Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

105412

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 14.02.2025 года.

Nomination bg
ms-2
ms-2
ms-1
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС и ФОП для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Разместить публикацию

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Дата публикации:

Автор:
учитель русского языка и литературы, Базовая общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г. Железноводске, город Железноводск, Ставропольский край

Цель: Цель: знакомство обучающихся с понятиями «действительные» и «страдательные» причастия, суффиксами и морфологическими признаками причастий.

Задачи: Задачи урока: 1) образовательная: познакомить обучающихся с морфемными опознавательными признаками действительных и страдательных причастий, выявить морфологические отличия, учить различать причастия действительные от страдательных; 2) воспитательная: воспитывать интерес к предмету, прививать художественный вкус, пробудить желание создавать творческие работы; 3) деятельностная: развивать логическое мышление, устную и письменную речь, способности к мыслительной деятельности, языковое чутье, орфографическую зоркость, совершенствовать навыки грамотного письма.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 8

УМК: учебники Русский язык. Теория. 7 класс, учебник для общеобразовательных организаций, В.В Бабайцевой, ДРОФА, 2013. Русский язык. Практика. С. Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман- Орлова, С.Н. Молодцова, Ю.С. Пичугов. ДРОФА, 2013.

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: Действительные и страдательные причастия.

Цель: знакомство обучающихся с понятиями «действительные» и «страдательные» причастия, суффиксами и морфологическими признаками причастий.

Задачи урока:

1) образовательная: познакомить обучающихся с морфемными опознавательными признаками действительных и страдательных причастий, выявить морфологические отличия, учить различать причастия действительные от страдательных;

2) воспитательная: воспитывать интерес к предмету, прививать художественный вкус, пробудить желание создавать творческие работы;

3) деятельностная: развивать логическое мышление, устную и письменную речь, способности к мыслительной деятельности, языковое чутье, орфографическую зоркость, совершенствовать навыки грамотного письма.

Этапы, цели этапа, время.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  • Организационный момент.
  • Самоопределение к деятельности (орг. момент).
  • Постановка учебной задачи.
  • Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.

1 минута.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число.

Открывают тетради, записывают число.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Цель – выявить тему урока, поставить учебные задачи.

6 минут.

Лингвистический эксперимент

Проведём лингвистический эксперимент. На столе лежит карандаш. Назовите его постоянные признаки (синий, деревянный, ученический, цветной и т. д.)

- Слова какой части речи вы использовали? (прилагательные)

- Назовите временный признак этого предмета (лежащий на столе, тонко пишущий и т.д.) Слова какой части вы использовали? (причастия)

- Теперь я беру со стола карандаш. Назовите его признак, используя причастие.

- Я бросаю карандаш на пол. Назовите временные признаки (брошенный, летящий, лежащий).

- Я поднимаю карандаш, назовите временный признак этого предмета (поднятый).

- Слова какой части речи мы используем для обозначения временного признака предмета.

- Перед вами на слайде все причастия, которые мы назвали. Распределите их на две группы. В первой укажите причастия , обозначающие признак предмета, который сам действует. Во второй группе укажите причастия, обозначающие признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета.

- А теперь подумайте, в какой группе действительные причастия. Озаглавьте первую группу причастий. Выделите суффиксы. Назовите суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Составьте 2-3 словосочетания с этими причастиями.

- Найдите страдательные причастия. Выделите суффиксы. Назовите суффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Составьте 2-3 словосочетания с этими причастиями.

Обучающиеся наблюдают, высказывают предположения, обобщают, делают выводы.

Целеполагание, коррекция (Р)

Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П)

Управление поведением партнера (К)

Цель – решить проблемную ситуацию, активизировать работу в парах.

7 минут.

- Составьте определение понятия «действительное причастие» на основе наблюдения.

- Составьте определение понятия «страдательное причастие» на основе наблюдения.

Сопоставьте ваши выводы с теоретическим материалом (Учебник «Теория». § 134).

Составление определение понятий «действительное причастие» и «страдательное причастие» на основе наблюдения.

  • Первичное закрепление во внешней речи.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  • Включение в систему знаний и повторение.
  • Рефлексия деятельности (итог урока).

Работа в парах.

Цель – решение заданий на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма.

8 минут

физминутка – 3 мин.

Составление таблицы «Суффиксы действительных и страдательных причастий».

На доске макет таблицы «Суффиксы действительных и страдательных причастий», заполните её, работая в паре.

В случае затруднения обращайтесь к учебнику «Теория». Заполните её примерами.

Проверка.

Составьте устное сообщение на тему «Действительные и страдательные причастия», пользуясь таблицей.

Групповая работа.

1 группа - Действительные причастия.

Выявить особенности словообразования, привести примеры.

Составить текст на тему «Мой класс», используя действительные причастия.

2 группа – Страдательные причастия.

Выявить особенности словообразования страдательных причастий. Составить текст на тему «На уроке русского языка», используя страдательные причастия.

IV. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Двигательная разминка под музыку.

Работают с учебником, изучают правило, составляют таблицу.

Целеполагание, оценка (Р)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; подведение под понятие, выведение следствий (П)

Цель – выявить в процессе индивидуальной работы уровень усвоения материала.

7 минут.

- Выполните тест по теме «Действительные и страдательные причастия».

Тест № 1.

Проверить умения различать действительные и страдательные причастия.

  1. Укажите словосочетания со страдательными причастиями:
  1. на пестреющем лугу
  2. о движущемся предмете
  3. опавшие с тополя
  4. отнятая игрушка
  5. разлившаяся по небу
  1. Укажите словосочетания с действительными причастиями:
  1. написанная учеником
  2. распиленная плотником
  3. ведущая в парк
  4. посаженные весной
  5. опрокинутые котёнком
  1. Укажите словосочетания с действительными причастиями:
  1. проверенная учителем
  2. плескавшиеся волны
  3. построенный дом
  4. покрашенный краской
  5. летящим самолётом
  1. Укажите словосочетания со страдательными причастиями:
  1. сидящая девочка
  2. засыпанные аллеи
  3. у потревоженных птиц
  4. рассказывающие о путешествии
  5. борющийся за свободу

Тема «Действительные и страдательные причастия»

Тест № 2.

Проверить умения различать действительные и страдательные причастия.

  • Укажите словосочетания с действительными причастиями:
  • играющий ребёнок
  • играющий с друзьями
  • посадивший дерево
  • посаженное дерево
  • объясняющий учитель
  • объясняемое правило
  • открытая книга
  • Укажите словосочетания со страдательными причастиями:
  • Дети, посадившие деревья
  • Кусты, посаженные весной
  • Цветы, сорванные с клумбы
  • Солнце, показавшееся из-за тучи
  • Грибы, собранные утром
  • Трава, выжженная солнцем
  • Разбитое стекло
  • Укажите предложение с действительным причастием.
  • Лодки закачались, поднятые и опущенные волной.
  • Мы сели отдохнуть на поваленное ветром дерево.
  • В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос с берега.
  • Укажите предложение со страдательным причастием.
  • Цветы, поливаемые учениками, быстро росли.
  • На скамейке сидела девочка, читавшая книгу.
  • Пожелтевшие листья падали на землю.

Самопроверка по ключу, мотивированное выставление отметок.

Выполнение тестовых заданий по теме «Действительные и страдательные причастия».

Самоопределение (Л)

Целеполагание (Р)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Цель – закрепление изученного на уроке.

3 минуты.

Теоретический блиц – опрос.

На доске вы видите звёзды. На каждой написан теоретический вопрос, выберите его и дайте аргументированный ответ. Приводите примеры.

- Составьте свои вопросы по теме урока и задайте классу.

Отвечают на вопросы.

Оценка (Л)

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Цель – самооценка достигнутых результатов.

2 минуты.

- Составьте синквейн на тему «Причастие».

- Ответьте на вопросы:

1.Какие затруднения вы испытывали при изучении темы урока?

2.Где можно применить новые знания?

Урок закончен! Спасибо всем за работу! До свидания.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Составление синквейна.

.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Наши новости:

Разместить свою публикацию