рабочим временем несовершеннолетних.

-Работник:

- Написать заявления на работу.

Итог урока. Оценки.

Литература:

2.Боголюбов Л.Н., Введение в обществознание: Учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2002.

3. Девяткова Т.А., Девятков А.С., Платонова Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10- 12 классов в коррекционных учреждениях VIIIвида. – М., ВЛАДОС, 2006 г.

4. Соколов Я.В., Граждановедение: учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей. – Москва НВЦ «Гражданин», 1998.

5. Соколов Я.В., Граждановедение: учебное пособие для учащихся 7 классов, их родителей и учителей. – Москва НВЦ «Гражданин», 1998.

Наши новости:

Разместить свою публикацию