Окружающий мир 2 класс
Тема: Горные экосистемы.
Цель урока: способствовать получению новой информации о горных экосистемах.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний:понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительныйотбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания:находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем источниках.
- Добывать новые знания:извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Регулятивные УУД
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать иформулироватьучебнуюпроблему совместно с учителем
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные УУД
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать ипонимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Личностные УУД
- Высказывать свое отношение к изучаемому материалу.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация «Горные экосистемы», учебники
Ход урока
Актуализация знаний (слайд 1 изображение природы Коми края)
- К нам на урок прилетел еще один гость. (слайд 2 Мюнхгаузен) Вы его узнали?
- Он очень любит путешествовать. Вот пожаловал в наш Коми край. Карту с собой прихватил и хочет узнать как можно больше о нашей республике. Поможем ему?
Интерактивное средство «Сортировщик текста» ( SMART Notebook)
Столица РК | Города РК | Природные зоны РК |
Вставить слова по смыслу: Сыктывкар, Ухта, Воркута, Инта, Емва, Вуктыл, Печора, Усинск, Сосногорск, Микунь, тундра, тайга.
Столица РК | Города РК | Природные зоны РК |
Сыктывкар | Воркута Инта Усинск Печора Емва Вуктыл Сосногорск Микунь Ухта | Тундра тайга |
Спасибо говорит вам Мюнхгаузен. (слайд 2 с изображением М.) Но он приготовил вам еще один вопрос.
Куда нужно отправиться в республике, чтобы понаблюдать несколько природных зон? Знаем мы ответ на этот вопрос? Этот вопрос является для нас проблемным? Значит, что мы должны сделать? (решить проблему)
- Какими способами вы предлагаете это сделать? (интернет, энциклопедии, спросить у старших…)
- А может у вас есть какие-то свои предположения?
- Ребята, у нас на уроке много гостей. Они очень умные и образованные. Вы ничего не хотите предложить? (давайте у них спросим)
- Помогите нам, пожалуйста, дорогие гости. Что это за место? (горы)
- Спасибо вам. Ребята, это действительно горы. А как называются горы в РК, в которые мы отправим Мюнхгаузена? (Уральские) слайд 3
- Ребята, вы уже догадались какова тема нашего урока? (горы)
- Откройте учебники на странице 42. Прочитайте тему урока. (горные экосистемы) слайд 4
- Что вас удивило? Какую цель вы определите? ( Узнать новую информацию о горных экосистемах)
- Перечислите известные вам природные зоны Земли. (ледяные пустыни, тундра, лесная зона, степь, пустыня)
- В чем причина смены природных зон?
- Правильно, природные зоны сменяют друг друга от изменения климата.
На странице 42 обратите внимание на картинки, на одной показано как Лена греется на песке, а в это время Маша летит в самолете, за бортом которого холоднее, чем зимой. Почему на большой высоте так холодно? (земля нагревается , а воздух нет)
- Напрашивается еще один вопрос.
- Почему земля нагревается сильнее, чем воздух? Затрудняетесь? Найдите ответ на вопрос в учебнике.
- Итак, солнечные лучи проходят сквозь воздух, а землю прогревают так, что тепло начинает идти от земли, поднимаясь вверх.
- То же самое происходит в горах. Слайд 5
- Посмотрите в учебнике, как располагаются природные экосистемы в горах? (с.43) С каким новым понятием вы познакомились? (высотные пояса) А что это такое? Как вы думаете, почему появилось такое название? (чтобы не путать с природными зонами на земле).
- А теперь я предлагаю поработать вам в парах. Выясните, где находятся Миша и Лена.
- У всех получилось выполнить задание? Молодцы!
- Давайте подведем небольшой итог. Что происходит в горах? (образуется высотная поясность)
- Почему это происходит? (из-за перемены климата – чем выше, тем холоднее)
- Хорошо. Мы дали характеристику неживой природе. Но ведь экосистема – это содружество живой и неживой природы. Согласны? Что еще нам предстоит сделать.(описать живую природу гор)
- Времени, к сожалению, остается немного. Чтобы все успеть, поработаем в группах.
Каждая группа получает конверт с заданием. Прежде чем открыть его и начать работу, давайте вспомним правила работы в группе. Для выступления выберите одного человека.
- Приступайте к работе. Время ограничено. Желаю успехов! Не забывайте, что итогом вашей работы станет заполнение оценочного листа.
1 группа
Рассказать об альпийских лугах.
- Что такое альпийские луга?
- Как приспособились к жизни в горах растения?
2 группа
Рассказать о животном мире гор.
- Назвать некоторые виды животных.
- Как приспособились к жизни в горах?
3 группа
Самая высокая точка Уральских гор
Рассказать о неживой природе Уральских гор
4 группа
Рассказать о живой природе Уральских гор.
Назвать зверей.
Назвать птиц.
Группы выступают, задаются вопросы по выступлению, справилась ли группа с заданием.
Принимал активное участие в работе группы. | ||
Принимал участие в работе группы, но мог работать лучше. | ||
Не принимал участие в работе группы. |
Просигнальте каждый, как вы себя оценили.
Спасибо.
Подведем итог урока.
Какова была цель урока? (смотри на доску)
Кто запомнил что-то особенное? Как вы думаете, понравится Мюнхаузену в Уральских горах. А что именно может ему там понравиться, мы узнаем на следующем уроке.
Домашнее задание: написать небольшой рассказ о том, что могло понравиться больше всего в Уральских горах Мюнхаузену.
Приложение 1.
Уральские горы.
Уральские горы находятся на северо-западе России.
Они лежат между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами.
Длина Уральского хребта - более
Самая высокая точка Урала - гора Народная (
На Урале много бурных рек и ручьев, берущих начало у ледников и озёр. В горной области Урала насчитывается 3327 озёр общей площадью. Большое Щучье озеро - самое глубокое озеро Урала. Его глубина до
Вода в реках очень чистая и прозрачная. Обычно дно видно на глубине 5-
На Урале добывается нефть, природный газ, уголь, горючие сланцы, торф.
Урал выделяется большими запасами разнообразных ресурсов цветных металлов. Это и медные руды, и цинковые, и никелевые.
Высшая точка — гора Народная (
Хребет очень богат минералами, включая железо и медь.
http://smotret-mir.ru/planeta-zemlya/skandinavskie-gory.html В центральных районах Урала смешанные леса, состоящие из елей, пихты и березы извилистой, поднимаются до высоты около
Выше этого уровня располагается узкий пояс березы и сибирской лиственницы, переходящий в луга с кое-где разбросанными березовыми рощами. Этот тип растительности сменяется на еще больших высотах карликовыми елями, которые образуют границу древесной растительности между высотами 1000 и
Затем появляются пустоши с альпийской флорой, включая такие растения, как лютик снеговой, альпийский василистник и лапландская диапенсия.
На Северном Урале, южнее тундры, условия существования совсем иные. Уральские горы у своего подножия имеют влажную землю. Здесь низменности тайги уступают еловому лесу со мхами, с вкраплениями рябины и сибирской кедровой сосны.
Эти леса поднимаются по склонам до высот 400−500 метров, и, поскольку таежная фауна следует за ними, мы встречаем в еловых лесах Урала большое число таежных животных: например, глухаря, рябчика и белую куропатку.
Следующая ступень вверх — вертикальная зона высотой около 300 метров, содержащая луговые березовые леса с значительным включением ели, пихты и даже лиственницы. Эта зона смешанных лесов является пределом распространения лесов по высоте.
На высоте около 700 метров она переходит в пустоши, а на всех сырых местах растут мхи и трава. В некоторых районах Северного Урала растет только горная береза, образуя чисто березовые леса, сходные с лесами такого пояса в Скандинавии.
В этих березовых лесах, а также в более высоко расположенных еловых лесах мы встречаем черногорлую завирушку — это единственное место ее обитания в Европе.
Пеночка-таловка также попадается в этой зоне, хотя ее основное место обитания — хвойный лес. Над кустарниками и моховой пустошью берет верх тундра — скалистая ровная возвышенность, покрытая мхами и лишайниками. Здесь произрастает ветреница трехлистная, а среди камней и валунов живут куропатки.
Животный мир
Фауна Урала слагается из трех основных комплексов: тундрового, лесного и степного. Вслед за растительностью северные животные в своем распространении по Уральскому горному поясу продвигаются далеко на юг. Достаточно сказать, что на Южном Урале еще недавно обитал северный олень, а в Оренбургскую область до сих пор иногда заходит из горной Башкирии бурый медведь.
К типичным тундровым животным, заселяющим Полярный Урал, относятся северный олень, песец, копытный лемминг, полевка, летом много водоплавающей птицы (утки, гуси).
Лесной комплекс животных лучше всего сохранился на Северном Урале, где он представлен таежными видами: бурый медведь, соболь, росомаха, выдра, рысь, белка, бурундук; из птиц — рябчик и глухарь.
Распространение степных животных ограничено Южным Уралом. Как и на равнинах, в степях Урала много грызунов: суслики, большой тушканчик , сурок, степная пищуха, обыкновенный хомяк, обыкновенная полевка и др. Из хищников обычны волк, лисица корсак, степной хорь. Разнообразны в степи птицы: степной орел, степной лунь, коршун, дрофа, стрепет, сокол-балобан, серая куропатка, журавль-красавка , жаворонок.
Приложение 2.
Лист самооценки
Принимал активное участие в работе группы. | ||
Принимал участие в работе группы, но мог работать лучше. | ||
Не принимал участие в работе группы. |
Лист самооценки
Принимал активное участие в работе группы. | ||
Принимал участие в работе группы, но мог работать лучше. | ||
Не принимал участие в работе группы. |
Лист самооценки
Принимал активное участие в работе группы. | ||
Принимал участие в работе группы, но мог работать лучше. | ||
Не принимал участие в работе группы. |