Учебный предмет: русский язык
Класс: 8
УМК: учебники Русский язык. Теория. 7 класс, учебник для общеобразовательных организаций, В.В Бабайцевой, ДРОФА, 2013. Русский язык. Практика. С. Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман- Орлова, С.Н. Молодцова, Ю.С. Пичугов. ДРОФА, 2013.
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: Действительные и страдательные причастия.
Цель: знакомство обучающихся с понятиями «действительные» и «страдательные» причастия, суффиксами и морфологическими признаками причастий.
Задачи урока:
1) образовательная: познакомить обучающихся с морфемными опознавательными признаками действительных и страдательных причастий, выявить морфологические отличия, учить различать причастия действительные от страдательных;
2) воспитательная: воспитывать интерес к предмету, прививать художественный вкус, пробудить желание создавать творческие работы;
3) деятельностная: развивать логическое мышление, устную и письменную речь, способности к мыслительной деятельности, языковое чутье, орфографическую зоркость, совершенствовать навыки грамотного письма.
Этапы, цели этапа, время. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
1 минута. | Здравствуйте, ребята, садитесь. Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число. | Открывают тетради, записывают число. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | |
Цель – выявить тему урока, поставить учебные задачи. 6 минут. | Лингвистический эксперимент Проведём лингвистический эксперимент. На столе лежит карандаш. Назовите его постоянные признаки (синий, деревянный, ученический, цветной и т. д.) - Слова какой части речи вы использовали? (прилагательные) - Назовите временный признак этого предмета (лежащий на столе, тонко пишущий и т.д.) Слова какой части вы использовали? (причастия) - Теперь я беру со стола карандаш. Назовите его признак, используя причастие. - Я бросаю карандаш на пол. Назовите временные признаки (брошенный, летящий, лежащий). - Я поднимаю карандаш, назовите временный признак этого предмета (поднятый). - Слова какой части речи мы используем для обозначения временного признака предмета. - Перед вами на слайде все причастия, которые мы назвали. Распределите их на две группы. В первой укажите причастия , обозначающие признак предмета, который сам действует. Во второй группе укажите причастия, обозначающие признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета. - А теперь подумайте, в какой группе действительные причастия. Озаглавьте первую группу причастий. Выделите суффиксы. Назовите суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Составьте 2-3 словосочетания с этими причастиями. - Найдите страдательные причастия. Выделите суффиксы. Назовите суффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Составьте 2-3 словосочетания с этими причастиями.
| Обучающиеся наблюдают, высказывают предположения, обобщают, делают выводы. | Целеполагание, коррекция (Р) Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П) Управление поведением партнера (К) | |
Цель – решить проблемную ситуацию, активизировать работу в парах. 7 минут. | - Составьте определение понятия «действительное причастие» на основе наблюдения. - Составьте определение понятия «страдательное причастие» на основе наблюдения. Сопоставьте ваши выводы с теоретическим материалом (Учебник «Теория». § 134). | Составление определение понятий «действительное причастие» и «страдательное причастие» на основе наблюдения. | ||
Работа в парах. Цель – решение заданий на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма. 8 минут
физминутка – 3 мин. | Составление таблицы «Суффиксы действительных и страдательных причастий». На доске макет таблицы «Суффиксы действительных и страдательных причастий», заполните её, работая в паре. В случае затруднения обращайтесь к учебнику «Теория». Заполните её примерами. Проверка. Составьте устное сообщение на тему «Действительные и страдательные причастия», пользуясь таблицей. Групповая работа. 1 группа - Действительные причастия. Выявить особенности словообразования, привести примеры. Составить текст на тему «Мой класс», используя действительные причастия. 2 группа – Страдательные причастия. Выявить особенности словообразования страдательных причастий. Составить текст на тему «На уроке русского языка», используя страдательные причастия. IV. Физкультминутка. Гимнастика для глаз. Двигательная разминка под музыку. | Работают с учебником, изучают правило, составляют таблицу. | Целеполагание, оценка (Р) Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; подведение под понятие, выведение следствий (П) | |
Цель – выявить в процессе индивидуальной работы уровень усвоения материала. 7 минут. |
- Выполните тест по теме «Действительные и страдательные причастия». Тест № 1. Проверить умения различать действительные и страдательные причастия.
Тема «Действительные и страдательные причастия» Тест № 2. Проверить умения различать действительные и страдательные причастия.
Самопроверка по ключу, мотивированное выставление отметок. | Выполнение тестовых заданий по теме «Действительные и страдательные причастия». | Самоопределение (Л) Целеполагание (Р) Планирование учебного сотрудничества (К) | |
Цель – закрепление изученного на уроке. 3 минуты. | Теоретический блиц – опрос.
На доске вы видите звёзды. На каждой написан теоретический вопрос, выберите его и дайте аргументированный ответ. Приводите примеры. - Составьте свои вопросы по теме урока и задайте классу. | Отвечают на вопросы. | Оценка (Л) Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) | |
Цель – самооценка достигнутых результатов. 2 минуты. | - Составьте синквейн на тему «Причастие». - Ответьте на вопросы: 1.Какие затруднения вы испытывали при изучении темы урока? 2.Где можно применить новые знания? Урок закончен! Спасибо всем за работу! До свидания. | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Составление синквейна. . | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) |