Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

97395

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.05.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

«Система работы преподавателей гуманитарного цикла по формированию ориентиров гражданской самоидентификации учащихся во внеурочной деятельности в рамках ФГОС».

Дата публикации:

Автор:
учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ" №8 с углублённым изучением английского языка, г. Мончегорск, Мурманская область

Цель: Обобщить опыт работы преподавателей гуманитарного цикла школы по формированию ориентиров гражданской самоидентификации учащихся во внеурочное время

Задачи: Показать систему работы преподавателей гуманитарного цикла, объяснить особенности организации внеурочной деятельности по формированию гражданской самоидентификации учащихся

Ключевые задачи, решение которых основано на гражданском воспитании и формировании гражданской идентичности, включают обеспечение безопасности российского государства и общества, преодоление мировоззренческого кризиса, возрождение уважения к государству, обществу, семье; отечественному историческому и культурному наследию.

В докладе председателя Международной комиссии по образованию для ХХI века Жака Делора говорится о четырех «столпах образования»: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, учиться жить».

Система образования, которая формируется в России, должна обеспечить условия для гармонизации общечеловеческой, гражданской этнической идентичности в процессе становления человека. Как достичь этого?

Большие возможности по формированию гражданской идентичности личности дает педагогу внеурочная и внеклассная деятельность. Проведение олимпиад, конференций, экскурсий во внеурочное время; организация и проведение деловых и ролевых игр; обсуждений статей, проведение диспутов во время классного часа; проведение конкурсов творческих работ и литературных конкурсов, просмотр фильмов и спектаклей и диспуты по ним, встречи с интересными людьми, организация и проведение научно-практических конференций, конкурсов докладов и рефератов; встречи с ветеранами; организация и участие в конкурсе тематических выпусков газет и многое другое, уже сегодня стало традиционным в образовательно-воспитательном процессе нашей школы.

Формирование гражданской идентичности невозможно без знания основных событий истории Отечества, героического прошлого России, без представления о связи истории своей семьи с историей Отечества.

В 2014 году на базе краеведческого музея мы посетили Интерактивную выставку «От Мурманска до Берлина» Регионального клуба военно-исторической реконструкции «Заполярный рубеж», провели литературно-исторический вечер «Победная осень 1944 -года» - к 70-летию Петсамо-Киркенесской операции. Краеведческая работа помогает формированию личной сопричастности учащихся к историческому культурному прошлому. В 2014 году учащимися 5 «А» класса был создан проект «История страны в истории семьи». В данном проекте прослеживались исторические события России, начиная с конца 19 столетия вплоть до наших времен через судьбы членов семей учащихся класса. Была проделана огромная работа, собран ценнейший фотоматериал, архивные документы. Учащиеся 5 б класса создали проект «Воинская доблесть наших близких», в котором рассказали о своих родственниках, участниках, тех грозных событий. В 2015 году – на базе городской библиотеки провели Встречу с представителями трудовых династий комбината «Североникель». Каждая семья имеет свою историю, свои обычаи и традиции, во многих семьях хранятся уникальные исторические документы, предметы старины. Проект «Домашние архивы или как сохранить историю семьи» рассказывает о том, что, как важно проводить работу по сохранению культурного наследия, что откладывать её на потом нельзя, т.к. вместе со старшим поколением от нас уходят уникальные интересные сведения, которые составляют частичку нашей общей истории.

Одна из главных особенностей краеведче­ской работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять учас­тие в поисково-исследовательской работе по изучению местной истории. Это выразилось в написании учащимися рада исследовательских работ о ветеранах - выпускниках школы, родословных, истории создания школы и т.д.

Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.

Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.

Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа. Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т.д.

Мы стали проводить гуманитарные проекты уроков во внеурочное время, в период проведения школьных предметных недель или памятных дат, на классных часах. Например, деловая игра «Быть гражданином» в 5 классе помогает выйти на такой важный результат гражданско-патриотического воспитания, как формирование у школьников позитивных отношений к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

В школе помимо внеурочной деятельности по истории ведет свою деятельность кружок по английскому языку для 5-6 классов «EnglishforEveryone», в котором дети получают подробную информацию о странах изучаемого языка, расширяют и систематизируют свой лингвистический кругозор и лексический запас. Главной целью данного вида внеурочной деятельности также является воспитание в ребенке личности, но не просто личности, а человека дружелюбного и толерантного по отношению к ценностям иных культур, с личностной позицией в восприятии мира, в развитии национального самосознания.

Для достижения этих целей были использованы различные формы и направления внеурочной деятельности: познавательная деятельность, игровая деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное и социальное творчество. В ходе познавательной деятельности учащиеся знакомились с культурой страны путём сравнения и постоянной оценки уже имеющихся знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о самих себе. Сравнивая себя и зарубежных сверстников, учащиеся выделяли общее и специфическое, что способствовало объединению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям, а также определяло и значение их собственной личности не только в окружающем их обществе, своей стране, но и в целом мире.

В такой форме проблемно-ценностного обще­ния, как дебаты и тематические диспуты, которые проводились во время внеурочной деятельности, перед детьми была поставлена задача: разделиться на две группы, одна из которых представляла англоязычную страну, а вторая – свое государство. Обе группы должны были аргументировать, почему именно их страна является лучшей. Для достижения результата ученикам потребовалась и исследовательская деятельность, в которой они самостоятельно приобретали знания и опыт, соответствующие заданной теме. Создание проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Таким образом, проектный метод повышает мотивацию к изучению иностранного языка, развивает интеллектуальные и коммуникативные способности, раскрывает творческий потенциал учащегося. Это была групповая работа, и именно с помощью данного вида работы у детей можно сформировать понятие о внутригрупповых и межличностных ролях, о роли партнера по общению, об уважительном и доверительном отношении к мнению каждого участника группы. Поскольку это дебаты, дети учились противостоять и отстаивать свою гражданскую позицию, роль и значение своего государства в мире.

Художественное творчество предполагало создание логотипа и девиза на английском языке для представления кружка, с учетом историко-культурной и этнической спецификой нашего региона, а также тематикой внеурочной деятельности. Ученики справились с задачей, создав логотип, который отражал взаимосвязь их региона со всем миром, а также роль изучения не только родного края, но и страны изучаемого языка. Был предложен этот вид работы, так как именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность. Все это способствует проявлению человеком собственной индивидуальности и изобретательности, самовыражению. В качестве еще одного вида художественной деятельности было предложено задание на перевод небольшого отрывка стихотворения одного из знаменитых писателей Англии. При переводе художественного текста ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами по причине особенностей культуры и менталитета стран.

Все виды данной внеурочной деятельности направлены на усвоение обучающимися нравственных ценностей своего народа в сравнении с другими государствами мира; приобщение обучающихся к культурным ценностям, как своей страны, так и других стран мира; национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности. Кроме этого одной из главных целей дополнительного образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, формирование сознания в духе терпимости, толерантности, уважение к праву человека быть отличным в политическом, идеологическом, религиозном и этническом плане. Именно на эти цели и рассчитана работа нашего кружка.

В настоящее время научно обоснованным признаётся постулат о том, что образовательное учреждение должно готовить образованных, творческих людей, которые обладают моральными принципами и способны к решению сложнейших экономических и социальных проблем. Городская инновационная площадка «Возрождение» позволяет нам, преподавателям русского языка и литературы, организовывать праздники совместно с центром «Полярис», детской воскресной школой, церковным хором, городским центром культуры, Детской художественной школой. Ценность таких мероприятий, на наш взгляд, в их предварительной подготовке, которая даёт возможность совместного общения учителей и детей, выходящего за рамки образовательного процесса. В декабре проводятся ежегодные Масловские чтения; в марте – праздник Православной книги, в мае – День Славянской письменности.

В воспитании у подрастающего поколения духовно- нравственных качеств, а также чувства гражданской сознательности и патриотизма большую роль играет кружковая работа по литературе.

Через изучение фольклорных традиций учащиеся прикасаются к бесценному живому опыту народной жизни. Так учащиеся 6-а класса подготовили конкурс-соревнование по устному народному творчеству «Посиделки». Дети с удовольствием пели колыбельные песни, частушки, соревновались в знании русских и саамских пословиц, поговорок, загадок. Результатом изучения народных и литературных сказок стала театрализованная постановка сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Учащиеся 5-х классов совместно с родителями приготовили декорации, костюмы, записали музыку, слайды со сменяющимися зимними картинами. Такие мероприятия помогают воспитать учащихся духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма.

Воспитание гражданской идентичности проявляется и через любовь к своему краю. «Родной край, его история, - писал академик Д.С. Лихачев, - основа, на которой только может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Особая роль на этом пути принадлежит литературному краеведению, где учащиеся занимаются исследовательской работой, воспитывающей любовь к родному краю, чувство гордости историей, культурой и традициями, достижениями своего народа. На кружковых занятиях по литературе в 5-а классе ребята работали над проектом «Жизнь и быт саамов», изучали быт, культуру саамского народа, познакомились с саамской поэтессой О. Вороновой, ее творчеством, ими была подготовлена презентация о поселениях саамов, о жилище, одежде, занятиях саамов, о национальных блюдах, играх. Ребята с удовольствием читали саамские сказки. В 2015 году учащиеся 6-а класса принимали участие в городской учебно-познавательной игре «Чудеса земли Кольской», где использовали материал проекта « Жизнь и быт саамов».

В нашей школе обучаются дети разных национальностей, поэтому важно воспитывать в каждом школьнике готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, толерантность к иному мнению, иной позиции, великодушию. Учащимися 5-х классов в 2015 году был представлен групповой проект «Россия – наш общий дом», в котором ребята рассказали об особенностях русской, украинской, азербайджанской, армянской, башкирской, казахской культур: о национальных традициях, об одежде, о фольклоре, об искусстве. Богатыми возможностями воспитания гражданской идентичности обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно здесь сходятся волнующие читателя проблемы долга, преданности, готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. В 2015 году в 5-х классах был проведен поэтический вечер, посвященный 70-летию Победы «Строки, опаленные войной». Учащиеся читали стихотворения поэтов военной поры Н. Тихонова, А. Суркова, А. Твардовского, К. Симонова, Ю. Друниной. Только на этой основе можно вырастить у детей любовь к Родине, без которой ни о каком реформировании Отечества, ни о каком возрождении не может быть и речи.

Наши новости:

Разместить свою публикацию