«Использование технологий индивидуализации и дифференциации обучения как фактор повышения качества образования учащихся с ОВЗ»
В связи со становлением новых экономических и общественных отношений в России наблюдается изменение отношения к общечеловеческим ценностям, в том числе и к знаниям. Если взрослые люди осознают важность получения образования и видят в нем залог будущей самостоятельности, то среди молодежи, а тем более среди учащихся коррекционной школы, наоборот, резко снизился интерес к учению. Перед специальной (коррекционной) школой VIII вида стоит сложная задача повышения интереса к учению как основе развития всесторонней личности.
Особую актуальность на данном этапе развития системы образования приобретают разработка и внедрение в школьную жизнь различных форм дифференциации, индивидуализированной педагогической помощи школьникам.
Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения детей; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия "внутренняя дифференциация" и "индивидуализация" по существу тождественны.
Использование дифференциации в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения;
Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся.
Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.
Реализуя индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:
1.быть единой для всех групп учащихся;
2.показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;
3.наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;
4.представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.
На всех этапах урока, где применяется дифференцированная работа учащихся, должны быть реализованы следующие задачи:
1. Средствами внутриклассной дифференциации совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебной программе, повышением уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей).
2. Развивать логическое мышление, процесс словообразования, обогащать словарный запас, при опоре на зону ближайшего развития.
3. Формировать учебно - познавательную мотивацию.
4. Создать условия для развития интересов и специфических способностей каждого ребёнка.
Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать технологию уровневой дифференциации (УД).
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.
Главная задача – предоставить учащимся возможность самим определить объем учебного материала (не ниже требований стандарта) по предмету.
Технология УД – это одно из направлений реформирования школы:
- признание права ученика на выбор содержания своего образования и уровня его усвоения;
- обеспечение учителем своевременного достижения каждым учащимся, как минимум, обязательного уровня;
- формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;
- формирование положительной мотивации школьников (все дети могут достигнуть обязательных результатов обучения);
- применение технологии УД как здоровье сберегающей технологии обучения.
При обучении учащихся специальной (коррекционной) школой VIII вида технология уровневой дифференциации имеет особое значение. Если в основу обучения положить личностно-ориентированный подход к детям и на основе этого рассматривать и применять формы и методы дифференцированного обучения, то это позволит повысить качество знаний учащихся, будет способствовать достижению творческой, продуктивной деятельности, удовлетворенности учащимися с нарушением интеллекта образовательным процессом.
На уроках в специальной школе применяются следующие дифференцированные формы учебной деятельности учащихся:
- групповая дифференцированная (учащиеся одной группы выполняют задание коллективно, затем организуется отчет каждой группы);
- индивидуальная дифференцированная (учащиеся выполняют задания индивидуально, и оценивается работа каждого учащегося).
Дидактический материал разрабатывается по типологическим группам учащихся:
- группа 1 (учащиеся с отличным уровнем знаний и умений);
- группа 2 (учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений);
- группа 3 (учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений);
- группа 4 (учащиеся ,не достигшие минимального уровня);
Разработка дидактического материала выстраивается с учётом:
- возрастных психологических особенностей детей с нарушением интеллекта;
индивидуальных особенностей детей;
- особенностей общеобразовательного учреждения.
Виды материалов:
- тесты;
- карточки для самостоятельной работы.
Варианты дифференциации, применяемые на уроках :
- объединение учащихся в малые группы (3-4 человека);
- объединение учащихся в пары;
- индивидуальное обучение.
Использование уровневой дифференциации на уроках позволяет достичь следующих результатов:
- работа в малых группах и парах развивает творческие способности учащихся, развивает уверенность учащихся в себе, ученик находит своё место в коллективе;
- индивидуальное обучение учащихся формирует творческие способности и приобретение навыков самообразования; совершенствует знания, умения и навыки, развивает личностные качества детей.
Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы проводятся на обобщающих уроках. Можно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал нужно от сложного к простому, а в конце - определить уровень усвоения материала на уроке. Способом контроля в условиях дифференцированного образования могут быть тесты с выбором ответов или карточки с заполнением пропусков.
Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.
Важна проблема дифференцированного контроля знаний – желательно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой- отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН, при этом оценка должна быть "справедливой" в глазах ребенка.
Психические функции | Характер нарушений | Рекомендации приёмов работы |
Эмоционально-волевая сфера | Заторможенность контакта вследствие эмоционально-волевой неустойчивости | Соблюдение охранительного режима (смена видов деятельности), информирование отрицательных поступков и переключение на другой вид деятельности, спокойный, ровный тон, дозирование учебной нагрузки для предупреждения нервного срыва (домашние задания), обучение нормам поведения, положительная оценка успехов ребёнка, включение ребёнка в значимую для него деятельность, регулирование поведения ребёнка через медикаментозное лечение, при возможности дополнительного отдыха обучающихся, воспитанников |
Способность к волевому усилию | Снижение волевой активности | В каждой деятельности необходима постановка доступных целей, выполнение задания по частям и по алгоритмам, обучение приемам самоконтроля и планирования деятельности, дозировка учебной нагрузки. |
Внимание | Снижение всех видов внимания | Дозировка объёма, темпа нагрузки, предъявление инструкции доступной по объёму (1-2 действия) выполнение задания по частям и по алгоритму, исключение лишней наглядности не относящейся к теме, четкое проговаривание цели задания, темп, дозировка целей каждого этапа. |
Механическая память | Снижение способности запоминания вследствие повышенной истощаемости | Использование приёмов зрительной опоры, дозировка объёма и темпа заученного материала, оценивание ответов детей в связи с дефектом. |
Логическая память | Снижение способности запоминания вследствие логического мышления | Опора на алгоритмы. Выделение логического звена и вывода в тексте. Опора на громкое проговаривание. Логическая отработка учебного материала. Группировка материала на основе сходных признаков. |
Мышление | Снижение способности к аналитической деятельности | Обучение приемам умственной работы: сравнение признаков группировки материала, логический анализ. Дозировка учебной нагрузки, поэтапное формирование умственных действий с опорой на алгоритм, опора на сохранные анализаторы. |
Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:
1. Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
2. Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
3. Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения педагогом и учениками.
Таким образом, применение технологии уровневой дифференциации, как механизма достижения образовательного стандарта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида способствует повышению качества образования, внедрению и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Усиливается положительная мотивация к обучению, самооценка детей становится более реальной, слабые школьники достигают необходимого минимума знаний, сильные учащиеся не перестают стараться. На уроках создаётся комфортная атмосфера, располагающая к совместной деятельности педагога и учащихся.