Учитель географии Утаганова Индира Борисовна
г. Новый Уренгой МБОУ «СШ №7»
«Как хорошо когда у человека есть возможность
выбрать себе профессию не по необходимости,
а сообразуясь с душевными склонностями».
А. Апшерони
Каждый ученик рано или поздно встаёт перед проблемой выбора будущей профессии. Проблема выбора оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих ещё не сформирована.
Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Но география – предмет в школьном образовании, объединяющий в своём содержании триаду «Природа – человек – хозяйство».
На начальном этапе изучения географии в шестом классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить учащихся различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Я знакомлю их с относительно редкими профессиями, о существовании которых может быть они не знают. Эти профессии тесно связаны с разделами, которые они изучают в течение учебного года. При изучении «Литосферы» знакомятся с профессией геолога, сейсмолога, вулканолога; «Атмосферы» - метеоролога; «Гидросферы» - гидролога; «Биосферы» - эколога.
В 7-м и 8 классе «примеряют» на себя профессии рекламного агента, туроператора, экскурсовода.
После изучения природы, населения и его хозяйственной деятельности определенного материка учащиеся выбирают страну, расположенную на данном материке, которую бы они хотели бы презентовать. Все это проводится в виде ролевых игр, где дети непосредственно являются туристами, туроператорами, рекламными агентами, экскурсоводами.
На уроках географии России в 8 классе учащимся предоставляется возможность через мини-проекты познакомиться с такими профессиями, как климатолог, спасатель, геодезист.
При изучении экономической и социальной географии мира в 10-11-х классах важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями учащихся, формировать устойчивую позицию выбора. Например, учащиеся пробуют себя в роли биолога, эколога при изучении темы «Загрязнение и охрана окружающей среды».
Все эти пробы приводят к тому, что ребенок, «примеряя» на себя различные профессии, заинтересовывается той или иной профессией. Я надеюсь, что тот опыт, который они получают на моих уроках, помогает им в дальнейшем при выборе профессии.