Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании.
Н. С. Гетманская
Адрес работы: г. Москва, Можайское шоссе, дом 31, корп. 2.
Частное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Ломоносовская школа».
E-mail: natulhen@yandex.ru
В статье обосновывается необходимость и раскрывается сущность гендерного подхода применительно к решению проблемы воспитания детей в образовательных учреждениях. Особое внимание в статье уделено анализу гендерной идентичности у юношей и девушек, обусловленных биологическими и социокультурными требованиями к мужчинам и женщинам, а также проблеме преодоления гендерных стереотипов в процессе педагогического взаимодействия обучающихся и учителей.
Ключевые слова: гендерный подход, гендерная идентичность, стереотипы, учащиеся.
Педагогика - наука о взаимодействии людей разного возраста в процессе передачи культуры от поколения к поколению в широком смысле слова. Центральным звеном и основой педагогической деятельности является воспитание. В процессе воспитания и взаимодействия с окружающей средой происходит социализация ребенка, то есть усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, принятых в обществе. [3, с. 34]
Предметом исследования гендерной педагогики наряду с другими выступает проблема коррекции процесса социализации молодежи в зависимости от пола в эпоху глобальных социально-экономических и культурологических трансформаций.
Практически до 90-х годов ХХ века в отечественной педагогике упускался из виду один из важных аспектов социализации индивида, которому в западном научном мире уделяется большое внимание и присвоен специальный термин - "гендер".
Смысл понятия "гендер" заключается, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола (в отличие от биологического пола, который задается генетически). Социальный пол конструируется социальной практикой. Общество формирует систему норм поведения, предписывающую выполнение определенных ролей в зависимости от биологического пола индивида. Соответственно, возникает жесткий ряд представлений о том, что есть "мужское" и что есть "женское" в данном обществе. [8, с. 40]
Поскольку гендер – не природная данность, а социальный конструкт, он предполагает самосознание и самоопределение.
Внедрение категории "гендер" в педагогический процесс имеет принципиальное значение, поскольку в школе формируются многие представления о профессиональном самоопределении, жизненной стратегии, доступе к ресурсам и власти, имеющие в основе социополовую ориентацию. Развитие гендерного образования в школе позволит сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации по какому-либо критерию или показателю, что он дает возможность женщине и мужчине пользоваться правами человека во всей полноте этого понятия. Разработка нового направления в науке, как правило, приводит к рождению новых терминов, новых категорий. [7, с. 26]; [8, с. 48]
Теоретически обоснованно рассматривать гендер как комплексный механизм, как технологию, которая определяет субъект нормативности и регулирования того, кем станет человек в соответствии с социальными нормами. В понятие «гендерные системы» включены идеи, институты, поведение, формальные правила и другие социальные взаимодействия, приписываемые обществом человеку в соответствии с социокультурным полом. Гендерная идентичность – это осознание себя связанным с социокультурными определениями мужественности и женственности. [4, с. 28]
Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Это внутренняя структура, создаваемая в процессе развития, которая позволяет индивиду организовать образ Я и социально функционировать в соответствии с ее, его воспринимаемым полом и гендером.
Таким образом, гендер - некая самоорганизующаяся система, включающая в себя конкретные символы, выработанные обществом в процессе своего развития, нормы и законы регулирующие жизнь человека и общества, социальные институты, воплощающие в жизнь эти нормы, и наконец, самоидентификацию личности, то есть понимание человеком самого себя и своего места в жизни общества, причем все это в нежесткой связи с его биологическим полом. [9, с. 38]
С целью определения степени взаимодействия педагогики и гендера, как сложных социальных и научных категорий, вводится понятие "гендерное измерение в образовании".
Под образованием мы подразумеваем процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний. Образование школьника происходит в процессе обучения и воспитания, педагогического взаимодействия с учителями, одноклассниками, различными субъектами школьной среды.
Под "гендерным измерением в образовании" мы подразумеваем оценку последствий и результатов воздействия воспитательных усилий педагогов на положение и развитие мальчиков и девочек, осознание ими своей идентичности, выбор идеалов и жизненных целей, статус детей в школьном коллективе, группе сверстников в зависимости от биологического пола. [2, с. 60]
Сложные проблемы ставит перед педагогикой изменение взаимоотношений между полами. На протяжении десятилетий многие социальные различия между мужчинами и женщинами (в характере трудовой деятельности, уровне образования и т.д.) уменьшились, или вовсе исчезли. Это не может не сказываться на психике и самосознании мальчиков и девочек. При воспитании и обучении детей не учитывалась такая существенная характеристика индивидуальности ребенка, как его половая принадлежность. Детей не готовили к выполнению в будущем специфичных для их пола семейных ролей, не развивали у них способы взаимодействий, характерные для мужского и женского типов поведения, не воспитывали у мальчиков качества мужественности, а у девочек качества женственности. Это оборачивалось тем, что, вступая в брак, многие молодые люди оказывались неспособными создать семью, основанную на согласии, взаимопонимании, доверии. [1, с.76]
Сейчас мы ушли от бесполой педагогики, стали больше, по сравнению с недавним прошлым, учитывать половые различия, но часто они трактуются только как психофизиологические.
Осуществлять гендерный подход в образовании детей - это значит действовать с пониманием социального, конструктивистского происхождения категорий "мужского" и "женского" в обществе, ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.
Ни для кого не секрет, что все дети очень непохожи не только внешне, но и по характеру. Восприятие всего происходящего у них тоже различно. А различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что уже на первом году жизни проявляются в поведении и в такой сложной деятельности, как игра. Это значит, что у них по-разному организованы психические процессы, соответственно, и функции мозга уже в таком нежном возрасте сильно различаются.
Между мальчиками и девочками существуют различия в познавательной сфере: в развитии памяти, мышления, восприятии, усвоении учебного материала, которые идут разными путями в зависимости от пола. В этой связи важен переход от одинакового обучения девочек и мальчиков к обучению, способствующему формированию познавательных интересов с учётом гендерных особенностей. [5, с. 10]
Разработка гендерных подходов в процессе образовании является новым шагом в развитии науки человековедения, педагогической антропологии. Задача разработки теории гендерного образования и воспитания состоит в том, чтобы, интегрируя и перерабатывая знания, полученные другими науками о человеке:
- выявить и показать обществу педагогические аспекты процесса гендерной социализации девочек и мальчиков как субъектов школьного воспитания, влияния сложных и многонаправленных взаимодействий с родителями, сверстниками, педагогами на становление гендерной идентичности индивидов обоего пола;
- проанализировать роль школы как социального института в гендерной социализации девочек и мальчиков, способствовать ликвидации дискриминации по полу, преодолению наиболее жестких гендерных стереотипов в педагогической школьной практике;
- выявить закономерности и методики педагогического влияния учителя на гендерные идентичности учеников, чтобы в процессе взаимодействия расширять индивидуальные возможности самореализации учеников.
Таким образом, при обучении полезно учитывать следующие особенности подростков:
Мальчики
У большинства мальчиков (до 12 лет) более развито правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству. Характер познавательных процессов конкретно-образный, это позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы.
С психологической стороны у большинства мальчиков преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения с людьми поверхностные, конкретные.
Мальчики тяготеют к широкому кругу общения. Мальчики привлекают внимание противоположного пола логикой суждений, физической ловкостью и смелостью, мастерством в практических делах.
Мальчики предпочитают дух соревновательности и справедливой спортивной борьбы.
У большинства девочек (до 12 лет) более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, логического мышления.
Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир. В дружбе у девочек доминируют диады и триады, которые «закрыты» для посторонних. У девочек способ обращения на себя внимания – кокетство.
Девочки тоже соревновательны, но на уровне межличностных отношений: в споре и в сравнении друг с другом. [6, с. 37]
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что на процесс полоориентации индивида влияет множество факторов: на ранних этапах развития ребенка, это прежде всего семья, так как в семье формируется фундамент для будущей личности. Например, при обращении значимых взрослых с мальчиком как с девочкой нарушается его половое самосознание. И наоборот, когда с мальчиком начинают обращаться как с мужчиной, процесс его половой идентификации будет протекать успешнее. Нормальное полоролевое развитие детей требует наличии как женского так и мужского образов, основной источник усвоения половых ролей детьми – образ жизни взрослых. Учитывая, что между мальчиками и девочками, с учетом их гендерных особенностей наблюдаются различия в познавательной сфере, процесс обучения должен проходить совместно, что способствует формированию у мальчиков мужественности, уважительного отношения к противоположенному полу, а у девочек женственности, доброты. Все это необходимо для создания в будущем молодыми людьми крепких семей, которые будут основаны на согласии, взаимопонимании и доверии.
The need and nature of gender approach in relation to the problem of educating children in educational institutions disclosed in the article.The article is about the analysis of gender identity among young men and women due to biological and socio-cultural requirements of men and women, as well as the problem of overcoming gender stereotypes in the pedagogical interaction of students and teachers.
Keywords: gender mainstreaming, gender identity, stereotypes, students.
Список литературы:
1. Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой российской школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96". М., 1997.
2. Воронина О.А. Философия пола // Философия: Учеб. / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1998.
3. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000.
5. Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М., 1998.
6. Попова Л.В. Некоторые тенденции в ценностных ориентациях девочек и мальчиков младшего подросткового возраста // Женщина в российском обществе. 1996. №4.
7. Попова Л.В. Отношение к социальным ролям женщин: кросскультурное исследование // Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996. Вып. 15.
8. Попова Л.В. Психологические исследования и гендерный подход // Women Gender Culture. M., 1999.
9. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. 2-е изд., доп., исправ. Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; Москва; Минск, 1998.