Харитонова Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района РТ
Включение детей с ОВЗ в инклюзивную практику через деятельностьна уроках русского языка и литературы
На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для детей с ОВЗ. К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное образование, надомное образование и его разновидность дистанционное образование. Недавно появился еще один вид образования - инклюзивное или включенное образование. Инклюзивное образование, воспринимает ребенка таким, каким он есть, подстраивает под него систему образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, уменьшает дискриминацию таких детей. Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с особыми образовательными потребностями.
В современных условиях формирование положительной мотивации к учению у школьников приобретает особую значимость и актуальность, ведь мотивация – одно из важнейших условий успешности ребенка. Формирование положительной мотивации к обучению у детей с ОВЗ способствует «включению» компенсаторных функций организма, коррекции аномалий развития, обусловленных заболеванием, позволяет преодолеть физический барьер и успешно конкурировать со сверстниками.
Такая взаимосвязь создает оптимальные условия для всестороннего развития школьников с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает эффективное усвоение программного материала, ликвидацию в ходе обучения отставаний и неравномерности в развитии различных сторон познавательной деятельности и качеств личности учащихся с нарушениями здоровья.
Включение школьников с ограниченными возможностями здоровья в реальную социально-востребованную и личностно-значимую деятельность помогает им в овладении необходимым социальным опытом, формирует гражданскую готовность к творческой, социально-преобразовательной деятельности, расширяет сферы общения и самореализации.
Учителю русского языка и литературы, работающему в инклюзивном классе, нужно помнить о том, что планирование урока должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи. К ним относятся:
- преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимание (какой вид внимания для данного ребенка является более приемлемым);- коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения;- увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти (определение ведущего вида памяти); - развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук;- развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря;- создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.
Учителю-словеснику важно помнить об особенностях оценки знаний обучающихся с ОВЗ.
Рекомендации к оценке знаний учащихся с двигательной патологией по предметам «русский язык» и «литература»
При оценке устного ответа и чтения учитель обязательно должен учитывать речевые особенности и ни в коем случае не снижать отметки (особенно на начальных этапах обучения) за недостаточную интонационную выразительность, замедленный темп и отсутствие плавности, скандированность. Для более адекватной оценки учитель должен соблюдать индивидуальный, дифференцированный подход при проверке знаний по чтению. Учитель проверяет навыки беглого, осознанного чтения в разных ситуациях: чтение подготовленного текста, сидя и стоя за партой, за столом учителя, перед всем классом или перед частью класса.
При оценке результатов письменных работ не следует снижать оценку за следующее:
-неправильное написание строк (зубчатость, выгнутость, вогнутость, косое расположение букв, несоблюдение и пропуск строки, несоблюдение полей);
– выпадение элементов букв или их незаконченность, лишние дополнения букв, неодинаковый их наклон и т. д.;
– нарушения размеров букв и соотношения их по высоте и ширине;
– смешение сходных по начертанию букв;
– прерывистость письма или повторение отдельных его элементов за счет насильственных движений.
Рекомендации по включению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивную практику через деятельность на уроках русского языка и литературы
При обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо:
– применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения, включая дискуссии, общение;
– уделять больше внимания усвоению ключевых понятий предмета;
– активно использовать поэтапное усвоение нового материала;
– уделять больше времени чтению художественной литературы;
– формировать у учащихся ответственность за выполнение заданий;
– предоставлять учащимся бóльшую свободу выбора;
– использовать в работе объединяющие виды деятельности для сплочения класса;
– оказывать индивидуальную помощь учащимся с особыми образовательными потребностями.
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.
Основными направлениями коррекционной работы по русскому языку и литературе являются:
– увеличение пассивного и активного словарного запаса;
– формирование связной речи;
– развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
– развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).
Основные методы, повышающие познавательную активность учащихся с ОВЗ:
- Занимательный материал не перестает воздействовать на развитие ребенка в учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках помогает разнообразить учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей, придаёт позитивное настроение. Форма занимательных упражнений может быть различной: кроссворд, чайнворд, а также викторины, загадки, ребусы.
- Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, является дидактическая игра. Игра «Найди окончание» (найди потерянные окончания для этих пословиц), «Убери лишнее слово». Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь, обогащает словарный запас ребёнка. Дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости.
- Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности (таблицы, схемы, алгоритмы, перфокарты,видеоуроки, презентации).
Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:
-избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации;
-не допускать перегрузок, переутомления;
- пользоваться многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами - ребусами, занимательными упражнениями).
В чём же проявляются особенности мыслительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья?
- в бедности их словарного запаса;
-излишне упрощенном изложении материала;
- в ошибках при построении предложений;
- в большом количестве орфографических ошибок.
Особое внимание уделяется развитию речи, так как главной задачей обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является достижение такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы им наиболее полную социальную адаптацию.
Уроки развития речи, для детей с ограниченными возможностями здоровья, обязаны быть насыщены лексическими заданиями - это напрямую влияет на формирование различных речевых умений. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, составлять простые, а далее и сложные предложения, сочинять диалоги, монологи. В процессе систематических упражнений у учащихся формируется умение составлять текст по плану, сочинять рассказы, писать изложения, сочинения. На данных уроках главное – это поддерживать у детей стремление учиться, вырабатывать познавательные интересы, расширять словарный запас,необходимо учить подбирать синонимы и антонимы, выполнять упражнения на сравнение слов в прямом и переносном смысле, знакомить учащихся с образными выражениями и фразеологическими оборотами, развивать у учащихся способность различать и понимать значение и оттенки слов в тексте, использовать при ответах и в письменных творческих работах образные слова и выражения, эпитеты.
При объяснении нового материала необходимо опираться на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, опорные таблицы, на использование наглядных опор-схем,плакатов с алгоритмами, схем-таблиц (у каждого ребенка с ОВЗ имеется брошюра «Памятка по русскому языку»). Важно регулярно работать над развитием связной речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой. Обязательно проводить анализ работ, индивидуальные консультации. На следующем уроке учащиеся с ОВЗ выполняют задания на повторениенадоске. Как правило, они успешно справляются с заданиями - это придает им уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
На урокахприменяются приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников. Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском отдельных букв,слов, словосочетаний, нахождение лишнего слова, исправление ошибок. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, схем, памяток, выполнение творческих заданий. Подбор проверочных слов, правил к словампозволяет развивать мышление.
Для закрепления пройденного материала необходимо составлять задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся (зашифрованные пословицы, письма; кроссворды, ребусы, логические задачи). Уроки обобщения и систематизации знаний проводятся в виде: дидактических игр «Найди окончание», «Убери лишнее слово», «Кто больше придумает слов из данного слова?»
Необходимо использовать разные приемыконтроля: взаимопроверку, проверку по образцу, самоконтроль. Это способствует активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и умений. При изучении каждой темысоставляется диагностическая таблица для отслеживания знаний и умений учащихся, это позволяет выявить пробелы в знаниях, помогает в дальнейшей работе. В начале изучения новой темы проверяется степень усвоения предыдущей, выявленные западающие темы отрабатываются на индивидуальных коррекционных занятиях.
Грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить развитие каждого школьника.
Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с ОВЗ как одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Этим детям свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного. Они редко замечают свои ошибки.
Таким образом, обучая детей с ОВЗ русскому языку и литературе в инклюзивном классе, необходимо придерживаться следующих направлений:
а) выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребёнка;
б) предотвращать наступление утомления (физкультминутки);
в) использовать методы, повышающие познавательную деятельность детей;
г) проявлятьпедагогический такт (поощрять успехи детей, помогать ребёнку, развивать веру в собственные силы и возможности);
д) обогащать детей знаниями русского языка и литературы, используя развивающие игры, занимательный материал и наглядность.
Список использованной литературы:
1. Ахметова Д.З., Нигматов З.Г., Челнокова Т.А., Юсупова Г.В.и др.; под ред. Ахметовой Д.З.. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие /– Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 204 с.
2. Алехина С.В.Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (20–22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол-пед. ун-т; редкол и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973.