Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96335

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 23.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

В.К. Кюхельбекер как объект исследования

Дата публикации:

Автор:
магистрант, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Чувашская Республика, Урмарский район, с. Челкасы, ул. Чкалова, 7

Цель: Познакомить учеников с поэтом-декабристом.

Задачи: Создать условия для развития личностных качеств, направленных на устойчивое стремление к самосовершенствованию: самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию. Стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, взаимопомощи, чувства такта, отзывчивости.

В.К. Кюхельбекер как объект исследования

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – один из представителей русской литературы первой половины XIX века. Он писал в разных жанрах, в его творческом наследии: лирические, прозаические, драматические произведения, а также переводы, дневники и критические статьи.

В свете современной антропоцентрической парадигмы научного знания, по-нашему мнению, актуально изучение поэтических текстов В.К. Кюхельбекера с позиций лингвоконцептологии. Концептуальный подход к исследованию текстов дает возможность реконструировать индивидуально-авторскую картину мира, проникнув через тексты, в художественное мышление поэта и выстроить систему значимых для него концептов, определить их индивидуально-авторское наполнение.

Лингвокогнитивной категорией, который мы пользуемся в рамках исследования, является художественный концепт. Под концептом мы, вслед за Ю.С. Степановым, понимаем «как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека <…> концепт – это то, посредством чего человек <…> сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее». [Цит. по: Петрова Л.А. Лингвокогнитивные основы художественной картины мира. – Симферополь, 2006. – 284 с. – С. 151]

На сегодняшний день сложилось два основных направления исследования концептов: ряд авторов исследуют концепты как универсальные представления о мире, выраженные в языке, другие анализируют – индивидуально-личностные представления о мире, в этом случае объектом исследования становятся художественные тексты. Наша работа ведется в рамках второго направления: внимание сосредоточено на выявлении специфики художественных, индивидуально-авторских концептов, значимых для поэтического творчества Вильгельма Кюхельбекера.

Мы согласны с В.А. Масловой в том, что специфика художественного концепта, отличающая его от универсальных концептов, состоит в его иной природе: в основе лежит ассоциация, художественный концепт заключает в себе эмотивные смыслы, включает в себя образы, они личностны, психологически более сложны. Они представляют собой «комплекс понятий, представлений, чувств, эмоций, иногда даже волевых проявлений, возникающий на основе художественной ассоциативности. Чем богаче культурный и эмоциональный опыт поэта, тем глубже и обширнее его концепты». [Маслова В.А. Поэт и культура: Концептосфера Марины Цветаевой. – М.. 2004. – 256 с. – С. 34–35]

Для выявления значимых для поэта концептов, необходимо обратиться не только к текстам, которые созданы автором, но и окунуться углубиться в среду жизни этого человека, то есть изучить дневники, письма, послания, статьи – одним словом, все то, что связано с В.К. Кюхельбекером и временем, в котором он жил.

Вильгельм Кюхельбекер – это человек со сложной и трагической судьбой, интересный автор со своеобразной стилистикой. Человек очень талантливый и любознательный, окончивший лицей с серебряной медалью и, казалось бы, которого должна была ждать блестящая писательская карьера. Воспоминания лицеистов той поры сохранили много свидетельств о странностях Вили, Кюхли. Он был вспыльчивым, рассеянным, а также припадки глухоты Вильгельма вызывали насмешки, пародии, эпиграммы, иной раз и грубые шутки. Однако незаурядная эрудиция, знание языков, оригинальность суждений, трудолюбие, стремление и умение отстаивать собственный взгляд на поэзию завоевали ему уважение товарищей, среди которых на первом месте были А.С. Пушкин и А.А. Дельвиг.

Однокашник по Лицею М.А. Корф в «Записках о Лицее» заметил писательский талант Кюхельбекера: «Он принадлежал к числу самых плодовитых наших стихотворцев, и хотя в стихах его было всегда странное направление и отчасти странный даже язык, но при всем том, как поэт, он едва ли не стоял выше Дельвига и должен был, занять место непосредственно за Пушкиным». [Криничная H.A. Русская мифология. Мир образов фольклора. М.: Академический проект. Гаудеамус - 2004. - 1008 с. – С. 139]

«Он человек занимательный во многих отношениях <...> он с большими дарованиями, и характер его очень сходен с характером женевского чудака (Руссо)», – писал о нем Е.А. Баратынский. [Баратынский Е.А. Полное собрание стихотворений / сост. В.М. Сергеев. Л.: Сов.писатель, 1989. – 519 с. – C. 462]

Директор Лицея Е. А. Энгельгардт, внимательно следивший за жизнью своих воспитанников, с удовольствием писал: «Кюхельбекер живет как сыр в масле; он преподает русскую словесность в меньших классах вновь учрежденного Благородного пансиона при Педагогическом институте и читает восьмилетним детям свои гекзаметры: притом исправляет он должность гувернера, <...> притом присутствует очень прилежно в Обществе любителей словесности и при всем этом еще в каждый почти номер «Сына отечества» срабатывает целую кучу гекзаметров». [Тынянов Ю.Н. Кюхля. Смерть Вазир-Мухтара. Пушкин. М.: Альфа-книга - 2011. – 1246 с. – С. 24]

Из воспоминаний и критических замечаний его современников становится очевидно, что литературное наследие Кюхельбекера, как и его творческая натура, незаслуженно забыто исследователями. Анализ работ показал, что сегодня в науке о художественном слове практически отсутствуют монографические исследования поэтического мира автора. Более того, предлагаемый подход к изучению текстов поэта не нашел воплощения ни в одном из известных нам работ, посвященных его творчеству.

Знакомство с поэтическими текстами В.К. Кюхельбекера, а также изучение его жизни, позволяет нам утверждать, что для его поэтического мира значимыми являются концепты <смерть>, <жизнь> и <поэт>.

Уже в раннем творчестве автора появляется мотив смерти и с годами он звучит все сильнее и настойчивее.

Например, в стихотворении «Бессмертие есть цель жизни человеческой…» (1814) есть строки:

Могила, знать, всему предел,

И извергов она, и добрых – всех удел!

Увянут благость и пороки,

И тленья лишь текут за гробом мрачны токи!

И совесть, и закон, и честь, и долг – мечты!

Также тема смерти отслеживается и в последующих стихотворениях: «Мертвый – живому» (1815), «Ницца» (1821), «Родство со стихиями» (1834), «Участь русских поэтов» (1845), «Горько надоел я всем» (1846) и др.

Мы, вслед за Н.С. Болотновой, рассматриваем структуру художественного концепта в виде слоев (предметный, понятийный, идейно-эстетический (ценностный), ассоциативный, символический, образный), которые могут находиться в отношениях включения и пересечения.

Сбор материала показал, что языковыми репрезентантами концепта <смерть> являются прямые номинации (могила, гроб), номинации ассоциативного слоя (скорбь и тоска, тьма) и образные номинации (смиренный дом, умер душою, в сердце огонь погас, сердце охладело, сырою мглою покрылся, иссякнет жизни ключ, погаснет свет денницы и т.д.).

Тем не менее В.К. Кюхельбекер любил жизнь, даже после переломного момента в своей жизни, после событий на Сенатской площади в 1825 году, которые изменили его жизнь, он не переставал творить и создавать свои произведения. Когда поэт находился в заключении, он мог бы сдаться, духовно сломаться и перестать верить в свои идеалы, но даже тогда он стойко переносил все жизненные трудности. Его способность искренне увлекаться, доброта сердца, доверчивость – этих черт не изгладили в его характере даже тяжкие испытания, какие выпали на долю поэта. Вот как вспоминают его в это время: "Не раз я с товарищем Александром Понговским или Тадеушем Скржидлевским, - вспоминает поляк А. Рыпинский, - убегали из школы прапорщиков навещать его то в лазарет, то опять в тюрьму <...> Как ясный месяц блестит среди бесчисленного множества тусклых звезд, так и его благородное, бледное, исхудалое лицо с выразительными чертами выделялось сиянием духовной красоты среди огромной толпы преступников, одетых, как и он, в серый "мундир" отверженных. Сильное и закаленное сердце, должно быть, билось в его груди, если уста, этот верный передатчик наших чувств, никогда ни перед кем не произнесли ни слова жалобы на столь суровую долю".

[Литературное наследство, т. 59, с. 515-516].

В стихотворении «19 октября 1836 года» звучат следующие строки про жизнь:

О друг! хотя мой волос поседел,

Но сердце бьется молодо и смело.

Во мне душа переживает тело,

Еще мне божий мир не надоел.

В структуре концепта <жизнь> выделяем прямые номинации (молодость), номинации ассоциативного слоя (свобода, вольность, надежда, желанье), образные номинации (божий мир, шумная радость, окрылены мечтой, когда кипит кровь, пылает любовь, в сердце дружбы огонь горел и т.д.).

Поэт не был готов к жизни на ссылке, здесь ему пришлось зарабатывать физическим трудом, и на творчество не оставалось времени. События, которые произошли с его друзьями: А.А. Дельвигом, А.С. Пушкиным, А. Грибоедовым, угнетали поэта, все чаще звучит тема тяжелой судьбы непризнанного поэта в его стихах, тема смерти. В.К. Кюхельбекеру пришлось пережить смерть почти всех своих друзей, это наложило определенный отпечаток на его мысли и жизнь.

1842 год в жизни поэта – год самого тяжелого отчаяния, беспросветности, мыслей о самоубийстве. Может, из-за своего сильного духа, природного оптимизма, он не отчаивается, не замыкается в себе и в своем мире. Именно в эти моменты создаются его лучшие произведения, которые входят в сокровищницу русской поэзии. Даже когда поэт ослеп, он не переставал писать.

По его собственному признанию, которое он сделал, находясь в заключении, становится ясно, какое значение для него имела возможность быть Поэтом. Он писал своему племяннику: "Никогда не буду жалеть о том, что я был поэтом; утешения, которые мне давала поэзия в течение моей бурной жизни, столь велики, что довольно их. Поэтом же надеюсь остаться до самой минуты смерти, и признаюсь, если бы я, отказавшись от поэзии, мог бы купить этим отречением свободу, знатность, богатство, даю тебе слово честного человека, я бы не поколебался: горесть, неволя, бедность, болезни душевные и телесные с поэзиею я предпочел бы счастию без нее". [Литературное наследство, т. 59, с. 467].

В структуре концепта <поэт> выделяем прямые номинации (свободный дух, могучий глас, свет ума, прозорливцы вдохновенные), номинации ассоциативного слоя (свобода, чистая любовь к отчизне, огонь в сердце, цепи), образные номинации (горькая судьба, черная и душная тюрьма, темница сумрачная, хладная нищета, любовь презренная и забытая, померкшая душа, лишился мужества и пал и т.д.).

В.К. Кюхельбекер верил в особую судьбу поэтов, ведь поэты говорили в своих стихах о том, о чем все молчали. Его судьба и судьбы многих поэтов того времени тесно переплетаются с декабристским восстанием. Их свободолюбивый дух был пропитан революционизмом. Поэты боролись против крепостного права, хотели помочь простым людям жить свободно. Хотя могли жить своей жизнью, ведь многие из них были из дворянства и находились при дворе, имели высокие чины, звания.

Мы понимаем, насколько трудна и терниста была жизнь В.К. Кюхельбекера, насколько важны для него были понятия: жизнь и смерть, поэт, а также насколько тесно в его жизни и в творчестве были переплетены между собой данные понятия.

Мы восхищаемся его талантом и жизненной энергией, его абсолютной увлеченностью творчеством и упорной, бескорыстной верой в свои идеалы вплоть до своей смерти.

Наши новости:

Разместить свою публикацию