Аннотация
Мы с учащимися 8А класса написали учебное пособие «Немецкий Петербург», материалы которого представили в форме презентации. Данное пособие можно использовать в изучении немецкого языка в школе на уроках страноведения.
Главный ответ на вопрос о решении актуальной задачи обучения иностранным языкам как средству коммуникации между представителями разных народов и культур заключается в том, что языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов. Поэтому проблема подготовки школьников к иноязычной речевой коммуникации в процессе изучения иностранного языка приобретает особую актуальность, т. е. возникает потребность в создании такой модели обучения, которая ориентируется на широкое внедрение и распространение новых педагогических методов, форм и приемов в обучении.
Под иноязычной речевой коммуникацией (ИРК) понимается предварительная целенаправленная деятельность учителя и учеников к усвоению определенного запаса и объёма знаний, умений и навыков для осуществления мотивированной адекватной передачи информации от одного участника коммуникативного акта к другому, говорящих на иных языках и принадлежащих к разным культурам.
Для успешного активного усвоения школьниками иностранного языка пригодны не любые формы педагогического инструментария, а лишь те, которые в сочетании с традиционными, с одной стороны, создавали бы дидактические и психологические условия для побуждения к самостоятельной творческой и мыслительной деятельности, а с другой – моделировали бы предметное и социальное содержание каких-либо жизненных ситуаций.
Немцы Санкт-Петербурга [1] — часть городского населения Санкт-Петербурга и его окраин, до Октябрьской революции составлявшие самый большой процент жителей после русских, которые проживали или трудились в нём в течение достаточно длительного времени и оставили заметный след в городской истории. Многие из них являлись русскими подданными.
Немцы Петербурга представляли все слои населения города — от членов царской семьи — доремесленников. Они являлись жителями русской столицы в два с небольшим столетия, когда государственным строем была самодержавная монархия. Именно в эти годы сложился образ России, как равноправного и влиятельного члена европейского и мирового сообщества[источник не указан 964 дня], а престиж государства и его международный авторитет поддерживался и возрастал, наряду с необходимостью учитывать её значительный людской исырьевой потенциал, ещё и благодаря достижениям в науке, культуре и технике.
В кругах русской интеллигенции существует мнение[кто?], что обозначенный Петром I курс на выход Русского государства из многовековой изоляции и сближение России с Западом поддерживался, пока и поскольку существовала специфическая и влиятельная культурно-этническая категория российского общества — петербургские немцы.
С некоторыми своими соседями немцы имеют более давние отношения, чем с русскими, но ни с кем — более глубокие.
— Рихард фон Вайцзеккер, Президент ФРГ, 1994 [2]
В. И. Ленин хорошо представлял себе опасность «азиатчины» для предпринятого им самого масштабного в истории эксперимента по созданию общества равенства и справедливости. И, оценивая историческую роль немцев в русской и мировой истории, неоднократно в своих работах и публичных выступлениях подчёркивал необходимость учиться у них умению организации и выполнения любых общественно-значимых работ.
Создавая новую Россию как европейское государство, Пётр Великий, должен был создать и новую столицу, принципиально отличающуюся по всем мыслимым характеристикам от старой средневековой Москвы. Так возник космополитичный, многонациональный и веротерпимый Петербург — «самый умышленный город на всём свете», как отметилФёдор Достоевский. В этом предприятии Петру I требовались кадры, обладавшие знаниями и навыками в таких областях жизни и производства, которые вообще не были затребованы ранее.
Несмотря на очевидную привязанность Петра к Голландии, исторически наиболее легко адаптируемыми к русской действительности оказались немцы-выходцы из многочисленных немецких княжеств. Длительное влияние немцев на приобщение России к европейской цивилизации объясняется и тем, что, глубоко врастая в российскую жизнь, петербургские немцы сохраняли не только язык и религию, но и свой специфический быт. Сохранившиеся представители немецкой петербургской цивилизации, рассеянные по стране, вспоминают, что вернувшиеся с войны фронтовики, посетив жильё немцев, отмечали, что его облик чрезвычайно похож на то, что они видели в оккупированной Германии.
Петербург — это аккуратный немец, больше всего любящий приличия.
— Гоголь Н. В. «Петербургские записки 1836 года»
На протяжении двух веков петербургские немцы принимали самое деятельное участие в перипетиях российской истории. Они принимали участие в войнах и всевозможных общественных движениях. Среди декабристов таковыми являлись Пестель, фон дер Бриген, Лорер, Розен, Штейнгель, фон Визен. В 1918 году у генерала Алексеева начальником штаба был Шварц. Против большевиков сражались генералы Врангель, Каппель, Дитрих фон Нетт, барон Унгерн и другие.
Однако отношение к немцем постепенно менялось. Уже Александр III, начавший политику русификации всех сторон российской жизни, создал атмосферу, в которой некоторые дальновидные представители немецкой диаспоры начали склоняться к мысли о возвращении на Запад, благо тогда после многих лет раздробленности возник Второй Рейх — сильное немецкое государство в центре Европы. Существует мнение, что на настроения царя оказали влияние прочитанные дневники Екатерины II, после чтения которых он, якобы, воскликнул: «Слава Богу! Я, оказывается, русский!»
В августе 1914 года по стране прокатилась антинемецкая патриотическая истерия, связанная с объявлением мобилизации, сопровождавшаяся погромами. Апогеем этой кампании стал разгром немецкого посольства, открытого в 1913 году. Город приобретает новое патриотическое название — «Петроград», после чего началось угасание жизни немецкого Петербурга.
28 июля 1914 года издается Императорский указ о положении в России неприятельских подданных во время войны и Указ по образованию Особого комитета для объединения правительственных мероприятий и руководства исполнительными действиями в области борьбы с немецким засильем[3].
В декабре 1914 года окончательно закрываются немецкие газеты, перестают действовать почти все немецкие учреждения. Общественная и культурная жизнь постепенно сходит на нет.
Однако, с приходом к власти в Германии Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), положение немцев Петербурга существенно ухудшилось. В условиях всеобщей подозрительности, доносов и слежки каждый немец мог быть арестован и расстрелян как «немецкий шпион». В результате немцы боялись даже говорить в общественных местах на родном языке[1].
Содержание
1Немцы Петербурга в высших эшелонах власти
o1.1Русские Императрицы и принцессы немецкого происхождения
2Немцы в политике и на государственной службе
o2.1Миних Буркхарт Христофор фон Ми́них (Христофор Антонович) 1683 — 1767
o2.2Остерман Генрих-Иоганн-Фридрих (Андрей Иванович) 1687 — 1747
o5.2Врачи и медицинские учреждения
13Промышленники и предприниматели
17Немецкие слободы и колонии в окрестностях города
20Петербургские немцы и современность
- Немцы Санкт-Петербурга: наука, культура, образование [Сб. ст.] = Die Deutschen in Sankt-Petersburg: Wissenschaft, Kultur, Bildung / РАН, Ин-т истории естествознания и техники. С-Петерб., фил. Б-ка РАН, Семинар «Немцы в России: рус.-нем. науч. и культ. связи»; [Отв. ред. Г. И. Смагина]. — СПб.:Росток, 2005. — 640 с. — ISBN 5-94668-017-X.
Список литературы и интернет-ресурсов:
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- 5. Shoemaker, Connie. Interactive technigues for the ESL classroom / Connie Shoemaker, Floyd F. Shoemaker. – Heine and Heile Publishers. A. Divisione of Wadsworth, Ins. Boston, Massachusetts,1995
- 1. Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986