Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ФГОС «ПЕРВОКЛАССНИК - КРАЕВЕД »

Дата публикации:

Автор:
педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Еткульский районный Дом детского творчества», 456659 Челябинская область, г.Копейск, с.Калачево, ул.Парковая 4\1

Цель: Воспитание у детей гражданственности и патриотизма. Ведь проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу.

Задачи: Кружковая работа по ФГОС «Первоклассник - краевед» в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает импульс к самостоятельной деятельности. Кружок по изучению родного края способствует формированию нравственных убеждений, творческих способностей.

Рудниченко М. И.

Отличникнародного просвещения, победитель конкурса лучших учителей

Российской Федерации

Педагог МБУ ДО «Еткульский РДДТ» (Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Еткульский районный Дом детского творчества»)

Еткульский муниципальный район.

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ФГОС

«ПЕРВОКЛАССНИК - КРАЕВЕД »

Пояснительная записка

программа внеурочной деятельности «Первоклассник – краевед» по краеведениюдля учеников 1 класса ориентирована на следующие направления: социальное и духовно-нравственное. Воспитание у детей гражданственности и патриотизма. Ведь проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу.

Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры. [1]

Данная программа предназначена для учащихся первого класса, рассчитана на 34 часа, направлена на закрепление умений и навыков, полученных при изучении отдельных тем уроков окружающего мира. Кружковая работа по ФГОС «Первоклассник - краевед» в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает импульс к самостоятельной деятельности. Кружок по изучению родного края способствует формированию нравственных убеждений, творческих способностей. Занятия в кружке помогут учащимся овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в недалеком будущем. Процесс познания родного края необходимо тесно связывать с изучением его природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. Занятия в кружке предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к памятникам прошлого. Следуя таким путем, можно заложить основы высококультурной разносторонней личности. На занятиях ведется целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины. Процесс познания родного края необходимо тесно связывать с изучением его природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. На занятиях ведется целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины.[12]

Формы проведения внеурочных занятий: теоретические занятия, экскурсии по своему селу, в лес, поле, на озеро; встречи с интересными людьми, живущими рядом; работа в школьном краеведческом музее, сбор краеведческого материала, тематические экскурсии по музею.

Свои впечатления об увиденном и услышанном на занятиях, учащиеся оформляют в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов. Ребята создают простейшие коллекции, гербарий растений нашей местности. На основе индивидуальных детских работ создаются коллективные: тематические книжки-раскладушки, газеты, выставки. [4]

Цель:способствовать воспитанию у детей нравственности и духовности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего села.

Задачи: 1) побудить школьника к познанию истории своего народа и самого себя через историю своей семьи; 2) приобщать учащихся к историческому и духовному наследию малой Родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры; 3) познакомить ребят с историей села, в котором они проживают; 4) организовать познавательную деятельность младших школьников.

Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих видов универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Планируемые результаты реализации программы кружка «Первоклассник - краевед» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Школьники приобретают знания об истории происхождения названия села, об основных занятиях и быте крестьян; об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации. [11]

Ученик научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.

Ученик получит возможностьдля формирования основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).

Школьник может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.

Ученик научится:

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. [12]

Содержание курса. [6]

Введение - 1 час.

Знакомство с целями и задачами кружка «Первоклассник - краевед». Экскурсия в природу на гору Нехорошку. Сбор листьев осенних растений, формирование букетов.

Раздел 1. «Я и моя семья» – 5 часов.

Профессии в моей семье. Успехи и достижения моей семьи. Перед первым занятием учащимся даётся задание выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Кружковцы либо устно рассказывают об этом, либо (по желанию) могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе. Семейный архив (выставка старых фотографий, открыток). Семейные реликвии. Создание уголка старых вещей в школьном краеведческом музее. Семейные будни, праздники. Традиции семьи. Приметы и суеверия, дошедшие до наших дней (из рассказов бабушек и дедушек). Фольклор моей семьи (пословицы, поговорки, дразнилки, считалки, игры). Коллективная работа: составление книжки-раскладушки «Игры наших бабушек».

Раздел 2. «Мой дом, мои соседи, друзья» – 4 часа.

Бережное отношение к своему дому, его оборудованию, окружающей природе. Приглашение родителей для совместного с детьми решения, что можно сделать во дворе своими руками (помочь посадить цветы, расчистить снег, построить горку и т.д.). Взаимоотношения с соседями, друзьями.

Раздел 3. «Наша школа» – 5 часов.

Знакомство учащихся с традициями, историей своей школы, с выпускниками, которыми школа гордится, с учителями, работавшими в школе долгие годы. Проводятся экскурсия по школе, экскурсия в зал Боевой славы, в школьный краеведческий музей. Обращается внимание на необходимость беречь школьное имущество.

Раздел 4. «Село, в котором я живу – 8 часов.

Знакомство учащихся с историей села Шибаево. Обращается внимание на название села Шибаево, его значение. Географическое положение села. Первые жители. Учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы из занятий дети вынесли практическое желание сделать что-либо для того, чтобы их село стало ещё лучше. Рассказы о людях, прославивших наше село: старожилы, ветераны труда, передовики. Национальный состав населения нашего села. Их обычаи, традиции, праздники, национальные блюда. Календарные праздники и обряды (Рождество, Масленица, Пасха и т.д.) Прикладное искусство нашего села (выставки). Бытовая экология. Занятие посвящено природе и интересным природным объектам: лес, животные, деревья, травы. Зимующие и перелётные птицы (ремонт и обновление кормушек). Экологические проблемы нашего села. Возможна экскурсия-прогулка по селу.

Раздел 5. «Деятели культуры моего края» – 2 часа.

Выяснение того, кто из деятелей культуры был связан с родным краем. Знакомство с творчеством поэтов-земляков, с творчеством односельчан.

Раздел 6. «Мой край в годы войны с фашистами» – 3 часа.

Тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев Великой Отечественной войны, тружеников тыла живших и живущих на территории села. Можно предложить ребятам узнать, кто из ветеранов или членов их семей проживает рядом, и взять над ними шефство. На занятия возможно приглашение кого-либо из семей школьников для беседы или небольшого рассказа. Проводятся экскурсии в комнату Боевой Славы и к мемориалу у клуба.

Раздел 7. «Моя Родина» – 6 часов.

На занятиях рассматривается название нашей страны, её размеры, историческая роль. Следует обратить внимание на то, что не все дети различают понятия «страна» и «город». Целесообразно использовать впечатления детей, которые с родителями бывали в других городах страны. Это позволит постепенно расширить круг представлений о Родине. Даётся понятие о своём крае как составной части Родины. Изучается символика нашего государства. Конкурс рисунков «Моя малая родина». [6]

Тематический план

№ п/п

Тема занятия

Краткое описание деятельности учащихся

Форма организации внеурочной деятельности / форма занятия/

Кол-во часов

аудит.

внеаудиторных

теория

практика

1

Вводное занятие.

Экскурсия в природу на гору Нехорошку. Сбор листьев осенних растений. Формирование букетов.

1

Раздел 1. Я и моя семья.

2

Профессии в моей семье.

Беседа. Рассказы учащихся о том, где трудятся их родители. Рисование на тему «Моя мама (папа) на работе. /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

3

Семейный архив.

Организация выставки семейных реликвий /открытки, фотографии и т.д./ в школьном краеведческом музее. /Кружковое занятие/

1

4

Традиции семьи. Семейные будни, праздники.

Беседа о том, как проходят семейные будни и праздники. Приглашение на занятие родителей. Разучивание игр для семейных праздников. /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

5

Приметы и суеверия. Фольклор моей семьи.

Рассказы учащихся о том, что им удалось узнать от бабушек и дедушек /с приглашением взрослых членов семьи/ /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

6

«Игры наших бабушек».

Ролевые игры. Составление книжки-раскладушки с детскими работами /рисунки/.

/Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

Раздел 2. Мой дом, мои соседи, друзья.

7

Мой дом.

Беседа. Рисование на тему. /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

8

Мой двор.

Создание проекта своего двора. Что бы вы хотели изменить в своём дворе. /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

9

Мои соседи.

Беседа. Рассказы учащихся о своих соседях. Разработка правил взаимоотношений с соседями. /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

10.

Мои друзья.

Рассказы учащихся о том, кого можно считать другом и почему. Конкурс рисунков«Мой друг». /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

Раздел 3. Наша школа.

11

Моя школа.

Экскурсия по школе. Беседа о бережном отношении к школьному имуществу.

1

12

История и традиции моей школы.

Знакомство с историей родной школы, её традициями. /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

13

Кто учит и кто учится?

Встреча с ветеранами педагогического труда и выпускниками школы. /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

14

Экскурсия в зал Боевой Славы.

Экскурсия.

1

15

Экскурсия в школьный Краеведческий музей.

Экскурсия.

1

Раздел 4. Село, в котором я живу.

16

Моя малая родина.

Экскурсия - прогулка по селу Шибаево.

1

17

История села.

Знакомство с историей села: рассматривание книг и фотографий. Беседа. /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

18

Люди, прославившие наш посёлок.

Встреча с ветеранами труда, передовиками производства. /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

19

Календарные праздники и обряды. Рождество.

Праздник «Рождественские вечера»

1

20

Календарные праздникии обряды. Масленица.

Праздник Масленицы.

1

21

«В гостях у Марьи - искусницы»

Экскурсия в школьный Краеведческий музей. Знакомство с выставкой декоративно-прикладного творчества жителей нашего села.

1

22

Встречаем пернатых друзей.

Изготовление кормушек для птиц.

/Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

23

Календарные праздники и обряды. Пасха.

Знакомство с историей праздника. Изготовление подарков к празднику Пасхи: писанки, открытки. Разучивание игр. /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

Раздел 5. Деятели культуры моего края.

24

Родные поэты.

Знакомство с творчеством поэтов - земляков. Рассматривание книг, чтение стихов. Конкурс чтецов. /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

25

Про жизнь, про кукол, про сказки.

Беседа «Как становятся актёрами».

«Мы - актёры». Инсценирование русской народной сказки «Репка». /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

Раздел 6. Мой край в годы войны с фашистами.

26

«Их подвиг будет жить в веках». Односельчане - участники Великой Отечественной войны.

Знакомство с историческим прошлым нашей Родины, с участием земляков в ВО войне. Экскурсия в комнату Боевой славы. /Кружковое занятие в комнате Боевой Славы/

1

27

Мои близкие на фронтах Великой Отечественной; труженики тыла.

Приглашение на занятие членов семей учащихся. Рассказы об участии родных в Великой Отечественной войне./Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

28

Они нуждаются в нашей заботе.

Изготовление поздравительных открыток для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

Раздел 7. Моя Родина.

29

Моя Родина - Россия.

Рассматривается название нашей страны, понятие «Мы - граждане России». Знакомство с символикой нашего государства. Рисование российского флага. /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

30

Мы - путешественники.

Рассказы учащихся о том, в каких уголках нашей Родины они побывали вместе с родителями. Рассматривание фотографий, открыток, сувениров.

Игра - путешествие «По родной стране». /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

31

Наш край Еткульский район - часть большой страны.

Рассматривается место нашей малой родины как составной части страны, её значение. Викторина «Наш край». /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

32

По родному краю. Экскурсия в лес.

Наблюдение за особенностями природы нашей местности. Сбор растений для гербария.

1

33

По родному краю. Экскурсия наЛебяжье озеро.

Наблюдение за особенностями природы нашей местности. Сбор растений для гербария.

1

34

«Моя малая родина». Выставка работ детского творчества.

Конкурс рисунков на тему «Моя малая родина». Организация выставки. /Кружковое занятие в учебном кабинете/

1

Итого:

6

19

9


Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1. Григорьева Е.В. Книга для чтения по краеведению. - Челябинск, 2013.

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru

3. Корёгина Т.В. Путешествия по городу от А до Я. Азбука. Челябинск: «Край Ра», 2017.

4. Корецкая Т.Л. История Урала в рассказах для детей – Челябинск: «Край Ра», 2013.

5. Комплект мультимедийных презентаций по темам изучаемого курса, 2012.

6. Меньшикова Г.И. Юный краевед «Открытый урок» Издательский дом «Первое сентября»2012/2013 г.г.

7.Плешаков А.А Авторская программа общеобразовательных учреждений по предмету «Окружающий мир. 1 – 4 классы /– М.: Просвещение, 2012 (Школа России)

8. Плешаков А.А.Окружающий мир: 1 кл.: Методические рекомендации: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.

9. Плешаков А.А.Учебник «Окружающий мир» 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./– М.: Просвещение, 2011.

10. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

11. Федотова О.Н., Трафимова Г.В. Авторская программа по окружающему миру 2011.

12. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373),

13. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/

15. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

Материально-техническое обеспечение

  • Классная магнитная доска.
  • Персональный компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран.
  • Коллекции горных пород и минералов, почв..
  • Гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов, семян
  • Фото и рисунки растений и животных.
  • Портреты выдающихся людей России.
  • Таблицы и плакаты по темам
  • Модели дорожных знаков.
  • Рельефные модели



Наши новости:

Разместить свою публикацию