Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96211

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 19.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Бинарный урок на тему: «Тайны известных географических названий»

Дата публикации:

Автор:
учитель географии, МОУ "Русская православная классическая гимназия имени преподобного Сергия Радонежского", г.Саратов

Цель: Учебные: - формирование и закрепление знаний об эпохе Великих географических открытий и значении эпохи в мировой истории; - формирование знаний о возникновении конкретных географических названий; - практическое применение теоретического материала; Развивающие: - создать условия для формирования и развития социальных компетентностей; - формирование умений интегрировать добытую в самостоятельном поиске информацию. - развивать вкус к исследованию и поиску зависимостей; - продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память. - развивать алгоритмическое мышление учащихся, развивать мировоззрение, то есть способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека в структурирование информации. Воспитательные: - продолжить прививать учащимся идеи гуманизма, веротерпимости, уважительного отношения к культуре, традициям других народов; - воспитывать устойчивый познавательный интерес к предметам информатика и география через показ практического применения темы; - воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе; - воспитывать у учащихся стремление к реализации себя в обществе.

Задачи: Учебные: - формирование и закрепление знаний об эпохе Великих географических открытий и значении эпохи в мировой истории; - формирование знаний о возникновении конкретных географических названий; - практическое применение теоретического материала; Развивающие: - создать условия для формирования и развития социальных компетентностей; - формирование умений интегрировать добытую в самостоятельном поиске информацию. - развивать вкус к исследованию и поиску зависимостей; - продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память. - развивать алгоритмическое мышление учащихся, развивать мировоззрение, то есть способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека в структурирование информации. Воспитательные: - продолжить прививать учащимся идеи гуманизма, веротерпимости, уважительного отношения к культуре, традициям других народов; - воспитывать устойчивый познавательный интерес к предметам информатика и география через показ практического применения темы; - воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе; - воспитывать у учащихся стремление к реализации себя в обществе.

План-конспект бинарного урока:

«Тайны известных географических названий»

Учебный предмет: география, информатика.

Класс: 6

Аннотация:

Есть Великие географические открытия, ставшие результатом великих географических ошибок, а многие из привычных нам географических названий до сих пор хранят тайны и вызывают споры о своих происхождениях. Новые образовательные стандарты и развитие универсальных учебных действий делают акцент на добывание обучающимися информации в самостоятельном поиске. Поиск (в широком смысле) – стремление добиться чего-либо, найти что-либо, действия ищущего, направленные на получение нового или утерянного: новой информации (поиск информации), данных, сведений, знаний, разведку, открытие новых закономерностей. Данный эвристический урок, построенный в рамках деятельностного метода обучения, векторно направлен на культивирование имеющихся и формирование новых знаний через их самостоятельный поиск, используя навыки работы в сети Интернет; на формирование и развитие практического умения отбора и систематизации информации.

Цели и задачи урока::

Учебные:

- формирование и закрепление знаний об эпохе Великих географических открытий и значении эпохи в мировой истории;

- формирование знаний о возникновении конкретных географических названий;

- практическое применение теоретического материала;

Развивающие:

- создать условия для формирования и развития социальных компетентностей;

- формирование умений интегрировать добытую в самостоятельном поиске информацию.

- развивать вкус к исследованию и поиску зависимостей;

- продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память.

- развивать алгоритмическое мышление учащихся, развивать мировоззрение, то есть способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека в структурирование информации.

Воспитательные:

- продолжить прививать учащимся идеи гуманизма, веротерпимости, уважительного отношения к культуре, традициям других народов;

- воспитывать устойчивый познавательный интерес к предметам информатика и география через показ практического применения темы;

- воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;

- воспитывать у учащихся стремление к реализации себя в обществе.

Тип урока: эвристический (с использованием авторской компьютерной демонстрационной презентации “Тайны известных географических названий”).

Вид урока: добывание знаний в самостоятельном поиске, используя ресурсы Интернет.

Метод обучения: деятельностный.

Оборудование: карта “Великие географические открытия”, портреты первооткрывателей и путешественников, атласы, учебник “География. Землеведение”, презентация, оборудование кабинета информатики (компьютеры, мультимедийный проектор).

Термины: Эпоха Великих географических открытий, Америка, Австралия, Гренландия, Тихий океан, кенгуру.

Ход урока

До начала урока класс делится на 5 мини-групп. (Количество участников в группах определяет учитель, опираясь на личностно-ориентированный подход в обучении).

1. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

География – это, прежде всего, путешествия, а путешествия, как известно, всегда приводят к маленьким и большим открытиям.

На карте мира почти не осталось белых пятен, и это благодаря первооткрывателям. Имена первых путешественников история не сохранила, да и не могла этого сделать: ими были все люди. За несколько десятков тысяч лет человечество освоило почти все пространство Земли (хотя иногда забывало об этом, и тогда приходилось многое открывать заново).

Сначала история в числе первооткрывателей называет целые народы – египтян, финикийцев, викингов. А потом великие открытия стали «именными» (называют учащиеся): Васко да Гама и Христофор Колумб, Фернан Магеллан и Джеймс Кук, Семен Дежнёв, Витус Беринг и еще десятки имен путешественников, увековечивших себя в названиях рек, морей, проливов и даже материков на карте мира.

Но, наверняка, не многим известно, что есть Великие географические открытия, ставшие результатом великих географических ошибок, а многие из привычных нам географических названий до сих пор хранят тайны и вызывают споры о своих происхождениях.

Но нет ничего тайного, что не становилось бы явным! Так гласит народная мудрость. И наша основная задача на уроке – открыть тайны происхождения названий известных географических объектов.

Итак, наше путешествие начинается…

2. Мотивация знаний.

Мы знаем, что Америку открыл… (отвечают учащиеся).

Тогда почему называется она не Колумбия, а Америка? (отвечают учащиеся).

Но тогда почему же именно «Америка», а не «Веспуччия»? И почему Австралию изначально называли Южным материком? И что это за странное название животного, обитающего там: «кенгуру»? А Тихий океан такой ли на самом деле тихий, как гласит его название? И, думаю, знатоки английского языка уж точно не согласятся с названием Гренландия, зная географическое положение этого острова и особенности его природы.

Эти вопросы в течение уже нескольких столетий задают ученые и просто любознательные люди, интересующиеся историей географии. Впрочем, есть ли здесь тайна? (Ответы учащихся)

3. Изучение нового материала (практическая часть).

Итак, чтобы открыть эти тайны, нам необходимо обладать определёнными знаниями. И добывать эти знания сегодня на уроке мы будем в самостоятельном поиске. А помогут нам в этом наши верные помощники: карта “Великие географические открытия”, атласы, учебник “География. Землеведение” и ресурсы сети Интернет.

Мы будем работать в группах, а потому задания у каждой группы будут индивидуальными. Ваша задача: найти необходимые сведения, систематизировать их, подготовить краткое сообщение и сжатую презентацию по заданной теме. Итогом работы группы будет защита презентации, выполненной на основе самостоятельно изученного материала.

Задание для группы №1: открыть тайну происхождения названия «Америка».

Задание для группы №2: открыть тайну происхождения названия «Австралия» (дополнительное задание: открыть тайну происхождения названия животного «кенгуру».

Задание для группы №3: открыть тайну происхождения названия «Африка».

Задание для группы №4: открыть тайну происхождения названий «Европа» и «Азия».

Задание для группы №5: открыть тайну происхождения названий «Антарктида» и «Антарктика».

В целях экономии рабочего времени или при возникновении определённых трудностей в работе групп в помощь учащимся можно предоставить готовые ссылки на следующие сайты:

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3301/

http://mesoamerica.narod.ru/Nonmeso/middle_ages_discoveries.html

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://discoveries.ru/razdelenie-zemli-na-poyasa-i-gipoteza-o-yuzhnom-materike.html

http://www.spain.org.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=156

http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=027a50750f7fca5d

http://sufis.ru/news/otkuda_proizoshlo_slovo_kenguru/2010-08-12-158

Учителю необходимо изначально распределить направления работы учащихся в каждой группе: один-два обучающихся занимаются поиском информации на сайтах, второй – ведёт подборку иллюстраций по заданной теме, третий – делает заготовки слайдов к презентации и т.д. Далее учащиеся систематизируют работу.

Результатом работы является создание презентации по изучаемой теме. (Уровень создания и оформления презентации учитывает возрастные особенности обучающихся).

Примерная информация эвристического характера, которую должны выделить обучающиеся:

Географический объект

Распространённая версия происхождения названия

Достоверная версия происхождения названия

Америка

Флорентиец Америго Веспуччи, «участник нескольких испанских и португальских экспедиций (1499—1504) приплыл к берегам Южной Америки, названной им Новым Светом», «впервые высказал предположение, что эти земли — новая часть света, которую лотарингский картограф М. Вальдземюллер назвал (1507) в честь Америго Веспуччи Америкой».

Бразильские историки доказывали, что название «Америка» чисто местное, от слова «Марока» (верховное божество у древних обитателей Бразилии); американский геолог Марку доказывал, что слово это происходит от названия жителей туземного происхождения (los Ameriques), и т. д. Словом, все они доказывали, что Америка получила свое название от чисто местного, туземного слова. По словам «Revue Scientifique», французско-американский ученый Ламбер-де-Сен-Бри рядом неопровержимых данных доказал, что описанный Веспуччи материк носил уже в то время поныне сохранившееся название. Наименования «Амарака», «Америокапана», «Амеракапана» и т.п.

Австралия

Европейцы давно догадывались о загадочном континенте на юге, старые картографы называли его «Терра инкогнита аустралис», то есть «Южная неизвестная земля».

Впервые загадочной «Южной земли» достиг в 1606 году голландский мореплаватель Биллем Янсзон. Название «Новая Голландия» продержалось за новым континентом на отдельных картах вплоть до конца XIX века! А название «Австралия» предложил в 1814 году английский исследователь Мэтью Флиндерс.

Европа

Легенда гласит следующее. У финикийского царя Агенора была прекрасная дочь по имени Европа. В нее с первого взгляда влюбился всемогущий Зевс. Верховный бог обратился в белого быка, похитил девушку и перенес ее на остров Крит. Там-то Европа и ступила впервые на землю другого континента, который получил имя в ее честь.

Некоторые исследователи считают, что имя Европа означает «широкоглазая» — в древности это прилагательное было эпитетом Луны, а, как известно, Луна широко почиталась в древней Финикии.

Азия

Само слово «Азия» не греческое. Оно встречается в ассирийских надписях. Писалось это слово «асцу» или «асу» и означало «восход солнца». Некоторые ученые видят связь названия «Азия» с еще более древним словом — санскритским «ушас» («узас»), что означало «рассвет», «заря».

В греческой мифологии Азия была одной из многочисленных дочерей бога-титана Океана. Именно она, по некоторым вариантам, родила Прометея, подарившего людям огонь. Сам Океан был сыном Урана и Геи и обитал в реке Океан, которая окружала земную твердь.

Антарктида

Поскольку шестой континент располагается на противоположном конце земного шара, то он получил имя Антарктида, то есть в переводе с греческого «Противоположный Арктике».

Слово «антарктический» употреблялось задолго до открытия континента. В свое время оно означало просто «южный, жаркий, африканский». В 1366 году Моднев писал, что «в Ливии (читай: Африке) люди выглядят совершенно антартическими». Это не опечатка: в старофранцузском слово «арктика» писалось без «к». Мы видим здесь, что слово «антарктический» употреблено в смысле «черный, темный». А великий английский поэт Джефри Чосер писал в XIV веке в своей «Астрологии», что «антартический полюс находится под Оризонтом». В XVII веке это слово писалось — по крайней мере в Англии — как «Анартика». И африканские попугаи в том же веке описывались так: «антартические попугаи с эфиопским плюмажем», то есть с черными перьями.

Арктика

Самое заметное и самое известное созвездие северного небосклона — Большая Медведица. По-гречески «медведь» — «арктос», а так как Большая Медведица служила древним грекам путеводным созвездием и указывала на север, то они стали называть Арктикой всю северную область.

В основе названия лежит древний миф. Зевс влюбился в нимфу Каллисто, которую завистливые богини впоследствии превратили в медведицу. Каллисто родила Зевсу сына Аркада («медвежонка»). Однажды на охоте Аркад поднял копье на свою мать, но Зевс остановил его, превратил обоих в созвездия и вознес на небо. С той поры в ясную ночь на небе сияют Большая и Малая Медведицы — мать и сын.

Африка

«Африка» как географическое название появилось во II веке до нашей эры. Здесь прослеживается явная связь с воинственными племенами афариками или авригами (африканами), обитавшими на большой территории, вплоть до Гибралтара.

В книге Льва Африканского «Африка — третья часть света», вышедшей в 1983 году в русском переводе в Ленинграде: «Африка — по-арабски «Ифрикия». Название происходит от арабского слова «фарака», означающего то же, что по-итальянски «дивиде» (разделять, отделять)». Так в XVI веке писал арабский мыслитель Мухаммед аль-Вазан, попавший в Италию в юношеском возрасте и получивший прозвище Льва Африканского. Возможно, что он-то и был ближе всего к истине, и тогда «Африка» означает «отделенная». От чего и чем? Разумеется, от Азии (Аравии) и, бесспорно, Красным морем, которое было хорошо известно географам и историкам древности.

4. Закрепление нового материала происходит путём защиты презентаций, сделанных учащимися. Защита основывается на устных ответах, отражающих степень усвоения добытых в самостоятельном поиске знаний.

Важным моментом являются обязательные вопросы к выступающим от учащихся из других мини-групп, характеризующие заинтересованность темой и усвоение нового материала.

5. Подведение итогов урока, рефлексия.

Учащиеся должны сделать вывод, что известные им географические названия имеют интересную историю происхождения и являются зачастую следствием великих географических ошибок.

6. Домашнее задание: узнать тайны происхождения названий «Гренландия», «Тихий океан», «индейцы», породы собак «ньюфаундленд», названия Командного Модуля космического корабля Аполлон-15 (в ходе полета которого была осуществлена четвертая высадка людей на Луну).

Задания повышенного уровня сложности: узнать тайны происхождения названий химических элементов берклий, галлий, гафний, гольмий, индий (иттербий, иттрий, тербий и эрбий), калифорний, лютеций, магний, полоний, рений, скандий, стронций, теллур, рутений, тулий, франций.

Дополнительное задание развивающего характера: посмотреть фильм «Великие географические открытия», часть 1, часть 2.

http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/395340/

http://www.ozon.ru/context/detail/id/3566503/?item=3564730

Наши новости:

Разместить свою публикацию