Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

104669

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 22.01.2025 года.

Nomination bg
ms-2
ms-2
ms-1
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС и ФОП для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Разместить публикацию

Методическая разработка

Дата публикации:

Автор:
учитель химии и биологии, МВОУ "ВСОШ № 2 г. Зеленокумска Советского района", г. Зеленокумск

Цель: Развитие познавательных творческих способностей осужденных учащихся на уроках биологии

Задачи: Воспитание у учащихся мотивов учения, формирование познавательных интересов

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

учитель биологии «МВОУ ВСОШ № г. Зеленокумска»

Л.Н. Устинова.

«..ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА - ЗНАЧИТ

ВОСПИТЫВАТЬ У НЕГО ПЕРСПЕКТИВНЫЕ

ПУТИ»

А.С. МАКАРЕНКО

Воспитание не может быть успешным, если нет четко определенной педагогической цели.

Работа учителя с лицами, имеющими за плечами негативный криминалистический опыт, порой с трудом подбирающих нормальную лексику для выражения своих мыслей и не умеющих четко и грамотно построить свою засоренную жаргоном речь, это непростая работа. Низкий культурный уровень, косноязычная речь, порой агрессия и нежелание учиться это тот минимум, с которым сталкивается учитель, работая с осужденными на своих уроках.В связи с рядом объективных причин, таких как большой перерыв в учебе, слабые первичные знания, зачастую угнетенное психологическое состояние, забывчивость, а порой нежелание запоминать учебный материал ставит перед учителем непростую задачу – увлечь сложного ученика самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ученик, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения.

Учение – очень сложная деятельность. Дело учителя – организовать ее: определить ее содержание, продумать формы, пути и средства подачи учебного материала, направить обучающегося на поиск наиболее рационального способа действия с ним, оказать необходимую помощь.

Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Работая с нестандартными учениками-осужденными стараешься сделать каждый урок творческим, неповторимым, насыщенным учитывая возраст, специфику и психологию обучающегося контингента.

В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы учащихся. Идея формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых, одним из примеров моей деятельность является работа по привитию учащимся - осужденным положительной мотивации к обучению и выработке у них стремления постоянно повышать свой общеобразовательный уровень. Наличие познавательных интересов у обучающихся способствуют росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции. Помогает оступившимся людям «открыть в себе Человека», обогатить их духовный мир, создать условия для саморазвития и самообразования, формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека, идеалами которого являются добро, порядочность и красота.

Познавательные интересы у учащихся к биологии складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – как теоретическими, так и экспериментальными. Зачастую познавательная активность осужденных носит избирательный характер - когда те или иные понятия, предметы или явления представляются важными, имеющими жизненную значимость, тогда они с увлечением ими занимаются, стараются это глубоко изучить. В противном случае, если интерес и будет, то он будет носить случайный, поверхностный характер. Поэтому на своих уроках стараюсь весь воспитательный и обучающий процесс направить на то, чтобы осуждённые после освобождения, чувствовали себя нужными обществу и в своей жизни смогли применять те знания и умения которые были получены в школе.

Используя многолетней опыт работы с осужденными стараюсь использовать на уроках методику «трех этапов» :

- первый этап - удивления, где стараюсь зажечь искру интереса;

-второй этап - пробуждения любознательности и стремления что-то узнать новое;

-третий этап – новизна поиска, получение и прочное усвоение знаний.

Развивая ситуативную ситуацию, стараюсь начать урок так, чтобы на первом этапе у учеников возник вопрос: Как? Почему я этого не знаю? Разве такое бывает?

От любопытства развивается любознательность, которая характеризуется стремлением учащихся более глубже ознакомится с услышанным и увиденным, постараться об этом больше узнать. И если развивается любознательность, тогда наши непростые ученики начинают задавать вопросы, спрашивать, спорить, а наиболее одаренные даже самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы и подготовить дополнительную информацию. Поэтому стараюсь организовать преподавание уроков так, чтобы поддерживать стремление учащихся узнать новое, получить удовлетворение и радость от процесса понимания и познания. Переход к третьему этапу проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с напряжением мысли, волевыми усилиями и применением знаний на практике.

Все темы курса биологии содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся. Как же пробудить полный интерес столь сложных учащихся к предмету? Нестандартные условия школы и сложный контингент обучающихся заставили меня искать свои тропинки к уму и сердцу обучающихся.

Используя разные методы обучения, формы организации деятельности учащихся, формы и методы разных уроков учитывая взрослую психику, нестандартные условия нахождения своих учеников на территории уголовно- исполнительной системы особое внимание уделяю применению информационно -коммуникационных технологий. Они как можно лучше помогают развить любознательность и познавательную деятельность личностей попавших в места лишения свободы

Информационные технологии– это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, видео, кино и т. д).

Использование продуктов информационных технологий на уроках (презентация, видеоматериалы, учебный фильм и др.) где яркие краски, звуки природы, необычные явления, в том числе и невидимые невооруженным глазом, вызывают особый интерес у осужденных учеников, они значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом. А если есть интерес, то и вероятность привлечения большой группы учащихся к активной работе на уроках. Методы и приемы применения средств информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры.

При проведения уроков часто пользуюсь видеоматериалами сайта инфроурок.

Готовые 4-6 минутные фрагменты можно легко показывать на разных этапах урока: объяснении, закреплении, опросе. Четкая речь диктора, конкретные выводы сопровождающиеся ярким видео, легко воспринимаются осужденными и приводят к развитию ассциативно-образного мышления и памяти. Легко и с интересом воспринимаются фрагменты познавательных фильмов Одиссеи Жака Кусто, cерий National Geographic, Ридерз Дайджест, разработки и задания программ Уроки Кирилла и Мифодия

После просмотра видео, презентаций, обучающие осужденные с меньшими трудностями выполняют разные занятия и делают тесты. Строгая режимная жизнь, строгая регламентация поведения, монотонность и однообразие жизнедеятельности осужденных если сопровождается яркими обучающими фрагментами, то является важными факторами для активации познавательной деятельности на уроках биологии.

Применение средств информационных технологий вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании анимации, звука, видео и других мультимедийных эффектов могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности.

Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, а контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Применение же компьютера и других информационно - коммуникационных технологий на уроках позволяет оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени, мотивировать учеников на получение знаний. Например, при опросе или закреплении материала, выполняя интерактивные тесты, даже учитывая медлительность большей части осужденных, удается экономить в два раза больше времени урока, чем при традиционных методиках. Хорошо владея компьютерными технологиями, продолжаю работу по разработке и внедрению новых форм проведения интерактивных уроков, которые будут способствовать еще большей активизации познавательной активности к биологическим наукам. Важно отметить, что уровень активности учащихся-осуждённых на уроках, проводимых нестандартно с использованием информационно - коммуникационных технологий на 30% стал выше, что является хорошим показателем для обучающегося необычного контингента. Поэтому применение инновационных технологий на уроках биологии, при обучении осужденных учащихся в условиях исправительного учреждения - наиболее эффективный метод формирования активизации их познавательной деятельности.


Литература

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Щукиной Г.И. М., 1989 г.
  2. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В. и др. Педагогические технологии. М., “МарТ”, 2006 г.
  3. Волков, В.Н. Медицинская психология в ИТУ/ В.Н. Волков.- М.: «Юридическая литература»,1989.-256 с.
  4. Димитров, А. В. Основы пенитенциарной психологии: Учебное пособие/ М.: Московский психолого-социаль­ный институт, 2003. 176 с.
  5. Ремизова Н.И. Мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности. “Биология в школе”, № 1, 1999 г.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.
  7. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983

Наши новости:

Разместить свою публикацию