Цель урока:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Р.Гамзатова.
- Показать влияние народного творчества на будущее поэта.
- Ввести в мир гамзатовских произведений, развивать речь и воображение учащихся.
Задачи урока:
- расширение знаний по творчеству Р.Гамзатова;
- развитие мыслительной деятельности;
- воспитание любви к искусству: литературе,музыке,кино.
Оборудование: иллюстрации, мультимедиа,
План урока.
- Орг.момент.
- Объяснение этапов урока.
Звучит песня «Если в мире тысяча мужчин…» в исполнении И. Кобзона ( музыка А. Экимяна, слова Р. Гамзатова ( перевод Я. Козловского)
Учитель:
Сегодня мы проведём урок литературы, используя проектную деятельность по творчеству Р.Гамзатова.
Вступительное слово о поэте.
Эпиграф:
« Певец тот, кто корнями своими
связан с народом и предан до конца
своей земле и своему краю»
Р. Гамзатов.
- В сентябре текущего года весь посвященный мир будет отмечать 90-летие со дня рождения Р. Гамзатова. Именно весь мир, это не преувеличение, ибо он один из немногих, которому в Италии на Международном форуме интеллектуалов был присвоен титул «Поэт планеты».
Учащиеся класса были поделены на проектные группы, каждая из которых выбрала свою тему исследовательской работы. Проектные группы определились следующим образом:
- краеведы
- биографы
- литературоведы
- музыковеды
- творческого мастерства
Каждая проектная группа готова представить результаты своего труда.
IV.Краеведы:
- Дагестан - это страна гор и загадок. Этот таинственный край издревле славился своим гостеприимством, богатством обычаев, необыкновенной красотой горных пейзажей.
- Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремёсел — художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроткачество, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело.
- Например, аул Кубачи знаменит своими мастерами. Веками здесь вырабатывалась своя техника насечки и чеканки по драгоценным металлам. Изделия кубачинцев – оружие, медная утварь ещё в средние века вывозились в страны Ближнего Востока. Аул Балхар–гончарным искусством, Цумада – выделкой бурок из белой и черной овечьей шкуры, Цовкра – канатоходцами, а вот аул Цада – «аул поэтов», известен как родина Расула Гамзатова, как земля, которая даёт исток удивительной по силе и мощи поэзии, ставшей давно народной, любимой в стране и далеко за её пределами.
В состав Хунзахского района входят 24 муниципальных образования, одно из которых - село Цада.
-- "Цада! Я брожу по твоим полям, и утренняя холодная роса омывает мои усталые ноги. Даже не в горных ручьях, а в родниках умываю я свое лицо. Говорят, если уж пить, то пить из источника. Говорят также – и мой отец это говорил, что мужчина может стать на колени только в двух случаях: чтобы напиться из родника и чтобы сорвать цветок. Ты, Цада, мой родник. Становлюсь на колени, припадаю губами и жадно пью из тебя».
- Я солнце пил, как люди воду,
Ступая по нагорьям лет
Навстречу красному восходу,
Закату красному вослед.
В краю вершин крутых и гордых,
Где у сердец особый пыл,
Я звезды пил из речек горных,
Из родников студеных пил.
Из голубой небесной чаши
В зеленых чащах и лугах
Я жадно воздух пил сладчайший,
Настоянный на облаках…
_ «…Цада… Семьдесят теплых очагов, семьдесят голубых дымков, поднимающихся в чистое высокогорное небо. Белые сакли на чёрной земле. Перед аулом, перед белыми саклями – зеленые полоски поля. Серые утесы столпились над нашим аулом, словно дети, собравшиеся на плоской кровле, чтобы смотреть на свадебный двор…»
- Так писать о Родине мог только Расул Гамзатов, который ею бесконечно гордился и дорожил. Когда читаешь эти строки Расула Гамзатова, невольно представляешь высокие заснеженные горные вершины, парящих орлов, пасущихся на склонах гор овец, звенящую тишину и воздух, переполненный ароматами цветов. Какая глубина, мудрость и откровение!
III. Биографы:
Годы детства Р. Гамзатова (1923-1935)
Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923года в селении Цада Хунзахского района Дагестана в семье народного поэта Гамзата Цадаса.
- Фамилия Цадаса является псевдонимом отца Расула Гамзатоваи происходит от названия аула Цада. Творчество Гамзата Цадасы тесно связано с аварским фольклором. Он первый автор аварских басен, стихов и сказок. Он переводил на аварский язык произведения А.С.Пушкина.
- Именно отец стал первым учителем и наставником Расула Гамзатова в поэтическом искусстве. Он читал сыну свои стихи, и с малых лет Расул их все знал наизусть. Ещё Расул любил слушать отцовские рассказы о знаменитом Шамиле, о легендарном Хочбаре, о чохском красавце Камале Башире, от которого, как от горящей лампы, тень не падала на землю, и о певце любви Махмуде, чьи песни стали талисманами для всех влюбленных юношей и девушек гор...
- Эти народные легенды, сказки и песни на всю жизнь оставили свой след в сердце поэта и стали страницами большой истории его маленького народа.
- Человек, имеющий дар слова, как правило, быстро учится чужому языку и способен оценить его красоту. С русской литературой Гамзатов был знаком с детства. Школьника Расула отец просил читать жителям родного аула «Хаджи-Мурата» Льва Толстого. Мальчик знал наизусть басни Крылова, читал Чехова и Пушкина.
- Семья Гамзатова, в которой кроме Расула было еще трое мальчиков, в 30-ые годы уже спустилась из горного аула и поселилась в городе Буйнакске, где прошла юность Расула Гамзатова. Здесь он учился вместе со своими братьями в школе, здесь впервые влюбился, здесь жила его мама.
Годы учебы
- Начальное обучение Р. Гамзатов получил в Аранинской средней школе.
- В 1940 году окончил Аварское педагогическое училище в городе Буйнакске. В студенчестве Расул влюбился в русскую поэзию, открыв для себя Блока, Маяковского, Есенина, Пастернака. Но выше всех он ставил Пушкина, Лермонтова и Некрасова, считая их непревзойденными гениями поэтического искусства.
- После окончания педагогического училища Расул вернулся в школу, в которой учился, и стал в ней учителем. Потом он работал помощником режиссера Аварского государственного театра, заведующим отделом и собственным корреспондентом газеты «Большевик гор», и редактором аварских передач Дагестанского радиокомитета.
-Расул прочел несколько своих стихотворений, переведенных на русский язык, известному лакскому поэту Эффенди Капиеву - тот посоветовал Гамзатову ехать учиться в Москву. И через два года после этого разговора, взяв с собой несколько собственных книг и поэму «Дети Краснодона», переведенную на русский язык Ильей Сельвинским, Гамзатов приехал в Москву, чтобы сдать экзамены в Литературный институт имени Горького.
- Директор института Федор Гладков понимал, что Гамзатов плохо владеет русским языком, но прочитав его стихи, зачислил Гамзатова в институт, который очень скоро открыл перед Гамзатовым неведомые тайны поэзии. Расул по очереди «влюблялся» в разных поэтов - в Багрицкого, в Цветаеву, в аварца Махмуда и немца Гейне.
- Время, проведенное Р.Гамзатовым в Литературном институте, - это своеобразные «лицейские года» поэта. Именно тогда он познал значение и силу русской литературы, благодаря которой перед ним открылся до того неведомый большой мир.
- В 1950 году Расул получил диплом Литературного института и, по его собственным словам, в Москве научился держать в руке перо, и сидеть, склонившись над белой бумагой, любить и ценить чувство недовольства собой. «Если к прекрасной аварской поэзии я прибавил хотя бы три камушка, — говорил он, — если в моих стихах есть столько огня, что его хватит для того, чтобы прикурить три папиросы, то всем этим я обязан Москве, русской литературе, моим друзьям и учителям».
- «Когда я учился в Литературном институте в Москве, - так же писал Гамзатов, - я подружился со многими русскими поэтами, тоже студентами института. Они начали переводить мои стихи. Переводы стали появляться в разных газетах. Благодаря русским переводам мои стихи прочитали другие народности Дагестана». С 1950 года Гамзатов являлся председателем правления Союза писателей Дагестана.
- У него была блестящая память, он любил говорить и любил слушать, вбирая самое ценное, и сам высоко ценил меткое слово других. Его друзьями были Симонов, Твардовский, Кулиев, Айтматов, Кугультинов, Карим, Луконин, Евтушенко и Рождественский — писатели и поэты, казалось бы, непохожие друг на друга и часто не общавшиеся друг с другом. Но всех их объединяла любовь к нему, к его редчайшему дару поэта и человека.
В доме поэта всегда было много гостей, и каждого из них принимали радушно – от простого чабана, спустившегося из горного аула до высокопоставленных чиновников. Если за столом Гамзатова оказывались вместе люди с противоположными взглядами и разными интересами, хозяин дома всегда умел найти тему для общей беседы, и никто не чувствовал себя неуютно. Вместе с Расулом принимала гостей его жена Патимат, которая была для поэта не только верным другом, но талисманом и музой. У супругов родились три дочери – Зарема, Патимат и Салихат.
- Радушно, по – братски, встречали горожане Р. Гамзатова, который приехал в город Кизляр на празднование 260-й годовщины города вместе с группой писателей и поэтов Дагестана и России. Свидетелем этого знаменательного события стала тогда еще начинающий специалист отдела образования города Кизляра, а ныне директор «Кизлярской гимназии №1» Боровикова Н.А.
IV. Литературоведы.
-Расул Гамзатов обрел звонкую лиру поэта, наследуя богатые самобытные поэтические традиции и родного аварского и всех братских народов Дагестана. Родниками его поэтического слова были Чанка и Махмуд, Батырай и Етим Эмин,Йири Казак, Гамзат Цадаса.
- Гамзатов один из лучших переводчиков и комментаторов Пушкина, и сам он - поэт пушкинского склада, воспевший родной очаг, родные горы, добрососедство, любовь и дружбу людей. Своими чудесными стихами заставил земляков петь песни о любви и молодежи, о родине и мужестве.
- Как бы не менялись литературные вкусы Гамзатова, любовь к пушкинской поэзии оставалась неизменной.. Возможно, это объясняется и тем, что в доли отца Расула Гамзатова для Гамзата Цадасы издавна существовал культ Пушкина. Свое отношение к Пушкину он выразил в стихах, посвященных егопамяти:
Я слово правды не нарушу
Когда скажу тебе, поэт:
Как в очи входит солнца свет
Твой чистый голос входит в душу.
Как мне отрадно, что аварец
Твоим пленяется стихам
Джигит находит мудрость в нем
И юность обретает старец.
- Гамзату Цадасе было вдвойне отрадно, когда он видел, что его родной сын увлекался пушкинскими стихами.
- Творчество Расула Гамзатова завидно самобытное, подлинно национальноепо своему облику и складу. Его корни уходят вглубь духовного бытия горцев -прежнего и современного. Поэт с жадностью и азартом открывает свой народ для себя, познавая его самозабвенно, любуется им.
- В 1943 году вышел первый сборник стихов Расула Гамзатова «Горячая любовь и жгучая ненависть» на аварском языке. А в стихах военных лет Гамзатов воспевал героизм советских людей. Особым толчком к этой теме в его творчестве послужило то, что во время боев Великой Отечественной войны погибли двое его старших братьев.
-В 1947 году вышла первая книга стихов Расула Гамзатова на русском языке. С тех пор на аварском и русском языках, и на многих других языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки его поэтических, прозаических и публицистических книг.
- В 1950 году за сборник стихов и поэм «Год моего рождения» он получил Государственную премию СССР. Поэма была насыщена фольклором. Повествование перемежевывалось колыбельными и лирическими песнями. С этого момента 27-летнего поэта Расула Гамзатова можно смело назвать одним из лучших дагестанских поэтов. Самым лучшим его назвать было нельзя, так как был жив отец Расула, мудрый Гамзат Цадаса, успевший увидеть первую славу своего сына.
- Лирико-философской энциклопедией малого народа называл книгу «Мой Дагестан» исследователь творчества поэта Казбек Султанов. Исповедальностью, доверительностью и лиричностью пронизаны все ее строки. Природа, история и люди Дагестана предстали в ней перед читателями как близкие и родные люди. Свежесть восприятия жизни, умение сердечно и выразительно рисовать людей и природу родного края отличали поэзию Гамзатова. «Поэзия без родной земли, без родной почвы — это птица без гнезда», — говорил сам Расул Гамзатов.
-Книга Расула Гамзатова «Конституция горца» была составлена из поэзии, прозы и публицистики. В ней были отражены все вехи его творчества. Наряду с поэтическими произведениями Расул Гамзатов включил в эту книгу и свою неповторимую лирическую повесть «Мой Дагестан».
- Мать – вечная тема поэзии. Но Р. Гамзатов нашел новые необыкновенные слова. Он славит мать как первородный источник и начало всего сущего, как надежду и веру в бессмертие всего человечества. Об этом поэма «Берегите матерей», большое количество стихотворений: «Матери», «Мама», «Мать люльку качает в ауле…», «Не надо мне лекарство докторов…».
- Тему любви Гамзатов развивает в поэме странствий «Остров женщин». Это – гимн женщине, дарующей счастье, силы для нелёгких свершений, мужество в борьбе. В своём творчестве Расул Гамзатов обратился к сложной форме лирики – сонету. В многовековое искусство этого жанра поэт внёс живую струю национальной горской поэзии.
- Горянка… К ней обращены лучшие лирические строки поэта. Разнообразие чувств, живое дыхание любви, нежность, преданность – всё это и многие другие качества мы найдём в строках поэта, воспевающих женщину гор.
- За выдающиеся достижения в области литературы Расул Гамзатов отмечен многими почетными званиями и премиями. Расул Гамзатов неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Дагестанской АССР, заместителем Председателя Верховного Совета ДАССР, депутатом и членом Президиума Верховного Совета СССР. Несколько десятилетий он был делегатом писательских съездов Дагестана, РСФСР и СССР, членом Комитета по Ленинской и Государственной премиям СССР, членом правления Советского комитета защиты мира, заместителем председателя Советского комитета солидарности народов Азии и Африки, членом редколлегии журналов «Новый мир», «Дружба народов», газет «Литературная газета» и «Литературная Россия».
Учитель:
- В аварском стихосложении нет рифм, и все стихи этого народа – в буквальном смысле слова песни. Сейчас мы прослушаем стихотворения Р. Гамзатова « О Родине» и «Мой край огромным не зови» на русском языке.
О родине.
Понять я не мог, а теперь понимаю –
И мне ни к чему никакой перевод, -
О чем, улетая, осенняя стая
Так горестно плачет,
Так грустно поет.
Мне раньше казалось: печаль беспричинна
У листьев, лежащих в пыли у дорог.
О ветке родной их печаль и кручина –
Теперь понимаю,
А раньше не мог.
Не знал я, не ведал, но понял с годами,
Уже с побелевшей совсем головой,
О чем от скалы оторвавшийся камень
Так стонет и плачет,
Как будто живой.
Когда далеко от родимого края
Судьба иль дорога тебя увела,
И радость печальна – теперь понимаю, -
И песня горька,
И любовь не светла,
О Родина…
- Вопросы по тексту «О родине»
1. Как вы думаете , о чем «горестно плачет осенняя стая»?
2. Как вы понимаете выражение «Теперь понимаю, а раньше не мог…»?
3. Назовите эпитеты.
Мой край огромным назови
- Мой край огромным не зови,- Но существуют рубежи
На карте он птенцом нахохлился… Меж суверенными державами!
Но в мире есть страна любви! А с кем граничишь ты, скажи?
Страна любви, где ты находишься?.. Мне знать об этом не мешало бы…
Я – здесь. Я – всюду и всегда. Мне на части не дели.
Я в сердце – счастьем и страданием. Запомни: будто солнце светлое,
Звездой в твоих глазах, когда Над континентами Земли
Спешишьк любимой на свидание… Летит любовь, границ не ведая!..
Но я родился не вчера Свой дом я защищал не раз,
В краю, где каждый разбирается, Оборонялся свой край пылающий.
Что и высокая гора Но неужели нужен страж
На твердь земную опирается. Стране любви неумирающей?
На что же обопрёшься ты, Да! Есть и у любви враги.
Мой Цадастан, страна нетленная? Ты береги любовь, пожалуйста.
На крылья песни и мечты! Как драгоценность, береги
Моя обитель – вся Вселенная… От всех, кто на нее позарится.
- Вопросы по тексту «Мой край огромным назови»
1. Как называет поэт Цадастан свой?
2. Что по мнению поэта не нужно «стране любви неумирающей»?
3. Какое настроение вызывает стихотворение?
V.Релаксация. Электронная физминутка для глаз «Футбол».
В 60—70 годах, когда мир жаждал поэтического слова, поэзия Гамзатова совпала со временем. На его творческие вечера шли когда-то, как сегодня идут на футбол. На огромных стадионах и в необъятных Дворцах спорта яблоку негде было упасть, когда там выступал Расул Гамзатов. Это объяснялось необыкновенной популярностью настоящего поэтического слова, которого тогда жаждала страна. Вот и мы, шагая в ногу со временем, проведем физминутку для глаз «Футбол»
VI. Музыковеды
Учитель:
«Строка без музыки бескрыла.
Так удружи мне, удружи.
И всё, что в слове сердцу мило,
На музыку переложи».
- Творчество Р. Гамзатова оказалось на редкость благодатной почвой для рождения многих музыкальных произведений. Произведений разных жанров — от песен и хоров до кантаты и балета. Причём каждый, из обращавшихся к его поэзии композиторов, находил что-то своё, раскрывал новые грани его творчества. Музыковеды поведают вам об этом.
Ширвани Чалаев
Чалаев Ширвани Рамазанов ич - дагестанский композитор, народный артист Российской Федерации и Республики Дагестан.
Родился 16 ноября 1936 года, с. Хосрех Кулинского района. Выпускник Махачкалинского музыкального училища. В 1964 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию по классу композиции, а в 1968 году – аспирантуру у профессора В.Г. Фере. Дмитрий Шостакович отметил незаурядное дарование молодого композитора и рекомендовал его в аспирантуру. Потом были написаны оперы "Горцы" в Ленинграде и в Махачкале, "Джунгли" и «Король Лир» в театре Н.Ю.Сац. Новые произведения, новые творческие успехи (Международная премия имени Карл Мария фон Вебера — 1980 год, врученная в Дрездене; звания народного артиста Дагестана и России, и наконец — звание лауреата Международной академии искусств за «выдающийся вклад в музыку для детей и юношества» — 1995 год).
О неразрывной связи музыки и поэзии сказано немало. А в работах, посвящённых творчеству Р. Гамзатова, его поэзия приводится в качестве примера «нескрываемого, страстного томления по утраченному единству слова и музыки, порыва к звучанию, надежды возрождения первозданной цельности».
- Свою лепту в этом отношении внёс и Ширвани Чалаев. В многочисленных его вокальных сочинениях мы находим оригинальные решения проблемы синтеза поэзии и музыки
- Главным показателем высокого признания заслуг поэта и композитора перед своим народом и республикой явилось взятие за основу текста Гимна Республики Дагестан стихотворения Р.Гамзатова «Дагестан», положенного на музыку выдающимся композитором Ширвани Чалаевым. (Звучит гимн Дагестана)
В этой музыке отражена вся история нашего народа. Она вызывает дрожь в теле от переполняющих чувств гордости за свой народ и свою республику!
В 1966 году появляется вокальный цикл для баса и фортепиано на слова Р. Гамзатова «Облака» (1966 г.).
Здесь так же, как и в предыдущем цикле, пять частей:
- «Свечу задуть»;
- «Подушку не пухом …»;
- «Хиросима»;
- «Сегодня снова снежный день …»;
- «Океан».
Название — «Облака» — столь неожиданно, сколь закономерно. Ибо, зная удивительное умение композитора обобщать увиденное, услышанное или прочитанное, покажется естественным эта ассоциация.
Все творения композитора, каждое в отдельности, знаменовали собой определённый этап в творчестве Ширвани Чалаева. Они открыли новые горизонты для творческих свершений последующим композиторам, и, прежде всего, в области дагестанской камерной вокальной музыки.
В настоящее время. Ш.Чалаев живет и работает в Москве.
Ян Френкель
- Ян Френкель родился 21 ноября1920 года (по другим источникам - в 1925 году[2]) в Киеве. Настоящее имя Френкеля Ян-Томпа -- так его назвали в честь известного эстонского революционера. Когда Яну исполнилось четыре года, отец решил учить его игре на скрипке.
- Услышав игру Яна на скрипке, известный музыкальный педагог Яков Самойлович Магазинер пришел в такое восхищение, что по его протекции Яна приняли сразу, учтя его желание, в третий класс музыкальной киевской школы. Цифра "3" была любимой цифрой Френкеля, поэтому все его песни написаны в ритме 3/4. После окончания школы Ян был принят на скрипичное отделение Киевской консерватории с правом вольнослушателя посещать класс выдающегося украинского композитора Бориса Лятошинского.
- С началом Великой Отечественной войны, будучи высокого роста, приписал себе около 5 лет и поступил в Оренбургское зенитное училище. Играл на скрипке в оркестре кинотеатра «Аврора». По окончании училища в 1942 году принимал участие в боевых действиях, был тяжело ранен и после лечения с 1943 года до конца войны служил во фронтовом театре, играя на рояле, скрипке, аккордеоне.
После войны с 1946 года жил в Москве, делал оркестровки крупных произведений и играл на скрипке в различных ресторанах столицы.
- Свою первую песню («Шёл пилот по переулку» на слова М. Слободского и А. Раскина) Ян Френкель написал в 1942 году, будучи курсантом, однако по-настоящему ощутил призвание композитора-песенника только в 1960-е, когда получила известность его песня «Годы» на стихи Марка Лисянского.
- Писал музыку к драматическим спектаклям, кинофильмам, мультфильмам. Снялся как актёр в трёх фильмах: «Новые приключения неуловимых», «Двое в пути», «Вылет задерживается».Автор ряда статей на музыкально-публицистические темы. Член Союза композиторов С«Новые приключения неуловимых», ССР.
- В дальнейшем судьба подарила ему таких соавторов, как Михаил Танич, Игорь Шаферан, супруги Константин Ваншенкин и Инна Гофф. Записал несколько своих песен с Тульским государственным хором, которым руководил его друг народный артист РСФСР Иосиф Михайловский.
- В 1969 году Френкель написал свою самую знаменитую песню "Журавли" на стихи аварского поэта Расула Гамзатова. Впервые песню исполнил смертельно больной Марк Бернес в редакционной "Землянке" газеты "Комсомольская правда" в присутствии маршала Конева и других видных военачальников. После исполнения песни Конев подошел к Френкелю и Бернесу и со слезами на глазах сказал: "Спасибо! Как жаль, что нам отказано в праве плакать".
- Вскоре "Журавли" стали настолько популярными, что ортодоксальные коммунисты-атеисты засыпали Политбюро ЦК КПСС письмами с требованием... запретить исполнение песни, мотивируя это тем, что в церквах и мечетях верующие начали петь ее, как молитву. В Политбюро не знали, что делать, и передали дело Л.И.Брежневу. Он наложил резолюцию: "Можно исполнять, но не часто".
- В августе 1969 года песня "Журавли" звучала в числе четырех самых любимых песен Марка Бернеса на его похоронах вместо традиционной траурной музыки, а ровно через 20 лет она вновь зазвучала, но уже на похоронах автора музыки и в его исполнении, которое, как считали специалисты, было не хуже бернесовского. В музыкальных справочных изданиях указано, что Ян
- Ян Френкель был удостоен звания народного артиста СССР, а до этого он был народным артистом РСФСР и Дагестанской АССР, лауреатом Государственной премии СССР и кавалером ордена Дружбы Народов.
VII. Группа творческого мастерства
Учитель:
Во время поездки в Японию Расул Гамзатов увидел памятник белым журавлям в Хиросиме, и ему рассказали и историю о девочке, ставшей жертвой последствий ядерной бомбардировки, которая хотела вырезать из бумаги тысячу журавликов, и не успела этого сделать. Поэт был потрясен ее смертью. Тогда же, в Японии он получил телеграмму, в которой сообщалось о кончине его матери. Гамзатов вылетел в Москву, и в самолете, думая о матери, вспомнил умершего отца и погибших на войне братьев. И еще он думал о хиросимской девочке с бумажными журавликами. Так родилось стихотворение, которое начиналось этими строчками:
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей...
Ян Френкель и Расул Гамзатов позже стали близкими друзьями, и Френкель много раз после этого ездил в Дагестан, бывал в Махачкале и в горных аулах, где его встречали как желанного гостя.
- Послушайте ученицу 10б класса Мадину, которая исполнит песню «Журавли» на аварском языке.
- А теперь Мадина споет эту песню на русском языке. Творческая группа 5а класса для вас исполнит небольшую танцевальную композицию «Журавли».
VIII. Затейники:
Учитель:
- Ребята, предлагаю вам исполнить мечту маленькой хирасимской девочки и приготовить бумажных журавлей. Мы займемся оригами. Смотрите и повторяйте за мной.
IX. Вопросы на повторение:
Учитель:
- В каком селе родился Р. Гамзатов?
- Кто был его первым учителем?
- В каких учебных заведениях учился поэт?
- Назовите произведения Р. Гамзатова.
- Кто из композиторов писал музыку к его произведениям?
- Назовите дагестанского композитора?
X. Рефлексия.
Учитель:
- Вот и заканчивается наш урок по творчеству Р. Гамзатова. Надеемся, что каждый из вас нашел что - то новое и интересное. Огромное вам спасибо за активное участие, усердие, за старание. Вы все сегодня потрудились на славу, а поэтому я с огромным удовольствием поставлю вам высокую оценку за работу на уроке.
XII.Домашнее задание: Подготовиться к уроку – концерту по творчеству Р.Гамзатова, выучив любое его стихотворение наизусть.